Саломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями (Пер. с англ.) //Дефектология. - 1998.- N 2




 

Дети с сенсорными нарушениями и тяжелой патологией развития, которые до последнего времени считаются во многих случаях необучаемыми, начинают получать квалифицированную помощь педагогов и других специалистов и в пашей стране. Факт отрадный, но беспокоит практическое отсутствие пособий для специалистов по обучению таких детей. Добиться минимального прогресса в развитии ребенка с грубыми множественными нарушениями возможно только при создании детально структурированной программы обучения насущным жизненным навыкам.

 

Даже если при множественных поражениях у ребенка есть остаточный слух и (или) зрение, то в силу грубых нарушений такой человек не может дифференцировать поступающую сенсорную информацию и не умеет адекватно использовать ее. Этому необходимо специально обучать. Вышедшая в 1995 году книга Фло Лофорн— хорошее подспорье педагогам и родителям в этом нелегком труде. К сожалению, пока данное пособие не переведено на русский язык и может быть доступно очень ограниченному кругу читателей. Тем не менее мы постараемся представить возможно более полную информацию о содержании пособия и привести примеры, которые вдумчивый и творчески работающий педагог с успехом сможет применить в повседневной работе, видоизменив некоторые положения в соответствии с реальной ситуацией и уровнем развития конкретного ребенка.

Фло Лофорн в течение многих лет работала с детьми, имеющими серьезные трудности в обучении. Она преподавала в Великобритании и в США. Фло разработала программу развития чувств, когда работала в Рен Спинен Школе (Кеттеринг, Нортамнтоншир, Великобритания), а в ответ па настойчивые просьбы педагогов опубликовала об этом книгу. В настоящее время Фло Лофорн является независимым консультантом по обучению детей с грубыми множественными нарушениями в Великобритании и США.

Первое издание книги было осуществлено в 1984 г. частным образом. В дальнейшем книга выдержала два переиздания (1988, 1992) в известной серии «Гуманитарные горизонты». И вот перед нами третье издание — 1995 года в этой же серии.

Книга состоит из 10 глав и трех приложений (образцы бланков для проведения оценки продвижения учеников в ходе работы по предлагаемой программе).

 

Автор разъясняет, что под термином «очень специальный ребенок» и «очень специальный человек» подразумеваются дети и подростки, имеющие тяжелые множественные нарушения, часто сопряженные с поражением сенсорных и двигательных систем. Люди с такого рода нарушениями обычно не в состоянии воспринимать, манипулировать и (или) реагировать на окружающую их среду с тем, чтобы через такое взаимодействие осваивать эту среду, т.е. учиться.

 

В основном программа рассчитана на младших дошкольников, но автор в каждом разделе книги специально останавливается на возможностях определенных изменений содержания обучения при работе с более старшими воспитанниками: младшими школьниками и подростками. Особо подчеркивается соответствие содержания возрасту ученика.

 

Во вступительной главе (гл. 1) автор подчеркивает, что Программа сенсорного развития является составной частью общей программы обучения и воспитания детей в данном учреждении. Сенсорное развитие в целом выступает необходимой базой для дальнейшего обучения ребенка с особыми нуждами. Автор обращает внимание, что программа сенсорного развития ни в коей мере не должна выстраиваться изолированно от общей стратегии обучения, а являться хорошо сбалансированным инструментом индивидуального подхода к каждому ребенку с целью подготовки его к восприятию общей программы обучения.

 

В этой же главе автор предлагает различные варианты оборудования «цепочки сенсорных зон» в одной классной/игровой комнате, при этом подчеркивается возможность многофункционального использования как самих этих «зон», так и учебно-развивающих материалов. Например, разумно оборудовать уголок по развитию чувства вкуса и обоняния в той части комнаты, где дети обычно завтракают и обедают; «зоной» для обучения тактильному восприятию с успехом может служить уголок с цветами и комнатными животными.

Название главы 2 — «Разработка программы по зрительной стимуляции и создание банка зрительных предпочтений». «Очень специальный ребенок», даже если и обладает зрением (или остатками его) часто не умеет им пользоваться для ориентировки в окружающем пространстве. Поэтому основной целью данного раздела программы является стимулирование зрительного восприятия ребенка до такой степени, чтобы ученик мог спонтанно пользоваться зрением и оценивать окружающую его обстановку.

 

Поскольку способность эффективно использовать зрение тесно связана с другими необходимыми навыками (например, координация движений руки и глаза), в данном разделе программы можно поставить перед собой какие-либо из следующих конкретных задач: выработка ответов на различные стимулы; принятие различных видов стимуляции; развитие движений «рука к глазу»; координация движений для доставания предмета или схватывания его; развитие зрительной памяти; простое различение и др.

 

Прежде чем составлять подробный план по развитию зрительного восприятия, необходимо тщательно изучить состояние этой функции у данного ребенка. Следует обратить внимание на реакции воспитанника при действиях руками, реакции на световые раздражители и на лицо человека. В этой работе помогут не только наблюдения, самого педагога, но и беседы с родителями, коллегами по работе и другими специалистами.

 

Все необходимые материалы и оборудование собираются в так называемый «банк

 

зрительных предпочтений». Фло Лофорн предлагает учебные материалы для работы с каждым учеником хранить в отдельных ящичках (коробочках) в недоступном для детей месте. Хорошо, если материалы сгруппированы по основным разделам. Например, эти разделы могут включать: блестящие предметы; зеркала; разноцветные лампочки; призмы; вспышки; картинки с человеческими лицами; флюоресцирующие материалы; рефракционные материалы; компьютерные программы (графика) и др.

 

Одним из специально оборудованных мест для работы над зрительной стимуляцией может стать так называемая «темная комната». Темная комната — это помещение, оборудованное светонепроницаемыми материалами таким образом, что внутри него можно работать только с контролируемыми источниками света.

В темной комнате должна быть хорошая вентиляция. Хорошо, если пол устлан ковром или другим мягким покрытием для возможной работы на полу. Все материалы должны быть собраны в специально подготовленные ящички, которые нужно расставить таким образом, чтобы их было легко найти в темноте. Стены комнаты могут быть оклеены различными материалами: одна стена — фольгой, другая — белой бумагой, третья, например, темной — черной или темно-зеленой — тканью. Все это делается с целью использования различных световых эффектов на различном фоне. Учебные материалы и оборудование могут быть сгруппированы по тем же разделам, что и для работы в обычном помещении.

 

Глава 3 называется «Разработка программы по развитию вкусовых ощущений и создание банка вкусов». Вкусовые ощущения обычно различаются как соленое, горькое, кислое и сладкое. Мы чувствуем вкус благодаря действию вкусовых клеток, находящихся на языке. У детей вкусовые клетки располагаются также и на внутренней стороне щек.

 

Проблема развития вкусовых ощущений особенно остро встает у тех «очень специальных детей», у которых нарушен процесс кормления/приема пищи: опыт вкусовых ощущений чрезвычайно беден из-за ограниченного количества видов принимаемой пищи. Более того, недостаточная стимуляция языка и других органов внутри ротовой полости в процессе питания на ранних этапах развития может сказываться на развитии общения (в силу определенного недоразвития артикуляционного аппарата).

 

Предполагается, что программа по развитию вкусовых ощущений тесно связана с программой по обучению навыкам приема пищи. Поэтому педагоги, работающие с данным воспитанником по обеим программам, должны осуществлять процесс обучения в тесном контакте. Большое значение в развитии вкусовых ощущений играет также работа по стимулированию обоняния, так как восприятие запахов продуктов перед их употреблением стимулирует как собственно процесс восприятия вкуса, так и процессы различения и ассоциации вкусовых и запаховых раздражителей.

Основной целью реализации программы развития вкусовых ощущений должно стать расширение спектра вкусовых ощущений с тем, чтобы максимально способствовать коррекции нарушений в процессе кормления/приема пищи.

 

Как и в предыдущей главе, Ф. Лофорн предлагает педагогу выбрать некоторые из возможных задач, применительно к конкретному воспитаннику: приятие и получение удовольствия от различных вкусовых ощущений в сочетании с запахами; приятие различных «вкусовых букетов»; коррекция процессов кормления/приема пищи; простое различение вкусовых ощущений и т.д.

 

Перед тем, как спланировать работу по этой программе, автор считает необходимым уточнить степень развития вкусовых ощущений у ребенка на данном этапе. Следует выяснить, каким образом ребенок реагирует на основные вкусовые ощущения — кислое, сладкое, горькое, соленое; как он относится к различной температуре приготовленных продуктов и их консистенции. Для регистрации реакций ребенка на различные вкусовые ощущения, например, можно наблюдать за следующими проявлениями: ребенок замирает; отстраняется от предлагаемого продукта; передергивается; двигает губами или зубами; сплевывает; открывает/закрывает рот и т.п.

 

При сборе предварительной информации о наличном уровне развития вкусовых ощущений следует обратиться за дополнительными сведениями к родителям ребенка, педагогам и другим специалистам, работающим с ним по иным дисциплинам.

 

«Банк вкусов» — это методическая база для реализации программы развития вкусовых ощущений. Рациональнее разместить уголок для работы по этой программе у столовой или той части учебной/игровой комнаты, где дети обычно обедают. Собранные в банке вкусов материалы должны храниться в чистых закрытых контейнерах, на всех продуктах обязательно проставляется срок годности.

 

Все необходимые материалы могут быть подразделены на три основные подгруппы: 1) группа основных вкусовых ощущений (соленое, кислое, сладкое, горькое); 2) группа дополнительных вкусовых ощущений {острое, фруктовые вкусы, сухофрукты, лекарственные растения и т.д.); 3) группа продуктов различной консистенции (кремы, жидкости, пюре, вязкие продукты, твердые и жидкие продукты и т.д.). Например, в секцию вязких сладких продуктов можно подобрать: мед, шоколадный крем типа Нутелла, джем, йогурт.

Глава 4 — «Разработка программы по развитию обоняния и создание банка запахов».

 

В первом разделе главы автор обосновывает необходимость развития чувства обоняния: чувствительные к запахам (обонятельные) клетки (рецепторы) в носу могут реагировать на различные запахи, давать новую информацию, а также пробуждать воспоминания. Например, запах табака может напомнить о хорошем знакомом; запах шерсти оживит в памяти образ любимой собаки; аромат лаванды напомнит о любимой бабушке; запахи готовящегося супа или бифштекса — о приближающемся обеде.

 

Развитие чувства обоняния тесно связано с программой по обучению навыкам питания. Питание часто является сложной проблемой для «очень специальных детей». Сочетание ощущений вкуса и запаха чрезвычайно важно в обучении маленького ребенка с тяжелыми множественными нарушениями элементам питания: жевания, проглатывания и т.п.

 

При определении целей и задач для каждого ребенка в индивидуальном порядке можно выделить одну-две задачи из следующего списка: развитие осведомленности о различных запахах; простое различение запахов; начальные этапы в запоминании, припоминании и узнавании запахов; «топография» запахов (т.е. запах мыла соотносится с ванной комнатой; запах красок и глины — со школьной художественной мастерской; запах древесных опилок — с клеткой с кроликами в живом уголке) и т.д.

 

Все запахи предлагается для начальных этапов обучения разделить на семь больших групп; приятные, неприятные, знакомые, незнакомые, запахи человеческого тела, домашние запахи и «топографические» запахи.

 

Для того чтобы составить индивидуально ориентированную программу по каждой из выше перечисленных групп запахов, необходимо выяснить реакции воспитанника на тот или иной запах. Например, при восприятии запаха ребенок тянется или отстраняется от предлагаемого к восприятию запаха, реагирует или остается безразличным к приятным запахам; наблюдаются изменения в мимике и в движениях всего тела и т.п.

 

Следующий раздел специально посвящен индивидуализации программы развития обоняния. Прежде всего, указывается ведущая роль семьи в получении данных об уже сформировавшемся уровне восприятия запахов, предпочтениях и реакциях на те или иные запахи. Родители и близкие могут и должны стать первыми помощниками учителю в работе над любым разделом программы сенсорного развития ребенка с тяжелыми множественными нарушениями. Помимо семьи, учителю большую помощь могут оказать специалисты — логопед, физиотерапевт, диетолог, ароматерапевт и др. Они подскажут, какое положение наиболее удобно для ребенка во время занятия, какое оборудование и материалы особенно необходимы в работе с конкретным ребенком.

Фло Лофорн указывает, что при внимательном наблюдении за ребенком педагог может получить подсказку и от самого ребенка. Конечно, это не будет детский монолог, четко и ясно описывающий предпочтения ученика. Скорее всего этот ребенок говорить не умеет. Но подаваемые ребенком знаки внимательный учитель сможет успешно интерпретировать.

 

Банк запахов является методической базой для реализации программы. Задача создания банка — предоставление возможно более богатого опыта в восприятии запахов. Для каждого ребенка создается отдельный комплект материалов в зависимости от индивидуальных целей обучения. До начала работы с теми или иными пахучими материалами следует обратиться к медицинским работникам школы и получить достоверную информацию о безопасности данных запахов для конкретного ученика (во избежание, например, аллергических реакций или случаев интоксикации).

 

Все материалы в банке запахов предлагается классифицировать по следующим группам: духи и одеколоны; медикаменты; специи; ароматические средства личной гигиены; ароматические средства для приема ванны и душа; ароматические средства, вызывающие чихание; ароматические средства, используемые для уборки помещений; лекарственные растения; предметы одежды и кожаные изделия; запахи, ассоциируемые с мужчиной и женщиной.

 

Например, в группу материалов, вызывающих чихание, войдут перец, нюхательный табак, бальзам, некоторые острые приправы и т.п. А в группу материалов, используемых при приеме ванны или душа, можно включить ароматические соли, различные виды пены для ванны, брикеты пахучих лекарственных трав, гели для тела, шампуни и бальзамы для волос и т.д.

 

Поскольку занятие с ребенком, имеющим грубые множественные физические нарушения, проходит в системе 1:1 {один педагог на одного ученика), целесообразно пригласить ассистента, который мог бы вести протокол занятия или проводить видеосъемку для последующего детального анализа работы.

 

Прежде чем начать занятие, ребенку нужно сообщить (в доступной для него форме), куда и зачем он направляется и что там будет происходить. Следует уделить особое внимание тому, чтобы и ученик и педагог заняли удобное место для работы (совсем не обязательно за партой, можно разместиться и на мягком ковре или в уютном кресле). Прежде чем предъявить ребенку какой-либо аромат, ученику следует дать пояснения, что именно сейчас он будет обонять. Если в данном случае изучается запах какого-либо съедобного предмета, например, апельсина или укропа, необходимо дать попробовать этот продукт и соотнести оба восприятия. Автор рекомендует не жалеть времени на то, чтобы ребенок смог в достаточной степени ощутить тот или иной запах. Хорошо потренировать ученика в прослеживании «движения» ароматов: провести ароматизированной палочкой вверх и вниз относительно лица, обвести палочкой вокруг головы и т.п. По окончании занятия ребенка следует похвалить за хорошую работу, сообщить ему об окончании данного урока и напомнить о следующем по расписанию занятии. Все возможные реакции (или отсутствие таковых), проявляемые ребенком во время урока, необходимо тщательно фиксировать в дневнике наблюдений.

Глава 5 — «Разработка программы по развитию слухового восприятия и созданию банка звуков».

 

«Очень специальные дети» сталкиваются с реальной проблемой в различении устной речи. Помимо этого им сложно не только овладеть устной речью, но и различать основные группы звуков. Тем не менее, определенный опыт в различении звуков дает им возможность лучше ориентироваться в окружающем мире и получать реальное удовольствие от восприятия звуковой картины мира. Различение и понимание определенных групп звуков также важно и для большего осознания себя в окружающей среде.

 

Программа по развитию слухового восприятия, естественно, тесно связана с развитием устной речи. «Очень специальные дети», после длительной работы, могут начать общаться со взрослыми, сначала издавая только отдельные звуки, тем самым создавая индивидуальную, присущую только им систему звукового общения.

 

Основные цели программы развития слухового восприятия — получение более полного знания о наличии различных звуков и понимания их для ориентации в окружающем пространстве и создание базы для дальнейшей работы над формированием речи.

 

Для конкретного воспитанника рекомендуется выделить некоторые из предлагаемых ниже задач: получение удовольствия от воспринимаемых звуков; развитие терпимости к более широкому спектру звуков; коррекцию звуковосприятия; простое различение звуковых сигналов; увеличение спектра движений под определенные звуки; начало общения; умение локализовать и прослеживать движение звука и т.д.

 

При предварительной подготовке к созданию программы следует понаблюдать, каким образом на данном этапе ребенок реагирует на звуковые раздражители: безразличен к издаваемым звуковым сигналам или проявляет определенную степень заинтересованности; реакции на различную громкость, тембр, высоту и ритмичность звуков; степень различения громкости, тембра, высоты и ритмичности звуков; умение прослеживать и локализовывать звук; реакции па знакомые и незнакомые звуковые раздражители и т.п. При определении данных проявлений ребенком полезно проконсультироваться с семьей воспитанника и другими специалистами, работающими с ним, для получения дополнительной содержательной информации. Более того, автор рекомендует педагогам договориться с членами семьи о дальнейшем сотрудничестве в области развития слухового восприятия, предлагая им своеобразные домашние задания: прослушивание записи наиболее любимых мелодий или игры определенных инструментов, разучивание членами семьи и напевание детских песенок, соотнесенных с конкретными режимными моментами, и т.п.

Банк звуков в реализации данной программы является методической базой для работы над слуховым восприятием. Следует обратить особое внимание при организации пространства для работы над слуховым восприятием на размещение уголка для данного вида работы (чтобы не мешать детям, занимающимся, например, в «тихой зоне» или отдыхающим после урока). Все необходимые учебные материалы и оборудование можно подразделить на следующие основные группы: громкие/тихие звуки; барабаны; свистки; колокольчики; шуршащая бумага; вибраторы; механические игрушки; часы и будильники; аудиозаписи и другие. Например, в раздел «Аудиозаписи» можно включить следующие материалы: записи звуков, ассоциируемых с домом, школой, улицей; детские голоса; голоса знакомых взрослых; записи ежедневно повторяемых заданий/указаний; записи детских школьных выступлений; всевозможные музыкальные записи (от фольклорных до джаза, от национальной до коллекций музыки народов мира). Хорошо, если педагоги специально подберут и разучат со всем персоналом и членами семьи детские песенки, которые можно соотносить с выполнением режимных моментов.

 

Глава 6 — «Разработка программы по развитию тактильного восприятия и созданию тактильного банка».

 

«Очень специального ребенка» постоянно трогают, переворачивают, переносят с места на место. Его берут на руки для кормления, переодевания, проделывания определенных гигиенических процедур. В силу тяжелых физических поражений этот ребенок не может по собственной инициативе отказаться от манипуляций, проделываемых с ним. Более того, он часто и не понимает значения тех или иных прикосновений к нему. Ограничения, вызванные тяжелыми нарушениями, не позволяют ребенку самостоятельно исследовать окружающую обстановку и передвигаться в пространстве. Тем не менее существуют пути развития осознания воспитанником тех или иных прикосновений и обогащение его собственного тактильного опыта. В данном контексте особое значение приобретает формирование тактильного банка.

Программа по развитию тактильного восприятия очень тесно связана с обучением ребенка осознанию своего тела. Освоение возможностей тела для воспитанника с тяжелыми нарушениями сопряжено с ограниченным личным опытом использования различных частей тела для достижения тех или иных целей. Чувство боли или ощущение температуры различных предметов поможет, по мнению автора, осознать ребенку, что происходит с его телом в данной ситуации. Поскольку серьезные поражения сказываются на развитии движений в целом, реализация программы призвана стимулировать использование различных средств для обследования объектов и привлечение интереса к тактильному восприятию. Так, ребенок может использовать рот и язык для обследования предметов или руку для знакомства с качественно разными поверхностями.

 

Основной целью программы по развитию тактильного восприятия должно стать развитие осознания ребенком самого себя и его окружения через тактильное восприятие.

 

Как и в предыдущих главах, Ф. Лофорн рекомендует выбрать некоторые из предлагаемых задач для конкретного воспитанника: стимулирование приобретения различных тактильных навыков; простое различение тактильных ощущений; начальные стадии в осознании раз-личных объектов; осознание того, что каждое дотрагивание имеет определенный смысл; развитие понимания значения прикосновения для установления контакта с другим человеком и др.

 

В целом работа по программе может быть подразделена на три основные направления; человеческие прикосновения; объекты с различной фактурой поверхности для тактильного восприятия; тактильный опыт. Так, например, в раздел «человеческие прикосновения» могут быть включены следующие виды работы: физическая стимуляция, пассивный/активный массаж; мультисенсорные прикосновения; массаж пальцев и кистей рук.

 

Перед тем, как составлять конкретный план, необходимо собрать достоверные сведения о наличном тактильном опыте ребенка и его реакциях на любые прикосновения. Например, предлагается понаблюдать, каким образом воспитанник себя ведет во время массажа (как реагирует на массаж различных частей тела; каким образом взаимодействует с медсестрой, проводящей сеанс массажа]. Следует отметить отношение воспитанника к материалам различной текстуры (вязким, липким, шершавым и т.д.). В целом можно выделить следующие реакции:

 

Реакции отказа (вариации реакций):

 

* безразличен к любому типу стимулирования

 

* отказ от физической стимуляции

 

Тип реакции: настораживается замирает

 

изменяет выражение лица

 

передергивает плечами плачет, стонет

 

откидывается всем телом назад крутит головой чешет руки отталкивает от себя

 

Реакции приятия (вариации реакций):

 

* безразличен к любому типу стимулирования

 

* приятие физической стимуляции

 

Тип реакции: настораживается замирает

 

изменяет выражение лица

 

осуществляет некоторое движение навстречу стимулу

 

двигает руками и ногами

 

смеется и (или) улыбается

 

подкатывается поближе к взрослому, производящему стимуляцию

 

Основным средством методического оснащения программы по развитию тактильного восприятия может стать тактильный банк. Уголок для проведения занятий по тактильному восприятию целесообразно оборудовать в той части комнаты, где обычно происходят занятия по ручному труду и изобразительной деятельности. В «тактильной зоне» пригодится ящичек с песком, небольшой «бассейн» с водой для игр, контейнеры с шишками, камешками, сухими листьями и т.п.

 

Все учебные материалы и оборудование тактильного банка можно разделить на две большие группы: 1) секция основных тактильных восприятий (движения по тактильному восприятию, тактильное восприятие объектов, человеческие прикосновения); 2) секция других тактильных восприятий (материалы различной текстуры, вибраторы, различные массажеры, фены и вентиляторы; компьютерные программы, рассчитанные на запуск по тактильной команде, и т.д.).

 

Например, в раздел «Стимулирование кожи» автор рекомендует отнести следующие пособия: крем для рук, массажные перчатки, перья и изделия из перьев, воздушные шарики, клубки хлопчатобумажных и шерстяных ниток, кисти для красок. В раздел «Стимуляция воздухом» могут быть отнесены: фен, воздушные шарики, трубочки для продувания, электросушилка для волос, вентилятор.

Глава 7 — «Чувство собственного тела».

 

В ней рекомендуется в первую очередь обратить внимание на три основные чувства. Кинестетическое чувство (чувство, дающее нам знать о действиях мышц, сухожилий и суставов) связано с осознанием движения тела в целом, ощущением веса, осознанием наличия в целом собственного тела и органов. Висцеральное чувство связано с ощущениями голода, тошноты, сексуальных влечений. Вестибулярное чувство связано с ощущением баланса, положением тела в пространстве, представлением о вращениях и укачиваниях.

 

Через ощущение напряжения одних и релаксации других мышц, через положение костей, сухожилий и суставов человек получает постоянную дифференцированную информацию о положении своего тела в пространстве и о его движениях. В работе с «очень специальными детьми» необходимо особое внимание уделить кинестетическому чувству, которое в этой главе описывается как чувство собственного тела.

 

Поскольку ребенок с особыми нуждами чрезвычайно ограничен в своих движениях, для него представляется особенно трудным исследовать окружающее пространство и собственное тело. Тем не менее очень важно создать такие условия, чтобы ребенок все же имел возможность обучаться через приобретение большего опыта владения собственным телом, При этом, по мнению автора, он должен приобретать данный опыт в большей степени не через то, что «с ним делают», а через собственное «делание». Например, обогащение опыта в различных движениях может происходить в следующих действиях с ребенком: совместное катание на велосипеде-тандеме; различные совместные движения в бассейне; скатывание с горок и катание на лошади и т.п.

 

Программа по развитию осознания собственного тела тесно примыкает к программе по развитию моторных навыков.

 

Основной целью программы является развитие опыта владения собственным телом и движениями и собственное участие воспитанника в накоплении этого опыта. Для реализации данной цели могут быть поставлены следующие задачи: получение удовольствия и приятных эмоций от движений; усиление толерантности (терпимости) к производимым с ребенком манипуляциям; усиление толерантности к расширению двигательного опыта; осознание движений различных частей тела; начальные этапы осознания собственного веса; начальные этапы в осознании движений и т.д.

Поскольку очень трудно установить реальное отношение ребенка к тем или иным движениям или его наличный двигательный опыт, большое значение приобретает тесный контакт со всеми специалистами, работающими с данным воспитанником, и с членами его семьи. Например, следует специально обсуждать со взрослыми малейшие реакции на те или иные манипуляции с ним: выражение лица, двигательные реакции на приближение взрослого, узнавание и распознавание знакомого и незнакомого взрослого, умение прослеживать глазами направление действия и т.п. Для большей эффективности работы по данной программе можно организовать специальные практические семинары для членов семьи ребенка, где обучать их работе по каждому направлению программы в домашних условиях.

 

При работе по программе развития чувства собственного тела Фло Лофорн советует запастись следующим оборудованием: одеяла различной текстуры; комнатные батуты; «бассейн» с шариками; различные качели и качалки; кольца и большие мячи; лошади-качалки; водный матрас; подушки и маты и т.д. При этом совместно с педагогом ребенок будет обучаться прыгать, раскачиваться, плавать, кататься верхом, танцевать, бегать, крутиться и вертеться.

 

В остальных главах автор доходчиво показывает возможности сочетания и объединения средств и методов развития различных сенсорных систем с точки зрения комплексного подхода к данному виду обучения.

 

Книга Фло Лофорн позволяет варьировать подходы в зависимости от конкретных целей сенсорного развития и возрастных особенностей ребенка. Прекрасно написанная, она дает в руки педагогу тонкий и хорошо структурированный инструмент для работы с самыми тяжелыми случаями нарушений у детей. Такая книга вполне могла бы стать настольной книгой любого, кому небезразличны проблемы воспитания детей с грубыми множественными нарушениями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: