Общие правила проведения занятий




Программа по развитию и коррекции

Эмоционального мира дошкольников

Лет

Автор-составитель И.А.Пазухина.

Пояснительная записка.

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ре­бенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется не­достаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особен­ностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто на­ходятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять сво­ими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, ослож­нениям в общении со сверстниками и взрослыми.

Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно на­учить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мыс­ли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современ­ного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, рас­крашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приво­дит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Для решения этой задачи и создана система работы по разви­тию эмоциональной сферы «Давай познакомимся!».

Основная ее цель — повысить осознание ребенком своих эмоцио­нальных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

® способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осозна­вать свои характерные особенности и предпочтения;

® развивать навыки социального поведения, чувство принадлеж­ности к группе;

© помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;

объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

® учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

® воспитывать заботливое отношение к животным, учить пони­мать их настроение;

® вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способ­ствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; кор­ректировать его нежелательные черты характера и поведения;

® развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Предлагаемая система рассчитана на работу с детьми 4—6 лет. В создании этой книги неоценимую помощь автору оказали мно­гие специалисты, чьи произведения указаны в списке использованной литературы. Труды этих авторов, творчески переработанные и офор­мленные в определенную систему, легли в основу данного пособия.

Общие правила проведения занятий

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 за­нятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовитель­ная группы (по 22 занятия в год).

Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубля­ется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой программе.

Занятия с подгруппой детей (5—6 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).

Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно распо­лагаться и передвигаться.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:

® развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);

® упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);

® этюды;

® рассматривание рисунков и фотографий;

® чтение художественных произведений;

® рассказ психолога и рассказы детей;

® сочинение историй;

® беседы;

® моделирование и анализ заданных ситуаций;

® слушание музыки;

® рисование;

® мини-конкурсы, игры-соревнования.

Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает вза­имопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок — итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместно­го выполнения ребенком и родителями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: