Краткая характеристика разделов




Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 раз­делов. При работе по этим разделам происходит постепенное пси­хологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка на­чинает расширяться: в него включаются другие люди (ровеснцки и взрослые). Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребе­нок учится определять настроения, владеть своими чувствами. Затем в мир ребенка входят животные. Они по праву занимают одно из важных мест в его жизни и постепенно подводят к самому сложному — пониманию своего места в семье и своих взаимоотно­шений с близкими.

Раздел 1. «Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на раз­витие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мы­шечные и эмоциональные ощущения.

Раздел 2. «Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие раз­ные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчи­ки и девочки»). В этом разделе представлены игры и упражнения, на­правленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

Раздел 3. «Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»). Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распо­знавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Раздел 4. «Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Общение с животным»). Здесь собраны игры и упражне­ния, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразитель­ные средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.

Раздел 5. «Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и пони­мание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно­правного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

В конце каждого годового курса проводятся итоговые занятия (темы: «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу»). Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимиза­цию самооценки ребенка.

 

Тематический план занятий

Раздел Темы занятий Время проведения
1. Я и Я «Тайна моего имени» «Автопортрет» «Мой внутренний мир» «Мой любимый сказочный герой» 1- я неделя ноября 2- я неделя ноября 3- я неделя ноября 4- я неделя ноября
2. Я и другие «Мы так похожи» «Мы такие разные» «Язык жестов и движений» «Давайте жить дружно» «Мальчики и девочки» 1- я неделя декабря 2- я неделя декабря 3- я неделя декабря 4- я неделя декабря 2-я неделя января
3. Я и мои эмоции «Радость» «Удивление» «Страх» «Гнев» «Горе» «Интерес» «Наши эмоции» (итоговое занятие по разделу) 3- я неделя января 4- я неделя января 1- я неделя февраля 2- я неделя февраля 3- я неделя февраля 4- я неделя февраля 1-я неделя марта
4. Я и животные «Мой ласковый и нежный зверь» «Общение с животным» 1. я неделя марта 2. я неделя марта
5. Я и моя семья «С кем я живу» «Правила домашнего этикета» 4-я неделя марта 1-я неделя апреля
Итоговые годовые занятия «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу!» 2- я неделя апреля 3- я неделя апреля
ИТОГО 22 занятия

Раздел 1. «Я и Я»

Задачи

Средняя группа

® Способствовать осознанию ребенком своего имени.

® Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки.

® Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).

© Формировать адекватную самооценку.

Старшая группа

© Способствовать самопознанию ребенка (обучение детей само­наблюдению, пониманию и принятию своих чувств).

© Учить детей описывать свои желания и чувства.

© Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощу­щения.

© Помогать ребенку поверить в свои силы.

© Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании.

Подготовительная группа

© Способствовать психическому и личностному росту детей.

© Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я».

© Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.

© Помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноцен­ному развитию детей.

© Гармонизировать притязания ребенка на социальное простран­ство его личности (права и обязанности).

Содержание занятий

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Тема «Тайна моего имени»
1.Игра «Паровозик с именем» 2.Игра «Поем имя» 3.Игра «Колоколь­чик» 4.Игра «Потерялся мальчик» 5.Игра «Соседи» 6.Игра «Ветер шеп­чет имя» 7.Оформление листа «Меня зовут...» 1.Чтение стихотворений М. Вла- димова «Был в старину такой обычай», Е. Долматовского «Октябрины» 2.Игра «Эхо» 3.Игра «Маленькое имя» 4.Беседа «Имена своих друзей» 5.Игра «Объясни имя» 6.Игра «Ласковое имя» 7.Конкурс «Кто знает больше имен» 8.Оформление личной ви­зитной карточки 1.Беседа с детьми об именах, чтение стихотворения В. Бо­кова «Дарья» 2.Беседа «Что означает мое имя» 3.Игра «Имя растет» 4.Игра «Взрослое имя» 5.Игра «Цветок-имя» 6.Игра «Мы очень любим» 7.Игра «Имя шепчут волны» 8.Сказка: придумывание сказки о человеке с опорой на звуча­ние и значение имени 9.Рисунок «Ромашка с именем»

 

 

Окончание табл.

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Тема «Автопортрет »
1.Чтение стихотворе­ния Н. Найденовой «Наши полотенца» 2.Упражнение «Вы­бери картинку» 3.Игра «Дотронься до...» 4.Игра «Мишка и кукла» 5.Рисунок «Живая рука» 1.Чтение стихотворения Р. Сефа «Еще одно эхо» 2.Игра «Радио» 3.Игра «Ветер дует на...» 4.Рассказ про девочку Катю (по произведению Е. Пермяка «Про нос и язык») 5.Рисунок «Мой портрет» 1.Чтение отрывка из сказки А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 2.Игра «Составь фоторобот» 3.Игра «Найди друга» 4.Игра «Встань по порядку» 5.Игра-ассоциация «На кого я похож» 6.Ролевая игра «На границе»
Тема «Мой внутренний мир >
1.Беседа «Мой внут­ренний мир» 2.Игра «Клубочек» 3.Упражнение «На­зови свои сильные стороны» 4.Игра «Мой зверь» 5.Игра «Кто это?» 6.Чтение стихотворе­ния А. Барто «Я вы­росла» 7.Рисунок «Моя лю­бимая игрушка» 1.Упражнение «Слушаем себя» 2.Игра «Свет мой, зеркальце, скажи!» 3.Игра-разминка «Ветер дует на...» 4.Игра «Знакомство-представ­ление» 5.Рисунок «Мне это нравится» 1.Беседа «Мой внутренний мир» 2.Упражнение «Солнечный зай­чик» 3.Игра «Выдуманная биогра­фия» 4.Игра «Угадай, кто я» 5.Рисунок «Ладошка»
Тема «Мой любимый сказочный герой »
1.Чтение стихотворе­ния Ю. Мориц «Пе­сенка про сказку» 2.Игра «Колобок» 3.Игра-упражнение «Сказочные зайцы» 4.Рассказ детей «Моя любимая сказка и мой любимый ска­зочный герой» 5.Игра «Хоровод сказочных героев» 6.Рисунок «Подарок сказочному герою» 1.Чтение русских народных присказок 2.Игра «Хоровод сказочных ге­роев» 3.Загадки про сказочных геро­ев 4.Игра «Любимый сказочный герой» 5.Придумывание сказки со все­ми любимыми сказочными ге­роями детей 6.Рисунок «Мой любимый ска­зочный герой» 1.Чтение отрывка из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людми­ла» 2.Игра «Знакомство со сказоч­ным героем» 3.Упражнение «Расскажи сти­хотворение голосом сказочного героя» 4.Игра-пантомима «Кто здесь кто?» 5.Рисунок «Карнавал сказоч­ных героев»

Раздел 2. «Я и другие»

Задачи Средняя группа

® Предотвратить возможность возникновения у детей социаль­ной дезадаптации.

® Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.

© Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ре­бенку почувствовать себя более защищенным.

® Дать представление о внешности и манере держаться у предста­вителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.

Старшая группа

© Расширить представления детей о различных способах комму­никации с окружающими.

© Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

© Сформировать позитивное отношение к сверстникам.

© Учить детей понимать собеседника по выражению лица, поло­жению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.

© Учить понимать различия между мальчиками и девочками в ос­новных чертах характера и поведения.

Подготовительная группа

© Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию).

© Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

© Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

© Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой дея­тельности.

 

Содержание занятий

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Тема «Мы так похожи»
1.Упражнение «Чем я по­хож на соседа справа» 2.Игра «Обезьянки» 3.Игра «Люблю — не лю- [ блю» 4.Игра «Превращения» 5.Игра «Волшебник» 1.Игра «Ассоциация» 2.Игра «Подарок» 3.Игра «Мыльные пузыри» 4.Игра «Конкурс хвастунов» 5.Игра «Комната смеха» 6.Игра «Доброе животное» 1.Чтение отрывка из стихо­творения С. Маршака «Где тут Петя, где Сережа?» 2.Игра «Ветер дует на...» 3.Игра «Снежная королева» 4.Игра «Елочка» 5.Игра «Зеркало» 6.Игра «Волшебник» 7.Игра «Озвучивание»
Тема «Мы такие разные»
1.Чтение стихотворения «Посмотри на эти лица!» 2.Игра «Клубочек» 3.Игра «Я люблю» 4.Игра «Дотронься до...» 5.Игра «Я умею» 6.Игра «Что не так» 7.Игра «Кто это?» 1.Игра «Башенка из игру­шек» 2.Игра «Мы — разные» 3.Игра «Заяц-хваста» 4.Игра «Спиной друг к дру­гу» 5.Игра «Испорченный теле­фон» 6.Игра «Знакомство-пред- ставление» 7.Игра «Встань на его место» 1.Игра «Интервью» 2.Игра «Поздравляю» 3.Игра «Я взрослый» 4.Игра «Мое будущее» 5.Игра «Угадайка» 6.Игра «Испорченный теле­визор» 7.Игра «Фоторобот» 8.Рисунок «Загримируй ли­цо человека»
Тема «Язык жестов и движений»
1. Игра «Покажи руками» 2. Игра «Походки» 3. Игра «Игрушки» 4. Игра «Расскажи стихи руками» 5. Игра «Расскажи сказку без слов» 6. Этюды: «Это я! Это мое!», «Тише!», «До сви­дания!» 1. Беседа «Как можно об­щаться без слов» 2. Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет род­ного края» 3. Игра «Через стекло» 4. Упражнение «Артисты пантомимы» 5. Упражнение «Расскажи стихи руками» 6. Игра «Кто я?» 7. Игра «Заколдованный ре­бенок» 8. Игра «Говорящая рука» 1. Игра «Иностранец» 2. Игра «Березки» 3. Игра «Волшебный кар­ман» 4. Игра «Цирк» 5. Игра «Изобрази сказку» 6. Игра «Смелый мальчик» 7. Игра «Сурдоперевод»
Тема «Давайте жить дружно»
1. Чтение стихотворения В. Товаркова «Почему так говорят?» 2. Упражнение «Назови соседа ласково» 3. Игра «Поезд» 1. Чтение стихотворения 3. Александровой «Шарик» 2. Игра «Путанка» 3. Игра «Поварята» 4. Игра «Психологическая лепка» 1. Обсуждение стихотворе­ния М. Пляцковского «На­стоящий друг» 2. Игра «Гомеостат» 3. Игра «Живая скульптура» 4. Игра «Сиамские близнецы»

 

 

Окончание табл.

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
1.Игра «Котенок» 2.Игра «Передай мячик» 3.Игра «Рукавички» 4.Упражнение «Дружба начинается с улыбки» 1.Упражнение «Договорись взглядом» 2.Игра «Волны» 3.Игра «Не намочи ноги» 4.Игра «Доброе животное» 1.Игра «Строим цифры» 2.Игра «Печатная машинка» 3.Чтение стихотворения Л. Кузьмина 4.Дом с коло­кольчиком» 5.Игра «Камушек в ботинке» 6.Игра «Сбор рукопожатий»
Тема «Мальчики и девочки»
1.Игра «Мальчик или де­вочка» 2.Чтение стихотворения И. 3.айденовой «Новая девочка» 4.Игра «Знакомство» 5.Игра «Цветы и пчелки» 6.Игра «Наши прически» 7.Игра «Надень и попля­ши» 8.Этюд «Игрушки» 1.Чтение стихотворения А. Кузнецовой 2.Подружки» 3.Беседа «С кем бы я хотел дружить» 4.Игра «Петушки» 5.Упражнение «Приглаше­ние на танец» 6.Игра «Лужа» 7.Игра «Найди свою пару» 8.Рисунок «Мальчик и де­вочка» 1.Беседа «Наши отношения» 2.Игра «Кто сильнее» 3.Игра-драматизация «Спя­щая красавица» 4.Игра «Защитники дево­чек» 5.Чтение стихотворения С. Маршака «О мальчиках и девочках» 6.Рисунок «Мальчики и де­вочки»

Раздел 3. «Я и мои эмоции»

Задачи Средняя группа

© Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.

® Учить детей различать эмоции по их схематическим изображе­ниям.

® Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, ис­пользуя различные выразительные средства (мимику, пантоми­мику, интонацию).

© Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

Старшая группа

® Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.

® Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.

© Учить понимать свои чувства и чувства других людей; расска­зывать об этом.

® Учить контролировать свои эмоции.

Подготовительная группа

® Закреплять полученные знания об эмоциях.

® Учить понимать относительность в оценке чувства.

® Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Содержание занятий

Средняя группа Старшая группа» Подготовительная группа
Тема «Радость »
1.Прослушивание веселой музыки 2.Чтение стихотворения А. Барто «Две сестры гля­дят на братца» 3.Рассматривание пикто- 1 граммы «радость» и изобра­жений веселых людей 4.Упражнение «Зеркало» 5.Игра «Клоун Тяп-Ляп» | 6.. Этюды: «Золотые капель­ки», «Цветок» 7. Рисунок «Оживи кру­жочки» 1.Чтение стихотворения Ю. Тувима «Про пана Тру- лялинского» 2.Беседа «Радость — это...» 3.Игра «Море волнуется» 4.Игра-ассоциация «На что похожа радость» 5.Этюды: «Ласка», «Первый снег» 6.Игра «Что может поднять тебе настроение» 7.Рисунок «Я радуюсь» 1.Чтение стихотворения Г. Остера из цикла «Вред­ные советы» 2.Игра «Маски» 3.Беседа «Относительность радости» 4.Игра «Изобрази» 5.Этюд «Встреча с другом» 6.Рисунок «Ромашка радо­сти»
Тема «Удивление»
1.Чтение стихотворения А. Барто «Купание» 2.Рассматривание пикто­граммы «Удивление» и изображений удивленных людей 3.Упражнение «Зеркало» 4.Этюд «Удивление» 5.Упражнение «Тренируем эмоции» 6.Рисунок «Оживи кру­жочки» 1.Чтение отрывка из произ­ведения А. Пушкина «Сказ­ка о мертвой царевне и о се­ми богатырях» 2.Беседа «Удивление — это...» 3.Игра «Море волнуется» 4.Игра-ассоциация «Удив­ление» 5.Этюд «Живая шляпа» 6.Рисунок «Удивленный человечек» 1.Чтение отрывков из сказ­ки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане» 2.Упражнение «Зеркало» 3.Игра «Изобрази» 4.Упражнение «Маски» 5.Игра «Фантазии» 6.Игра «Театр» 7.Этюд «Круглые глаза» 8.Рисунок «Чудеса»

 

 

Продолжение табл.

Средняя группа Старшая группа» Подготовительная группа
Тема «Страх»
1.Чтение отрывка из рус­ской народной песенки «Ти- ли-бом» 3.Рассматривание пикто­граммы «страх» и изобра­жений людей с испуганны­ми лицами 3.Упражнение «Зеркало» 4.Игра «Медвежонок» 5.Упражнение «Тренируем эмоции» 6.Этюд «Лисенок боится» 7.Рисунок «Оживи кру­жочки» 8.Упражнение «У страха глаза велики» 1.Чтение стихотворения И. Демьянова «Трусов Федя» 2.Беседа «Страх — это...» 3.Игра «Расскажи свой страх» 4.Игра «Гуси-лебеди» 5.Игра-ассоциация «Страх» 6.Этюд «Момент отчаяния» 7.Чтение стихотворения К. Чуковского «Закаляка» 8.Рисунок «Мой страх» 9.Чтение рассказа С. Афонь­кина «Как побороть страх?» 10.Игра «Жмурки» 1.Чтение стихотворения «Кто там страшный сидит в темноте?» 2.Упражнение «Страх — это...» 3.Игра «Маски» 4.Игра «Рыбаки и рыбки» 5.Игра «Театр» 6.Этюд «Что в углу» 7.Игра «Книга страхов»
Тема «Гнев»
1.Чтение отрывка из сказки Л. Толстого «Три медведя» 2.Упражнение «Зеркало» 3.Игра «Выбиваем пыль» 4.Упражнение «Тренируем эмоции» 5..Рисунок «Оживи кру­жочки» 6.Игра «Тух-тиби-тух» 1.Чтение отрывка из произ­ведения К. Чуковского «Мой- додыр» 2.Игра «Ругаемся овощами» 3.Игра «Море волнуется» 4.Игра-ассоциация «Злость» 5.Игра «Тигр на охоте» 6.Этюд «Гневная гиена» 7.Рисунок «Злой челове­чек» 8.Упражнение «Уходи, злость, уходи!» 1.Чтение отрывка из произ­ведения К. Чуковского «Кра­деное солнце» 2.Игра «Толкование» 3.Игра «Порви круг» 4.Этюд «Хмурый орел» 5.Игра «Маски» 6.Игра «Руки знакомятся»
Тема «Горе»
1. Чтение сказки «Теремок» 2. Рассматривание пикто­граммы «горе» и изображе­ний грустных людей 3. Упражнение «Зеркало» 4. Этюд «Стрекоза замерз­ла» 5. Упражнение «Тренируем эмоции» 6. Чтение стихотворения А. Барто «Встреча» и под­бор к нему пиктограмм 7. Рисунок «Оживи кружоч­ки» 1.Чтение сказки «Волк и се­меро козлят» 2.Когда я грустил (рассказы детей) 3.Игра «Море волнуется» 4.Игра-ассоциация «Горе» 5.Этюд «Северный полюс» 6.Рисунок «Грустный чело­вечек» 7.Упражнение «Дружба на­чинается с улыбки» 1.Чтение стихотворения И. Токмаковой «Мне груст­но» 2.Игра «Театр» 3.Беседа «Мне грустно, ког­да...» 4.Игра «Маски» 5.Этюд «Золушка» 6.Рисунок «Печальный че­ловек» 7.Упражнение «Дружба на­чинается с улыбки»

 

Окончание табл.

Средняя группа Старшая группа» Подготовительная группа
Тема «Интерес»
1.Чтение рассказа «Самый лучший подарок» 2.Рассматривание пикто­граммы «интерес» и изобра­жений заинтересованных людей 3.Упражнение «Зеркало» 4.Этюд «Кузнечик» 5.Упражнение «Тренируем эмоции» 6.Рисунок «Мне интересно» 1.Чтение стихотворения Е. Тараховской «Скворушка» 2.Что меня интересует (рас­сказы детей) 3.Игра «Море волнуется» 4.Игра-ассоциация «Инте­рес» 5.Этюд «Что там происхо­дит?» 6.Рисунок «Интересное за­нятие» 1.Чтение стихотворения А. Барто «Снегирь» 2.Игра «Театр» 3.Этюд «Любопытный» 4.Игра «Маски» 5.Изготовление ромашки «Мне интересно»
Тема «Наши эмоции» (итоговое занятие)
1.Знакомство с гномами 2.Игра «Кубик» 3.Упражнение «Выбери та­кое же настроение» 4.Игра «Хоровод» 5.Игра «Волны» 6.Игра «Зеркало» 7.Этюд «Разные настрое­ния» 8.Игра «Облако» 9.Игра «Нарисуй облако» 1.Рассказываем сказки 2.Игра «Кривые зеркала» 3.Игра «Повтори фразу» 4.Упражнение «Слушаем музыку» 5.Игра «Профессии» 6.Игра «Азбука настроения» 7.Рисунок «Разные челове­чки» 1.Игра «Угадай эмоцию» 2.Игра «Прочитай письмо» 3.Игра «Джинн» 4.Игра «Встреча эмоций» 5.Игра «Полярные эмоции» 6.Игра «Зеркало» 7.Рисунок «Поезд эмоций»

Раздел 4. «Я и животные»

Задачи Средняя группа

© Дать знания о том, чем человек отличается от животных.

® Учить наблюдать за животными, играть с ними, заботиться о них.

® Учить изображать животных, используя различные вырази­тельные средства.

® Помогать преодолевать возможный страх перед животными.

Старшая группа

© Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных.

® Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному.

© Продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в че­ловеческом поведении.

Подготовительная группа

® Дать детям представление о связи и взаимозависимости челове­ка и животного.

© Продолжать учить детей видеть общие и специфические осо­бенности общения разных животных между собой и понимать их (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).

© Закреплять умение определять по движениям, позе, эмоциям настроение животных.

© Подводить детей к пониманию того, как важно учиться у живот­ных доброте, чуткости и бескорыстию; формировать умение переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми.

Содержание занятий

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Тема «Мой ласковый и нежный зверь»
1.Чтение стихотворения К. Чуковского 2.Путаница» 3.Рассказы детей об их до­машних животных 4.Игра «Хоровод» 5.Беседа «Отличия живот­ных от человека» 6.Игра «Мама и детеныш» 7.Игра «Повстречались» 8.Рисунок «Любимое жи­вотное» 1.Слушание аудиокассеты «Голоса животных» 2.Игра «Придумаем клички животным с картинки» 3.Игра «Большой — малень­кий» 4.Игра «Я и животное» 5.Игра «Изобрази животное» 6.Игра «Сказочная зверюш­ка» 1.Беседа «Я и животные» 2.Игра «Животные» 3.Игра «Зоопарк» 4.Игра «Маски» 5.Игра «На кого я похож» 6.Рисунок «Несуществую­щее животное» 7.Игра «Доброе животное»
Тема «Общение с животным »
Общение с Медведем Общение с Волком Общение со Змеем
1.Загадка про медведя 2.Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» 3.Беседа «Злой медведь» 4.Упражнение «Разминка» 5.Конкурс на самого злого медведя 6.Игра «У медведя во бору»   1.Загадка про волка и трех поросят 2.Рассказывание сказки «Три поросенка» (пересказ С. Михалкова) 3.Беседа «Злой волк» 4.Упражнение «Разминка» 5.Конкурс на самого страш­ного волка 1.Рассказ русской былины «Добрыня и Змей» (пересказ Н. Колпаковой) 2.Беседа «Злая змея» 3.Упражнение «Разминка» 4.Конкурс на самого страш­ного Змея 5.Игра «Змея кусает свой хвост»

 

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
1.Беседа «Добрый мед­ведь» 2.Рисунок «Добрый и пу­шистый мишка» 3.Упражнение «Доброе сло­во медведю» 4.Игра «Шел медведь по лесу» 1.Игра «Сидит заяц на при­пеке» 2.Беседа «Добрый волк» 3Рисунок «Добрый и весе­лый волк» 4.Упражнение «Доброе сло­во волку» 5.Игра «Иван царевич и се­рый волк» 1.Беседа «Добрый Змей» 2.Рисунок «Добрый и кра­сивый Змей» 3.Упражнение «Доброе сло­во Змею» 4.Игра «Заклинатели змей»

Раздел 5. «Я и моя семья»

Задачи Средняя группа

® Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку — маме.

® Учить детей выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труду.

® Учить детей понимать свою роль в семье.

® Учить детей ценить хорошие отношения, получать радость от об­щения со своими близкими и предлагать им посильную помощь.

Старшая группа

® Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведе­ния и поведения окружающих взрослых.

® Формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

® Дать представление о важности и значимости различных про­фессий (на примере родителей).

® Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопо­нимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.

Подготовительная группа

® Воспитывать интерес детей к истории своей семьи.

® Продолжать формировать нравственность во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

© Учить высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей.

Содержание занятий

Средняя группа Старшая группа Подготтовительная группа
Тема «С кем я живу »
1.Беседа «С кем ты жи­вешь?» 2.Игра-беседа «Кто мы?» 3.Подвижная игра «Карусе­ли» 4.Беседа «Мамина красота» 5.Этюд «Маме улыбаемся» 6.Игра «Найди свою маму» 7.Рисунок «Подарок для милой мамы» 1.Чтение стихотворения О. Бедарева «Кто чей?» 2.Беседа «Что такое семья?» 3.Упражнение «Кто кому кто?» 4.Чтение стихотворения К. Тангрыкулиева «Прожила на свете мама...» 5.Беседа «Чем порадуем родителей?» 6.Игра «Мы очень любим» 7.Рисунок «Особый день моей семьи» 1.Беседа «Семейная фото­графия» 2.Беседа «Обязанности в семье» 3.Игра «Родители и дети» 4.Чтение стихотворения М. Мазнина «Простое слово» 5.Этюд «Утреннее фото» 6.Игра «Фантазии» 7.Беседа «Как сделать роди­телей счастливыми?» 8.Рисунок «Мое генеалоги­ческое древо»
Тема «Правила домашнего этикета»
1.Чтение отрывков из сти­хотворения А. Барто «Мед­вежонок-невежа» 2.Разыгрывание ситуаций 3.Игра «Найди свою маму» 4.Этюд «Любящие родите­ли» 5.Рисунок «Счастливая семья медведей» 1.Чтение рассказа Я. Тайца «Карандаш» 2.Беседа с детьми о необхо­димости уступать друг дру­гу 3.Чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны» 4.Разыгрывание сценки 5.Игра «Не поделили иг­рушку» 6.Рисунок «Общая игруш­ка» 1.Беседа «На меня в обиде мама...» 2.Чтение отрывка из стихо­творения Э. Мошковской «Обида» 3.Беседа «Как попросить прощения» 4.Игра «Встань на его (ее) место» 5.Игра «Мы очень любим» 6.Рисунок «Мы — вместе»

Содержание итоговых годовых занятий

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Тема «Путешествие в сказку»
Приключение муравьишки В гостях у маленькой Бабы-Яги Путешествие на остров нарисованных человечков
1.Введение в сказку 2.Игра «Кенгуру» 3.Игра «Волшебные пре­вращения веревочки» 4.Игра «Жмурки» 5.Игра «Доброе слово» 6.Рисунок «Картинка к сказке» 1.Введение в сказку 2.Игра «Клеевой дождик» 3.Игра «По кочкам» 4.Игра «Ромашка с настрое­нием» 5.Игра «Гармоничный та­нец» 6.Игра «Комплименты» 7.Рисунок «Рисуем сказку» 1.Введение в сказку 2.Игра «Имя шепчут вол­ны» 3.Игра «Врасти в землю» 4.Игра «Радуга» 5.Игра «Комплименты» 6.Игра «Узнай эмоцию на ощупь» 7.Рисунок «Иллюстрации к сказке»
Тема «Я знаю, я умею, я могу!»
1.Чтение отрывка из стихо­творения Г. Бехлера «Лес­ной дедушка» 2.Игра «Заяц и лиса» 3.Игра «Ласковое слово» 4.Игра «Скучно, скучно так сидеть» 5.Чтение стихотворения М. Клоковой «Зайчик» 6.Игра «Зайчик и одуван­чик» 7.Рисунок «Смелый заяц и я» 1.Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун» (об­работка О. Капицы) 2.Игра «Заяц-хваста» 3.Игра «Я и другие» 4.Игра «Колдун» 5.Игра «Я знаю» 6.Рисунок «Наш дом» 1.Чтение отрывка из рас­сказа Е. Шварца «Рассеян­ный волшебник» 2.Игра «Связующая нить» 3.Игра «Цветик-семицве- тик» 4.Игра «Расколдуй девоч­ку» 5.Игра «Предмет по кругу» 6.Игра «Словарик» 7.Игра «Закончи предложе­ние» 8.Рисунок «Картинка по кругу» 9.Чтение стихотворения Дж. Чиарди «Прощальная игра»

 

Ожидаемые результаты

Средняя группа

Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!», дети средней группы будут знать и уметь следующее.

Знать:

© имена всех детей в группе;

® для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;

® чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;

® названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес);

® отличия человека от животного;

® как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;

® состав своей семьи.

Уметь:

® отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;

® опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настро­ение окружающих;

© правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

® оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности; ® делиться с друзьями сладостями и игрушками;

® различать эмоции по схемам-пиктограммам;

© передавать заданное эмоциональное состояние при помощи ми­мики, пантомимики, интонации;

© наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения;

© употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.);

© правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Старшая группа

Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!», дети старшей группы будут знать и уметь следующее.

Знать.

© как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей; ® различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;

® о существовании индивидуальных особенностей своих сверст­ников;

® важность различных профессий (на примере родителей);

® какие достоинства собственного поведения помогают при обще­нии с окружающими и какие недостатки этому общению мешают.

Уметы

® осознавать свое тело и его специфические особенности;

© понимать и описывать свои желания и чувства;

© осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;

© различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;

© воспроизводить выразительные позы и движения;

© сравнивать эмоции;

© контролировать свои эмоциональные реакции;

© подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реак­циям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении; © оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собст­венного поведения и поведения окружающих взрослых в быту; © уступать друг другу в конфликтных ситуациях;

© останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;

© вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности;

© выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

Подготовительная группа

Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!», дети подготовительной группы будут знать и уметь следующее.

Знать:

© что означают их имена;

© что такое «мужественность» и «женственность», понимать осо­бенности общения с партнерами противоположного пола;

© об относительности в оценке чувств;

© о связи и взаимозависимости человека и животного;

© какие существуют особенности общения разных животных между собой;

© историю собственной семьи.

Уметь:

© понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;

© устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и ре­шать конфликтные ситуации, находить компромиссные реше­ния;

® выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;

© понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмо­циям, жестам;

© рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;

© переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми;

© принимать гостей у себя дома;

© общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, вы­сказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;

© оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;

© рисовать свое генеалогическое древо.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: