Принцип комплексного изучения детей
Чтобы точно определить состояние ребенка, выявить и квалифицировать нарушения, установить возможные причины, важно совместно обсуждать данные, полученные при обследовании различными специалистами: врачами, педагогами-дефектологами, психологами. Данные о ребенке должны быть изучены с позиций педагогики, психологии и медицины.
Принцип всесторонности изучения детей
Этот принцип предусматривает изучение всех сторон психики, речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей, физическое, соматическое состояние детей.
Принцип целостного системного изучения ребенка
Очевидным является то, что не следует делать заключение о состоянии ребенка, изучая его различные функции изолированно. Этот принцип предполагает обнаружение не просто отдельных проявлений нарушения психического развития, а связей между ними, установления иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в развитии ребенка, т.е. структурные ее компоненты - первичные, вторичные. Этот принцип также предполагает не только медико-психолого-педагогическое изучение ребенка, но и социальное обследование. Системным объектом рассмотрения является семья. Принцип системности означает учет всех релевантных явлений, существовавших ранее и в настоящее время, которые обусловили особенности развития. Принцип целостности и системности реализуется в сборе и изучении данных о семье, ее составе, характере трудовой деятельности, а также анамнестических показаний.
Принцип учета онтогенетического развития
Он означает то, что разработка диагностической карты, основных видов заданий для изучения, детей с комплексными нарушениями, организация и проведение самого процесса обследования должны осуществляться с учетом появления видов деятельности ребенка в онтогенезе.
Принцип ранней диагностики нарушений у детей со сложным дефектом.
Своевременность обнаружения нарушенных функций, позволяет назначить адекватную врачебную и психологическую помощь, кроме того, в отдельных случаях это поможет решать профилактические задачи, т.е. предупреждать появления вторичных, третичных осложнений.
Для разработки комплексной диагностической карты ребенка со сложными нарушениями следует учитывать следующие требования:
1. при подборе экспериментальных заданий необходимо предусматривать интегрированный подход. Это предполагает использование в интерпретационном варианте традиционных методик психолого-педагогической диагностики, которые проверены в деятельности специалистов и по характеру, и результатам их выполнения можно дать определенную квалификацию нарушению;
2. учитывая своеобразие речевого развития детей со сложным дефектом экспериментальные диагностические методики должны представлять собой сочетание вербальных и невербальных заданий. В большинстве случаев следует акцентироваться на невербальные методики, которые являются одним из возможных средств определения уровня развития умственных способностей, где отмечается низкий показатель вербального фактора в процентном соотношении;
3. подбор диагностических заданий следует проводить с учетом каждого возрастного этапа, т.к. дети, поступающие в учреждения, могут быть различного возраста. Это дает возможность оценить уровень актуального развития ребенка с комплексным нарушением, принадлежащего к определенной возрастной группе;
4. при подборе диагностических методик следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая сочетания нарушений у детей, степень их тяжести, а так же надежны для определения окончательного заключения;
5. контингент детей с комплексными нарушениями неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявлений диагностических заданий, подбору соответствующих форм инструкций;
6. в зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разноплановый инструментарий для обследования, он должен быть максимально удобен для использования;
7. диагностические методики должны подбираться на основе принципа целостности. Это предполагает то, что в процессе исследования нужно не просто отмечать состояние развития одной какой-либо функции, или фиксировать изолированно симптоматику нарушения, а представлять данные в совокупности всех наблюдаемых проявлений, что позволит составить целостное представление о ребенке, включая его индивидуальные особенности, характеристику сведения, особенности его личностного развития, черты характера;
8. важное требование выдвигается и в отношении обработки данных. Полученные результаты при обследовании могут подвергаться как количественному анализу, так и качественному. причем последнему отдается предпочтение, поскольку именно качественные показатели в большей степени отражают сложность структуры дефекта при комплексном нарушении. Отмечается также особенность поведения ребенка, его контактность с исследователями, отношение к неудачам, восприятия похвалы.
К настоящему моменту времени накоплен достаточно обширный исследовательский материал по изучению детей с различными отклонениями в развитии - это работы таких исследователей как: М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, Т.В. Розановой, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковской, Л.И. Фильчиковой, М.Э. Вернадской, А.Д. Венгер. Н.Д. Щматко, А.В. Семенович, М.М. Семаго и др. При создании комплексно-диагностического модуля для детей с комплексными нарушениями мы исходим из собственного практического опыта и использования имеющихся публикаций.
Комплексная диагностическая карта для детей со сложными нарушениями развития включает в себя медицинское, логопедическое, психологическое и педагогическое обследование, а также изучение продукции детей. Особое место на ступени первичного обследования ребенка занимает скрининг-диагностика, которая направлена на выявление наличия отклонений в психофизическом развитии.
Тщательное скрининг-медицинское обследование позволяет получить данные о структуре нарушения развития, а также появляется возможность установления причин, вызвавших поражение того или иного анализатора или сразу нескольких систем.
Анализируя причины первичного нарушения у ребенка, принято обсуждать вероятность его наследственного или экзогенного происхождения как отмечает Т.А. Басилова. Множественные нарушения развития у ребенка могут быть вызваны одной или двумя причинами, разными по происхождению. Например, имеющиеся сочетания нарушений одно из них может иметь генетическое происхождение, другое - экзогенное, т.е. каждый из дефектов может иметь причину разной экзогении. В последние годы все больше данных о том, что в группе комплексных нарушений развития преобладают врожденные формы патологии, имеющие в большинстве случаев генетическое происхождение. Среди них встречаются, наследственные заболевания обмена веществ (муко-полисахаридов и др.), хромосомные синдромы как виды множественных нарушений. Примером множественных нарушений хромосомного происхождения может служить синдром Дауна, когда кроме отставания в умственном развитии, в 70% случаев имеются легкие* нарушения слуха, в 40% - нарушения зрения,- а у части детей - двойное сенсорное нарушение. Выше сказанное свидетельствует о необходимости проведения генетического исследования детей.
Следует помнить, что по данным анамнеза определить этиологию и время появления дефекта можно лишь с относительной достоверностью. Однако, сведения о причинах и времени возникновения поражений в центре и на периферии позволяют в обобщенном виде проследить возможную зависимость имеющихся функций у детей от определенных факторов.
Успех психолого-педагогической коррекции детей с комплексными нарушениями во многом определяется временем ее осуществления, что в свою очередь зависит от ранней диагностики. Своевременное выявление различных.нарушений позволяет обеспечить проведение необходимых лечебных мероприятий в оптимальные сроки, что повысит их эффективность.
На ступени первичного обследования ребенка со сложным нарушением важное значение имеет анализ анамнестических данных. Группа специалистов врачей знакомится с имеющейся медицинской документацией, внешними заключениями специалистов (офтальмолог, отоларинголог, педиатр, лабораторные данные), при необходимости дает направление на дополнительное консультирование.
Если ребенок поступил в учреждение в более позднем возрасте, то изучается анамнез первых лет жизни* ребенка, который включает сведения о перенесенных болезнях, травмах, анализируются темп и сроки психомоторного развития. Более глобалную картину развития позволяет раскрыть информация о том, где прибывал ребенок до поступления в специальное учреждение.
Для полноты раскрытия сложной структуры дефекта ребенка с комплексным нарушением необходимы сведения так называемого семейного анамнеза, которые можно получить непосредственно от родителей.
Медицинское обследование включает:
1. Изучение анамнестических сведений:
а) личный анамнез ребенка
v данные о пренатальном развитии ребенка: течение беременности; какая по счету беременность, возраст матери, отца, токсикоз (слабый или выраженный, в какой период)и др.);
v заболевания матери во время беременности (повышение АД, ОРЗ, грипп, краснуха, отеки, медицинское лечение, психическая травма и др.)
v роды, их течение: какие по счету, сроки (в срок, преждевременные, запоздалые), самостоятельные, оперативные, вызванные;.родовая деятельность, родовспоможение (стимуляция, капельница, механическое выдавливание, применение щипцов, вакуум, кесарево сечение); длительность родов (стремительные, быстрые, затяжные, длительные, норма) и др.
v шкала Апгар (особенности при рождении (асфиксия, родовые травмы, гематома на голове, обвитие пуповины вокруг шеи, закричал сразу, после похлопывания, проводилась ли реанимация и т.д.), цвет кожи: розовый, белый; вес, рост ребенка.
v выписан из роддома на сутки:
б) психофизическое развитие ребенка
v особенности вегетативной функции (сон, аппетит и т.д.);
v кормление (грудное, искусственное, смешанное, срыгивание и т.д.);
v тонус мышечной системы (гипертонус, гипотонус, вздрагивания, тремор рук, подбородка и т.д.);
в) заболевания до года (инфекционные, аллергия, простуда), лечение и т.д.;
г) раннее психомоторное развитие (удерживает голову с ___, сидит с ___, стоит с___, ходит с___, перекладывание предметов из руки в руку___, узнавание близких________) и т.д.;
д) особенности перцептивных действий (реакция на свет, прослеживание перемещений предметов глазами, реакция на звуковой раздражитель (мигание, сосание, замирание и т.д.);
е) раннее речевое развитие (гуление, лепет, первые слова, фразы и т.д.);
ж) общая активность на первом году жизни (подвижность, любознательность, заторможенность, беспокойный, спокойный).
Семейный анамнез
Изучаются данные о семье ребенка: состав семьи, возраст родителей, профессия, место работы, заболевания в семье, семейные условия, в которых воспитывается ребенок, психологический климат в семье, отношение в семье к ребенку.