Для регулирования социально трудовых отношений в Воронежской области создана областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Основными целями Комиссии являются регулирование социально - трудовых отношений и согласование социально - экономических интересов сторон.
Основными задачами Комиссии являются:
ведение коллективных переговоров и подготовка проекта регионального соглашения между объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей, администрацией Воронежской области (далее региональное соглашение);
содействие договорному регулированию социально - трудовых отношений на областном уровне;
проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов законов и иных нормативных правовых актов Воронежской области в области социально - трудовых отношений, областных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
согласование позиций сторон по основным направления социальной политики;
рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения регионального соглашения;
распространение опыта социального партнерства, информирование районных и иных комиссий по регулированию социально - трудовых отношений о деятельности Комиссии;
изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально - трудовых отношений и социального партнерства[1].
Для наиболее эффективной работы по регулированию социально-трудовых отношений комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создаются по всей Воронежской области. Так, например, в Борисоглебском районе действует подобная Комиссия. Согласно своим задачам, она должна:
|
содействовать договорному регулированию социально-трудовых отношений на территории Борисоглебского городского округа;
согласовывать позиции администрации Борисоглебского городского округа (далее - администрация), объединений профсоюзов и объединений работодателей, уполномоченных на представление интересов на муниципальном уровне (далее - объединения профсоюзов, объединения работодателей), по основным направлениям социально-экономической политики;
вести коллективные переговоры по подготовке и заключению территориального трехстороннего соглашения между администрацией, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей (далее - территориальное трехстороннее соглашение) или присоединению к трехстороннему соглашению между правительством Воронежской области, областным объединением профсоюзов и областным объединением работодателей (далее - областное трехстороннее соглашение), организация контроля за их выполнением;
проводить консультации по вопросам, связанным с разработкой нормативных правовых актов органов местного самоуправления Борисоглебского городского округа и территориальных программ в социально-трудовой сфере;
рассматривать вопросы, возникающие в ходе реализации областного трехстороннего соглашения, территориального трехстороннего соглашения и территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений[2].
Все вышеперечисленное является неотъемлемой частью эффективного регулирования трудовых отношений.
|
В апреле 2014 года в Россошанском районе был проведен «круглый стол», основной целью которого, было обсуждение ключевых проблем и потенциала развития социального партнерства на территории Россошанского района.
На заседании было отмечено, что в настоящее время практически все вопросы в социально-трудовой сфере, решаются в системе социального партнерства.
Полномочия по координации деятельности в сфере социального партнерства возлагаются на Трехстороннюю комиссию по регулированию социально - трудовых отношений, реализующую свои функции в соответствии с федеральным законодательством, Положением о комиссии, иными нормативно-правовыми актами.
С целью представления интересов работников и работодателей на территориальном уровне в городе и районе создан координационный совет профсоюзных организаций и территориальное объединение работодателей, которые являются представителями сторон социального партнерства при заключении соглашений.
Ключевую роль в защите интересов наёмных работников играют коллективные договоры организаций. В них закрепляются конкретные обязательства работодателей по вопросам оплаты и условий труда, обеспечения занятости, дополнительных льгот и гарантий работникам в сравнении с действующим законодательством.
Несмотря на имеющиеся предпосылки и условия развития партнерских отношений в сфере труда, участники «круглого стола» отмечают, что его дальнейшее развитие сдерживается рядом причин:
. Недостаточностью законодательной базы на федеральном уровне по вопросам:
|
обязательности исполнения решений трёхсторонних комиссий с наступлением соответствующих санкций за их невыполнение;
установления «минимальных социальных трудовых стандартов (нормативов)», в качестве минимальных государственных гарантий, вырабатываемых путём переговоров с участием представителей работников и работодателей;
преимущества в решении вопросов социально-экономического развития для организаций, действующих в рамках системы социального партнёрства;
порядка присоединения к соглашениям всех уровней;
полномочий органов местного самоуправления в сфере трудовых отношений, в т.ч. охраны труда.
. Низким уровнем правовой грамотности и социальной ответственности работников и работодателей.
. Неразвитостью субъектов социального партнерства, в частности отсутствием во многих организациях профсоюзов, отсутствием или формальным характером коллективных договоров, а также юридической неправомочностью заключения коллективных договоров, нехваткой объективной информации о социально-трудовых отношениях.
. Формальным присоединением работодателей к соглашению.
. Отсутствием действенных механизмов контроля выполнения положений территориальных соглашений, решений трехсторонних комиссий, коллективных договоров.
. Слабой позицией профсоюзов и представителей трудовых коллективов в решении конфликтных ситуаций, обусловленной зависимостью от работодателя.
. Недостаточным информированием граждан и некомпетентностью работодателей в вопросах урегулирования конфликтных ситуаций, создания комиссий по трудовым спорам.
Важной научной задачей является выявление особенностей и ключевых проблем развития социально-трудовых отношений в регионах страны.
Следует отметить, что в современной научной литературе позиционированы результаты исследований многих ученых, работающих в названной предметной области. Ими выявлены противоречия и тенденции рыночной трансформации социально-трудовых отношений в России, определены основные направления и факторы развития.
Тем не менее, поставленная нами задача по-прежнему актуальна, что объясняется двумя обстоятельствами. Первое - достаточно выраженная динамика социально-трудовых отношений предполагает постоянный мониторинг их качественных и количественных характеристик.
Второе - в результатах исследований, как правило, слабо позиционирован региональный аспект.
Анализ статистических данных позволяет следующим образом охарактеризовать особенности современных социально-трудовых отношений.
Представляет интерес региональный аспект анализа дифференциации уровня затрат на рабочую силу по формам собственности и финансовому состоянию предприятий.
В негосударственных организациях межотраслевая дифференциация затрат на рабочую силу значительно меньше, чем в государственных: по Воронежской области - 7,9 против 10,9 раза.
Государство блокирует развитие реального сектора экономики, поскольку сложность труда не находит адекватной оценки в затратах на рабочую силу. В подтверждение этого тезиса сопоставим среднемесячную численность и оплату труда рабочих различных сфер деятельности.
Таблица 1.
Из вышеприведенных данных видно, что численность работников больше в сферах сельского хозяйства, обрабатывающем производстве, оптовой и розничной торговле, аренды и операций с недвижимым имуществом, а также в сфере образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг.
Наиболее высокий уровень заработной платы наблюдается в сферах: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, финансовая деятельность, аренда и операции с недвижимым имуществом, государственное управление и социальное страхование.
Без активного государственного участия в регулировании социально-трудовых отношений, они не могут иметь дальнейшее развитие.