рынок трудовой социальный
Воронеж - крупнейший город Центрально-Черноземного региона, областной центр с численностью населения приблизительно в 1 млн человек. Всего в области проживают почти 2,5 млн человек, из них 1,5 млн сельского населения и почти 1 млн - городского.
К наиболее развитым отраслям промышленности относятся: пищевая (26,7%), машиностроение и металлообработка, включая производство медтехники (22,9%), электроэнергетика (18%), химическая и нефтехимическая включая фармацевтическую (14,2%), строительные материалы (6,9%), мукомольно-комбикормовая (3%), лесная и деревообрабатывающая (2,2%), черная металлургия (3,7%).
До экономических и политических реформ в стране Воронеж считался крупным индустриально-промышленным городом, что обусловливалось функционированием таких заводов, как Воронежский авиационный, Механический, Тяжелых механических прессов, Шинный, Экскаваторный, Вагоноремонтный и др. Ныне большинство крупных предприятий находятся на стадии банкротства или реструктуризации. Такое положение дел привело к тому, что в сельском хозяйстве сегодня занято больше активного населения, нежели в промышленности. По данным на 2001 г., на долю промышленности приходилось 19,8% активного населения, а сельского хозяйства - 24,6%.
Если в начале 90-х гг. в области, как и во всей России, объемы промышленного производства резко упали, то в настоящее время тенденция спада преодолена. По итогам 2012 г. темпы роста объемов производства составляют 105,7%. По показателям развития малого предпринимательства Воронежская обл. находится на первом месте в Центральном Черноземье. В Центральном федеральном округе по этому показателю она занимает 3-е место после Москвы и Московской обл. Малый бизнес обеспечивает занятость 5-й части трудоспособного населения.
|
В 2012 г. в области было 36 государственных высших учебных, а также 49 средне-специальных профессиональных учебных заведений. Они обеспечивают рынок труда области необходимыми специалистами. В изобилии на рынке представлены следующие профессии: технологи, инженеры, строители, программисты, экономисты, врачи, юристы, специалисты в области сельского и лесного хозяйства, педагоги [14].
На протяжении 2012 года отмечается стабильное улучшение положения, складывающегося на рынке труда. Так, происходит снижение уровня регистрируемой безработицы, который на 11 ноября 2012 года составил 1,3%, что в 1,5 раза ниже, чем в начале года. Одновременно увеличивается число и улучшается качество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости. Снижение напряженности на рынке труда в Воронежской области происходит более высокими темпами, чем в среднем по РФ и ЦФО. Так, по данным Федеральной службы по труду и занятости, по итогам 1 полугодия 2012 года в Воронежской области произошло снижение данного показателя в 2,2 раза, в РФ - в 1,8 раза, в ЦФО - 1,4. В настоящий момент 1,2 незанятых граждан претендуют на 1 вакансию[18].
В целом 2012 год оказался стабильным и для рынка труда непосредственно г. Воронежа. В течение года росло число вакансий и резюме, а также заработная плата. Согласно данным сайта hh.ru в декабре 2012 года она составила 20 000 руб. /месяц в среднем.
Предложение работодателей и ожидание соискателей совпадают. В течение года стабильно росло количество входящих резюме и вакансий на сайте hh.ru.
|
По динамике входа резюме более ярко видны пики активности рынка труда: весна (март-апрель) и осень (август-октябрь) - рост активности, начало лета (май-июнь) и конец года (декабрь) - спад. Соискатели более подвержены сезонности, неохотно меняют работу в преддверии летних отпусков и перед новым годом. Работодатели подбирают персонал в течение всего года, сезонность в их работе была менее заметна, чем в прошлые годы.
В период с января по декабрь 2012 года, согласно данным сайта hh.ru, средняя заработная плата в Воронеже выросла на 2 000 руб. /месяц[7].
В сентябре-декабре 2012 года работодатели Воронежа предлагали зарплату 20 000 руб. в месяц в среднем. Немаловажно, что соискатели достаточно адекватно оценивают ситуацию на рынке труда: ожидаемая заработная плата - также 20 000 руб. /месяц. На более высокую, чем в среднем по рынку, зарплату могут рассчитывать соискатели производственной и строительной сфер, менеджеры по продажам, IT-специалисты. Минимальное предложение в Воронеже - это работа с частичной занятостью:
Таблица 2.
Должность | Зарплата в месяц |
Тайный покупатель | от 2000 руб. |
Мерчендайзер | от 2000 руб. |
Расклейщик афиш | от 3000 руб. |
Оператор ПК | от 4000 руб. |
Зарплаты разнятся в зависимости от специальности. Например, секретарю в среднем предлагают 13 500 руб. в месяц, технологу - 22 750 руб., web-программисту - 27 500 руб., прорабу - 30 000 руб. Чем больше опыт у кандидата - тем выше его зарплата и позиция, на которую он может рассчитывать. Соискателю с опытом работы от года до трех лет в среднем предлагают 20 000 руб. /месяц, а соискателю с опытом работы от трех до шести лет - 30 000 руб. /месяц. Самые дорогие вакансии 2012 года в Воронеже:
|
Таблица 3.
Директор предприятия / управляющий филиалом | 180 000 - 200 000 руб. |
Директор по развитию | до 200 000 руб. |
Руководитель отдела продаж | от 150 000 руб. |
Главный инженер | от 150 000 руб. |
Executive Chef | от 120 000 руб. |
Технолог-разработчик (кондитерское производство) | от 100 000 руб. |
Директор по логистике | от 100 000 руб. |
Главный бухгалтер | от 90 000 руб. |
Программист 1С | от 90 000 руб. |
Тренер по продажам | 80 000 - 100 000 руб. |
Можно говорить о сбалансированности спроса и предложения на рынке труда Воронежа. Анализ базы данных резюме и вакансий на сайте hh.ru показал, что в среднем на одну актуальную вакансию в 2012 году приходилось 4,1 резюме. Оптимальное соотношение на рынке труда - 2,5-3 резюме на 1 вакансию. В Воронеже в дефиците оказались специалисты по страхованию. Высока конкуренция среди соискателей сферы управления персоналом и бухгалтерского учета. На одну актуальную вакансию юриста на сайте hh.ru в сентябре-декабре 2012 года приходится 8 резюме. Больше соискателей на одну вакансию приходится только в профобласти «начало карьеры / студенты», где hh. индекс равен 13. hh. индекс - отношение числа резюме к числу вакансий в выбранной профобласти. Чем больше индекс, тем больше разрыв между количеством резюме и вакансий. Если индекс равен одному, значит, количество вакансий равно количеству резюме [7].
В Воронеже постоянно требуется персонал для работы на пищевом, мебельном, строительном производстве, причем как специалисты, так и продавцы, водители и обслуживающие категории на небольшую зарплату.
В связи с долгим отсутствием востребованности наблюдается недостаток квалифицированных рабочих, а также системы их быстрой и качественной подготовки.
Образование и стабилизация на рынке крупных компаний, сетей сбыта и розничной торговли формируют новую для России профессию: «универсальный продавец», а движение в сторону цивилизованного рынка выявило серьезный дефицит клиентоориентированных менеджеров, способных обеспечить качественный сервис.
Основные проблемы при подборе персонала, с которыми сталкиваются организации, - это поиск высококвалифицированных, разносторонне образованных или подготовленных специалистов. Например, для одного из 50-ти торговых медицинских объединений главной проблемой является поиск сотрудника с образованием провизора, стоматолога или врача и опытом работы в снабжении или сбыте.
Набор рабочих (грузчиков, рабочих склада, водителей), а также операторов ПК и бухгалтеров не составляет труда, предложения на рынке труда явно превышают спрос.
В целом, проблема подбора - это главная проблема, стоящая перед отделом персонала многих компаний. Несколько месяцев занимает поиск специалистов в отдел продаж или снабжения, несколько недель - рядовых сотрудников. Сезонная миграция может привести к тому, что весной приходится менять до 20% водителей. Для привлечения кандидатов используются и публикации объявлений в прессе, и обращение в кадровые агентства, в Службу занятости, и поиск через своих сотрудников, и рекомендации знакомых. На первом месте по степени отдачи - СМИ и рекомендации работников фирмы, на втором - работа с кадровыми агентствами. Максимальную отдачу при поиске редких специалистов дает хед-хантинг.
Во взаимодействии работодателей и соискателей заметна тенденция к упорядочению и стабилизации отношений. Если еще два года назад в Воронеже было обычным делом трудоустройство без трудовой книжки и каких-либо социальных гарантий со стороны работодателя (основной мотив нанимателя: дешевая рабочая сила для получения быстрой прибыли), то сегодня стороны чаще настроены на оформление и закрепление отношений, которые должны способствовать укреплению позиции организации на рынке. В этой связи среди требований, предъявляемых работодателем, основными становятся профессионализм, лояльность к компании, организованность, а среди мотивов поиска работы соискатель все чаще заявляет социальную защищенность и достойную официальную зарплату, а также профессиональный и карьерный рост.
В связи с оживлением рыночных процессов в Воронеже за последний год появилось шесть новых кадровых агентств, теперь их всего двенадцать.
В основном они работают по одинаковой схеме: оплата осуществляется работодателем на момент приема кандидата на работу, либо частичная (от 10 до 30%) предоплата. Стоимость услуг по подбору: от 50% месячного вознаграждения сотрудника до 25% его годового дохода.
Некоторые агентства пытаются организовать сопровождение карьеры соискателям и предлагают эту услугу. Но, в целом, кадровым объединениям в Воронеже еще предстоит конкурентная борьба и организация собственного профессионального пространства на рынке.
Среди средств массовой информации в Воронеже выпускаются специализированные газеты, призванные помочь соискателям и работодателям найти друг друга: «Работа для вас», «Работа. Бизнес. Учеба. Дело», «Трудинформ» (издание службы занятости). Также информацию о вакансиях и специалистах можно найти в газетах «Камелот», «Из рук в руки», «Ва-банк» и в информационном агентстве службы занятости. Рынок труда в области менее развит, и общее положение дел с работой и заработком достаточно проблематичное. Из 14-ти районов области самыми благополучными по уровню заработной платы можно назвать Лиски, Поворино; с точки зрения рабочих мест к ним можно добавить Аннинский и Россошанский районы.
Прогнозирование ситуации на рынке труда области показало что, во-первых, в области отсутствует мониторинг проблем рынка труда. Система мониторинга различных сфер занятости и видов безработицы, существовавшая до недавнего времени в областной службе занятости населения, по ряду причин прекратила существование. Результаты статистических обследований населения по проблемам занятости не дают полной картины проблем и тенденций рынка труда, особенно в части мотиваций и поведенческих характеристик безработных и ищущих работу. Во-вторых, нуждается в серьезном совершенствовании разработка балансов трудовых ресурсов, балансы рабочих мест вообще не разрабатываются. Выделяют следующие проблемы по отдельным направлениям обеспечения занятости:
. Профессиональная ориентация. В школах области при наличии формальных признаков профориентационной работы отсутствует система ранней профориентации учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда в представителях определенных профессий и специальностей, выпускники школ в большей мере ориентированы на престижные учебные заведения и профессии.
. Профессиональное (пере) обучение и повышение квалификации. Во-первых, прогнозирование потребности экономики области в кадрах основано на методике обсчета данных экспертного опроса работодателей и потому страдает большими погрешностями. Необходимо новое научно-методическое обеспечение прогнозных расчетов кадровой потребности и повышение надежности самих прогнозов. Во-вторых, медленно развивается система софинансирования профессиональной подготовки кадров с участием работодателей. Работодатели не заинтересованы и в организации превентивного обучения персонала, находящегося под риском увольнения. В-третьих, при отсутствии надежных прогнозов система государственного (регионального) заказа учебным заведениям на профессиональную подготовку также нуждается в совершенствовании.
. Организация общественных работ. Слабым местом является необходимость софинансирования их проведения с участием работодателей. Большинство работодателей не мотивированы на участие в организации и оплате труда людей, привлекаемых к общественным работам.
. Содействие трудоустройству ищущих работу и безработных на постоянные рабочие места. Доля постоянных рабочих мест в заявляемых работодателями в службу занятости вакансиях недостаточна для удовлетворения потребности безработных и ищущих работу. Новые рабочие места создаются в области медленно, службу занятости не всегда своевременно знакомят с инвестиционными проектами. Не удалось создать систему участия органов занятости в экспертизе инвестиционных проектов в части создания рабочих мест.
. Организация временной занятости безработных и незанятых граждан. На временных работах конкуренцию безработным жителям Воронежской области составляют трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья, которые готовы работать за низкую по отечественным меркам зарплату при плохих условиях труда.
. Содействие переселению семей безработных в другую местность с целью трудоустройства. Во-первых, выделяемые на это направление целевые средства недостаточны для удовлетворения потребностей лиц, ориентированных на переезд. Во-вторых, эта мера должна быть исключительно адресной.
Учет выявленных в результате анализа проблем и рисков, сильных и слабых сторон действующей в области системы содействия занятости населения положен в основу целей, задач, приоритетов и основных мер Стратегии действий на рынке труда до 2020 года. Основной целью стратегических действий является стабилизация ситуации с занятостью населения области, повышение ее эффективности и постепенное создание условий для обеспечения в регионе критериев достойного труда.
Приоритетнымистратегическими направлениями действий на рынке труда будут являться:
обеспечение потребности работодателей в рабочей силе с учетом возросших требований к ее качеству.
создание системы ранней профориентации молодежи.
профессиональная (пере) подготовка и повышение квалификации кадров в соответствии с потребностью в них, с ориентацией на снижение кадрового дефицита.
предупреждение роста безработицы на основе содействия повышению активности населения на рынке труда.
выравнивание условий обеспечения занятости для разных территорий и категорий населения, снижение очаговой безработицы.
повышение уровня и качества занятости сельского населения.
содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
развитие направлений государственной политики занятости, способствующих смягчению наиболее острых диспропорций на рынке труда, улучшению положения с занятостью молодежи, инвалидов и других проблемных категорий населения.
повышение информированности населения по проблемам занятости с использованием современных информационных технологий.
Реализация данной Стратегии рассчитана на период до 2020 года. Целью является стабилизация ситуации с занятостью на основе мер вывода экономики области из кризиса и проведения целевой региональной политики занятости.
Индикаторы состояния занятости населения и их значения на период до 2020 года сведены в таблицу 4 [7]. Изменения в системе обеспечения занятости населения области на основе разработки мер по реализации стратегических целей и приоритетов позволят поддерживать естественный уровень безработицы на полном рынке труда не выше 5% экономически активного населения, регистрируемую безработицу понизить до 1,1%, значительно повысить уровень и качество обеспечения спроса работодателей и содействия занятости населения.
Реализация Стратегии требует разработки системы конкретных мер, направленных на достижение ее целей и задач, решение (смягчение) выявленных проблем и устранение рисков.
Таблица 4.
Наименование стратегического направления развития | Наименование стратегического индикатора | Годы | ||
Сдерживание уровня безработицы | уровень безработицы на полном рынке труда (по методологии МОТ) | 6,5 | 5,5 | 5,0 |
коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда | 1,5 | 1,1 | 0,9 | |
Повышение эффективности занятости | доля трудоустроенных лиц трудоспособного возраста в общей численности лиц трудоспособного возраста, обратившихся в органы службы занятости | 79,0 | 82,0 | 85,0 |
Повышение эффективности занятости | доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, относящихся к категории инвалидов | 48,0 | 50,0 | 52,0 |
Повышение эффективности занятости | уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста | 66,5 | 68,0 | 69,5 |
Снижение диспропорций на рынке труда | удельный вес безработных, прошедших профессиональное обучение по направлению службы занятости населения | 24,6 | 24,8 | 25,0 |
Повышение эффективности занятости | уровень заполняемости заявленных в службу занятости вакансий | 74,0 | 75,0 | 75,5 |
Сдерживание уровня безработицы | уровень регистрируемой безработицы | 2,0 | 1,5 | 1,1 |
Эти меры обусловят следующие основные стратегические изменения в областной системе занятости.
Создается общерегиональная система обеспечения занятости и управления ее параметрами, в которой преодолен ведомственный подход, господствуют принципы социального партнерства, обеспечивается заинтересованность и взаимная ответственность.
Центр тяжести в системе занятости переносится с решения социальных задач - содействия занятости безработных и обеспечения их социальной защиты - на достижение экономических целей - сбалансированного и качественного обеспечения потребностей всех звеньев экономики рабочей силой.
Существенно повышается доля регионального участия в финансировании и других видах ресурсного обеспечения активных направлений политики занятости.
Система ориентирована на обеспечение форм и направлений эффективной занятости.
Система обеспечивает оздоровление социального климата в регионе.
Необходимыми первоочередными мерами создания такой системы являются:
создание в Правительстве Воронежской области подразделения, обеспечивающего координацию направлений региональной политики занятости и деятельности ее субъектов, в том числе несущего ответственность за реализацию общеобластных индикаторов эффективности занятости (в частности, уровень общей безработицы);
непрерывный мониторинг рынка труда как информационной основы качественного прогнозирования новых тенденций и сдвигов в занятости, выработки упреждающих мер устранения угроз и решения проблем;
повышение качества прогнозирования потребности экономики области в рабочей силе на основе более совершенного методического обеспечения;
совершенствование системы государственного заказа образовательным учреждениям на подготовку кадров в соответствии с прогнозной потребностью;
разработка мер участия работодателей в подготовке кадров, соответствующих их растущим требованиям, а также в превентивном профессиональном (пере) обучении персонала, находящегося под риском увольнения;
повышение сбалансированности политики занятости с политикой развития инвестиционного и инновационного потенциала создания новых рабочих мест, демографической, миграционной и др. направлениями региональной политики;
создание региональной системы ранней профориентации молодежи.
Стратегия реализуется на основе приоритетного использования механизмов государственного (регионального) регулированияполитики занятости в области.
Заключение
Уровень социально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отношений, т.е. можно выделить индивидуальный и коллективный уровень, уровень отрасли, организации, рабочего места и др.
В качестве предметов индивидуальных социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека на разных этапах его жизненного цикла: трудовое самоопределение, профориентация, наем-увольнение, оценка труда, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения и т.д. Предметом коллективных социально-трудовых отношений является кадровая политика, включающая весь спектр деятельности организации по управлению персоналом.
Для нормального функционирования система социально-трудовых отношений нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях (государственном, региональном, организации) на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления социально-трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д.
Исследования показали, что на протяжении 2012 года происходит снижение уровня регистрируемой безработицы, который на 11 ноября 2012 года составил 1,3%, что в 1,5 раза ниже, чем в начале года. Снижение напряженности на рынке труда в Воронежской области происходит более высокими темпами, чем в среднем по РФ и ЦФО: по итогам 1 полугодия 2012 года в Воронежской области произошло снижение данного показателя в 2,2 раза, в РФ - в 1,8 раза, в ЦФО - 1,4. В настоящий момент 1,2 незанятых граждан претендуют на 1 вакансию.
Также повышается уровень заработной платы, согласно данным сайта hh.ru, в декабре 2012 года она составила 20 000 руб. /месяц в среднем. В период с января по декабрь 2012 года средняя заработная плата в Воронеже выросла на 2 000 руб. /месяц.
В Воронеже в дефиците оказались специалисты по страхованию, рекламе, маркетингу и PR-менеджменту. Высока конкуренция среди соискателей сферы управления персонала и бухгалтерского учета. На одну актуальную вакансию юриста на в сентябре-декабре 2012 года приходится 8 резюме. Больше соискателей на одну вакансию приходится только в профобласти «начало карьеры / студенты».
В работе выделены и раскрыты основные проблемы по отдельным направлениям обеспечения занятости, а также представлены цели, задачи, приоритеты и основные меры Стратегии действий на рынке труда до 2020 года. Изменения в системе обеспечения занятости населения области на основе разработки мер по реализации стратегических целей и приоритетов позволят поддерживать естественный уровень безработицы на полном рынке труда не выше 5% экономически активного населения, регистрируемую безработицу понизить до 1,1%, значительно повысить уровень и качество обеспечения спроса работодателей и содействия занятости населения.
Список литературы
1 Закон Воронежской области от 06.12.1999 года №124-II-ОЗ «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Справочная система «Консультант плюс».
Положение Борисоглебского городского округа от 24.06.2013 года №160 «О территориальной трехсторонней комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области по регулированию социально-трудовых отношений». Справочная система «Консультант плюс».
Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов /В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.:ЮНИТИ, 2005. - 736 с.
Буланов В.С. Рынок труда: Учебник. / В.С. Буланов, Н.А. Волгин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2003.
Волгин Н.А. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник /Н.А. Волгин, Ю.Г. Одегов. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 736 с.
Генкин Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин - М.:НОРМА ИнфраМ, 2001. - 430 с.
Группа компаний HeadHunter. [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.hh.ru/career-stats.ru
Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №4. - С. 78 - 84.
Ильенкова С.Д. Социальный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, В.Н. Журавлева, Л.Л. Козлова - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 271 с.
Колмакова И.Д. Регулирование социально-трудовых отношений в России / И.Д. Колмакова // Российское предпринимательство - 2006. - №1 (73). - с. 19-25.
Лапкова А.Г. Особенности формирования трудовых отношений различных типов / А.Г. Лапкова // Российское предпринимательство - 2010. - - №7 Вып. 2 (163). - c. 43-46.
Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Г.Г. Меликьян, Р.П. Колосова-: Изд. МГУ, 2008.
Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие / Т.Г. Морозова, А.В. Пикулин. - М.: Финстатинформ, 2003. - 218 с.
Прачёва Л.В. Обзор рынка труда Воронежа и Воронежской области / Л.В. Прачёва, Э.Г. Игнатов // Кадровик.ру. - 2012. - №11. - с. 12-16.
Рофе А.И. Экономика труда / А.И. Рофе. - М.: КноРус, 2010. - 298 с.
Слезингер Г. Социальная экономика плюс социальная организация труда // Человек и труд. 2001. №7. - С. 77-81.
Тюленева Н.А. Современные проблемы формирования социально-трудовых отношений / Н.А. Тюленева // Вестник Томского Государственного университета - 2007. - №294. - с. 198-206.
Управление занятостью населения Воронежской области. [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.uzn.vrn.ru