Анализ рынка труда г. Воронежа




рынок трудовой социальный

Воронеж - крупнейший город Центрально-Черноземного региона, областной центр с численностью населения приблизительно в 1 млн человек. Всего в области проживают почти 2,5 млн человек, из них 1,5 млн сельского населения и почти 1 млн - городского.

К наиболее развитым отраслям промышленности относятся: пищевая (26,7%), машиностроение и металлообработка, включая производство медтехники (22,9%), электроэнергетика (18%), химическая и нефтехимическая включая фармацевтическую (14,2%), строительные материалы (6,9%), мукомольно-комбикормовая (3%), лесная и деревообрабатывающая (2,2%), черная металлургия (3,7%).

До экономических и политических реформ в стране Воронеж считался крупным индустриально-промышленным городом, что обусловливалось функционированием таких заводов, как Воронежский авиационный, Механический, Тяжелых механических прессов, Шинный, Экскаваторный, Вагоноремонтный и др. Ныне большинство крупных предприятий находятся на стадии банкротства или реструктуризации. Такое положение дел привело к тому, что в сельском хозяйстве сегодня занято больше активного населения, нежели в промышленности. По данным на 2001 г., на долю промышленности приходилось 19,8% активного населения, а сельского хозяйства - 24,6%.

Если в начале 90-х гг. в области, как и во всей России, объемы промышленного производства резко упали, то в настоящее время тенденция спада преодолена. По итогам 2012 г. темпы роста объемов производства составляют 105,7%. По показателям развития малого предпринимательства Воронежская обл. находится на первом месте в Центральном Черноземье. В Центральном федеральном округе по этому показателю она занимает 3-е место после Москвы и Московской обл. Малый бизнес обеспечивает занятость 5-й части трудоспособного населения.

В 2012 г. в области было 36 государственных высших учебных, а также 49 средне-специальных профессиональных учебных заведений. Они обеспечивают рынок труда области необходимыми специалистами. В изобилии на рынке представлены следующие профессии: технологи, инженеры, строители, программисты, экономисты, врачи, юристы, специалисты в области сельского и лесного хозяйства, педагоги [14].

На протяжении 2012 года отмечается стабильное улучшение положения, складывающегося на рынке труда. Так, происходит снижение уровня регистрируемой безработицы, который на 11 ноября 2012 года составил 1,3%, что в 1,5 раза ниже, чем в начале года. Одновременно увеличивается число и улучшается качество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости. Снижение напряженности на рынке труда в Воронежской области происходит более высокими темпами, чем в среднем по РФ и ЦФО. Так, по данным Федеральной службы по труду и занятости, по итогам 1 полугодия 2012 года в Воронежской области произошло снижение данного показателя в 2,2 раза, в РФ - в 1,8 раза, в ЦФО - 1,4. В настоящий момент 1,2 незанятых граждан претендуют на 1 вакансию[18].

В целом 2012 год оказался стабильным и для рынка труда непосредственно г. Воронежа. В течение года росло число вакансий и резюме, а также заработная плата. Согласно данным сайта hh.ru в декабре 2012 года она составила 20 000 руб. /месяц в среднем.

Предложение работодателей и ожидание соискателей совпадают. В течение года стабильно росло количество входящих резюме и вакансий на сайте hh.ru.

По динамике входа резюме более ярко видны пики активности рынка труда: весна (март-апрель) и осень (август-октябрь) - рост активности, начало лета (май-июнь) и конец года (декабрь) - спад. Соискатели более подвержены сезонности, неохотно меняют работу в преддверии летних отпусков и перед новым годом. Работодатели подбирают персонал в течение всего года, сезонность в их работе была менее заметна, чем в прошлые годы.

В период с января по декабрь 2012 года, согласно данным сайта hh.ru, средняя заработная плата в Воронеже выросла на 2 000 руб. /месяц[7].

В сентябре-декабре 2012 года работодатели Воронежа предлагали зарплату 20 000 руб. в месяц в среднем. Немаловажно, что соискатели достаточно адекватно оценивают ситуацию на рынке труда: ожидаемая заработная плата - также 20 000 руб. /месяц. На более высокую, чем в среднем по рынку, зарплату могут рассчитывать соискатели производственной и строительной сфер, менеджеры по продажам, IT-специалисты. Минимальное предложение в Воронеже - это работа с частичной занятостью:

 

Таблица 2.

Должность Зарплата в месяц
Тайный покупатель от 2000 руб.
Мерчендайзер от 2000 руб.
Расклейщик афиш от 3000 руб.
Оператор ПК от 4000 руб.

 

Зарплаты разнятся в зависимости от специальности. Например, секретарю в среднем предлагают 13 500 руб. в месяц, технологу - 22 750 руб., web-программисту - 27 500 руб., прорабу - 30 000 руб. Чем больше опыт у кандидата - тем выше его зарплата и позиция, на которую он может рассчитывать. Соискателю с опытом работы от года до трех лет в среднем предлагают 20 000 руб. /месяц, а соискателю с опытом работы от трех до шести лет - 30 000 руб. /месяц. Самые дорогие вакансии 2012 года в Воронеже:

 

Таблица 3.

Директор предприятия / управляющий филиалом 180 000 - 200 000 руб.
Директор по развитию до 200 000 руб.
Руководитель отдела продаж от 150 000 руб.
Главный инженер от 150 000 руб.
Executive Chef от 120 000 руб.
Технолог-разработчик (кондитерское производство) от 100 000 руб.
Директор по логистике от 100 000 руб.
Главный бухгалтер от 90 000 руб.
Программист 1С от 90 000 руб.
Тренер по продажам 80 000 - 100 000 руб.

 

Можно говорить о сбалансированности спроса и предложения на рынке труда Воронежа. Анализ базы данных резюме и вакансий на сайте hh.ru показал, что в среднем на одну актуальную вакансию в 2012 году приходилось 4,1 резюме. Оптимальное соотношение на рынке труда - 2,5-3 резюме на 1 вакансию. В Воронеже в дефиците оказались специалисты по страхованию. Высока конкуренция среди соискателей сферы управления персоналом и бухгалтерского учета. На одну актуальную вакансию юриста на сайте hh.ru в сентябре-декабре 2012 года приходится 8 резюме. Больше соискателей на одну вакансию приходится только в профобласти «начало карьеры / студенты», где hh. индекс равен 13. hh. индекс - отношение числа резюме к числу вакансий в выбранной профобласти. Чем больше индекс, тем больше разрыв между количеством резюме и вакансий. Если индекс равен одному, значит, количество вакансий равно количеству резюме [7].

В Воронеже постоянно требуется персонал для работы на пищевом, мебельном, строительном производстве, причем как специалисты, так и продавцы, водители и обслуживающие категории на небольшую зарплату.

В связи с долгим отсутствием востребованности наблюдается недостаток квалифицированных рабочих, а также системы их быстрой и качественной подготовки.

Образование и стабилизация на рынке крупных компаний, сетей сбыта и розничной торговли формируют новую для России профессию: «универсальный продавец», а движение в сторону цивилизованного рынка выявило серьезный дефицит клиентоориентированных менеджеров, способных обеспечить качественный сервис.

Основные проблемы при подборе персонала, с которыми сталкиваются организации, - это поиск высококвалифицированных, разносторонне образованных или подготовленных специалистов. Например, для одного из 50-ти торговых медицинских объединений главной проблемой является поиск сотрудника с образованием провизора, стоматолога или врача и опытом работы в снабжении или сбыте.

Набор рабочих (грузчиков, рабочих склада, водителей), а также операторов ПК и бухгалтеров не составляет труда, предложения на рынке труда явно превышают спрос.

В целом, проблема подбора - это главная проблема, стоящая перед отделом персонала многих компаний. Несколько месяцев занимает поиск специалистов в отдел продаж или снабжения, несколько недель - рядовых сотрудников. Сезонная миграция может привести к тому, что весной приходится менять до 20% водителей. Для привлечения кандидатов используются и публикации объявлений в прессе, и обращение в кадровые агентства, в Службу занятости, и поиск через своих сотрудников, и рекомендации знакомых. На первом месте по степени отдачи - СМИ и рекомендации работников фирмы, на втором - работа с кадровыми агентствами. Максимальную отдачу при поиске редких специалистов дает хед-хантинг.

Во взаимодействии работодателей и соискателей заметна тенденция к упорядочению и стабилизации отношений. Если еще два года назад в Воронеже было обычным делом трудоустройство без трудовой книжки и каких-либо социальных гарантий со стороны работодателя (основной мотив нанимателя: дешевая рабочая сила для получения быстрой прибыли), то сегодня стороны чаще настроены на оформление и закрепление отношений, которые должны способствовать укреплению позиции организации на рынке. В этой связи среди требований, предъявляемых работодателем, основными становятся профессионализм, лояльность к компании, организованность, а среди мотивов поиска работы соискатель все чаще заявляет социальную защищенность и достойную официальную зарплату, а также профессиональный и карьерный рост.

В связи с оживлением рыночных процессов в Воронеже за последний год появилось шесть новых кадровых агентств, теперь их всего двенадцать.

В основном они работают по одинаковой схеме: оплата осуществляется работодателем на момент приема кандидата на работу, либо частичная (от 10 до 30%) предоплата. Стоимость услуг по подбору: от 50% месячного вознаграждения сотрудника до 25% его годового дохода.

Некоторые агентства пытаются организовать сопровождение карьеры соискателям и предлагают эту услугу. Но, в целом, кадровым объединениям в Воронеже еще предстоит конкурентная борьба и организация собственного профессионального пространства на рынке.

Среди средств массовой информации в Воронеже выпускаются специализированные газеты, призванные помочь соискателям и работодателям найти друг друга: «Работа для вас», «Работа. Бизнес. Учеба. Дело», «Трудинформ» (издание службы занятости). Также информацию о вакансиях и специалистах можно найти в газетах «Камелот», «Из рук в руки», «Ва-банк» и в информационном агентстве службы занятости. Рынок труда в области менее развит, и общее положение дел с работой и заработком достаточно проблематичное. Из 14-ти районов области самыми благополучными по уровню заработной платы можно назвать Лиски, Поворино; с точки зрения рабочих мест к ним можно добавить Аннинский и Россошанский районы.

Прогнозирование ситуации на рынке труда области показало что, во-первых, в области отсутствует мониторинг проблем рынка труда. Система мониторинга различных сфер занятости и видов безработицы, существовавшая до недавнего времени в областной службе занятости населения, по ряду причин прекратила существование. Результаты статистических обследований населения по проблемам занятости не дают полной картины проблем и тенденций рынка труда, особенно в части мотиваций и поведенческих характеристик безработных и ищущих работу. Во-вторых, нуждается в серьезном совершенствовании разработка балансов трудовых ресурсов, балансы рабочих мест вообще не разрабатываются. Выделяют следующие проблемы по отдельным направлениям обеспечения занятости:

. Профессиональная ориентация. В школах области при наличии формальных признаков профориентационной работы отсутствует система ранней профориентации учащихся с учетом реальных потребностей рынка труда в представителях определенных профессий и специальностей, выпускники школ в большей мере ориентированы на престижные учебные заведения и профессии.

. Профессиональное (пере) обучение и повышение квалификации. Во-первых, прогнозирование потребности экономики области в кадрах основано на методике обсчета данных экспертного опроса работодателей и потому страдает большими погрешностями. Необходимо новое научно-методическое обеспечение прогнозных расчетов кадровой потребности и повышение надежности самих прогнозов. Во-вторых, медленно развивается система софинансирования профессиональной подготовки кадров с участием работодателей. Работодатели не заинтересованы и в организации превентивного обучения персонала, находящегося под риском увольнения. В-третьих, при отсутствии надежных прогнозов система государственного (регионального) заказа учебным заведениям на профессиональную подготовку также нуждается в совершенствовании.

. Организация общественных работ. Слабым местом является необходимость софинансирования их проведения с участием работодателей. Большинство работодателей не мотивированы на участие в организации и оплате труда людей, привлекаемых к общественным работам.

. Содействие трудоустройству ищущих работу и безработных на постоянные рабочие места. Доля постоянных рабочих мест в заявляемых работодателями в службу занятости вакансиях недостаточна для удовлетворения потребности безработных и ищущих работу. Новые рабочие места создаются в области медленно, службу занятости не всегда своевременно знакомят с инвестиционными проектами. Не удалось создать систему участия органов занятости в экспертизе инвестиционных проектов в части создания рабочих мест.

. Организация временной занятости безработных и незанятых граждан. На временных работах конкуренцию безработным жителям Воронежской области составляют трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья, которые готовы работать за низкую по отечественным меркам зарплату при плохих условиях труда.

. Содействие переселению семей безработных в другую местность с целью трудоустройства. Во-первых, выделяемые на это направление целевые средства недостаточны для удовлетворения потребностей лиц, ориентированных на переезд. Во-вторых, эта мера должна быть исключительно адресной.

Учет выявленных в результате анализа проблем и рисков, сильных и слабых сторон действующей в области системы содействия занятости населения положен в основу целей, задач, приоритетов и основных мер Стратегии действий на рынке труда до 2020 года. Основной целью стратегических действий является стабилизация ситуации с занятостью населения области, повышение ее эффективности и постепенное создание условий для обеспечения в регионе критериев достойного труда.

Приоритетнымистратегическими направлениями действий на рынке труда будут являться:

обеспечение потребности работодателей в рабочей силе с учетом возросших требований к ее качеству.

создание системы ранней профориентации молодежи.

профессиональная (пере) подготовка и повышение квалификации кадров в соответствии с потребностью в них, с ориентацией на снижение кадрового дефицита.

предупреждение роста безработицы на основе содействия повышению активности населения на рынке труда.

выравнивание условий обеспечения занятости для разных территорий и категорий населения, снижение очаговой безработицы.

повышение уровня и качества занятости сельского населения.

содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

развитие направлений государственной политики занятости, способствующих смягчению наиболее острых диспропорций на рынке труда, улучшению положения с занятостью молодежи, инвалидов и других проблемных категорий населения.

повышение информированности населения по проблемам занятости с использованием современных информационных технологий.

Реализация данной Стратегии рассчитана на период до 2020 года. Целью является стабилизация ситуации с занятостью на основе мер вывода экономики области из кризиса и проведения целевой региональной политики занятости.

Индикаторы состояния занятости населения и их значения на период до 2020 года сведены в таблицу 4 [7]. Изменения в системе обеспечения занятости населения области на основе разработки мер по реализации стратегических целей и приоритетов позволят поддерживать естественный уровень безработицы на полном рынке труда не выше 5% экономически активного населения, регистрируемую безработицу понизить до 1,1%, значительно повысить уровень и качество обеспечения спроса работодателей и содействия занятости населения.

Реализация Стратегии требует разработки системы конкретных мер, направленных на достижение ее целей и задач, решение (смягчение) выявленных проблем и устранение рисков.

 

Таблица 4.

Наименование стратегического направления развития Наименование стратегического индикатора Годы
         
Сдерживание уровня безработицы уровень безработицы на полном рынке труда (по методологии МОТ) 6,5 5,5 5,0
  коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда 1,5 1,1 0,9
Повышение эффективности занятости доля трудоустроенных лиц трудоспособного возраста в общей численности лиц трудоспособного возраста, обратившихся в органы службы занятости 79,0 82,0 85,0
Повышение эффективности занятости доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста, относящихся к категории инвалидов 48,0 50,0 52,0
Повышение эффективности занятости уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста 66,5 68,0 69,5
Снижение диспропорций на рынке труда удельный вес безработных, прошедших профессиональное обучение по направлению службы занятости населения 24,6 24,8 25,0
Повышение эффективности занятости уровень заполняемости заявленных в службу занятости вакансий 74,0 75,0 75,5
Сдерживание уровня безработицы уровень регистрируемой безработицы 2,0 1,5 1,1

 

Эти меры обусловят следующие основные стратегические изменения в областной системе занятости.

Создается общерегиональная система обеспечения занятости и управления ее параметрами, в которой преодолен ведомственный подход, господствуют принципы социального партнерства, обеспечивается заинтересованность и взаимная ответственность.

Центр тяжести в системе занятости переносится с решения социальных задач - содействия занятости безработных и обеспечения их социальной защиты - на достижение экономических целей - сбалансированного и качественного обеспечения потребностей всех звеньев экономики рабочей силой.

Существенно повышается доля регионального участия в финансировании и других видах ресурсного обеспечения активных направлений политики занятости.

Система ориентирована на обеспечение форм и направлений эффективной занятости.

Система обеспечивает оздоровление социального климата в регионе.

Необходимыми первоочередными мерами создания такой системы являются:

создание в Правительстве Воронежской области подразделения, обеспечивающего координацию направлений региональной политики занятости и деятельности ее субъектов, в том числе несущего ответственность за реализацию общеобластных индикаторов эффективности занятости (в частности, уровень общей безработицы);

непрерывный мониторинг рынка труда как информационной основы качественного прогнозирования новых тенденций и сдвигов в занятости, выработки упреждающих мер устранения угроз и решения проблем;

повышение качества прогнозирования потребности экономики области в рабочей силе на основе более совершенного методического обеспечения;

совершенствование системы государственного заказа образовательным учреждениям на подготовку кадров в соответствии с прогнозной потребностью;

разработка мер участия работодателей в подготовке кадров, соответствующих их растущим требованиям, а также в превентивном профессиональном (пере) обучении персонала, находящегося под риском увольнения;

повышение сбалансированности политики занятости с политикой развития инвестиционного и инновационного потенциала создания новых рабочих мест, демографической, миграционной и др. направлениями региональной политики;

создание региональной системы ранней профориентации молодежи.

Стратегия реализуется на основе приоритетного использования механизмов государственного (регионального) регулированияполитики занятости в области.

 


 

Заключение

 

Уровень социально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отношений, т.е. можно выделить индивидуальный и коллективный уровень, уровень отрасли, организации, рабочего места и др.

В качестве предметов индивидуальных социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека на разных этапах его жизненного цикла: трудовое самоопределение, профориентация, наем-увольнение, оценка труда, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения и т.д. Предметом коллективных социально-трудовых отношений является кадровая политика, включающая весь спектр деятельности организации по управлению персоналом.

Для нормального функционирования система социально-трудовых отношений нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях (государственном, региональном, организации) на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления социально-трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д.

Исследования показали, что на протяжении 2012 года происходит снижение уровня регистрируемой безработицы, который на 11 ноября 2012 года составил 1,3%, что в 1,5 раза ниже, чем в начале года. Снижение напряженности на рынке труда в Воронежской области происходит более высокими темпами, чем в среднем по РФ и ЦФО: по итогам 1 полугодия 2012 года в Воронежской области произошло снижение данного показателя в 2,2 раза, в РФ - в 1,8 раза, в ЦФО - 1,4. В настоящий момент 1,2 незанятых граждан претендуют на 1 вакансию.

Также повышается уровень заработной платы, согласно данным сайта hh.ru, в декабре 2012 года она составила 20 000 руб. /месяц в среднем. В период с января по декабрь 2012 года средняя заработная плата в Воронеже выросла на 2 000 руб. /месяц.

В Воронеже в дефиците оказались специалисты по страхованию, рекламе, маркетингу и PR-менеджменту. Высока конкуренция среди соискателей сферы управления персонала и бухгалтерского учета. На одну актуальную вакансию юриста на в сентябре-декабре 2012 года приходится 8 резюме. Больше соискателей на одну вакансию приходится только в профобласти «начало карьеры / студенты».

В работе выделены и раскрыты основные проблемы по отдельным направлениям обеспечения занятости, а также представлены цели, задачи, приоритеты и основные меры Стратегии действий на рынке труда до 2020 года. Изменения в системе обеспечения занятости населения области на основе разработки мер по реализации стратегических целей и приоритетов позволят поддерживать естественный уровень безработицы на полном рынке труда не выше 5% экономически активного населения, регистрируемую безработицу понизить до 1,1%, значительно повысить уровень и качество обеспечения спроса работодателей и содействия занятости населения.

 


 

Список литературы

 

1 Закон Воронежской области от 06.12.1999 года №124-II-ОЗ «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Справочная система «Консультант плюс».

Положение Борисоглебского городского округа от 24.06.2013 года №160 «О территориальной трехсторонней комиссии Борисоглебского городского округа Воронежской области по регулированию социально-трудовых отношений». Справочная система «Консультант плюс».

Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов /В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.:ЮНИТИ, 2005. - 736 с.

Буланов В.С. Рынок труда: Учебник. / В.С. Буланов, Н.А. Волгин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2003.

Волгин Н.А. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник /Н.А. Волгин, Ю.Г. Одегов. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 736 с.

Генкин Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин - М.:НОРМА ИнфраМ, 2001. - 430 с.

Группа компаний HeadHunter. [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.hh.ru/career-stats.ru

Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №4. - С. 78 - 84.

Ильенкова С.Д. Социальный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, В.Н. Журавлева, Л.Л. Козлова - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 271 с.

Колмакова И.Д. Регулирование социально-трудовых отношений в России / И.Д. Колмакова // Российское предпринимательство - 2006. - №1 (73). - с. 19-25.

Лапкова А.Г. Особенности формирования трудовых отношений различных типов / А.Г. Лапкова // Российское предпринимательство - 2010. - - №7 Вып. 2 (163). - c. 43-46.

Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Г.Г. Меликьян, Р.П. Колосова-: Изд. МГУ, 2008.

Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие / Т.Г. Морозова, А.В. Пикулин. - М.: Финстатинформ, 2003. - 218 с.

Прачёва Л.В. Обзор рынка труда Воронежа и Воронежской области / Л.В. Прачёва, Э.Г. Игнатов // Кадровик.ру. - 2012. - №11. - с. 12-16.

Рофе А.И. Экономика труда / А.И. Рофе. - М.: КноРус, 2010. - 298 с.

Слезингер Г. Социальная экономика плюс социальная организация труда // Человек и труд. 2001. №7. - С. 77-81.

Тюленева Н.А. Современные проблемы формирования социально-трудовых отношений / Н.А. Тюленева // Вестник Томского Государственного университета - 2007. - №294. - с. 198-206.

Управление занятостью населения Воронежской области. [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.uzn.vrn.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: