Пожарно-тактические учения: виды, организация проведения, документы.




Пожарная тактика

 

Учения - это высшая форма тактической подготовки начальствующего состава, которая позволяет совершенствовать и поддерживать на высоком уровне боевую готовность частей и гарнизонов пожарной охраны.

Общая цель учений — совершенствование тактического мышления и практических навыков начсостава в управлении силами и средствами на пожаре при исполнении обязанностей различных должностных лиц органов управления — РТП, НШ, НТ, НБУ, начальника связи (НС) и других во время тушения крупных и сложных пожаров.

Основным методом обучения начальствующего и всего личного состава на тактических учениях является практическая отработка организации управления силами и средствами на пожаре в различных условиях и обстановке.

По намечаемой цели все тактические учения можно условно разделить на следующие виды: тренировочные, проверочные, показательные, опытные и комплексные.

Тренировочные учения проводятся в целях тренировки, т.е. выработки и совершенствования у начсостава практических навыков и умений управлять силами и средствами пожарной охраны при тушении крупных и сложных пожаров в различной обстановке, а также осуществления взаимодействия пожарных подразделений со специальными службами города, объекта, силами гражданской обороны и другими подразделениями и формированиями, привлекаемыми к ликвидации пожаров, последствий аварий и стихийных бедствий. Данный вид тактических учении является основным и наиболее распространенным в общей системе ПТП начсостава пожарной охраны.

Проверочные учения проводятся для оценки уровня подготовки начсостава к управлению силами и средствами при тушении крупных и сложных пожаров, для определения степени подготовленности подразделений и гарнизонов в целом к ведению боевых действий на пожарах, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, а также к взаимодействию их в этих условиях со службами города (объекта) и другими привлекаемыми подразделениями и формированиями. Проверочные учения проводят инспектирующие лица в период проверки боевой подготовки гарнизонов или отдельных подразделений пожарной охраны, противопожарного состояния объектов и сельских районов.

Показательные учения проводятся в целях показа и внедрения в практику новых форм и методов организации работы по управлению силами и средствами на крупных и сложных пожарах, демонстрации новых способов и приемов ведения боевых действий, эффективности новых огнетушащих средств, новой пожарной техники и средств связи и т.п., а также отработки различных рекомендаций по вопросам пожаротушения. Эти учения проводят, как правило, при организации методических сборов и семинаров начсостава, когда в гарнизоне разрабатываются новые методические положения по организации и проведению ПТП.

Опытные учения проводятся для исследования, испытания или проверки эффективности новых видов пожарной техники и вооружения, огнетушащих веществ, для определения интенсивности, способов и приемов их подачи при тушении различных веществ и материалов, для совершенствования организации и способов управления силами и средствами в различных сложных условиях и обстановке. Опытные учения являются одним из основных средств развития и совершенствования пожарной тактики. Они проводятся на специальных полигонах или конкретных объектах: на списанных с баланса жилых домах, из которых выселены жильцы, и других зданиях различного назначения, промышленных установках, резервуарных парках и других объектах, по договоренности с соответствующими руководителями. На данных объектах создается обстановка пожара, максимально приближенная к реальной.

 

Комплексные учения проводятся в целях комплексной оценки противопожарной устойчивости объектов районов и населенных пунктов. На таких учениях решается широкий круг задач, включающий в себя задачи тренировочных, проверочных и показательных учений.

 

Тактические учения организуют и проводят руководители ГУГПС, УГПС, ОГПС МЧС и их заместители, начальники гарнизонов пожарной охраны и их заместители, работники отделов (отделений) службы и подготовки, дежурные службы пожаротушения, а также лица, которым поручена проверка оперативно-служебной деятельности гарнизона или подразделения пожарной охраны.

Сроки и количество тактических учений предусматриваются планами-графиками боевой подготовки и планами работы гарнизонов пожарной охраны, а периодичность их проведения определяется соответствующими руководящими документами.

Место и время проведения тактических учений заранее согласовывают с руководителями объектов, а при необходимости — и с местными административными органами. К тактическим учениям привлекают силы и средства в соответствии с расписанием выезда или планом привлечения сил и средств для тушения пожаров на данном объекте.

 

Процесс подготовки руководителя к тренировочным учениям во многом аналогичен подготовке руководителя занятий к практическим занятиям по решению пожарно-тактических задач на объектах. Он включает в себя: непосредственную подготовку руководителя учений, подготовку личного состава, посредников и имитаторов и материально-техническое обеспечение учений. При подготовке к учениям руководитель определяет тему и цель учений для начальствующего и всего личного состава, подбирает объект для проведения учений и изучает его оперативно-тактические особенности, согласовывает дату и время проведения учений с администрацией объекта, анализирует развитие, организацию и тактику тушения пожаров на аналогичных объектах, разрабатывает тактический замысел, порядок и особенности имитации обстановки условного пожара, устанавливает время начала и продолжительность учений, силы и средства, привлекаемые к учениям.

 

После выбора объекта руководитель учений должен изучить его оперативно-тактические особенности. Сбор и изучение данных оперативно-тактической характеристики объекта руководитель учений проводит в два этапа. Первоначальное ознакомление с объектом он осуществляет путем изучения его генерального плана, конструктивно-планировочных решений зданий, сооружений, технологических установок, регламентов технологических процессов производства, характеристик автоматических систем извещения и тушения и др. При этом он ознакомляется с заранее разработанными оперативными документами по данному объекту (планы, карточки пожаротушения, планы эвакуации людей, материальных ценностей и др.), а затем с документами Госпожнадзора (предписания, акты пожарно-технических обследований, переписка с администрацией объекта) и нормативными актами, касающимися объекта.

 

Второй этап сбора сведений оперативно-тактической характеристики — это непосредственное изучение руководителем учений территории объекта: въездов, расположения зданий цехов и сооружений, проездов по территории и подъездов к зданиям и сооружениям, системы противопожарного водоснабжения, расположения гидрантов и подъездов к ним и другим водоисточникам, порядка отключения коммуникаций с горючими жидкостями и газами, возможности и вероятного направления разлива потоков ЛВЖ, ГЖ, расплавленных горящих масс и опасных жидкостей. Кроме того, производится сбор сведений о пожарной опасности веществ и материалов, технологических процессов производства, о виде и величине горючей нагрузки.

 

Исходными данными для разработки тактического замысла учений являются: номер вызова сил и средств, которые будут привлекаться к учениям; место возникновения пожара; продолжительность свободного развития пожара; линейная скорость распространения огня; характер и схема распространения огня (односторонняя, двухсторонняя, круговая, объемная и др.); скорость роста площади пожара; наиболее эффективные в данных условиях огнетушащие средства и принцип их подачи на тушение; требуемая интенсивность подачи огнетушащих средств; продолжительность локализации пожара. Эти данные руководитель учений конкретизирует исходя из условий объекта на основе личного опыта, расчетов и справочных данных.

 

Разработав тактический замысел и окончательную схему расстановки сил и средств, руководитель учений приступает к членению общей обстановки условного пожара на отдельные поэтапные элементы. В данном случае целесообразно выделить следующие элементы: обстановку по внешним признакам пожара (при подъезде или въезде на территорию объекта в том месте, где видны внешние признаки пожара) — или эти сведения передать через лицо, встречающее караул; обстановку на момент прибытия первого подразделения; обстановку на момент прибытия старшего начальника и подразделений по вызову № 2; обстановку к моменту создания штаба пожаротушения; обстановку на этапе локализации и ликвидации условного пожара.

 

Обстановку на момент прибытия первого подразделения задают такой, чтобы из нее вытекала необходимость выбора средств, способов и приемов тушения и определения требуемого количества сил и средств. Обстановку ко времени прибытия дополнительных сил и средств усложняют, чтобы РТП определил боевые участки, назначил НБУ и распределил по ним силы и средства. Обстановка на этапе локализации должна побудить РТП организовать тщательную разведку и начать свертывание сил и средств.

По каждому из этих элементов руководитель учений подготавливает вводную, а также конкретизирует место и способ ее объявления исполнителям. Кроме основных вводных, руководитель учений намечает дополнительные, которые нужно использовать в тех случаях, когда должностные лица (РТП, НШ, НТ, НБУ, НС, ответственный за технику безопасности) будут принимать неправильные, неполные решения, особенно если эти решения могут привести к нарушению правил техники безопасности.

При разработке тактического замысла руководитель учений определяет количество боевых участков, места их действий и задачи, намечает кандидатуры НБУ, количество сил и средств, которые им придаются. Он определяет также состав штаба пожаротушения, место его дислокации и задачи, необходимость создания и состав группы тыла, а иногда и место развертывания и состав КПП и ПБ ГДЗС. Руководитель учений устанавливает целесообразность назначения НС и ответственного за технику безопасности, конкретизирует их задачи. Он составляет список представителей объекта, служб города (объекта), которых предполагается привлечь к работе в штабе пожаротушения. При разработке замысла выбирают способ управления силами и средствами, разрабатывают схемы связи информации, управления и взаимодействия при проведении учений и комплектуют необходимые средства связи.

В процессе разработки тактического замысла руководитель учений составляет перечень вопросов, которые надо решить с администрацией и обслуживающим персоналом объекта. При этом учитываются наличие на объекте профессиональных и добровольных пожарных подразделений и формирований, их вооружение, укомплектованность и боеспособность.

 

После разработки тактического замысла и всей предварительной подготовки руководитель учений приступает к составлению плана-конспекта для проведения учений. План-конспект включает в себя общую часть, методическую разработку и приложения.

 

В общей части приводят: тему и цель учений; время, отведенное для учений, и дату их проведения; наименование объекта и его адрес; материальное обеспечение (средства имитации и др.); перечень учебной и специальной литературы и расчет времени на отрабатываемые вопросы. В этой части отражают привлекаемые к учениям силы и средства: перечисляют количество отделений на основных пожарных машинах общего и целевого назначения, на специальных пожарных машинах; указывают специальные службы города (объекта), задействованные на учениях, и др. Здесь же указывают должностные лица органов управления силами и средствами на учениях — РТП-1, РТП-2 и т.д., НШ, НТ, ЗНШ, НБУ-1, НБУ-2 и т.д., НС, ответственного за охрану труда и др., а также помощников руководителя учений — посредников при РТП, НШ, НТ, НБУ-1, НБУ-2 и т.д., НС, ответственном за технику безопасности и имитаторов. Определив боевые участки, необходимо конкретизировать их задачи.

 

Вторая часть плана-конспекта - методическая разработка, которая включает в себя: тактический замысел учений, их обоснование расчетом сил и средств для тушения условного пожара и требованиями Боевого устава пожарной охраны и других руководящих документов по пожаротушению; элементы обстановки условного пожара на определенный момент времени согласно тактическому замыслу (на момент обнаружения пожара, прибытия первого подразделения, старшего оперативного начальника, создания оперативного штаба пожаротушения, прибытия последующих подразделений, локализации и ликвидации пожара и др. по усмотрению руководителя учений), сформулированные в виде вводных и отражаемые средствами имитации; ожидаемые действия должностных лиц по организации и тушению условного пожара по каждому элементу обстановки; методические приемы отработки вопросов на учениях.

 

К плану-конспекту составляется ряд приложений. Так, для удобства организации и проведения тактических учений, контроля за сосредоточением сил и средств, особенно на учениях, к которым привлекается значительное количество подразделений по повышенным номерам вызова в средних и.крупных гарнизонах пожарной охраны, руководитель учений может разрабатывать дополнительно к плану-конспекту таблицу распределения подразделений по боевым участкам (БУ) со схемами их развертывания в оперативном времени.

 

Схему расстановки сил и средств вычерчивают на плане объекта и прилегающей территории, выполненном в принятом масштабе. На плане должны быть отражены: расположение прилегающих улиц и противопожарных водоисточников, их характеристики (вид и диаметр водопроводной сети, пожарные гидранты, водоемы, их вместимости и расстояния от них до объекта); план этажа здания, где намечено возникновение условного пожара.

 

Приложения к плану-конспекту (схему расстановки сил и средств, совмещенный график изменения площади пожара, требуемого и фактического расходов воды, таблицу распределения подразделений по БУ со схемами их развертывания в оперативном времени, схему связи, сетевые графики и другой графический материал) целесообразно оформить в виде плаката на большом стандартном листе для использования его при инструктаже посредников, имитаторов, а также при подведении итогов учений.

 

Руководитель учений подписывает разработанный план-конспект, согласует его с руководителем объекта, а при необходимости — и с местными органами власти и представляет старшему начальнику на утверждение.

 

В ряде случаев по согласованию со старшим начальником руководитель учений разрабатывает и план тактических учений. Обычно это делается при проведении гарнизонных учений с привлечением значительного количества подразделений на основных и специальных пожарных машинах, а также специальных служб города (объекта).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: