СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ




Ход урока

Повторение ранее изученного.

– Какая бывает речь?

Речь

Устная Письменная

 

– Какие типы речи мы знаем?

- Скажите, о каком типе речи идет речь?

– Тип речи, в котором изображаются предметы. “Новое” отвечает на вопрос Какой?

– Тип речи, в котором обычно говорится о действиях и событиях. Вопрос Что произошло?

– Тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий – Почему?

– Сегодня мы работаем с описанием. Посмотрите на опорную схему и скажите, что мы о нем знаем.

 

 

2. Новая тема «Описание состояния окружающей среды».

А. Работа со словарными статьями.

– Как вы понимаете, что такое окружающая среда?

(Среда – окружение, природные условия, в которых протекает деятельность человека.)

– А что такое состояние?

(Состояние – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.)

(Содержание словарных статей в течение урока находится на доске перед глазами детей)

А теперь проверим, умеете ли вы наблюдать?

- Какой бы вы подобрали эпитет к слову «ВОЗДУХ »?

- А у Лермонтова так: «... Воздух был чист и свеж, как поцелуй ребёнка»

- Как вы понимаете это сравнение?

- С чем бы вы сравнили осень?

Эпитет – образное выражение (прилагательное)

-Задумывались ли вы, какой бывает тишина?

«... Мудрость снежной тишины», - так сказал А.Марин.

- Какой образ рисуется за этими словами?

- Обращал ли кто-нибудь из вас внимание на то, чем пахнет снег? Дождь? Какого цвета туман?

- Французский художник Моно, например, изображал туман багрового цвета.

Б. Прочитайте теоретический материал.

1. В описании состояния окружающей среды часто говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа речи чаще всего отсутствует, а если имеется, то называет элементы природы, её части (небо, воздух, солнце, лес и т.д.).

2. Окружающая человека среда – это не только природа, но и помещение, в котором он находится. Поэтому в типе речи « описание состояния окружающей среды» может говориться и о состоянии среды в помещении.

3. «Новое» обозначает состояние природы и выражается личными и безличными глаголами (сияет, вечереет и т.д.); наречиями на –О со значением состояния (холодно, душно и т.д.), именами существительными, передающими состояние (вечер, тишина и т.д.).

В. Составьте схему, заполнив пропуски в прямоугольниках.

«Описание состояния окружающей среды».

 
 
данное

 


 

                     
   
       
 
 
 
 
Чаще всего «данное» __________________
 
   
 

 


 

               
 
     
 
   
существительные, передающие ___________________  
 

 


Закрепление изученного.

 

Сравните тексты.

1. Как хорошо пахнет из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой

деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.

 

2. Тишина. Ярко горит лампа. В комнате тепло и уютно.


- Что вы увидели общего?

- Найдите НОВОЕ в текстах, выпишите и укажите, чем оно выражено.

 

 

Как хорошо пахнет (личный гл.) из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно. (наречия на –О, -Е со значением состояния)

 

Тишина. (сущ., перед.состояние) Ярко горит лампа. В комнате тепло и уютно. (наречия на –О, со значением состояния)

 

1. -Что вы можете сказать о порядке следования подлежащего и сказуемого? (Сказуемое предшествует подлежащему).

 

2. – Что можно сказать о способе связи предложений? ( Параллельное .) (см. памятку 3 СПОСОБЫСВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ)

 

СПОСОБЫСВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

 

Различают два способа связи предложений в тексте: последовательный (цепной) и параллельный.

 

При последовательном соединении предложений «данным» каждого следующего предложения становится «новое» предыдущего предложения.

 

НАПРИМЕР. Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей и долго бродил по чердаку, от одного угла к другому.

 

При параллельном соединении во всех предложениях текста повторяется одно и то же данное.

 

НАПРИМЕР. Молния висела совсем низко над травой. Она излучала свет и выбрасывала искры, издавая жужжащий звук. Казалось, она раздумывала, зайти в палатку или не зайти.

 

Домашнее задание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: