Ход урока
Повторение ранее изученного.
– Какая бывает речь?
Речь
Устная Письменная
– Какие типы речи мы знаем?
- Скажите, о каком типе речи идет речь?
– Тип речи, в котором изображаются предметы. “Новое” отвечает на вопрос Какой?
– Тип речи, в котором обычно говорится о действиях и событиях. Вопрос Что произошло?
– Тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий – Почему?
– Сегодня мы работаем с описанием. Посмотрите на опорную схему и скажите, что мы о нем знаем.
2. Новая тема «Описание состояния окружающей среды».
А. Работа со словарными статьями.
– Как вы понимаете, что такое окружающая среда?
(Среда – окружение, природные условия, в которых протекает деятельность человека.)
– А что такое состояние?
(Состояние – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.)
(Содержание словарных статей в течение урока находится на доске перед глазами детей)
А теперь проверим, умеете ли вы наблюдать?
- Какой бы вы подобрали эпитет к слову «ВОЗДУХ »?
- А у Лермонтова так: «... Воздух был чист и свеж, как поцелуй ребёнка»
- Как вы понимаете это сравнение?
- С чем бы вы сравнили осень?
Эпитет – образное выражение (прилагательное)
-Задумывались ли вы, какой бывает тишина?
«... Мудрость снежной тишины», - так сказал А.Марин.
- Какой образ рисуется за этими словами?
- Обращал ли кто-нибудь из вас внимание на то, чем пахнет снег? Дождь? Какого цвета туман?
- Французский художник Моно, например, изображал туман багрового цвета.
Б. Прочитайте теоретический материал.
1. В описании состояния окружающей среды часто говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа речи чаще всего отсутствует, а если имеется, то называет элементы природы, её части (небо, воздух, солнце, лес и т.д.).
|
2. Окружающая человека среда – это не только природа, но и помещение, в котором он находится. Поэтому в типе речи « описание состояния окружающей среды» может говориться и о состоянии среды в помещении.
3. «Новое» обозначает состояние природы и выражается личными и безличными глаголами (сияет, вечереет и т.д.); наречиями на –О со значением состояния (холодно, душно и т.д.), именами существительными, передающими состояние (вечер, тишина и т.д.).
В. Составьте схему, заполнив пропуски в прямоугольниках.
«Описание состояния окружающей среды».
|
| ||||||||||
| |||||||
Закрепление изученного.
Сравните тексты.
1. Как хорошо пахнет из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой
деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.
2. Тишина. Ярко горит лампа. В комнате тепло и уютно.
- Что вы увидели общего?
- Найдите НОВОЕ в текстах, выпишите и укажите, чем оно выражено.
Как хорошо пахнет (личный гл.) из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно. (наречия на –О, -Е со значением состояния)
Тишина. (сущ., перед.состояние) Ярко горит лампа. В комнате тепло и уютно. (наречия на –О, со значением состояния)
|
1. -Что вы можете сказать о порядке следования подлежащего и сказуемого? (Сказуемое предшествует подлежащему).
2. – Что можно сказать о способе связи предложений? ( Параллельное .) (см. памятку 3 СПОСОБЫСВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ)
СПОСОБЫСВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Различают два способа связи предложений в тексте: последовательный (цепной) и параллельный.
При последовательном соединении предложений «данным» каждого следующего предложения становится «новое» предыдущего предложения.
НАПРИМЕР. Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей и долго бродил по чердаку, от одного угла к другому.
При параллельном соединении во всех предложениях текста повторяется одно и то же данное.
НАПРИМЕР. Молния висела совсем низко над травой. Она излучала свет и выбрасывала искры, издавая жужжащий звук. Казалось, она раздумывала, зайти в палатку или не зайти.
Домашнее задание.