1.1. О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви[7]
Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1–2). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения, — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божиего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены Иерусалимской Церкви «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42).
Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения — Слово Божие, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4–5).
Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.
Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:
— 46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».
— 78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».
— 47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».
— 7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в Церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».
О том же говорил и святитель Василий Великий: «Вера и Крещение — суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается Крещением, а Крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12).
Эта практика находит также свое отражение в трудах древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.
Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование. Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и Церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.
Настоящий документ, основываясь на Священном Писании, постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и святоотеческих подходах к оглашению, определяет основные направления, формы и содержание просветительского служения Русской Православной Церкви.
I. Организация просветительского
служения Церкви
Просветительское служение в Русской Православной Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.
I.1. Просветительская работа
на общецерковном уровне
На общецерковном уровне катехизическую и религиозно-образовательную работу возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (далее — Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях.
Синодальный отдел:
1) вносит для рассмотрения Священноначалием проекты нормативных документов, регламентирующих образовательную и катехизическую деятельность Русской Православной Церкви;
2) обращается к епархиальным архиереям и руководителям профильных структурных подразделений епархий, направляет им свои нормативные документы и методические материалы, запрашивает соответствующую информацию;
3) осуществляет взаимодействие с другими Синодальными структурами по вопросам организации и координации образовательной и катехизической деятельности;
4) контролирует функционирование системы подготовки кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности;
5) контролирует состояние образовательной и катехизической деятельности на общецерковном и епархиальном уровнях;
6) осуществляет информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности;
7) проводит экспертизу учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы и аудио- и видеоматериалов для использования в Русской Православной Церкви;
8) организует и проводит образовательные конференции, чтения, конкурсы.
I.2. Просветительская работа
на епархиальном уровне
Общее руководство епархиальными подразделениями, действующими в области катехизической и религиозно-образовательной деятельности, осуществляет правящий архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел (или профильный ответственный епархиальный сотрудник), который в своей работе руководствуется общецерковными нормативными документами, указаниями правящего архиерея, рекомендациями Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.
Осуществляя организационную и методическую деятельность в области катехизации и религиозного образования, профильный епархиальный отдел (ответственный епархиальный сотрудник):
1) определяет методику и формы проведения огласительных бесед и бесед перед Таинством Венчания;
2) курирует работу действующих и инициирует создание новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирует реализацию иных форм духовно-просветительской деятельности;
3) курирует, координирует, контролирует деятельность православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);
4) проводит конференции, съезды, семинары образовательной и катехизической тематики;
5) осуществляет методическую поддержку реализации всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;
6) взаимодействует с органами государственного управления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и общественностью в пределах сферы ответственности;
7) проводит анализ отчетов по образованию и катехизации из благочиний и предоставляет утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации;
8) организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проводит их аттестацию.
В соответствии с пунктом 18 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–4 февраля 2011 г.) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в епархиях может создаваться профильная коллегия. Коллегия, являясь совещательным органом, формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым Положением, принимаемым Священным Синодом.
I.3. Просветительская работа
на благочинническом уровне
На уровне благочиния общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного сотрудника, ответственного за катехизическую и образовательную работу в благочинии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем профильного отдела епархии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.
Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии:
1) осуществляет взаимодействие с епархиальным отделом, участвует в работе коллегии при нем, в благочиннических и епархиальных мероприятиях в области образования и катехизации;
2) осуществляет регулярное взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координирует их деятельность;
3) осуществляет регулярное взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами;
4) помогает настоятелям приходов, в штат которых не входит приходской катехизатор, в организации и осуществлении катехизической деятельности по направлениям, указанным в п. I.4;
5) организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния;
6) проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ;
7) составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности по соответствующей форме, согласовывает их с профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником) и утверждает у благочинного;
8) регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.
I.4. Просветительская работа
на приходском уровне
На приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Попечение об этой работе должно быть возложено на штатного приходского катехизатора, в тех приходах, где есть возможность создать такую должность. Решение об освобождении прихода от необходимости иметь данную штатную единицу принимает благочинный по представлению настоятеля с последующим докладом епархиальному архиерею. Такое решение может быть принято в отношении малочисленных приходов, в первую очередь находящихся в сельской местности и малых городах.
Деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы.
По благословению настоятеля прихода осуществлять катехизическую деятельность могут клирики прихода, студенты и выпускники духовных школ и профильных учебных заведений, а также миряне, получившие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. При этом деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство.
Приходской катехизатор и директор воскресной школы назначаются на должность и освобождаются от должности настоятелем, зачисляются в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняются настоятелю и согласовывают свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за катехизическую и религиозно-образовательную работу в благочинии.
Соответствующие программы и мероприятия прихода оплачиваются из средств прихода и привлеченных средств.
Приходской катехизатор организует или проводит:
1) огласительные беседы перед Таинством Крещения со взрослыми, детьми сознательного возраста, родителями и восприемниками малолетних детей, а также беседы с лицами, желающими вступить в брак; эти беседы дополняют личное пастырское общение священника с готовящимися принять Таинства;
2) занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;
3) библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;
4) работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;
5) духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок, организованных приходом;
6) разработку и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.
Приходской катехизатор:
1) осуществляет регулярное взаимодействие с помощником благочинного по катехизации и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником);
2) по благословению настоятеля участвует в благочиннических и епархиальных мероприятиях катехизической направленности;
3) составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет помощнику благочинного по катехизации;
4) регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.
II. Направления, формы и содержание
просветительского служения Церкви
II.1. Оглашение
Оглашение — это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения.
Недопустимо совершение Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.
Необходимыми условиями для совершения Таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься.
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божиего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.
В таком случае рекомендуется отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства.
В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.
Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.
При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования:
— Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.
— После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением Таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.
В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.
При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии.
Восприятию Крещения как события, важнейшего в личной жизни человека и значимого для церковной общины, будет способствовать должная подготовка к принятию Таинства, возрождение древней практики его совершения в присутствии и при участии прихода в соединении со Святой Евхаристией в Великую Субботу, в навечерие Рождества и Богоявления.
II.2. Духовное просвещение крещеных людей
Неотъемлемой частью жизни прихода должны стать систематические духовно-просветительские беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы или в иных формах. Более сложной и эффективной формой систематического духовного просвещения мирян являются богословские курсы, которые могут быть организованы на одном из крупных приходов и осуществлять свою деятельность в рамках города, благочиния или епархии.
В связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровнях должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы.
Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и обрядов Православной Церкви.
В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы.
Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам. Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.
Основной формой православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков являются церковно-приходские (воскресные) школы.
Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь. Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.
Настоятель прихода должен иметь особое попечение о повышении уровня богословских и педагогических знаний преподавателей, воспитателей и руководителей церковно-приходских школ.
Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.
По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.
Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания.
Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами среднеспециальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.
* * *
Православная Церковь обладает богатым и разнообразным опытом просветительской деятельности, основанной на Священном Писании и святоотеческой традиции. Современный мир, переживающий состояние духовно-нравственного кризиса, остро нуждается в живом христианском свидетельстве о Церкви, которая совершает «разумное служение» (Рим. 12:1) Богу и учит всякого человека поклоняться Ему «в духе и истине» (Ин. 4:24). Жизнь настойчиво требует актуализации накопленного в веках благодатного опыта просветительского служения и его творческого использования в наше время. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) для людей всех времен, культур и народов. И сегодня, как прежде, Господь призывает Свою Церковь ревностно совершать «служение слова» (Деян. 6:4), чтобы помочь современному человеку найти путь к Богу, познать истину и обрести вечную жизнь в Царстве Божием.
1.2. Компетенции, знания, умения и навыки, которыми должен обладать катехизатор[8]
Катехизатор должен обладать следующими компетенциями (готовностью и способностью):
1) компетенции в области церковного образа жизни:
— сознательно участвовать в церковных Таинствах и обрядах;
— соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быте;
— преломлять духовные знания в личный духовный опыт;
— к совершенствованию в христианском благочестии на протяжении всей жизни;
— к самооценке и самоконтролю;
2) компетенции в области катехизической деятельности:
— использовать знание Священного Писания, основных разделов православного вероучения, литургики, церковной истории в духовно-просветительской деятельности;
— использовать знания в области церковного искусства в духовно-просветительской деятельности;
— использовать навыки чтения Священного Писания и богослужебных текстов на церковнославянском языке и их перевода в духовно-просветительской деятельности;
— использовать знания православного вероучения и сектоведения для обеспечения духовной безопасности воцерковляющихся (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений);
— выявлять степень воцерковленности человека и в соответствии с ней определять содержание, объем, методы, формы, сроки катехизации;
— использовать знания в области психологии в катехизической деятельности и педагогической работе;
— применять основные методы катехизической деятельности в работе с воцерковляющимися;
— разрабатывать и реализовывать программы по различным направлениям катехизической деятельности;
— аргументированно и убедительно излагать церковную позицию перед невоцерковленной и воцерковляющейся аудиторией;
— обеспечить катехизическое сопровождение церковных мероприятий;
3) компетенции в области педагогической деятельности:
— применять традиции и методы православной педагогики и христианской антропологии в педагогической деятельности;
— решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся в воскресной школе;
— разрабатывать и реализовывать программы по вероучительным дисциплинам для различных возрастных категорий детей;
4) компетенции в области организаторской деятельности:
— работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться;
— планировать, организовывать и координировать катехизическую деятельность на приходах и/или благочиниях;
— организовывать мероприятия в области катехизации на приходе и/или благочинии.
В области учебного цикла «Основы православного вероучения» катехизатор должен:
1) знать:
— основные исторические и наиболее значимые события Ветхозаветной истории и их святоотеческое толкование;
— Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа и его святоотеческое толкование;
— Священное Предание;
— основные положения православного вероучения и нравственности, православной антропологии, аксиологии и сотериологии;
— отличительные особенности вероучения иных конфессий и основные принципы отношения Православной Церкви к инославию;
— основные особенности ислама, иудаизма, буддизма;
— структуру и основное содержание богослужения;
— основные события истории Вселенской Церкви и Русской Православной Церкви;
— содержание и формы церковного искусства, его видов и жанров в архитектуре, песнопении и иконописи;
— особенности церковнославянского языка (графические, лексические, грамматические) с целью понимания богослужения и осознанного в нем участия;
2) уметь:
— применять знания Священного Писания, его толкования, знания о вероучении в решении практических вопросов воцерковления мирян;
— передать (изложить) основы православного вероучения для разных целевых аудиторий и отдельных людей в доступной форме;
— объяснить основные, а также наиболее непонятные места православного богослужения и канонических текстов;
— использовать знания по Истории Вселенской и Русской Православной Церкви для формирования представления о роли христианства в становлении и развитии государственности, культурно-исторических традиций России и европейских стран;
— аргументированно и убедительно отвечать на вопросы по заданной тематике;
3) владеть:
— церковной традицией в богослужебной жизни, личной молитве, общении, образе жизни, быте;
— навыком самосовершенствования в христианском благочестии;
— навыками самооценки и самоконтроля;
— навыками чтения и понимания церковнославянских текстов.
В области учебного цикла «Катехизическая деятельность» катехизатор должен:
1) знать:
— духовные основы катехизической деятельности;
— сущность и структуру, направления и формы катехизической деятельности;
— методы и методики катехизации;
— способы взаимодействия катехизатора с различными участниками духовно-просветительской деятельности;
— смежные формы катехизического и миссионерского служения;
— особенности реализации педагогической, катехизической деятельности в современных условиях на приходах и в благочиниях;
— способы взаимодействия катехизатора, педагога с различными участниками катехизации, педагогического процесса;
— основы духовной безопасности (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, тоталитарных сект и движений на территории России);
— решения Священноначалия, касающиеся духовно-просветительской деятельности;
— государственные нормативно-правовые документы, регламентирующие катехизическую деятельность Церкви;
— официальную позицию Церкви по различным социальным вопросам;
— основы церковного протокола;
— содержание и методики преподавания вероучительных дисциплин для разных целевых аудиторий;
— теории и технологии обучения и воспитания детей разного возраста;
— правовое регулирование экскурсионно-паломнической деятельности;
— технологии подготовки экскурсионного маршрута;
— основные методы ведения дискуссии;
— особенности дискуссии по религиозной проблематике;
— основы возрастной и семейной психологии, психологии общения, зависимости;
— особенности церковного соборного взаимодействия;
— способы профессионального саморазвития;
2) уметь:
— системно анализировать и выбирать способы, формы и методы катехизации;
— определять способы и методы катехизации в зависимости от целевой аудитории;
— выявлять и использовать национальные и региональные особенности, возможности в духовно-нравственном просвещении;
— разрабатывать и реализовывать программы по катехизации;
— консультировать взрослых по вопросам веры, богослужения и православного образа жизни;
— управлять деятельностью приходских работников и волонтеров, работающих в области катехизации;
— объяснять отличительные особенности ислама, иудаизма, буддизма от Православия;
— отличить толкование дискуссионных мест Священного Писания сектами от святоотеческого толкования;
— использовать и применять правовую информацию в катехизической деятельности;
— организовать духовно-просветительскую деятельность во время паломнических поездок, экскурсий;
— вести дискуссию по религиозной проблематике;
— оказывать помощь в социально-психологической адаптации к церковной среде, быту, традициям, по преодолению зависимостей от вредных привычек;
— корректно взаимодействовать с участниками духовно-просветительской деятельности;
— вести диалог и избегать конфликтных ситуаций в общении с людьми разных социальных групп;
— использовать православные методы психологической и педагогической диагностики для решения задач катехизации;
— учитывать различные контексты (духовно-нравственные, социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы катехизации, обучения, воспитания и социализации детей разного возраста;
— проектировать и осуществлять образовательный процесс в воскресной школе с использованием современных технологий, не нарушая церковной традиции;
— использовать в образовательном процессе (воскресные школы) гуманитарные и естественнонаучные знания с позиций православного мировоззрения;
— использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации, в том числе религиозной, в катехизической деятельности;
— проявлять религиозную терпимость;
— анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы;
3) владеть:
— методиками катехизации;
— методиками катехизического сопровождения Таинств и обрядов;
— методикой консультирования по вопросам веры и участия в жизни Церкви;
— основными нормативными документами, регламентирующими деятельность Церкви в сфере катехизации;
— способами, формами духовно-нравственного просвещения в разных возрастных группах;
— основами экскурсионно-паломнической деятельности;
— методиками преподавания вероучительных дисциплин для детей и взрослых;
— основами религиозной коммуникации и культуры речи;
— навыками разработки организационно-технической документации, церковного документооборота;
— способами психолого-педагогической поддержки и сопровождения в процессе приобщения к жизни Церкви, ее традициям;
— навыками психологического консультирования;
— правовыми, социальными, педагогическими, психологическими и иными основами работы с различными категориями людей.
Глава II
Рекомендации по организации и ведению катехизической деятельности
В настоящем разделе приводятся общие и методические рекомендации по осуществлению просветительского служения Церкви, основанные на реальном опыте катехизации, которые могут быть учтены в работе катехизатора.
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных