К последствиям применения стратегии горизонтальной интеграции можно отнести:
1. Рост рыночной власти фирмы.
Рыночная власть участников рынка увеличивается соответственно сокращению их числа. В случае, когда входные барьеры высоки, есть возможность формирования и олигополии, и монополии, а в случае, когда входные барьеры низкие, опасность появления на рынке новых игроков сдерживает желание участников рынка повысить цены.
2. Ослабление рыночной власти потребителей или поставщиков.
Когда интеграция идёт на уровне поставщиков, обостряется конкуренция среди потребителей, и объединённый поставщик может диктовать свои цены на сырьё.
Когда интеграция идёт на уровне потребителей, то конкуренция обостряется среди поставщиков за крупные заказы от потребителей. В такой ситуации возможно снижение цен на ресурсы.
А когда интеграция идёт и среди поставщиков, и среди потребителей, высококонцентрированный рынок фирм-продавцов встречается с высококонцентрированным рынком фирм-покупателей и цены сохраняются на прежнем уровне (при прочих равных условиях).
3. Транзакционные издержки.
В результате слияния появляются новые транзакционные издержки по ведению переговоров и юридическому оформлению по M&A, но слияние позволяет также уменьшить издержки на ведение переговоров со своими конкурентами и партнёрами.
4. Создание конкурентных преимуществ.
Для проведения научных исследований, внедрения новых технологий и материалов требуются большие вложения и потому по силу только крупным фирмам. Кроме того, более быстрое распространение своего товара и освоение новых рынков, размещение своей продукции в других регионах и странах становится более успешным при наличии своих филиалов в этих странах.
|
Примеры проведения стратегии горизонтальной интеграции
Сложно воспринимать понятие и стратегию горизонтальной интеграции без конкретных примеров, что и будет рассмотрено в данном разделе.
Pfizer и Warner-Lambert
В феврале 2000 года американские фармацевтические компании Pfizer и Warner-Lambert объявили о слиянии в рамках сделки стоимостью $90 млрд. До сделки Pfizer показывала годовую прибыль $3,4 млрд, Warner-Lambert — $1,7 млрд. В результате слияния образовалась крупнейшая компания на фармацевтическом рынке США и одна из крупнейших в мире. Когда в июне сделку одобрила Федеральная торговая комиссия США, Pfizer пришлось отказаться от четырех лекарств, чтобы избежать монополизации рынка. В 2017 году Pfizer заняла 47-е место в рейтинге крупнейших публичных компаний по версии Forbes c капитализацией более $203 млрд. [5]
Porsche и Volkswagen
В 2008 году компания Porsche, производитель автомобилей класса люкс, продала рекордное количество единиц техники — 98652, в результате чего прибыль составила 13,5 млрд. долларов без вычета налогов. Это 136000 тыс. долларов за каждый проданный автомобиль. Получив гигантскую прибыль, генеральный директор задумал приобрести Volkswagen — крупнейшего автопроизводителя в Германии.
В то время компания Volkswagen производила в 50 раз больше автомобилей, чем Porsche. Начиная с 2005 года, небольшая компания Porsche скупала акции и опционы Volkswagen, не привлекая всеобщего внимания, а в октябре 2008 года заявила, что контролирует целых 74 % акций.
К 2008 году последствия финансового кризиса докатились до публичных рынков — это снизило вероятность того, что компании Porsche удастся найти достаточное количество средств на покупку новых акций компании Volkswagen. В короткий срок компания Porsche превратилась из охотника в добычу. Компании Porsche, остановившейся в одном шаге от приобретения компании Volkswagen, буквально через пять месяцев пришлось взять взаймы один миллиард долларов у компании, которую они намеревались купить.
|
Осенью 2009 года произошло слияние компаний. Компания Volkswagen приобрела автомобильный бизнес Porsche за 11,3 млрд. долларов наличными (49 % суммы было выплачено сразу же и 51 % потом, по налоговым соображениям). А в 2012 году произошло полное поглощение компании Porsche. Так закончилась семилетняя война в немецком автопроме.
В I квартале 2012 года чистая прибыль Volkswagen достигла 3,18 млрд. евро, на 86 % превысив показатель за аналогичный период прошлого года. При этом выручка концерна за этот же срок достигла 47,3 млрд евро, а продажи автомобилей достигли 2,2 млн штук. В то же время эксперты авторынка считают, что момент для сделки выбран достаточно удачный [6, с.68].
Лукойл и КомиТЭК
В 1999 году компания «Лукойл» совершили сделку по поглощению «Комитэк» на следующих условиях: акционеры «Комитэка» обменяли конвертируемые привилегированные на обыкновенные акции при коэффициенте конвертации 25,2 в свою пользу. Далее полученные обыкновенные акции «Комитэка» трансформировали в обыкновенные акции «Лукойла» в соотношении 1/6. В итоге акционеры бывшего «Комитэка» владели около 5 % акций «Лукойла» [7, с.425].
Заключение
Таким образом, в рамках данной работы были рассмотрены понятие и история термина «интеграция», виды диверсификации. Более подробно изучено понятие горизонтальной интеграции, ее особенности и последствия практического применения этой стратегии, а также ее достоинства и недостатки. А также были кратко рассмотрены примеры осуществления стратегии горизонтальной интеграции.