В СПП с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом:
1) последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна:
Я понял 1/, как непросто на самом деле то 2/, что мне предстоит сделать 3/.
Линейная схема приведённого выше предложения выглядит следующим образом:
Вот как выглядит вертикальная (иерархическая) схема того же предложения:
2) параллельное подчинение:
а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные:
Когда учитель отвернулся 1/, Александр наклонился 2/, чтобы поднять записку3.
Линейная схема:
Иерархическая схема:
б) присловные придаточные одного типа относятся к разным членам предложения главной части:
Я понял всё не в ту минуту 1/, когда она мне отказала 2/, а в ту минуту 1/, когда она на меня посмотрела 3.
Линейная схема:
Иерархическая схема:
3) однородное подчинение: придаточные предложения являются однотипными и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом (их также называют соподчинёнными придаточными). Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью (интонационно):
Я так и не понял 1/, в каком случае надо звонить 2/ и что надо сказать3.
Линейная схема:
Иерархическая схема:
В СПП с несколькими придаточными могут быть представлены комбинации указанных способов подчинения, например:
|
Когда я пробовал разогнать этот мрак 1/, то она доходила до таких страданий 2/, что мое сердце никогда не заживет 3/, пока я буду помнить об этом ужасном времени 4/ (Ф. М. Достоевский).
Линейная схема:
Иерархическая схема:
СПП с параллельным ([2] — 1, 3) и последовательным ([2] — 3 — 4) подчинением.
Упражнение 22. Задайте вопрос к выделенным придаточным частям.
1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал.
2. В тот час, когда солнце всходит, птицы поют звонче.
3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей.
4. Мы не спросили, чего он боится.
5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
6. Мальчик готовился к контрольной работе так, как советовал учитель.
7. Мы плывем наудачу, так как темнота после зарниц кажется еще гуще.
8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.
9. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу.
10. Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье.
11. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом.
12. Иван Иваныч приехал на охоту, чтобы подышать свежим воздухом.
Упражнение 23. Определите тип придаточного.
1. Ненавижу вас за то, что ваш успех мешает вам приехать ко мне. _______________
2. Если она не приедет, я подожгу ее мельницу. _______________
3. В природе происходит нечто изумительное, что окупает своей поэзией все неудобства жизни. _______________
4. Если бы я бросил литературу, сделался садовником, это было бы очень хорошо. _______________
5. Когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу. ______________
|
6. Всякого он звал к себе так, словно он был ему до смерти нужен. ____________________
7. Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком. __________________
8. И так же дружески он сходился со всеми редакторами, у которых ему случалось печататься. _________________
9. Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. ________________
10. Так как еще недавно сестра Чехова была курсисткой, она благоговела пред любимым профессором. ________________