Тема занятия: Риторика для детей.




Практическое занятие 16

Дата: 16.04.20г.

По дисциплине: Риторика в ДОУ

Тема занятия: Риторика для детей.

Цель: Закрепить знания студентов об особенностях обучения риторике дошкольников и современных программах по риторике дошкольников, а также значении риторики в развитии ребенка.

 

Количество часов: 2 часа

Методические рекомендации: Прочитав задание, выполните его в данном документе, отступив один пробел после сформулированного задания, заполнить таблицу.

 

Содержание работы

Изучаемые вопросы:

Особенности обучения дошкольников риторике

Современные программы по риторике для дошкольников

Значение риторики в развитии ребёнка

 

Выполните следующие задания:

 

Ответьте на вопросы:

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства? (с 6 до12 лет)

Приобретению, каких нужных коммуникативных умений и навыков способствует риторика?

1. правильно спрашивать и быстро формулировать ответы

2. верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами

3. грамотно выстраивать выступление

4. улучшить дикцию

5. стать более уверенным в себе

6. понятно и доступно доносить информацию

 

Продолжите фразу.

Воспитательная цель риторики очевидна –приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно – образовательное и развивающее значение.

 

Каковы задачи обучения детей риторике?

1. обучение красивой речи

2. совершенствование коммуникативной культуры

3. моральное воспитание

4. стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли

5. выразительное чтение

6. обучение нормам литературного произношения

7. тренировка дикции

8. приобретения навыков публичных выступлений

9. приобретение уверенности в себе

10. развитие творческих и литературных способностей.

 

 

Какие современные программы по риторике для дошкольников Вы изучили?

 

1. «Риторика для дошкольников» (кружковая деятельность) Руководитель: Лахина Л.Г Участники: дети 4 -7 лет Дополнительная общеразвивающая программа

2. «РИТОРИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» (Разработана к.п.н. Романовой И.В., старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» на концептуальной основе научно-риторической школы профессора Т.А. Ладыженской)


Раскройте значение риторики в развитии ребёнка.

Чем раньше начнется знакомство ребенка с богатствами родного языка, тем более грамотной и гармоничной личностью он вырастет. Овладение приемами риторики поможет ребенку в процессе обучения, избавит от стрессов и волнений, станет помощником в получении отличных оценок. Нередки ситуации, когда ребенок знает ответ на вопрос, но не может его сформулировать. Учитель недоволен, обвиняет ученика в том, что тот не готов, а такая несправедливость вдвойне обидна.
В результате из-за неспособности управлять своей речью ребенок может утратить интерес к учебе. Из-за неумения разговаривать ребенок может стесняться общаться с ровесниками, заслужит репутацию нелюдимого буки, у него не будет друзей.

 

 

Этапы и формы работы. Все содержание работы по развитию риторических умений можно распределили по четырем БЛОКАМ (опишите их в таблице):

 

Этапы формы работы содержание обучения детей с конкретными примерами тем, лит произведений и т.д.
1. БЛОК Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей)   1. Игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, риторические игры) 2. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера). 3. Этюды.. 4. Чтение художественных произведений. Слушание стихов, сказок, пословиц. Скороговорок Рассказывание сказок, чтение стихов, пословиц, скороговорок
2. БЛОК Речевой этикет в разных ситуациях общения   - чтение художественной литературы и беседы - использование особых ритуалов - участие в разыгрывании мини – диалогов - свободное -видео – аудиоматериалы а) знакомство: будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся; б) прощание: всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи; в) поздравление, пожелание: примите поздравление, разрешите поздравить; г) благодарность: спасибо за, благодарю за, я вам признательна; д) извинение: извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.  
3. БЛОК Развитие вербального и невербального средства общения 1) этюды на выражение различных эмоций; 2) мимика и пантомимика; 3) выразительные движения; 4) тренинги мышечного расслабления. 5) дыхательная гимнастика 6) артикуляционная гимнастик Вербальное и невербальное общение Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя: - осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций; - умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе; - снижение импульсивных эмоциональных реакций.  
4.БЛОК Культура слушания - развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры); - упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); - этюды; - импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок; - наблюдения, прогулки, экскурсии; - рассматривание рисунков и фотографий; - моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний; - анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого общения в разных позициях; - свободное и тематическое рисование помогает передать характер, чувства образа; - лепка, конструирование помогают тактильно прочувствовать образ; - чтение художественных произведений; - беседы, сочинение историй; - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); - пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику в сочетании с речью.   - умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым); - замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям; - радоваться успехам товарищей; - терпеливо выслушивать говорящего; - справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.  

 

 

Предложите свою структуру занятия по риторике с детьми старшего дошкольного возраста, опишите ее.

ЦЕЛЬ: Обучение риторике дошкольников старшего возраста.

ЗАДАЧИ:

1. Обучение умению строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.

2. Расширение знаний о структуре текста и представлений о способах связи между структурными частями высказывания.

3. Формирование осознанного отношения к собственной речи.

4. Закрепление знаний норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуаций.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

1. Традиция “Приветствие”.

2. Создание моделей, символов и работа с ними.

3. Пятиминутки речевой гимнастики (упражнения на развитие дыхания, интонации, ритма и т.п.).

4. Ортологические гимнастики (упражнения на усвоение произносительных, словообразования и других норм литературного языка).

5. Мастер – минутки (выступления ребенка с домашними заготовками, “познавательные минутки”, “Звездный час”).

6. Самостоятельная работа детей (работа с иллюстрациями, книгами, рисование, лепка, обыгрывание мини – спектаклей, песенок).

7. Традиция “Прощание” (“Шкала Настроения”).

Составьте методические рекомендации по обучению детей риторике.

 

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.

2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.

3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом — поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.

4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, домашний кукольный театр помогут снять напряжение.

5. Импровизировать — полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.

6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.

7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.

8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.

9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.

10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Выполняя предложенные рекомендации, родители могут помочь ребёнку научиться быть уверенным во время выступления, развить речь, стать более раскрепощённым.

Упражнения по технике речи
Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

1. «Объясни». Показывая обычные бытовые предметы, просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.

2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.

3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.

4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.

5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.

6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.

7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.

8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие»

Подготовьте видеоролик: выразительное чтение литературного произведения и беседа-рассуждение по прочитанному произведению, с учетом нравственного аспекта воспитания ребенка. Выбирайте не большое произведение. Выкладывайте на занятии и в ВДС.


Список литературы:

1. Тимонина И.В. Педагогическая риторика: генезис и актуальность: учеб. пособие https://e.lanbook.com/book/125389

2. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университета https://e.lanbook.com/book/113368

3. Тимошенко Т.Е. Риторика: практикум https://e.lanbook.com/book/84333

4. Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика https://e.lanbook.com/book/109519

5. Стернин, И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011. Тираж 500 экз. - 169 с. https://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: