Конфликт – состояние межличностных отношений.




ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

по программе «Медиация. Базовый курс»

 

1. Понятие конфликта, причины и динамика

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Конфликт – это психологическое эмоциональное (страх), и когнитивное (непонимание) напряжение, возникающее как результат реального или воображаемого (ожидаемого) ущемления своих интересов другой стороной.

К. - актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия. Ряд обязательных признаков К.: 1) биполярность противостоящих тенденций как носитель противоречия; 2) активность, направленная на преодоление противоречия; 3) субъектность (наличие носителей, выразителей К.).

Конфликт – состояние межличностных отношений.

Юридический конфликт –открытое противоборство между двумя и более субъектами права, обусловленное противоречиями их юридически значимых интересов, влекущее наступление юридических последствий и преодолеваемое при помощи юридических средств.

К. – эмоционально окрашенное явление межличностных отношений, возникающее в результате актуализации значимых противоречий, неразрешимых типичным для человека способом.

Признаки: 1) наличие двух или более сторон 2) активность этих сторон 3) принципиальная позиция сторон 4) предмет противоречия

ПРИЧИНЫ: С позиции практического разрешения конфликтов целесообразно выделить пять основных групп причин, понимание которых позволяет медиатору быстро сориентироваться в выборе пути для урегулирования конфликта. У. Ф. Линкольн (W. Lincoln, 1993) выделил такие факторы:

Структурные факторы существуют объективно, независимо от нашего желания и возможностей и не могут быть изменены в рамках конфликта. К структурным факторам относятся географические границы государств, наличие или отсутствие полезных ископаемых, климатические и погодные условия, почвы и т.п; К ним же относятся возрастные различия, половые различия, и что особенно важно помнить, что характер человека также относится к структурному фактору. Иными словами, переделать человека и заставить его изменить свой характер в рамках текущего конфликта невозможно. Таким образом, существует множество причин конфликта, которые преодолеть просто невозможно. Но тогда возникает вопрос, как быть с такими конфликтами. Значит, их никогда не представляется возможным урегулировать. Да, действительно причины подобных конфликтов устранить невозможно. Но возможно увидеть и осознать эти причины и выработать по отношению к ним общую стратегию поведения и договориться, каким образом конфликтующие стороны будут учитывать этот фактор в дальнейшем их взаимодействии.

Информационные факторы - мы имеем в виду такую информацию, которая стала причиной конфликта. Это ложная, искаженная, излишняя, преждевременная и т.п. информация. В любой информации есть факт, т.е. то, что действительно произошло; интерпретация, т.е. то, каким образом человек видит и понимает то, что произошло; и оценка - наше эмоциональное отношения к тому, что произошло.

Ценности - это наше мировоззрение, верования, традиции, привычки, т.е. то, что является важным и определяет содержание нашего «Я». И если столкновение произошло на уровне ценностей, т.е. какая-то из сторон считает, что ущемляются значимые для нее вещи, например ее вера, или достоинство и т. п., она никогда не откажется и не изменит свои ценности в результате конфликта.

 Отношения (установки, стереотипы) – сложившиеся негативные установки и негативные стереотипы относительно поведения каких-либо групп людей или собственного негативного опыта общения. Причиной конфликта является именно негативная установка, а не конкретное поведение данного человека.

 Поведенческие реакции - реальное конкретное поведение в конкретный момент времени во взаимодействии. Так как мы говорим о конфликте, то в этом случае подразумевается эгоистическое поведение, невыполнение обещаний или безответственность, поведение унижения, давления, манипуляции, оскорбления другого человека, наносящее не только моральный, но иногда и физический ущерб.

Что возможно сделать в процессе переговоров. 1. Если речь идет о структурном факторе – он осознается сторонами и вырабатывается способ защиты по договоренности сторон, 2. Информация, если искажена, уточняется у первоисточника и проверяется на однозначность понимания. 3. В случае столкновения ценностей ищется общая ценность, ради которой стороны будут урегулировать конфликт. 4. Стереотипы и установки также осознаются и вырабатываются правила взаимодействия между сторонами. 5. А в случае агрессивного поведения в процессе переговоров вырабатываются правила взаимодействия в дальнейшем.

ДИНАМИКА:

На первом этапе этого процесса возникает конфликтная ситуация, т.е. такое положение дел, при котором интересы сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент. Он может возникнуть целенаправленно или произойти случайно.

Если инцидент не исчез, то возникает третья фаза развития конфликта – кризис и разрыв отношений, состоящая из конструктивного и деструктивного подэтапов. В рамках конструктивного подэтапа ещё сохраняется возможность взаимодействия сторон, хотя и в специфической форме. Поэтому стороны ещё можно усадить за стол переговоров и как-то примирить. На деструктивном подэтапе никакое примирение уже невозможно, так как оппоненты теряют самоконтроль и их необходимо разъединить.

На четвертом этапе развития конфликта происходит его завершение. Объективный конфликт завершается прекращением существования его объекта или оставление объекта у одного из оппонентов при устранении остальных.

Как видно из представленной таблицы, всякий конфликт начинается с возникновения напряжения. Эту стадию называют еще «предконфликт », так как возможно и нет причин для конфликта, просто возникло какое-то недоразумение во взаимопонимании сторон. Однако если ни одна из сторон не сделала шаг навстречу для прояснения понимания сразу, в сознании человека происходит процесс «Напряжение». Как видим, конечным результатом постепенного переживания, и отдаления от партнера становится обвинение его в «плохом поведении» и скрытые угрозы переходят в Инцидентоткрытую эмоционально агрессивную стычку. Именно в этот момент происходит усиление негативного эмоционального отношения как результат унижения и оскорбления в процессе предъявления претензий. И опять, если на этой стадии стороны не остановились и не попытались урегулировать конфликт, он переходит на следующуюодносторонние действия по нанесению ущерба друг другу. В этот момент у каждой из конфликтующих сторон появляется группа поддержки, которая разделяет позицию стороны. На этом этапе формируется уже не индивидуальное давление, а групповое противодействие, результатом которого является формирование в сознании образа «врага». При этом уже забывается первоначальная причина конфликта, выдвинутая гипотеза «о злом умысле» уже имеет реальные подтверждения поведением другой стороны. И конфликт переходит в свою следующую стадию – эскалацию, главной особенностью которой является обезличивание участников конфликта, возникает эффект дегуманизации. А если уже нет людей, а есть агрессия, главной целью становиться борьба до победы любой ценой. Включается принцип «все или ничего»! И это происходит до своей кульминации, в результате которой формируется результат или варианты разрешения конфликта. Если конфликт достигает последней стадии, то наиболее часто он заканчивается уничтожением другой стороны в результате военных действий – силовое решение. В «мирных условиях» вторая сторона может подчиниться на время, пока не наберет достаточно ресурсов, чтобы снова вступить в борьбу. А если силы сторон равны, то такой конфликт приводит к большим материальным и психологическим потерям, переход к урегулированию законным путем, через суд или арбитраж часто выглядит продолжением борьбы, где появляется посредник в виде судьи или арбитра. Возможность же ведения переговоров чрезвычайно мала, так как эмоциональный негативный опыт и потери так велики, что для преодоления этого потребуется очень много времени при условии, если стороны готовы будут пойти на это. При этом не стоит забывать, что конфликт уже касается не только самих участников конфликта, но и их групп, которые были включены в борьбу. Чаще всего стороны расходятся и стараются, если есть возможность, больше вообще не вступать во взаимодействие.

 

Три основных способа или формы разрешения конфликта: насилие и разъединение или с использованием силы, использование закона- права, и примирение путем переговоров.

 


 

2. Медиация как альтернативный метод разрешения споров

М – проведение переговоров с участием медиатора (посредника).

Если же дать развернутое определение медиации, оно будет звучать так:

Медиация – это процесс переговоров, в котором медиатор – посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон, соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для обеих (всех) сторон.

Медиация является альтернативным методом судебной процедуре и имеет ряд отличий от нее. Судья помогает спорящим сторонам прийти к соглашению, позволяющему прекратить дальнейшее производство дела.

Суд Медиация
Не выбирают судью. По месту жительства. Стороны приходят добровольно.
Решение принимает судья. Спорщики не участвуют в этом процессе. Спорщики сами принимают решения.
Стороны подчиняются судебному решению, даже если им они не довольны. Обоюдная удовлетворенность решением, добровольность исполнения.
Конфиденциальность минимальна, не могут прекратить разбирательство в любой момент. Наоборот
Долго: месяцы, годы, дорого. Быстрее, дешевле.
Непонятный язык, есть моменты, которые не этично обсуждать. Можно договориться о вещах, которые не обсудишь в суде.
Ориентирован на прошлое, на повод к конфликту Ориентирован на взаимоприемлемое будущее


Главная задача медиатора – помочь сторонам достичь согласия. Подобно судье или арбитру, медиатор должен быть независимым, нейтральным и беспристрастным, но в отличие от них сам не принимает никаких решений. Он лишь помогает спорящим сторонам урегулировать свои разногласия и прийти к соглашению, в наибольшей степени устраивающему обе стороны. Медиатор намечает путь к соглашению, облегчая и направляя коммуникацию между участниками, помогая им получить соответствующую информацию и сделать правильный выбор.

В процессе медиации стороны сами без какого-либо внешнего вмешательства принимают итоговое соглашение. Медиатор же при этом стремится обеспечить условия для максимального учета всех интересов каждой из сторон, затронутых конфликтом. Успешная медиация приводит к обоюдному выигрышу всех участников. Медиация эффективна только тогда, когда обе стороны хотят урегулировать конфликт.

3. Соотношение медиативного и судебного процессов = 2

4. Принципы медиации

Посредник не может выступать в качестве свидетеля, если дело будет всё-таки передано в суд. Посредник не имеет права сообщать одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

Что же касается сторон, то они имеют возможность не соблюдать конфиденциальность, если для них в этом нет необходимости.


 

5. Стадии медиации и их содержание

Традиционно медиация состоит из таких этапов:

1. Вступительное слово медиатора (введение в процесс медиации) - подготовить стороны к переговорам, т.е. сделать процесс медиации ясным и предсказуемым для участников переговоров.
Уточнить готовность сторон решать свой конфликт и проинформировать об основных принципах и правилах поведения во время медиации.
Рассказать о том, что ожидает стороны в течение сессии медиации.
Рассказать об ответственности сторон в этом процессе и о своей роли в нем.
Определить регламент работы.
Создать атмосферу доверия к медиатору, чувство безопасности и равноправия.

Медиатор говорит о своём праве проводить «кокус » (индивидуальные встречи с каждой из сторон во время медиационной сессии), выясняет у конфликтантов за столом, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах, и предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации, (чаще такое соглашение заключается устно).

При каждой сессии медиации или на повторной медиации с этими же сторонами вступительное слово обязательно повторяется. Здесь ваше искусство и компетентность позволят избежать монотонности и скучности текста. Стремитесь, чтобы вступительное слово было кратким, но ясным и задающим конструктивный тон переговоров.

2. Презентация сторон (представление сторонами, в чем суть их спора, разногласий, конфликта) - предоставить возможность сторонам рассказать о том, что произошло, и как они видят свою ситуацию конфликта, спора.

Внимательно выслушать стороны (сначала одну, потом другую)  Не допустить нарушения процедуры, не давать сторонам перебивать друг друга и оскорблять  Уточнить у сторон, правильно ли вы поняли то, что они говорили или  дать ясную обратную связь о том, как вы поняли, выделяя факты конфликтной ситуации, восприятие этих фактов сторонами (их интерпретации).  Снижать уровень агрессивности оценок, даваемых сторонами друг другу  Уточнить, что хотели бы стороны получить в результате их переговоров.

Медиатор активно слушает и в своих записях отмечает то, что ему кажется наиболее важным. В процесс рассказа он, как правило, не вмешивается, лишь переспрашивая, если ему что-нибудь непонятно.

Затем он пересказывает услышанное, выделяя факты, их интерпретацию и чувства - отношение, которое возникало у стороны в результате восприятия поведения и действий «обидчика». При пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изложение. Не следует допускать своими вопросами повторного выступления стороны, которую вы уже выслушали. Даже если она еще не все сказала, и у нее и у вас будет возможность это уточнить. Вторая сторона может начать скучать и заподозрить что Вы на чужой стороне.

Необходимо удержать агрессию сторон во время выступления другой, и добиться того, чтобы стороны не перебивали друг друга.

Важно отметить, что если вы ведете уже не первую сессию медиации по рассматриваемому конфликту, как и вступительное слово, следует повторить стадию презентации. За время перерыва между сессиями, каждая из сторон могла изменить свое видение проблемы.

3. Дискуссия (формулировка вопросов для обсуждения и переговоров)

 Дать возможность сторонам выразить свои эмоции  Управлять процессом, не допуская взаимных оскорблений, сторонами друг друга  Получить дополнительную информацию о сути конфликта  Уточнить позиции сторон относительно желаемого результата переговоров  Выделить основные вопросы, которые волнуют стороны  Оценить, необходим ли кокус для дальнейшей работы со сторонами.

«Сейчас вы услышали друг друга, хотели бы вы о чем-то спросить друг друга или что-то сказать друг другу?» Как правило, такой вопрос дает сторонам возможность выразить свои чувства друг другу, высказать дополнительную информацию о конфликте.

Не провентилированные эмоции, как “джин из бутылки” могут выскочить в любое время: нужно “только дотронуться до “лампы”!

На этапе дискуссии (в том числе и в кокусах) сначала уточняются, а затем и констатируются интересы участников; при этом посредник старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон.

В результате вентиляции эмоций, согласования вопросов, которые необходимо обсудить, и о чем следует договориться, медиатор может перейти к обсуждению возможных предложений для урегулирования конфликта.

4. Кокус (индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон, поочередно)

Кокус назначается исходя из складывающейся ситуации: сторона "уходит в себя"; есть чувство, что кто-то, чего-то не договаривает; медиация "пошла по кругу";

Основная цель кокуса – подготовить стороны к дальнейшим конструктивным переговорам

Задачи медиатора:  Работать с эмоциями стороны (если необходимо, дать понять стороне, что вы видите её состояние);  Выявить истинные (реальные) интересы стороны;  Выяснить наличие конфиденциальной информации;  Преобразовать позиции, исходя из интересов;  Определить конфиденциальную и открытую информацию для предстоящей общей сессии и согласовать со сторонами (индивидуально);  Подготовить стороны к работе на общей сессии;  Обучить стороны конструктивному внесению предложений;

Первыми на кокус приглашаются:  наиболее агрессивная сторона;  первая обратившаяся сторона;  «забитая/слабая сторона;  сторона, позиция которой неоднозначна. При всех прочих условиях, если существует неопределенность, кого приглашать на кокус, лучше учитывать половые различия сторон. Практика показывает, что правильнее предлагать кокус противоположному полу, т.е. если Вы женщина-медиатор, то лучше предлагать кокус мужчине и наоборот.

В кокусе, ни в каком случае нельзя делать:  Присоединяться эмоционально к стороне и сочувствовать ей.  Давать оценки происходящему;  Навязывать свои выводы;  Соглашаться со спорщиками;  Сообщать излишнюю информацию;  Быть назидательным;  Морализировать поведение сторон;  Нарушать конфиденциальность;  Брать на себя функции защитника;  Проводить переговоры;  Давать советы и рекомендации  Оказывать психологическую поддержку и помощь.

5. Дискуссия (по выработке возможных предложений для урегулирования конфликта)

Согласовать со сторонами вопросы для обсуждения;  Определить порядок обсуждения вопросов;  Помочь сторонам продуцировать предложения;  Проверить выдвигаемые предложения на реалистичность;  Уточнить, как стороны понимают предлагаемые варианты решения ситуации  Проверять, на сколько выдвигаемые предложения соответствуют интересам сторон.

В перечень вопросов для обсуждения не должны включаться явно провозглашённые интересы сторон (этим медиация принципиально отличается от психологического консультирования, где основное внимание уделяется как раз мотивам тех или иных поступков и решений).

Обычно последовательность действий медиатора такая:  Оглашаются общие (совпадающие) пункты по предложенной сторонами повестке;  Обсуждаются дополнительные пункты одной стороны и проверяются на реальность;  Обсуждаются дополнительные пункты другой стороны и проверяются на реальность;  Еще раз проверяется со сторонами согласованная повестка, корректируются неточности и вносятся изменения и дополнения по настоянию сторон  Согласуется со сторонами окончательная общая повестка переговоров;

Очень часто совместное решение по первому вопросу «ломает лед недоверия и вражды». Сам факт первичной договоренности, как показывает практика, может дать надежду сторонам, что не все так плохо и, что можно договориться по более сложным вопросам.

Медиатор организует обсуждение каждого пункта, помогая сторонам генерировать предложения, проверяет предложения на реальность, помогает их редактировать. В другом случае медиатор может взять на себя определение порядка рассмотрения вопросов, предлагая сторонам свой вариант

6. Подготовка проекта соглашения (составить, заключить соглашение, которое будет работать)

 Проверить еще раз, что выдвинутые предложения соответствуют интересам сторон;  Добиться, чтобы текст соглашения был написан (или проговорен) четко, ясно и однозначно;  Проверить, правильно ли стороны понимают, что будет происходить после того, как они уйдут с медиации;  Проверить соглашение на реалистичность;  Обсудить и включить санкции в случае невыполнения соглашения какой-либо из сторон.

Стороны начинают спешить, и могут «потерять реальность», так как стараются как можно скорее завершить медиацию. Иногда стороны подписывают также соглашение о способах разрешения конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть между ними в будущем. Если одна из сторон отказывается подписывать соглашение лучше снова вернуться в кокус и обсудить, что произошло, почему сторона вдруг отказывается подписывать соглашение.

7. Выход из медиации (создать понимание у сторон, что они будут делать в будущем, когда уйдут с медиации)

 Завершить процесс медиации (или медиационной сессии);  Поблагодарить стороны за работу;  Проверить удовлетворенность сторон результатом медиации (если соглашение достигнуто);  Согласовать действия и систему связи и оповещения, если стороны должны будут продолжить медиацию в ближайшее время;  Договориться о действиях сторон в перерыве между сессиями.

Стороны оценивают, во- первых, насколько они удовлетворены достигнутым соглашением; во-вторых, насколько они удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора; и, наконец, они оценивают своё эмоциональное состояние', стало ли им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т.д.

Самый последний этап процесса медиации - это прослеживание дальнейшего развития ситуации (этап постконфликта). На этом этапе оценивается реальная результативность медиации (действительно ли стороны стараются исполнять достигнутое соглашение?), возможность оказания дальнейшей помощи (провести ещё одну медиацию, направить в юридическую или психологическую консультацию и т.п.)


 

6. Понятие позиций и интересов сторон

Уже было сказано, что конфликт возникает, когда человек не может удовлетворить свои важные и необходимые потребности по вине кого-то, от кого зависит их удовлетворение или кто, как кажется, мешает их удовлетворить.

Впервые структуру потребностей разработал в 1930 году К. Левин. (Левин К., 2000). Потребности являются движущей силой, «мотором» поведения человека и разделял их на две группы: истинные потребности и квазипотребности, или актуальные потребности, возникающие в данный момент. В нашем понимании то, что Левин называет квазипотребностями, определяется как интересы. Анализируя опыт работы по разрешению конфликтов, можно выдвинуть гипотезу: иерархия потребностей не противоречит их комплексу (Маслоу), но носит сугубо индивидуальный характер для личности независимо от возраста, образования и воспитания, хотя и нельзя в полной мере отрицать их влияния.

В отличие от потребностей, «интересы» личности - это выражение того, как основные потребности оцениваются в данный момент, и степень необходимости и важности их удовлетворения в конкретный момент жизни человека.

Интересы - это конкретные и индивидуализированные способы выражения потребностей человека, они являются (По Нюттену) мотивами поведения, (по мнению многих других авторов – целями), которые и определяют поведение. Интересы - это то, почему человек чувствует, думает и поступает определенным образом в данной конфликтной ситуации. По мере того, как меняются условия влияния и окружение данной личности, меняются степень важности тех или иных интересов.

Предметом переговоров могут быть вопросы (темы для переговоров), которые отражают, какие интересы важны для человека в переговорах. Причем, по мере переговоров иерархия интересов может меняться. Прояснение интересов - важная часть процесса переговоров. Конфликтующим сторонам необходимо ясно осознавать, в чем состоят их интересы.

Интересы обычно отвечают на вопрос «Зачем?» или «Почему»? человек ведет себя таким образом. Задавая такой вопрос, медиатор помогает сторонам ясно осознать, какие именно потребности отражает этот интерес и, тем самым, расширяет «поле» для поиска вариантов решения.

Интересы - то, что мотивирует поведение, побуждает участника переговоров или стороны конфликта отстаивать те или иные требования, то есть, стоять на определенных позициях.

Позиции могут противоречить истинным интересам. Как правило, идя на переговоры, сторона формулирует свою позицию как требование чего-либо от другой стороны. Но позиция – это, как правило, лишь первое предложение по урегулированию ситуации конфликта, которая кажется стороне единственно возможной. Позиции люди готовы защищать «не щадя живота своего!», так как позиция в конфликте становится равносильной или идентична личности, т.е. собственному «Я». Задача медиатора в процессе анализа конфликта как раз и состоит в том, чтобы помочь сторонам отойти от первоначальных позиций и увидеть, какие интересы стоят за этими позициями. Осознав интересы, их можно интегрировать таким образом, что они будут пересекаться, обеспечивая возможность договориться.

 

7. Общение медиатора со «сторонами» до начала процесса медиации

Подготовка медиации – это подготовка сторон к будущим переговорам.

Заявка на разрешение проблемы/конфликта приходит от одной из сторон. Привлечение медиатора в трудовой конфликт определено российским законом. В этом случае, стороны соглашаются принять медиатора, обращаясь в Центр разрешения трудовых споров, который имеет списки трудовых арбитров и медиаторов. В межличностных конфликтах делается предложение об урегулировании конфликта второй стороне либо самой стороной, либо медиатором. Посредник связывается, как правило, по телефону со второй стороной и проводит конфликтологическую консультацию в виде интервью. Главная задача медиатора, определить, является ли ситуация пригодной для медиации, и подготовить стороны к переговорам. Как правило, вторая сторона, которая не обращалась за помощью, не готова сразу идти на переговоры. Она может вообще отказаться обсуждать саму проблему конфликта, возмущаться и быть очень агрессивной. Для медиатора это сигнал, что конфликт серьезный и имеет значение для второй стороны. Поэтому задача посредника обсудить со второй стороной, какие именно трудности и неудовольствие вызывает первая сторона. Если это удается сделать, то медиатор может обсудить, хотела ли бы вторая сторона избавиться от негативных эмоций и проблем, связанных с первой стороной. Как правило, звучит ответ: «конечно же». Такой ответ дает возможность обсуждать время и место встречи для начала медиации. Медиатору может потребоваться длительная (иногда до полугода) индивидуальная работа с каждой из сторон, чтобы снять эмоциональное сопротивление и добиться доверия сторон к встрече за одним столом переговоров.

Если же обе стороны не хотят видеть друг друга, но хотят разрешить спор, можно использовать консилиацию. Консилиация - это способ ведения переговоров без непосредственной встречи сторон за одним столом. Консилиация позволяет сторонам меньше опасаться потери своего лица или риска подвергнуться подавляющему влиянию второй стороны и стать жертвой ее манипуляций. Она в меньшей степени, чем медиация, способствует выработке взаимопонимания и умения более эффективно общаться в дальнейшем, что чрезвычайно важно в случае продолжающихся отношений. Кроме того, она, как правило, требует гораздо больше времени.

В содержательном плане важно выявление их позиций и интересов, т.е. работа, которую проделывает медиатор или группа медиаторов заключается в сборе полной информации для выделения сторон, которых необходимо пригласить за стол переговоров. Очень часто борющиеся стороны не являются основными участниками (в сложных конфликтах часто существуют управляющие участники и «управляемые исполнители»).

Если в результате подготовки к медиации обнаруживается, что вторая сторона ни при каких условиях не хочет идти на переговоры возможно использовать метод конфликтологического консультирования. Целью является попытка разрешения проблемы за счет более адекватного понимания ситуации, осознания истинных интересов и изменения поведения одной из сторон, вовлеченных в конфликт. Если одна из сторон в результате проведенной консультации меняет свое поведение и не подает ожидаемую по сценарию “реплику ”, вторая сторона вынуждена тоже менять свое поведение. Даже если ситуация необратима, оно позволяет обратившейся стороне изменить отношение к происшедшему, получить эмоциональное облегчение и повысить свою способность противостоять развитию аналогичных проблем в будущем. В этом случае медиатор переходит в другое качество – он начинает работать конфликтологом. Следствием такой ситуации является невозможность в дальнейшем проводить медиацию с этими сторонами. Медиацией, если удается ее организовать, должен заниматься другой медиатор.??? Почему?

8. Сферы применения медиации

Медиация – переговорный процесс, используемый в сложных или конфликтных ситуациях. 1) социально-экономической и политической сферах:  между политиками;  в трудовых конфликтах (забастовках). 2) В сфере производства работали с конфликтами между всеми типами групп: между инвестором и хозяевами, администрацией, руководителями, коллективом, проектировщиками предприятий. 3) В торгово-финансовой сфере: между руководителями/подчиненными, специалистами/представителями органов, клиентами. 4) В государственных административных учреждениях: между подразделениями, другими административными структурами. 5) в межличностых отношениях: соседи, деловые партнеры (собственность), супруги, дети. Посредник может работать и в ситуациях, когда необходимо улучшение взаимодействия, интеграция интересов или координация процесса взаимодействия: обсуждения/мозговой штурм, переговоры, совещания/собрания.


 

9. Профессиональные требования к медиатору. Личность медиатора

Все авторы пишут о роли, которую должен выполнять медиатор и его основных функциях, его ответственности. посредником должен быть человек, имеющий высшее образование. Это уже говорит о том, что человек, скорее всего работоспособный, умеющий учиться и имеющий определенные профессиональные знания и определенный уровень культуры.

Единственным источником информации в настоящий момент могут быть тренеры-преподаватели, обучающие медиации и их наблюдения. К таким качествам относятся умение слушать и анализировать, умение ясно излагать свои мысли. Гибкость в мышлении и гибкость поведения, умение управлять своими эмоциями и не давить на стороны, несмотря на собственный опыт и знания, помогают посреднику. Технология медиации требует, чтобы медиатор меньше говорил сам, а больше задавал вопросы. Нешаблонное мышление. Доброжелательность к людям, и в то же время, настойчивость и терпение в достижении целей, работоспособность помогают управлять процессом. Быть терпимым к критике и способность работать в агрессивной среде, умение и желание учиться способствует быстрому обучению и формированию компетентности. Мешает же медиатору авторитарность поведения, отсутствие гибкости, «зацикленность» на собственном мнении, неумение наладить контакт с людьми, желание всех поучать и уверенность, что он знает, как надо для других. В процессе обучения формируются: толерантность или терпимость к конфликту, отсутствие страха перед конфликтом, готовность принять людей такими, какие они есть, четкое понимание, что справедливость понятие абсолютно субъективное.

10. Порядок проведения процедуры медиации = этапы медиации

11. Окончание процедуры медиации Билет 5, последние стадии.

12. Этапы конфликта. Классификация конфликтов Билет 1, динамика конфликта.

Стадия предконфликта делится на 2 этапа: зарождение, созревание/поиск союзников;
Стадия конфликта делится на 3 этапа: инцидент, конфликт, развитие ситуации;
Стадия постконфликта состоит из 1 этапа: последствий конфликта.

13. Причины, препятствующие прекращению конфликта

Как указывает Ниренберг, существует несколько препятствий на пути к сотрудничеству, а именно:

Реакция стороны: Человек, находясь в состоянии стресса, столкнувшись с отказом или считая, что на него нападают, естественно появляется желание сдать сдачи. Или стремление уйти от неприятной ситуации.

Эмоции человека: Отрицательные эмоции другой стороны, за которыми скрываться гнев и враждебность, приводящая к нападкам.

Позиция человека: тактическое поведение другой стороны: их привычка не уступать своих позиций, стараясь заставить вас сдать ваши.

Неуверенность человека в возможностях переговоров: При договоренности, другая сторона может не понимать в чем ее выгода. Даже если вы способны удовлетворить их интересы, они могут опасаться потерять лицо в случае уступки вам. Если идея целиком ваша, она может быть отброшена только по этому.

Сила: Если другая сторона исходит из установки "победа или поражение", она будет полна решимости, победить вас.

 

14. Кокус и консилиация +

15. Поводы для обращения к кокусу +

16. Аргументация. Логика аргументации. Дефекты аргументации

Аргумент (лат. argumentum) — суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), посредством которого обосновывается истинность другого суждения (или теории).

Аргументация — это метод убеждения, предназначенный для рационального обоснования какого-либо утверждения при помощи других утверждений, но не способный при этом служить доказательством его истинности (в противном случае это будет уже не аргументация, а доказательство как таковое).

В современной риторике Николай Овчаров определяет три формы аргументации:[1]

· Теоретическая — общеизвестные факты, исследования, научные публикации, статистика.

· Практическая — практические примеры на своем или чужом опыте.

· Визуальная — сравнение с известным образом или событием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: