Методические рекомендации. Различия в заполнении паспорта исследовательского проекта и паспортов




Различия в заполнении паспорта исследовательского проекта и паспортов информационного, творческого, организационного

и других проектов

 

Паспорт исследовательского проекта/ введение Содержание исследовательского проекта Содержание информационного, творческого, организационного и другого проекта Паспорт информационного, творческого, организационного и другого проекта
Тема Тема – предмет (суть) рассуждения или изложения. Тема проекта или исследования – обозначение содержательного поля работы (о чем?, по поводу чего) с конкретизацией деталей в формулировке темы работы. Тема
Тема– ракурс, в котором рассматривается проблема. По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.  
Актуальность Актуальность означает важность, значимость, востребованность чего-либо в данный момент времени. Актуальность предполагает ответ на простой вопрос: «Почему тема Вашей работы сейчас имеет значение?». Актуальность
Актуальность работы должна раскрывать необходимость исследования предложенной темы. Это ответ на вопрос: «Почему следует заниматься изучением темы?» Актуальность работы должна раскрывать необходимость проектирования в данном направлении или необходимость создания проектного продукта. Это ответ на вопрос: «Почему следует проектировать в данном направлении или создавать именно этот продукт?»
  Актуальность можно формулировать с помощью следующих фраз:  «Изучаемая тема (тема проекта) актуальна по причине…»  «Тема представляет теоретический и практический интересы, потому что…»  «На актуальность темы указывают такие факторы, как…»  «Актуальность работы заключается в...»  «Актуальность темы работы обусловлена...»  
  Сформулировать достаточно полную и объективную актуальность темы помогут ответы на следующие вопросы: 1) Почему тема работы сейчас важна? Рекомендация по формулировке: «Тема данной работы сегодня весьма актуальна потому что…» 2) Насколько тема работы сейчас важна (актуальна)? Т.е. нужно определить уровень (остроту) темы работы на сегодняшний день. Если это тема войны – сказать о войнах, которые сейчас идут / если это тема инфляции – сказать о высоком уровне инфляции, указав еѐ конкретные значения в этом году / если это тема какой-то болезни – сказать об уровне заболеваемости ею в нашей стране или мире в целом. Рекомендация по формулировке: Тема «..название темы…» имеет очень больше значение, потому что сегодня… 3) Насколько тема работы популярна в научной литературе и других источниках? Важно просто указать, как часто и в каких видах источников (книгах, журналах, диссертациях, СМИ) упоминается тема Вашей работы или близкая к ней. 4) Имеют ли место резкие изменения в состоянии (положении, уровне) данного вопроса в последние годы? Если это экономическое явление, показатель – как (и почему) оно изменялось в последние годы? Если это тема технологий, показать значимые изменения и их темп. 5) Почему это важно (актуально) конкретно для Вас или для Вашей будущей профессии? Тема работы не всегда предполагает применение всех пяти вопросов. Постарайтесь ответить на те из них, которые наиболее уместны.  
Проблема Проблема– сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для еѐ разрешения Проблема:  сложный вопрос, задача, не имеющая решения на настоящий момент, в данной конкретной ситуации или для решения которой не существует общепринятых методов.  ситуация, характеризующаяся различием между необходимым (желаемым) и существующим.  это конкретное описание неудовлетворяющего вас аспекта современной жизни с указанием значимых факторов и причин, вызывающих и/или поддерживающих это явление. Проблема
Гипотеза Научное предположение, выдвигаемое для предварительного, условного объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, предполагающее доказательство либо опровержение.  Может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего, и т.д.  Может быть обоснованным предположением о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.  Предварительное выдвижение гипотез предопределяет внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотезы бывают: а) описательные (предполагается существование какого-либо явления); б) объяснительные (вскрывающие причины его); в) описательно-объяснительные. К гипотезе предъявляются определенные требования:  она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;  в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уяснённые самим исследователем;  гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой;  требуется безупречное стилистическое оформление (формулировка), логическая простота.    
Объект исследования Объект– определённое явление, которое становится полем научной деятельности, научного рассмотрения.  Объект – это часть объективной реальности, область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование. Т.е. это часть реальности, которую исследователь будет изучать.  Существует объективно, т.е. вне зависимости от нашего сознания, не зависит от исследователя. То, что проектируется. Предмет (объект) проектирования – подлежащие созданию или изменению:  материальный предмет, объект;  содержание (информация) и его форма. Предмет (объект) проектирования
Предмет исследования Предмет исследования – более детализированное и узкое, чем объект, понятие, которое обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки.  Предмет – детализированная характеристика объекта, рассматривающая определенные его стороны в заданных условиях.  Предмет включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающиеся в ней противоречия) и подлежат изучению.  Предмет – определѐнная часть объекта, непосредственно изучаемая в работе. Он связан с вопросом исследования, отражается непосредственно в теме работы.  Предмет – конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под определенным углом в определенных условиях.  Отдельные характеристики, свойства, особенности объекта и определяют предмет исследования.  Предмет исследования выделяется в зависимости от точки зрения на объект.    
Замысел / идея исследования Замысел исследования или проекта – это основная идея, которая связывает воедино все его структурные элементы, определяет порядок проведения работы, его этапы Замысел / идея проекта   Подробное описание конечного продукта и его назначения рекомендуется выделить отдельно, после заполнения паспорта проекта    
В данном разделе необходимо привести описание того, что и как именно будет сделано в рамках исследования:  какое явление исследуется;  по каким показателям (качественным и/или количественным);  какие критерии исследования применяются;  какие методы исследования используются;  последовательность применения этих методов;  порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала (для экспериментального исследования);  порядок управления ходом теоретического исследования, порядок накопления и обобщения материала В данном разделе необходимо привести описание конечного продукта и его назначения Описание конечного продукта и его назначения  подробное описание будущего продукта (материального, практического или теоретического) со всеми характеристиками (техническими, технологическими, визуальными и другими, необходимыми для формирования представления о будущем продукте, т.е. его образа.);  описание основных методов и подходов при создании проекта;  описание основных или имеющих принципиальное для реализации проекта значение ресурсов.
Методы исследования Метод – это способ достижения цели исследовательской или проектной работы, способ получения планируемого результата. Методы – конкретные технологические приёмы и способы, которые будут использованы при выполнении отдельных видов работ при реализации проекта. Методы проектирования
Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности. В основном, специфические методы предметных областей, в рамках которых реализуется проект, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д.
Для общего развития:
Под методом исследования в науке понимается способ построения и обоснования научного знания (теоретического или прикладного) для достижения поставленной цели. Методы исследования условно можно разделить на методы, используемые на каждом уровне исследований: - эмпирический, - экспериментально-теоретический, - теоретический. Методы эмпирического уровня:  наблюдение  интервью анкетирование  опрос  собеседование  тестирование  фотографирование  счет  измерение  сравнение С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы. Методы экспериментально-теоретического уровня:  эксперимент  лабораторный опыт  анализ  моделирование  исторический  логический  синтез  индукция  дедукция  гипотетический Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия. Методы теоретического уровня:  изучение и обобщение  абстрагирование  идеализация  формализация  анализ и синтез  индукция и дедукция  аксиоматика Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.   Основные методы проектирования: эвристические, экспериментальные, формализованные (формальные). Эвристические методы – приемы решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы. Экспериментальные методы основаны на использовании реальных объектов и физических (химических, социальных и т.д.) моделей. Несмотря на сложность, только они позволяют получить наиболее достоверные и надежные исходные данные и результаты решений, служат основой для разработки других методов и моделей. Формализованные (формальные) методы строятся на основе четких указаний посредством языка схем, математических формул, формально-логических отношений и алгоритмов. Главной их чертой является независимость получаемых результатов от индивидуальных черт человека. Эвристические методы оперируют понятиями и категориями (абстрактными, отвлеченными, конкретными). Формализованные – конкретными параметрами или их группами. Экспериментальные – физическими (и иными) объектами и их характеристиками.
Ресурсы Ресурсы – материальные и нематериальные средства, необходимые для достижения цели исследовательской или проектной работы, для получения планируемого результата. Ресурсы – все, что будет использовано при выполнении работы:  конкретные информационные, научные и методические материалы;  орудия труда (специфическое материально-техническое обеспечение, оборудование, инструменты);  предметы труда (сырье, материалы и пр.);  финансовые средства; прочее. А также человеческие ресурсы – необходимые привлеченные исполнители и специалисты. Ресурсы
Цели работы Цель исследовательской деятельности – получение интеллектуального продукта, устанавливающего ту или иную истину (подтверждающего или опровергающего гипотезу данного исследования) в результате процедуры исследования и представленного в стандартном виде. Цель проектной деятельности – создание реального продукта (материального, интеллектуального, социального, организационного и др.), позволяющего решить сформулированную в начале проектной деятельности проблему. Цели работы
  Цель лучше всего формулировать, используя отглагольное существительное, указывающее на способ достижения, получения планируемого результата: исследование, доказательство, получение, разработка, апробация, создание, проведение, организация, издание и др.  
Задачи Задачи представляют собой конкретные действия, приводящие к выполнению цели. Каждая цель будет иметь одну или несколько связанных с ней задач. По своей сути, задача определяет «как» будет выполняться процесс. Задачи проекта — это ряд специфических достижений, направленных на решение указанных проблем. Задача не является процессом, это скорее конечный результат; это определение состояния дел, которое мы надеемся достичь по окончании проекта. Задачи проекта должны быть сформулированы очень конкретно. Правильно сформулированная задача должна быть конкретной, измеряемой, достижимой, соответствовать общей цели и предполагать конкретные сроки выполнения. Каждая задача должна предполагать конкретные, легко наблюдаемые и измеряемые результаты. Задачи
ИЗБЕГАЙТЕ слов, которые показывают ПРОЦЕСС, т.е. глаголов несовершенного вида, обозначающих длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность: - поддерживать - формировать - улучшать - усиливать - содействовать - координировать - перестраивать - продолжать - внедрять - применять - осуществлять ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова, которые означают ЗАВЕРШЕННОСТЬ, т.е. глаголы совершенного вида, указывающие на завершенность действия, его результат, конец действия: - организовать - сформировать - провести - подготовить - распределить - уменьшить - увеличить - внедрить - установить - осуществить - составить
Этапы Можно выделить три этапа исследования: постановочный, исследовательский и оформительско-внедренческий. Первый этап – от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы – в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема – тема – объект – предмет – научные факты - исходная концепция – ведущая идея и замысел – гипотеза – задачи исследования). Возможные варианты этапов реализации проекта: I. Определение проблемы. Определение цели и задач. Подготовка и планирование. Реализация проекта. Подведение итогов. II. 1. Поисковый этап Выбор темы проекта. Первичная формулировка проблемы. Первичный сбор информации. Детализация темы и проблемы. 2. Аналитический этап Формулировка проблемы, цели и задач проекта, создание паспорта проекта. Оценка и подбор ресурсов, составление плана работы. Сбор информации. Отбор и систематизация нужной информации в соответствии с поставленной целью проекта, выявление недостающей информации, корректировка цели проекта. Оценка на реализуемость. Этапы. Корректировка. 3. Практический этап Реализация проекта. Оформление продукта. Составление документации по проекту. Подготовка презентации проекта. 4. Презентационный этап. Защита проекта. 5. Оценочный этап. Рефлексия, самооценка, оценка результатов проекта Этапы
Продукт Главный результат исследовательской деятельности – интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура Главный результат проектной деятельности – реальный продукт (материальный, интеллектуальный, социальный, организационный и др.), позволяющий решить сформулированную в начале проектной деятельности проблему. Продукт
Результат В данном разделе необходимо указать ожидаемые образовательные и личностные эффекты, которые должны произойти с исполнителями в итоге проведения исследования или реализации проекта и которые проявляются на уровне изменения человеческих свойств, качеств, проявлений, отношений по мере выполнения работы. К таким изменениям относятся развитие креативного мышления, воображения, универсальных учебных действий и др. Результат
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: