Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. компромисс
4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
|
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.
1.
· А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
· Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2.
· А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
· Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
|
3.
· А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
· Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4.
· А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
· Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
· А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
· Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6.
· А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
· Б. Я стараюсь добиться своего.
7.
· А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
· Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
8.
· А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
· Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
· А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
· Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
· А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
· Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
· А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
· Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.
· А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
· Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
· А. Я предлагаю среднюю позицию.
· Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
· А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
|
· Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
· А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
· Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
· А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
· Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
· А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
· Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
· А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
· Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
· А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
· Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
· А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
· Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
21.
· А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
· Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
· А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
· Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
· А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
· Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
· А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
· Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
· А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
· Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
· А. Я предлагаю среднюю позицию.
· Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
· А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
· Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
· А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
· Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
29.
· А. Я предлагаю среднюю позицию.
· Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30.
· А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
· Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Обработка результатов.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.
Ключ
№ | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А |