Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ
Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп
Группа
| Приёмы
| Первая младшая
| - Массаж кистей рук,
- пальчиковая гимнастика,
- собирание мелких предметов,
- лепка колбасок, лепёшек,
- вылавливание предметов ложкой или совком,
- выжимание губки,
- проталкивание мелких игрушек через отверстие,
- шнуровка,
- постройка башни из кубиков.
| Вторая младшая
| - Пальчиковые игры,
- нанизывание бусинок или пуговиц на нитку,
- использование пинцета, пипеток, прищепок,
- работа с иглой,
- собирание матрёшки, пирамидки,
- поиск предмета в тарелке с рисом,
- завязывание бантиков, узелков,
- сматывание нитки в клубок,
- закрепление канцелярских скрепок, резинок для волос,
- выдавливание фигурок из пластилина с помощью трафарета.
| Средняя
| - Пальчиковые игры,
- образы из пальчиков,
- конструирование из счётных палочек и строительных игрушек,
- собирание мозаик и пазлов,
- изготовление аппликаций и фигур из салфеток,
- инсценировка стихов с помощью рук,
- рисование.
| Старшая
| - Упражнения с использованием массажных резиновых мячиков с шипами,
- ванны с шариками,
- упражнение «гладильная доска»,
- создание картин из ниток,
- изображение на картонке с отверстиями чисел методом шнуровки,
- плетение из цветных шнурков,
- аппликация семенами, крупами, макаронными изделиями,
- конструирование из камушков, природного материала,
- решение логических задач со счётными палочками,
- изготовление украшений из пуговиц, бусинок.
| Подготовительная
| - Пальчиковая гимнастика,
- самомассаж с помощью горошин, карандашей,
- игры с мелкими предметами,
- собирание мелкой мозаики,
- изобразительная деятельность,
- раскрашивание картинок,
- изготовление оригами,
- художественный труд с использованием плетения, аппликации, папье-маше,
- рисунки по клеточкам,
- графический диктант,
- прописи,
- рисунки по точкам,
- работа с ножницами,
- определение на ощупь что спрятано под салфеткой,
- проведение по лабиринту шарика с помощью указки.
|
Виды развития мелкой моторики ребёнка
Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:
- Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
- Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
- Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ
Вид игры
| Примеры дидактических разработок
| Пальчиковая гимнастика со стихами и потешками
| - «Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет».
- Корчагина Ирина «Пальчиковые игры для детей 2–3 лет».
- Макашова Миляуша «Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет».
| Пальчиковые игры (гимнастика для рук)
| - «Пальчиковые игры для детей 3–4 лет в детском саду».
- Шабан Ирина «Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)».
- Гладышева Евгения «Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук».
| Игры на развитие тактильных ощущений
| - «Сенсорные игры для развития тактильных ощущений».
- Селезнёва Татьяна «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры».
| Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами
| - Хамзина Ильмира «Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации».
- Масина Марина «Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики».
- Утте Инесса «Игры и упражнения с еловыми и сосновыми шишками в развитии ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста».
| Шнуровка, откручивание крышек, болтов
| - «Игры для развития мелкой моторики своими руками».
- Опринчук Антонина «Игры для развития мелкой моторики своими руками».
- Кудрявцева Лариса «Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
| Игры с прищепками, скрепками, нитками, пуговицами
| - «Игры с предметами для развития мелкой моторики».
- «Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5–6 лет».
- Игры для развития мелкой моторики рук».
- Быкова Татьяна «Картотека игр на развитие мелкой моторики».
| Творческий труд, игры с бумагой, рисование
| - Пшенникова Мария «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
- Кузьмина Ольга «Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников».
- «Игры на развитие мелкой моторики для детей 5–6 лет в детском саду».
- «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы».
|
Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ
Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:
- Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
- Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
- Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.
|
Поиск по сайту:
|