НАЗНАЧЕНИЕ ПРИБОРА ИНФРАКАР Д. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ




НАЗНАЧЕНИЕ ПРИБОРА ИНФРАКАР Д

 

Дымомер ИНФРАКАР Д предназначен для измерения дымности отработавших газов дизельных двигателей автомобилей, а также для измерения частоты вращения коленчатого вала автомобилей и температуры масла двигателя.

Прибор может применяться на станциях технического обслуживания автомобилей и других предприятиях, связанных с ремонтом и регулировкой автомобилей с дизельными двигателями на соответствие установленным ГОСТ, а также при проверке технического состояния автомобилей органами автоинспекции.

Рабочие условия применения прибора:

1) питание прибора:

- от бортовой сети автомобиля напряжением (12 +2,8/-1,2) В;

- от сети переменного тока напряжением 220 В (– 15/+10) % и частотой 50 Гц ± 1 Гц;

2) температура окружающего воздуха от 0 до 35 0 C;

3) диапазон относительной влажности окружающей среды до 80 % при 300 С;

4) атмосферное давление 92 - 105 кПа

2.2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Таблица 1 Характеристики дымомеров.

 

Исполнение Определяемая характеристика Диапазон измерений Пределы допускаемой погрешности
абсолютной приведенной
Инфракар Д1 Инфракар Д1-1 Инфракар Д1-2 Инфракар Д1-3   Коэффициент поглощения (натуральный показатель ос-лабления) К,м-1 Коэффициент ослабления света N,% 0 – ¥ (0-10,при К>10 К= ¥)     0-100   ±0,05м-1 при К= 1,6 ÷ 1,8 м-1 - -   ±1,0%
Инфракар Д1-1   Частота вращения, об/мин 0 - 6000 - ±2,5%
Инфракар Д1-2   Температура масла, 0 С 0 - 100 -     ±2,5%    
Инфракар Д1-3   Частота вращения, об/мин Температура. масла, 0 С 0 - 6000   0 -100 -   - ±2,5%   ±2,5%

Примечание: Все исполнения дымомера Инфракар имеют L=0,43м;

К - коэффициент поглощения по ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24),

ГОСТ Р 52160-2003)

N -коэффициент ослабления светового потока;

Потребляемая мощность, ВА, не более:

- в режиме измерения.………………………………………….. 40

Время прогрева рабочей камеры не должно превышать 10 мин.

Давление отработавшего газа в камере дымомера не должно отличаться от давления окружающего воздуха более чем на 735 Па (75 мм вод.ст.). Давление обеспечивается устройством дымомера.

Предел допускаемого интервала времени работы дымомеров Инфракар Д без корректировки чувствительности должен быть не менее 12 месяцев.

Время срабатывания показаний Т электрической измерительной цепи при установке экрана, полностью закрывающего фотоприёмник, должно быть равным 0,9 - 1,1 с. Время срабатывания, вызванное прохождением дыма от момента входа в прибор до момента полного заполнения дымовой камеры, не должно превышать 0,4с.

Прибор в транспортной таре должен выдерживать без повреждений:

1) воздействие температур от минус 40 до плюс 500 С;

2) воздействие относительной влажности (95 + 3) % при температуре плюс 300 С;

3) транспортную тряску с ускорением 30 м/с2 при частоте ударов от 80 до 120 в минуту.

Средняя наработка на отказ должна быть не менее 10 000 ч.

Средний срок службы должен быть не менее 10 лет. Критерием предельного состояния дымомеров является экономическая целесообразность восстановления или ремонта.

 

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ

 

Дымомер состоит из оптического блока, пульта управления и пробоотборного устройства.

В дымомере использован метод просвечивания столба отработавших газов источником света и его поглощение. Длина траектории лучей света называется эффективной оптической базой L. Эффективная оптическая база дымомера L = 0,43 м.

Источник света и фотоприемник имеют спектральную характеристику, соответствующую кривой человеческого глаза в диапазоне от 430 до 680 нм.

Сигнал фотоприемника, пропорциональный степени поглощения однородного по плотности дыма, обрабатывается контроллером и отображается на дисплее в виде коэффициента поглощения светового потока К, м-1, и коэффициента ослабления светового потока N, %.

Оптическая система защищена от возможных загрязнений принудительным обдувом.

Излучение источника света 3 проходит кювету 2,отражается отражателем 1, направляется в кювету 2 и попадает на фотоприемник 4.

Сигнал фотоприемника, пропорциональный степени поглощения однородного по плотности дыма, обрабатывается контроллером и отображается на дисплее в виде коэффициента поглощения светового потока К, м-1, и коэффициента ослабления светового потока N, %.

 

Рис.1. Оптическая схема дымомера

1. отражатель, 2. кювета, 3. источник света, 4. фотоприемник

Вентилятор обеспечивает внутри первичного преобразователя избыточное давление воздуха. Выход нагнетенного воздуха происходит через щелевые держатели измерительной камеры и тем самым обеспечивается защита оптики от сажи отработавшего газа.

Конструктивно оптический блок выполнен в виде прямоугольного каркаса с защитным кожухом, связанный кабелем связи с переносным пультом управления.

Газовый тракт состоит из газозаборного зонда с пробоотборным шлангом, входного штуцера, переключающего клапана и вентилятора.

Для правильного измерения дымности следует помнить, что входное отверстие зонда следует располагать по направлению оси выпускной трубы, где распределение отработавших газов является наиболее равномерным.

Наличие клапана позволяет подстраивать нуль прибора при установленном газозаборном устройстве в выхлопной трубе.

Внешний вид дымомера изображен на рис.2.

 

Рис.2 Общий вид дымомера.

1-оптический блок, 2 – пульт управления, 3 – газозаборный зонд с пробоотборным шлангом, 4 - зонд для вертикально расположенной выпускной системы, 5- датчик частоты вращения коленчатого вала, 6- датчик температуры масла

 

 

Рис 3.Пульт управления. Вид спереди.

 

Рис.4.Зонды

 

А- зонд для нормально расположенной выпускной системы;

Б - зонд для вертикально расположенной выпускной системы.

 

На рис 5 и 5а представлен вид оптического блока спереди и сзади.

 

Рис 5. Вид спереди

 

 

Рис 5а. Вид сзади.

 

2.4. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

После длительного хранения в условиях повышенной влажности прибор перед включением следует выдержать при нормальных условиях в течении 12 ч.

При большой разности температур в складских и рабочих помещениях, полученный со склада прибор выдержите не менее 2 ч в нормальных условиях в упаковке.

 

2.5. УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

 

Эксплуатация и ремонт установки должны проводиться в соответствии с настоящим паспортом, правилами технической эксплуатации электроустановок и правилами техники безопасности.

 

 

2.6.ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК РАБОТЫ

Рекомендуется устанавливать дымомер так, чтобы прямые солнечные лучи не падали на его заднюю поверхность.

Перед включением необходимо убедиться в наличие электрической розетки с заземлением. Сетевой выключатель должен находиться в положение " 0 ".

Подключить сетевой кабель к разъему оптического блока. В зависимости от источника электрического питания к разъему на задней панели подключить кабель питания 220 В или кабель питания 12 В из комплекта принадлежностей.

Соединить кабель связи к разъему оптического блока и к разъему пульта управления.

Соединить элементы газоотборной системы со штуцером оптического блока.

Подключить разъем датчика температуры (рис 6) к разъему оптического блока.

Рис 6. Датчик температуры масла

1-ручка, 2-ограничитель, 3-кабель, 4-разъём.

 

Подключить датчик частоты вращения коленчатого вала (рис. 7) к разъему оптического блока.

Рис.7 Датчик частоты вращения коленчатого вала

1-корпус датчика, 2-винт,3-кабель, 4-разъём.

 

Перевести сетевой выключатель в положение " I ".

На дисплее в верхней строке появится изображение текущего времени и дата. В нижней строке – температуры: рабочей камеры оптического блока и окружающего воздуха.

 
 
21.03.04 10:00   Прогрев прибора Тоc = 20°C Tкам = 25°C  

 

 


После установления температуры рабочей камеры будет выполнена операция "Установка нуля", и прибор перейдет в режим измерения текущей дымности.

 
 
21.03.04 10:10   К, м-1 = 0.00 N,% = 0.00     Прибор в норме

 


Для выбора операции нажать кнопку "F1", на экране появится ГЛАВНОЕ МЕНЮ "Выбор работы".

 
 
21.03.04 10:10   Выбор работы - измерение - настройка - проверка  

 

 


Для выбора требуемой операции использовать кнопки "­" "¯". После этого нажать кнопку "Enter". Выход из режима и возврат в ГЛАВНОЕ МЕНЮ кнопкой "". Возврат в текущее измерение дымности кнопкой "".

Измерение

Из ГЛАВНОГО МЕНЮ и положении курсора на строке Измерение нажать кнопку "Enter". На экране дисплея появится Меню режимов измерения:

 
 
21.03.04 10:10   Режим измерения - уст.нуля - t /об.двигателя - св. ускорение - на макс.оборотах  

 

 


Для выбора требуемой операции использовать кнопки "­" "¯". После этого нажать кнопку "Enter". Возврат в текущее измерение дымности кнопкой "".

Режим измерения температуры двигателя и оборотов коленчатого вала.

Двигатель должен быть заглушен и установлен стояночный тормоз. Установить датчик температуры (до ограничителя) в двигатель на место масляного щупа (Рис.6).

Установить датчик частоты вращения коленчатого вала на топливной трубке 1-го цилиндра, зажав датчик винтом 2 (рис. 7). Запустить двигатель и прогреть его, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием – изготовителем, но не ниже 60°С. Измеряют значения nmin и nmax, которые должны быть в пределах, установленных предприятием – изготовителем. Выход из режима – кнопкой "Enter".

На экране дисплея отобразятся текущие результаты измерения:

 
 
21.03.04 10:14   Тм = 86.6°С Fдв = 5800 об/мин ____________________ 4-такт    

 

 


Допускается использовать штатные средства транспортного средства для определения температуры масла двигателя - по индикатору температуры охлаждающей жидкости, а частоту оборотов коленчатого вала - по показаниям тахометра.

В режиме измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя нажатие на кнопку "1" приводит к понижению чувствительности схемы тахометра, на кнопку "3" – к повышению чувствительности. Диапазон изменения чувствительности – от 0 до 51 единиц, отображается на нижней строке дисплея.

Режим установки нуля.

Нажать кнопку "Enter". Дымомер переходит в режим установки нуля, которая длится 22 секунды. На экране дисплея отображается время процесса установки нуля

 
 
21.03.03 10:17   Уст.нуля   gggggggg с  

 

 


Выход из режима установки нуля выполняется автоматически. Перед выполнением режима установки нуля необходимо убедится, что пробоотборный зонд не установлен в выхлопную трубу автомобиля и/или двигатель не запущен (при отсутствии запорного клапана).

Подготовку к контролю дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводить в следующей последовательности:

- заглушить двигатель (при его работе);

- установить стояночный тормоз;

- установить противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (для автобусов категории М3 и грузовых автомобилей категорий N2, N3;

- установить зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер, для легковых автомобилей - зонд с наконечником;

- запустить двигатель;

- включить сцепление и установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

Примечание. При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.

Выбрать режим измерения. Нажать кнопку "Enter".

Режим измерения на свободном ускорении.

На экране дисплея появится следующая информация:

- текущее значение коэффициента поглощения света K, м-1;

- текущее значение коэффициента ослабления света N,%;

- номер цикла измерения №;

- график Время – Дымность (K) с шагом 0.1 сек (длительность заполнения экрана 12 сек., затем его обновление).

Переместить равномерно педаль подачи топлива (далее по тексту – педаль) за

0.5 – 1 сек до упора. Держать педаль в этом положении 2 – 3 сек. Отпустить педаль и через 8 – 9 сек приступить к повторному измерению. В нижней строке дисплея появится бегущая линия для выдержки времени цикла измерения. Циклы свободного ускорения повторятся автоматически не менее 6 раз. После первого цикла измерения произойдет автоматический переход к следующему циклу измерения и обновится экран. После шестого цикла на дисплее появится результат измерения:

 
 
№1 К=1.41м-1 N=45.3% №2 -- №3 №4 №5 №6 Kср = хх.х м-1 Измерение действит.

 

 


В зависимости от полученных циклов измерения в строке результат измерения появится надпись "действительный", если:

- число циклов измерения = 6;

- максимальные значения четырех последних циклов не образуют убывающей последовательности в зоне шириной 0.25 м-1;

Прервать измерение и возвратиться в режим измерения текущей дымности кнопкой "F1".

Запуск измерения в 1 цикле происходит только при превышении установленного порога дымности (5%).

В предпоследней строке дисплея, если измерение действительное, появится среднее значение измеренной дымности. Ели результат измерения недействительный, то повторить пункт 8.6.6. до получения действительного результата.

Выход из режима измерения и переход в ГЛАВНОЕ МЕНЮ после проведения измерения -кнопкой " Enter ".

Режим измерения на максимальной частоте вращения двигателя.

На экране дисплея появится следующая информация:

- текущее значение виде коэффициента поглощения светового потока K, м-1;

- текущее значение коэффициента ослабления света N,%;

- номер цикла измерения №;

график Время – Дымность (K) с шагом 0.1 сек (длительность заполнения экрана 12 сек.).

Запуск измерения происходит только при превышении установленного порога дымности (5%). Время измерения составляет 12 секунд с момента превышения порога. Необходимо нажать на педаль газа до упора и удерживать ее в этом положении пока экран не сменится на вывод результата.

 

3. Газоанализатор «АВТОТЕСТ со-со2-сн-о2-а.-т»

3.1. НАЗНАЧЕНИЕ ГАЗОАНАЛИЗАТОРА

Газоанализатор концентрации оксида углерода и углеводородов «АВТОТЕСТ СО-С02-СН-02-А.-Т» предназначен для одновременного определения содержания оксида углерода, диоксида углерода, углеводородов, кислорода, а также частоты вращения коленчатого вала и вычисления ^-параметра в отработавших газах автомобилей, работающих на бензине или газовом топливе.

Прибор предназначен для работы в следующих условиях эксплуатации: температура окружающей среды от 0 до 40°С, атмосферное давление от 86,6 до 106,7 кПа (от 650 до 800 мм.рт.ст.), относительная влажность 95% при 1=30°С и более низких температурах без конденсации влаги, температура анализируемой смеси на штуцере «ВХОД» не более 50°С; температура анализируемой смеси на входе в пробозаборник не более 200°С, расход анализируемой смеси не менее 60 л/ч.

Газоанализатор выполнен на базе микропроцессора PIC 16F877 фирмы MICROCHIP и обеспечивает следующие режимы измерений и функциональные возможности:

• измерение концентрации оксида углерода, диоксида углерода, углеводородов, кислорода, частоты вращения коленчатого вала автомобиля с любым числом цилиндров и вычисление А, - параметра, индикация и вывод результатов измерений на принтер в виде протокола с указанием гос.номера автомобиля, номера прибора, текущей даты и времени (по требованию) или персональную ЭВМ по выходу RS 232 в виде блока данных;

• автоматическую коррекцию нуля при включении прибора и в дальнейшем по требованию без отключения пробозаборной системы от выхлопной трубы автомобиля,

• автоматическое отделение и эвакуация конденсата из пробы газа в системе пробоподготовки прибора.

Устройство пробоподготовки обеспечивает трехступенчатую очистку пробы газа от механических мешающих компонентов и влагоотделение - объемный термостойкий волоконный фильтр грубой очистки, каплеуловитель, совмещенный с объемным влагоотталкивающим фильтром тонкой очистки и отделением конденсата, - целлюлозный фильтр сверхтонкой очистки G 702.

 

3.2. КОНСТРУКЦИЯ ГАЗОАНАЛИЗАТОРА

Прибор состоит из системы пробоотбора и пробоподготовки, блока преобразования и индикации.

Функциональная схема анализатора представлена на рис. 8.

Рис. 8 - Функциональная схема газоанализатора

Система пробозабора и пробоподготовки (рис 9) включает пробозаборник 1, каплеуловитель 2, фильтры тонкой очистки 3, 4 конденсата и пробы газа соответственно, трубку доставки пробы 5, трубку сброса конденсата 6. Фильтр грубой очистки 7 располагается в рукоятке пробо-заборника.

В блоке преобразования размещается компрессор пробы газа компрессор эвакуации конденсата оптический блок, включающий термостатированную кювету, излучатель, модулятор, и термостатированный фотоприемный узел.

Рис. 9 - Схема отбора и подготовки пробы: 1 - пробозаборник; 2 - каплеуловителъ; 3 - фильтр очистки конденсата; 4 — фильтр тонкой очистки пробы; 5 - пробозаборная трубка; б — трубка сброса конденсата; 7 - фильтр грубой очистки; 8, 9, 10- трубки

 

На лицевой панели прибора (рис. 10) размещены жидкокристаллический буквенно-цифровой индикатор с подсветкой, отображающий величину концентрации оксида углерода, диоксида углерода и углеводородов, в отработавших газах автомобиля и число оборотов вала двигателя, кнопка «Измерение/Пауза», кнопка коррекции нуля «Коррекция 0», кнопка «Печать».

На задней панели прибора размещены: тумблер включения питания 1, штуцер для подачи пробы газа в прибор «Вход» 2, штуцер для сброса пробы газа из прибора «Сброс» 3, штуцер отбора конденсата «Вход» 4, штуцер вывода конденсата «Сброс» 5, направляющие планки для крепления каплеуловителя 6, держатель предохранителя 7, гнездо для подключения кабеля питания 8, гнездо для подключения кабеля тахометра 9, гнездо для подключения кабеля связи с персональным ЭВМ по RS 232 10.

Рис. 10 — Общий вид газоанализатора «АВТОТЕСТ» (лицевая панель): 1 - кнопка «Измерение/Пауза»; 2 - кнопка «Коррекция 0»; 3 - кнопка «Печать»; 4жидкокристаллический алфавитно-цифровой индикатор

Рис. 11 - Общий вид газоанализатора «АВТОТЕСТ» (задняя панель): 1 -тумблер включения питания; 2 - штуцер подачи газа «Вход»; 3 - штуцер вывода газа «Сброс»; 4 - штуцер подачи конденсата «Вход»; 5 - штуцер вывода конденсата «Сброс»; б - крепление каплеуловителя; 7 - держатель предохранителя; 8 -разъем питания; 9 -разъем тахометра; 10 —разъем для подключения компьютера.

 

3.3 ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ГАЗОАНАЛИЗАТОРА

Принцип действия прибора основан на измерении величины поглощения инфракрасного излучения источника молекулами углеводородов, диоксида углерода и оксида углерода в областях 3,4; 4,25 и 4,7 мкм соответственно.

Концентрация кислорода определяется электрохимическим методом. В датчике кислорода содержатся измерительный и сравнительный электроды, находящиеся в электролите и отделенные от анализируемого газа полимерной мембраной. На измерительном электроде кислород, продиффундировавший через мембрану, электрохимически восстанавливается и во внешней цепи возникает электрический ток, сила которого пропорциональна парциальному давлению кислорода в газе над мембраной.

Проба анализируемого газа поступает в проточную зеркальную кювету, где определяемые компоненты, взаимодействуя с излучением, вызывают его поглощение в соответствующих спектральных диапазонах. Поток излучения характерных областей спектра поочередно выделяется вращающимися интерференционными фильтрами (3,4; 3,9; 4,25 и 4,7 мкм) и преобразуется в электрические сигналы, пропорциональные концентрации углеводородов, диоксида углерода и оксида углерода. Спектрометрический канал измерения в области 3,9 мкм является опорным каналом и служит для автоматической стабилизации чувствительности прибора.

При использовании прибора в условиях отрицательных температур (до минус 20°С) рекомендуется использовать обогреваемую трубку доставки, исключающую перемерзание конденсата. В обогреваемой трубке проба газа термостатируется при температуре 35 ±5°С.

Дальнейшая обработка пробы газа происходит в каплеуловителе, совмещенном с фильтром тонкой очистки пробы. В каплеуловителе из пробы отделяется конденсат, который собирается в нижней части фильтра и эвакуируется компрессором конденсата через штуцер "Сброс конденсата". В фильтре сверхтонкой очистки типа GB 702 производится окончательная очистка пробы газа от мешающих компонентов, которая затем поступает в оптическую кювету узлов. Одновременная работа пары компрессоров обеспечивает скоростную доставку пробы газа от источника до оптической кюветы, а также непрерывную эвакуацию конденсата из пробы.

Конструкция узлов системы пробоподготовки прибора и схема их соединения приведена на рис 9.

Инфракрасное излучение аналитических областей спектра определения оксида углерода (4,7 мкм), диоксида углерода (4,25 мкм) и углеводородов (3,4 мкм), а также опорного канала (3,9 мкм), поочередно выделяется соответствующими интерференционными фильтрами, установленными на вращающемся диске модулятора, и формирует на выходе пироэлектрического фотоприемника последовательности электрических импульсов. Амплитуда сигналов несет информацию о концентрации определяемых компонентов газа. По амплитуде сигнала опорного канала автоматически корректируется чувствительность спектрометрического тракта прибора и поддерживается постоянный коэффициент преобразования аналитических сигналов в течение всего срока эксплуатации прибора. Аналитические сигналы каналов измерения концентрации оксида углерода, диоксида углерода и углеводородов преобразуются, линеаризуются, нормируются и проходят статистическую обработку в микропроцессоре PIC 16F877.

Результаты измерения и служебная информация для пользователя отображается буквенно-цифровом жидкокристаллическом индикаторе. Для удобства работы с прибором в ночное время предусмотрена подсветка индикатора.

Для исключения дополнительной погрешности от изменения температуры окружающего воздуха и анализируемого газа фотоприемник и оптическая кювета защищены теплоизоляционными оболочками и термостатируются системами стабилизации.

Источником сигнала частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля служит высоковольтный датчик индуктивного типа, устанавливаемый на один из высоковольтных проводов системы зажигания. Частота следования импульсов искрообразователя свечи одного из цилиндров двигателя измеряется и преобразуется микропроцессором в частоту вращения коленчатого вала независимо от числа цилиндров.

3.4 ПОРЯДОК РАБОТЫ

В процессе эксплуатации прибора необходимо соблюдать порядок включения и выключения прибора, своевременно производить замену фильтрующих элементов системы пробоподготовки.

3.4.1. Назначение и функции кнопок прибора

Кнопка «Измерение/Пауза» («Работа/Пауза») переводит прибор из режима непрерывного измерения в режим "Пауза", отключает компрессоры, прибор находится в "горячем" резерве. При нажатии кнопки на индикаторе прибора появится сообщение

через 4 секунды происходит отключение компрессоров прибора. Для продолжения работы повторно нажать кнопку «Измерение/Пауза». После этого прибор автоматически производит коррекцию нуля и переходит в режим измерения Примечание: если прибор находился в режиме "Пауза" менее 10 минут, то коррекция нуля не производится.

Кнопка «Коррекция >0<» - переводит прибор в режим коррекции нулевых показаний. Коррекция выполняется автоматически по чистому воздуху.

Кнопка «Печать» предназначена для распечатки протокола текущего измерения на встроенном принтере прибора (для приборов с печатающим устройством).

При нажатии кнопок или комбинации кнопок необходимо удерживать их до погашения индикатора.

Комбинация кнопок 1

«Коррекция >0<» + «Печать» - переключает отображения результатов измерения по каналу СП в единицах пропана СзН8 или гексана СбН14. По умолчанию показания канала СН отображаются в единицах гексана. При отображении показаний в единицах пропана после значения СН отображается буква «Р».

Комбинация кнопок 2

«Измерение/Пауза» + «Коррекция >0<» - переключение режимов индикации измерений.

Комбинация кнопок 3

«Измерение/Пауза» + «Печать» - включает компрессоры прибора для принудительной продувки кюветы в необходимых случаях.

3.4.2. Подготовка газоанализатора к работе

Установить прибор на горизонтальной поверхности.

-Собрать систему пробоподготовки согласно схеме на рис. 3.2.

-Установить каплеуловитель в направляющие планки для его крепления на задней панели прибора (рис.3.4).

- Подключить короткими трубками фильтры тонкой очистки 3 (рис. 3.2) и 4 к штуцерам каплеуловителя «Выход пробы» и «Выход конденсата» (нижний штуцер), а также к штуцерам «Вход пробы» 2 и «Вход конденсата» 4 соответственно. При этом соблюдать направление подклю чения фильтров тонкой очистки в соответствии с указанными на корпусе фильтра стрелками.

- Подключить короткую трубку из состава принадлежностей к штуцеру «Сброс конденсата» 6 и отвести свободный конец
трубки в направлении отвода конденсата.

- Подключить кабель питания К1 из комплекта при
надлежностей к гнезду «Питание» прибора. Ответные провода
электрического кабеля питания К1 подключаются к автомобилю сле
дующим образом:

• красный зажим - к клемме аккумулятора +12 В;

• черный зажим - к клемме аккумулятора -12 В.

 

- К гнезду «Тахометр» подключить кабель датчика тахометра К2, зажим которого закрепить на высоковольтном проводе одного из цилиндров, при этом следует, чтобы зажим не касался корпусных деталей двигателя.

- К штуцеру «ВХОД» каплеуловителя подключить пробоотборный шланг с пробозаборником. Не допускается подключение пробоотборного шланга к прибору минуя каплеуловитель.

-Установить рычаг переключения передач (переключатель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение

- Затормозить автомобиль стояночным тормозом.

- Заглушить двигатель (при его работе).

- Внешним осмотром определить исправность выпускной системы автомобиля и остальных систем, влияющих на состав отработавших газов двигателя, выполнив требования, представленные в таблице 2.

- Перед измерением двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры охлаждающей жидкости (или моторного масла для двигателей с воздушным охлаждением), указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля. Воздушная заслонка карбюратора (при его наличии) должна быть открыта.

- Включить тумблер «ВКЛ» на передней (задней) панели прибора, на индикаторе появится сообщение

- Прогрев прибора продолжается не более 10 минут, затем в течение 1 минуты производится коррекция нуля

В нижней строке отображается индикатор процесса коррекции нуля.

Таблица 2 - Требования к техническому состоянию систем автомобиля и двигателя

 

Система автомобиля Требования к техническому состоянию
Система выпуска Комплектность (отсутствие элементов системы вы-
отработавших газов пуска не допускается); герметичность (отсутствие ме-
  ханических пробоев и сквозной коррозии; при работе
  двигателя на холостом ходу в соединениях и элемен-
  тах системы выпуска отработавших газов не должно
  быть утечек, а для автомобилей, оборудованных сис-
  темой нейтрализации отработавших газов, не допус-
  каются утечки в атмосферу минуя нейтрализатор)
Система нейтрали- Комплектность (отсутствие или несоответствие экс-
зации отработавших плуатационным документам элементов системы ней-
газов и другое обо- трализации, системы улавливания паров топлива, ре-
рудование для сни- циркуляции отработавших газов, экономайзера при-
жения вредных нудительного холостого хода и т.п. не допускается)
выбросов  
Система вентиляции Комплектность; герметичность (рассоединение трубок
картера в системе вентиляции картера двигателя, утечка кар-
  терных газов через различные неплотности в атмо-
  сферу не допускаются)
Встроенная система функционирование диагностического индикатора со-
диагностирования ответствует исправной работе двигателя и его систем
двигателя (диагностический индикатор при работе двигателя
  выключен)

 

- Выбрать режим индикации измерений одновременным нажатием кнопок «Измерение/Пауза» и «Коррекция >0<»: - режим «1» - измерение оксида углерода, кислорода, углеводородов и частоты вращения двигателя

- режим «2» - измерение диоксида углерода, кислорода, частоты вращения двигателя и вычисление X параметра

Если значение X - параметра не входит в диапазон от 0,5 до 2, то
на индикаторе отображается символ «................ --». Режим «1» устанавливается по умолчанию.

 

3.5. Режимы проведения измерений на автомобилях

Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной (пмин) и повышенной (ппов) частотах вращения коленчатого вала двигателя, установленных предприятием-изготовителем

автомобиля.

При отсутствии данных, установленных предприятием-изготовителем автомобиля:

- значение пмин не должно превышать

1100 мин-1 для автомобилей категорий М1 и N1 (таблица 3), 900 мин"1 для автомобилей остальных категорий;

- значение ппов устанавливают в пределах:

2500...3500 мин"1 для автомобилей категорий М1 и N1, не оборудованных системами нейтрализации,

2000...3500 мин"1 для автомобилей категорий М1 и N1 оборудованных системами нейтрализации,

2000...2800 мин"1 для автомобилей остальных категорий независимо от их комплектации.

 

Таблица 3 - Классификация транспортных средств

 

Категория Характеристика
M1 легковые автомобили (не более 8 мест, кроме водителя)
М2 то же, но более 8 мест, кроме водителя (микроавтобусы)
М3 то же, автобусы, в том числе сочлененные
N1 автомобили полной массой до 3,5 т, предназначенные для транспортировки грузов
N2 то же от 3,5 до 12 т
N3 то же свыше 12 т (в том числе тягачи, спецавтомобили)

3.6. Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов.

- Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения CO и СН. Измерения проводят в следующем порядке:

• запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной
заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до ппов и работают в этом режиме не менее 15 с;

«отпускают педаль управления дроссельной заслонкой, устанавливая минимальную частоту вращения вала двигателя (в соответствии с п. 5.3), и не ранее чем через 30 секунд измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;

• устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя пцов и не ранее чем через 30 секунд измеряют содержание оксида углерода и углеводородов;

• считать показания на индикаторе передней панели прибора измеренных концентраций измеряемых компонентов и при необходимости распечатать их.

3.7. Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

- Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и CO.

- Измерения выполняют в следующем порядке:

• запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя до пПОв,
выдерживают этот режим в течение 2...3 минут (при температуре окружающего воздуха ниже 0°С - 4...5 минут) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха X;

• устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя пМин (в соответствии с п. 5.3) и не ранее чем через 30 секунд измеряют содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению на пмин следует не позднее чем через 30 секунд после проверки в режиме Ппов;

• считать показания на индикаторе передней панели прибора измеренных концентраций измеряемых компонентов и при необходимости распечатать их.

- На автомобилях, оснащенных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:

• при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагнос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: