Значение творчества Чехова для мировой литературы




Группа Литература Урок № 69

Тема: Значение художественного наследия А.П.Чехова для русской и мировой литературы

Цели:

образовательные: ознакомить студентов с основными фактами жизни и творчества А.П. Чехова; обозначить темы и проблемы произведений;

воспитательные: воспитывать гордость за национальное литературное наследие, интерес к жизни и творчеству А. П. Чехова, великого мастера русского слова.

развивающие: развитие умений студентов самостоятельно и творчески мыслить, сопоставлять биографические факты;

Задачи урока: студент должен

знать: основные факты жизни и этапы творчества писателя; темы и проблемы произведений А. П. Чехова (главные герои, основные сюжетные линии и события); авторское отношение к изображенному;

уметь: воспроизводить, анализировать и оценивать конкретное содержание литературных произведений; владеть монологическими и диалогическими формами устной речи; работать с биографическими материалами.

Значение творчества Чехова для мировой литературы

В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин писал, что она «не основана единственно на смехе, но на развитии характеров,— и что нередко близко подходит к трагедии». Впоследствии такой сложный жанр (которым написано и «Горе от ума») получил название трагикомедии».

 

Трагическое и комическое у Чехова невозможно разложить на «составные» части: они, взаимодействуя, усиливают друг друга, образуя в конечном счете нерасторжимое единство. По этому же принципу строятся сюжет (например, неуместный бал в день продажи имения с торгов в пьесе «Вишневый сад») и характеры действующих лиц, в которых соединяются противоположные черты: высокие и низкие, смешные и печальные. Интересны в этом отношении авторские ремарки, в которых содержатся указания на несоединимые, казалось бы, переживания действующих лиц. Так, Раневская задает мучающие ее вопросы, «напевая лезгинку», а Варя, «танцуя, утирает слезы».

 

Психологическая сложность чувств и поведения чеховских героев проявляется и в манере их общения друг с другом, в своеобразии их речи. Они часто говорят сами с собой, заведомо не рассчитывая на слушателей; нередко не слышат вопросов, к ним обращенных, отвечают невпопад, потому что в это время думают о чем-то своем. Так возникают неожиданные паузы, отсутствие логической связи в разговоре. «Разорванность» диалога у Чехова восходит к творческому опыту Толстого. Но если у Толстого отрывочность, недосказанность проявляются во внутренней речи персонажей, то у Чехова герои и вслух могут говорить крайне непоследовательно и внешне алогично.- Подлинный смысл волнующих их мыслей проявляется не всегда в прямых высказываниях, но и в том, что скрыто от посторонних, что они держат «про себя».

 

Характерный для чеховской драматургии «подтекст» («подводное течение») придает речи персонажей богатство смысла, эмоциональную насыщенность, художественную и психологическую убедительность. Например, биллиардные термины, которыми злоупотребляет Гаев, нередко помогают ему скрыть свою внутреннюю растерянность, раздумья, те чувства и переживания, о которых он и не хочет, и не может говорить вслух. Такова же функция пауз, которые зачастую возникают там, где герои «уходят в себя».

 

Художественные открытия Чехова становились источником для дальнейшего развития драматического искусства во всем мире.

 

Творчество Чехова является продолжением и развитием лучших традиций русской классической литературы. Лев Толстой сказал о ^нем: «… Чехов — это Пушкин в прозе». Глубокое воздействие на повествовательную манеру и на язык Чехова оказал не только Пушкин, но и Лермонтов. Для Чехова-юмориста и сатирика плодотворными были уроки Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Чеховский лиризм, глубокий анализ напряженной внутренней жизни персонажей были связаны с усвоением художественных открытий Тургенева и Л. Толстого, творчески переосмысленных Чеховым и подчиненных им новым творческим задачам.

 

Чехов проверяет своих героев суровой правдой жизни. «Правда безусловная и честная» потому-то и необходима была писателю, что только с ее помощью можно показать человеку его самого. Отсюда принципиальный отказ от всякого приукрашивания, идеализации, которые могут только дискредитировать стремление писателя пробудить человека, показать суровую прозу жизни, обывательское болото, в которое герои могут погрузиться, даже не замечая этого. Его произведения замечательны широтой охвата современной писателю жизни и глубиной мысли, мастерским изображением человека и природы, точностью, краткостью и яркостью слова. Русский литературный язык Чехов довел до высокой степени совершенства. Горький писал, что как стилист Чехов недосягаем и что «будущий историк литературы, говоря о росте русского языка, скажет, что язык этот создали Пушкин, Тургенев и Чехов».

 

В последнее время заметно вырос интерес к творчеству Чехова. Все отчетливее становится значение этого замечательного художника слова в развитии нашей культуры, в формировании высоких нравственных отношений между людьми. Писатель помогает найти ответы на вопросы, которые не перестают волновать нас. Его книги — не только источник эстетического наслаждения, это уроки идейного и нравственного воспитания, ибо они одухотворены высокой идеей борьбы за сохранение красоты в мире, за свободного и счастливого человека. Это вопросы общечеловеческие, но вместе с тем и политические, социальные, совершенно конкретные, связанные с насущными задачами, которые стоят перед нашей современностью.

 

В записной Книжке Чехова сохранились строчки, проникнутые скорбью и тревогой: «Разговор на другой планете о земле через 000 лет: помнишь ли ты то белое дерево… (березу)». Тревожная тональность, суровое предостережение явственно ощущаются в этой записи, обращенной ко всему человечеству. И здесь Чехов также наш соратник и единомышленник. Сегодня особенно важно услышать его призыв — беречь красоту, драгоценные сокровища человеческой культуры, думать о судьбах Земли. Самые заветные мысли и надежды великого русского писателя, его напоминания об ответственности человека за прошлое, настоящее и будущее, за культуру, за свою жизнь, за белые березы, цветущие вишневые сады — все это стало одной из самых важных традиций литературы. Несомненно, Чехов сыграл значительную роль в развитии русской и впоследствии литературы. У него учились молодой Горький (особенно в области драматургии), Бунин, Куприн, Леонид Андреев. Ряд писателей и драматургов считали себя учениками Чехова.

 

Во всем мире растет интерес к общечеловеческой проблематике чеховского творчества. Еще при жизни писателя появились первые переводы его произведений на иностранные языки. Популярность его рассказов и повестей, влияние драматургии па развитие театрального искусства возрастают на протяжении XX в. Многие деятели литературы Европы, Азии, Америки с уважением говорили о выдающейся роли Чехова в культурной жизни различных стран мира. В 99 г. Бернард Шоу опубликовал пьесу «Дом, где разбиваются сердца», написанную, как указывал сам английский драматург, под прямым воздействием Чехова. Другие английские писатели (Дж. Голсуорси, Дж. Пристли) также отмечали благотворное воздействие великого русского художника на мировую литературу. Высказывания французских (А. Вюрмсер, Ф. Мориак), немецких (Т. Манн) и многих других выдающихся представителей мирового искусства также свидетельствуют о значении Чехова — писателя и драматурга для развития художественной культуры XX века.

 

 

Представим Антона Павловича Чехова в последние годы его жизни, обреченного, знающего, что ему предстоит. Ольга Леонардовна Книппер в Москве, Ялта, одиночество. В это время он создает свою последнюю пьесу о жизни, о Родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени.

В ней он передал свои думы о человеке, о смысле земного бытия.

Пьеса «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, ХХ веку.

Учитель читает письмо Чехова Суворину (9 декабря 1890 г. Москва).

«Хорош Божий свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас осталось справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патриотизм! Мы, говорят в газетах, любим нашу великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний – нахальство и самомнение паче меры, вместо труда – лень и свинство, справедливости нет… Работать надо, а все остальное к черту. Главное – надо быть справедливым…»

Пьеса была написана на переломе веков, Чехов изобразил уходящее дворянство (Раневская, Гаев) – это прошлое России, век девятнадцатый, уходящий; расцвет буржуазии (Лопахин) – начало ХХ века и новые демократические силы, с которыми автор связывал будущее России (Петя Трофимов, Аня). Тема нашего урока – прошлое, настоящее и будущее в пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

 

Беседа по вопросам

1. Узнай героя. Кто это?

«…прожила за границей пять лет, не знаю, какая она стала… Хороший она человек. Легкий, простой человек»

«Хотелось поглядеть на вас, поговорить. Вы все такая же великолепная»

(ответ: Раневская)

2. Что мы знаем о прошлом Раневской?

Ответ: Когда-то она была богата, ездила на лошадях в
Париж, на балах у нее танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу на юге Франции. Прошлое теперь стоит перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

 

3. Какие положительные и отрицательные черты характера вы видите в образе Раневской?

Ответ: Образ Раневской очень сложный, его нужно рассматривать в двух

планах: внешняя линия

внутренняя линия

На первый взгляд, она простая, непосредственная, добрая.

В ней много положительных черт: обаятельная, изящная, непосредственная и искренняя, эмоциональная, восторженная.

Она любит природ, музыку, свой дом, вишневый сад. Вишневый сад для нее «самое прекрасное, что может быть на земле». Рассматривая образ Раневской более глубоко, мы приходим к выводу, что в ее душевных переживаниях нет глубины, что она эгоистична. Доказать это можно ее поступками:

А) Бросает 12-летнюю дочь Аню и уезжает в Париж на 5 лет

Б) В конце пьесы снова оставляет дочь, забрав у нее 15 тысяч, которые ей прислала ярославская бабушка

В) Забывает преданного слугу Фирса (он остается в заколоченном доме)

Раневская легкомысленна, ей свойственны такие черты, как безделье, непрактичность, мотовство, неспособность защитить дорогое ей имение.

 

4. Как Раневскую характеризует ее отношение к Ане, Варе, Фирсу и ее отказ от предложения Лопахина?

В отношении к Ане, Варе, Фирсу она поступает эгоистично, она их всех предает.

Раневская отказывается от проекта спасения вишневого сада, который делает Лопахин, т.к. для нее сад – это самое дорогое, что у нее есть, это ее детство, ее счастье.

Цитата из текста: «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».

В Раневской развито чувство красоты, она не может от нее отказаться. С другой стороны, ее отказ характеризует ее как человека непрактичного, легкомысленного. Лопахин говорит о Раневской и Гаеве: «Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал».

Работа с таблицей по образу Раневской (обобщение).

 

 

Образ Раневской

 

Внешняя линия

Внутренняя

Линия

Поступки

Обаятельная, изящная, непосредственная, искренняя, эмоциональная, восторженная

 

 

Добрая, простая. Сочувствует людям

В душевных переживаниях нет глубины, эгоистична

1.Бросает 12-летнюю дочь Аню и уезжает в Париж на 5 лет.

2.В конце пьесы снова оставляет дочь, забрав ее деньги.

3.Забывает преданного слугу Фирса и оставляет его в заколоченном доме

Любит природу, музыку, свой дом, вишневый сад

Неспособность защитить дорогой ей вишневый сад, беспомощность, легкомыслие, мотовство, безделие, непрактичность

Отказывается от проекта Лопахина спасти вишневый сад

 

Драматизм

(тяжесть положения)

 

1. Лишена чувства реальности: время для нее остановилось. Прошлое невозвратно уходит.

2. Неустроенность в настоящем.

3. Душевный кризис, угасающая воля к жизни.

4. Одиночество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: