Любовь к своему дому, вишневому саду, к родным
Легкомыслие, пустое философствование, душевная пустота и эгоизм
«Говорят, что я все свое состояние проел на леденцах»
«От шара направо в угол! Режу в среднюю»
«Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет»
«Хам...» (О Лопахине)
«Да и сад продадим за долги, как это ни странно»
«И сегодня я речь говорил перед шкафом — так глупо»
«Я сегодня ничего не ел. Сколько я выстрадал» (дверь в бильярдную открыта... слышен стук шаров... он уже не плачет)
6. В чем драматизм Раневской и Гаева? Как относится к ним автор?
Ответ: Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд. Прошлое невозвратно уходит. Время для них как бы остановилось (лишены чувства реальности). Жизнь прожита впустую, нет воли к жизни, они переживают духовный кризис. Чехов с сочувствием и сожалением относится к Раневской и Гаеву, ирония неотделима от этих чувств.
7. Узнай героя (о каком герое идет речь?)
«Мой отец, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках… Со свиным рылом в калашный ряд… Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужи мужиком».
Ответ: Лопахин
8. Что автор говорит о прошлом Лопахина?
Ответ: Отец и дед были крепостными, жили бедно, его били, отец пьянствовал. Образования Лопахин не получил. Всего, что он добился в жизни, он добился самостоятельно и своим трудом.
9. Чем отличается Лопахин от Раневской и Гаева? Докажите цитатами из текста.
Ответ: Лопахин трудолюбивый, деловой, предприимчивый, честный и порядочный человек. Цитата из текста: «Я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера…и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей».
|
Доказательством его предприимчивости, деловитости является проект спасения вишневого сада.
10. Вопрос классу: Какие черты характера можно назвать главными (именно на них указывает Чехов)?
Ответ: Лопахин порядочный человек, он не способен на низкие поступки, он честный, интеллигентный. Лопахин искренен и добр.
Словарная работа: Ученики в тетрадях записывают лексическое значение слов:
Подрядочность- честность, неспособность к низким, аморальным поступкам.
Интеллигентный – обладающий большой внутренней культурой, интеллигентным поведением, образованный.
11. Почему Петя Трофимов говорит о Лопахине, что он «нежная душа» и «хищный зверь»? (найдите цитаты в тексте)
Ответ: в Лопахине сочетается «нежная душа» и «хищный зверь». «Нежная душа» («У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа»). Да, он добрый, способен любить и поступаться собственными интересами ради любимой (Раневской).
Он «хищный зверь» - ради наживы уничтожает прекрасное – вишневый сад.
В какой сцене проявилась его хищническая натура?
Цитата из текста: «Я купил! Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья. За все могу заплатить!»
12. Какие слова доказывают, что Лопахин мечтает о новой жизни, хочет жить иначе?
Ответ: «Скорее бы все это прошло, скорее изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
13. В чем трагизм Лопахина?
Ответ: У Лопахина есть стремления, настоящая и искренняя жажда духовности. Он не может жить только в мире денег. Но как жить иначе, ему тоже неизвестно. Отсюда его глубочайший трагизм, странное сочетание грубости и мягкости.
|
14. В чем заключается отношение автора к Лопахину?
Ответ: Чехов писал к Станиславскому (30 октября 1903 г.): «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, не мелко, без фокусов. Эта роль центральная».
Работа с текстом
Учитель: Давайте постараемся услышать голос автора.
Задание: Найдите ключевые слова и объясните их смысловое значение, какой смысл в них вкладывал автор (действие второе. Лопахин: «Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами».
Работа со схемой
Образ Лопахина
социальное происхождение
( дед и отец — крепостные крестьяне)
необразованный,
критическое отношение к этому
трудолюбивый, деловитый,
предприимчивый, честный и порядочный
«нежная душа»: «хищный зверь»:
добрый, способный ради наживы
любить и поступаться уничтожает
собственными прекрасное -
интересами вишневый сад
ради любимой
желание жить иначе,
мечты о будущем
«скорее бы все это прошло,
скорее бы изменилось как-нибудь
наша нескладная, несчастливая жизнь»
15. Узнай героя. Кто это?
«мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен… беден, как нищий, и – куда только судьба не гоняла меня… И все же душа моя всегда… была полна неизъяснимых предчувствий»
|
(Ответ: Петя Трофимов)
16. Что мы знаем о Пете Трофимове?
Ответ: Петя Трофимов - бедный студент-разночинец. Его уже два раза увольняли из университета, он не всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.
Живет верой в светлое будущее «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставайте, друзья!». Он видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем.
17. В чем драматизм Трофимова? Является ли он настоящим героем?
Ответ: В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен.
Он бескорыстен и трогателен, но он не герой. Монологи его не приводят к никаким конкретным поступкам.
Список использованной литературы:
Громов М.П. «Книга о Чехове»
Чудаков А.П.»Биография Чехова»
Катаев В.Б. «Проза А.П. Чехова»
Домашнее задание:
ОИ 2.-С.339-354 Журавлев В.П. Литература 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. Чтение и анализ д.1,2 пьесы «Вишневый сад».
1.Кто первый назвал Чехова Чехонте?
Учитель Закона Божьего в Таганрогской гимназии Покровский.
2.Что побудило семью Чехова перебраться из Таганрога в Москву? Кто остался в городе дольше всех?
Разорение отца, Антоша жил в Таганроге один три года.
3.За какой сборник рассказов Академии наук присудила Чехову Пушкинскую премию?
Сборник «В сумерках».
4.Какое большое путешествие и в какие годы совершил Чехов?
Путешествие на остров Сахалин с 1889г. по 1890 г.
5.Какая книга Чехова имеет географическое название?
Книга «Остров Сахалин».
6.Какой рассказ Чехова назван прилагательными-антонимами?
Рассказ «Толстый и тонкий».
7.Сколько было братьев и сестер у Чехова?
У Чехова было четыре родных брата и сестра.
8.Как называется первый сборник рассказов Чехова?
Первый сборник рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» вышел в 1884 г.
9.Как называется имение, купленное Чеховым в 1892 году, где он построил три школы, лечил крестьян и вырастил сад?
Имение Мелихово.
10.На занавеси какого театра изображена чайка как символ того, что только благодаря пьесе Чехова родился этот театр?
Чайка - визитная карточка МХАТа. Премьера спектакля Чехова «Чайка» состоялась 17 декабря 1898 года.
11. Прочитать «Вишневый сад»
Обратная связь: m.q.savchenko@mail.ru