Коррекционная педагогика – это особая область педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии.
Коррекционная педагогика охватывает область психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.
Основной целью коррекционной педагогики является определение и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно - двигательной, соматической, интеллектуально - речевых сферах или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.)
Предметом коррекционной педагогики является процесс обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.
Исходя из сложившейся социально - педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и поведении, коррекционная педагогика призвана помочь решить следующие задачи:
1. определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления;
2. изучить историю становления и развития коррекционно - педагогической деятельности с детьми, имеющими недостатки в психофизиологическом развитии и поведении;
|
3. выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков;
4. разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно - педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками развития и отклонениями в поведении;
5. провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы;
6. создать необходимую учебно - методическую базу в подготовке учителя к коррекционно - педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и поведении.
Поскольку коррекционная педагогика является одной из отраслей педагогических знаний, то в ней, наряду с собственной специфической терминологией, существуют и общепедагогические категории и понятия. В коррекционной педагогике, также как и общей, ведущими педагогическими категориями являются обучение, воспитание, развитие.
Воспитание рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств.
Важной особенностью в воспитании ребенка с отклонениями в развитии и поведении является оптимизм, уверенность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение из воспитательного процесса фиксации внимания на дефекте, опора на положительное в личности ребенка, стимулирование его компенсаторных возможностей, в то же время формирование умения объективно оценивать свои возможности, свои действия и поступки.
|
Обучение в коррекционной педагогике носит специфический характер, определяемый глубиной и спецификой дефекта ребенка.
Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное развитие, когда поддержка учителя повышает уровень его самостоятельности. Обучение ведет за собой развитие.
К сугубо специальным педагогическим понятиям относятся "коррекция", "компенсация", "реабилитация", "адаптация".
Коррекция (лат. корректио - исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоления дефекта (коррекция речи, произношение отдельных звуков, исправление недостатков зрения); в то же время коррекция может быть составной частью учебно - воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.
В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно - воспитательной и коррекционно - развивающей деятельности.
Коррекционно - воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на
|
1) изменение познавательных возможностей ребенка,
2) развитие его эмоционально - волевой сферы,
3) улучшение индивидуальных личностных качеств - ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности,
4) на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно - эстетических и иных способностей.
Коррекционно - развивающее обучение - это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача коррекционно - развивающего обучения заключается:
1) в систематизации знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;
2) восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;
3) развитие недостаточно сформированных умений и навыков;
4) коррекция отклонений в познавательной сфере ребенка;
5) подготовку ребенка к адекватному восприятию учебного материала.
Компенсация (лат. компенсатио - возмещение, уравновешивание) - это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.
В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей; перестройка нарушенных или ослабленных функций (так, при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха и осязания, при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов). В то же время, сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов и родителей.
Следующее понятие адаптация школьная (лат. адаптио - приспособлять) - это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.
Дети с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям в своей жизни (и не только у младших классах), к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок в воспитании и семейного неблагополучия. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой являются: хроническая неуспеваемость; отставание по ряду предметов в освоении школьной программы; сопротивление педагогическому воздействию; негативное отношение к учению; пропуски занятий, побеги из школы и дома; педагогическая запущенность;
Реабилитация социальная (лат. реабилитатио - восстановление) - это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность адекватные взаимоотношения со сверстниками.
Процесс реабилитации - это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через:
1) медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта);
2) психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов);
3) педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств).
Реабилитация - это своего рода итог всей коррекционно - педагогической деятельности.