Цели урока: учащиеся должны уметь:
определять место североевропейских стран в современном мире; выявлять общие и особенные черты в развитии государств Северной Европы;
характеризовать экономическое и социально-политическое положение североевропейских стран в послевоенный период.
Понятия и термины: «шведская модель» социализма; Северный совет.
Персоналии: У. Пальме.
Даты исторических событий: 1952 г. - создание Северного Совета; 1972 г. - Дания вступила в ЕЭС; 1975 г. - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Финляндия, Хельсинки); 1995 г. - Финляндия и Швеция стали членами ЕС.
Средства обучения: учебное пособие, карта «Страны Северной Европы после Второй мировой войны» (с. 11 атласа), учебные настенные карты «Европа после Второй мировой войны», «Политическая карта мира».
Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
Проверить усвоенный материал можно, используя вопросы учебного пособия, заслушивание сообщений, исторических справок.
Изучение нового материала.
План
1. Место в современном мире.
2. Экономическое развитие после Второй мировой войны.
3. Социально-политическое развитие.
4. Внешняя политика.
5. Страны Северной Европы в конце XX — начале XXI в.
Изучение нового материала начинаем с актуализации знаний, предлагая учащимся ответить на вопросы рубрики «Вспомните» на с. 63 учебного пособия.
Работа с материалом п. 1 § 9. Выполните задания.
Задание 1. Работа с исторической картой. Покажите на политической карте североевропейские государства: Швецию, Норвегию, Данию, Финляндию, Исландию. Назовите столицы этих государств. Дайте краткую характеристику их географического положения.
Задание 2. Определите форму государственного правления стран Северной Европы. Используя материал атласа на с. 11, расскажите о системе территориального деления североевропейских государств.
Задание 3. Что является символами успеха североевропейских стран? Приведите примеры.
Работа с материалом п. 2-3 § 9. Выделите на основании текста учебного пособия общие и особенные черты социально-экономического и политического развития североевропейских стран.
Примерный ответ:
В 1948 г. все североевропейские страны, кроме Финляндии, получили помошь от США по плану Маршалла, благодаря чему была осуществлена перестройка структуры производства в пользу новых отраслей, транспорта, судоходства и сферы услуг. Развитие национальной экономики и промышленности с опорой на собственныересурсы и экономическую интеграцию содействовало тому, что Норвегия, Финляндия, Дания и Норвегия стали высокоразвитыми индустриальными странами с эффективным сельскохоз. производством; их экономика социально ориентирована (высокий уровень жизни и социальной защищенности населения); смешанный характер экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления («шведская модель социализма»); большая роль социал-демократических партий и местного самоуправления в политической жизни.
Задание 1. Работа с исторической картой. Назовите и покажите: а) крупнейшие промышленные центры североевропейских государств; б) основные центры переработки рыбы; в) города, где располагаются штаб-квартиры крупнейших мировых концернов «Вольво», «Нокиа», «Электролюкс».
Задание 2. Используя материал атласа (с. 11) и учебного пособия, расскажите о роли Северного Совета в налаживании регионального сотрудничества между северными странами Западной Европы по плану:
Дата основания — 1952г.
Страны-члены — Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия (член Северного Совета с 1956г.), Исландия.
Автономные территории — Аландские острова (Финляндия); Гренландия (Дания); Фарерские острова (Дания).
Состав организации —депутаты национальных парламентов стран-членов.
Итоги деятельности организации — сформирован общий для северных стран рынок рабочей силы, разработано общее трудовое законодательство.
Работа с материалом п. 4 § 9. Дайте характеристику внешней политики североевропейских государств. Определите ее основные особенности.
Примерный ответ:
Внешняя политика североевропейских государств имеет больше различий, чем внутренняя. Швеция после войны сохранила свой нейтралитет. Финляндия подписала с СССР Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Дания, Норвегия и Исландия вступили в НАТО. В 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, на котором были выработаны основы межгосударственных отношений.
Задание 1. Работа с историческими документами.
а) Прочитайте документ, ответьте на вопросы.
Письмо господину Паасикиви22 февраля 1948 года
Господин Президент!
Как Вам должно быть известно, из трех стран, граничащих с СССР и воевавших против СССР на стороне Германии, две страны — Венгрия и Румыния — уже подписали договор с СССР о взаимопомощи против возможной германской агрессии.
Известно также, что обе наши страны жестоко пострадали от этой агрессии, причем мы с Вами вместе будем ответственны перед своими народами, если мы допустим повторение такой агрессии. Полагаю, что Финляндия заинтересована в пакте взаимопомощи с СССР против возможной немецкой агрессии не менее, чем Румыния и Венгрия. Учитывая эти соображения и желая создать условия для коренного улучшения отношений между нашими странами в целях укрепления мира и безопасности, Советское правительство предлагает заключить советско-финляндский пакт о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, аналогичный венгеро-советскому и румыно-советскому пактам. Если нет возражений со стороны Финляндии, то я предложил бы направить финляндскую делегацию в СССР для заключения такого пакта. Если Вы считаете более удобным осуществить переговоры и заключение пакта в Финляндии, то Советское правительство будет готово направить свою делегацию в Хельсинки.
С глубоким уважением,
Председатель Совета Министров СССР И. Сталин
Известия. 29 февраля 1948 года
Вопросы к документу: 1. О чем идет речь в документе? 2. Какие страны, кроме Финляндии, подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с СССР? Как вы считаете, почему? 3. Где предусматривалось заключить советско-финляндский пакт о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи? 4. Объясните, почему сотрудничество Финляндии с СССР и послевоенный период получило в истории название политической «линии Паасикиви — Кекконена».
б) Проанализируйте документ на с. 68 учебного пособия. Как вы считаете, почему правительства североевропейских стран подписали данный договор? Свой ответ аргументируйте.
Задание 2. Работа с историческим портретом. По фактам биографии определите политического лидера: «Шведский политик, получил известность своими выступлениями против войны США во Вьетнаме, возглавлял комиссию по изучению возможностей создания в Европе зон, свободных от ядерного оружия, выступал в роли посредника ООН во время войны в Персидском заливе». (У- Пальме)
«Продолжил послевоенный внешнеполитический курс Финляндии, направленный на развитие дружественных отношений с СССР, выступил с инициативой превращения Северной Европы в безатомную зону мира». (У. Кекконен)
Работа с материалом п. 5 § 9. Определите особенности развития Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. С какими проблемами столкнулись эти государства в конце XX в.? Как решаются эти проблемы?
Проблемы:
мировой энергетический кризис середины 1970-х гг.;
снижение объемов производства;
сокращение социальных программ (падение уровня жизни населения в Дании, Швеции; безработица).
Выход из сложившейся ситуации был найден благодаря открытию больших запасов нефти в Северном море (Норвегия), активным торговым связям с СССР (Финляндия).
Затем учитель на примере Швеции рассказывает об экономической политике североевропейских государств.
Задание 1. Используя карту на с. 11 атласа и материал учебного пособия на с. 67, назовите североевропейские страны: а) члены ЕЭС; б) члены ЕС и годы их вступления в эти организации.
Закрепление изученного материала: вопросы № 2,3,5,6 на с. 68 учебного пособия.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 9, выполнить задания № 1,4.