Урок 9. Страны Северной Европы




 

Цели урока: учащиеся должны уметь:

определять место северо­европейских стран в современном мире; выявлять общие и особен­ные черты в развитии государств Северной Европы;

характеризо­вать экономическое и социально-политическое положение северо­европейских стран в послевоенный период.

Понятия и термины: «шведская модель» социализма; Северный совет.

 

Персоналии: У. Пальме.

 

Даты исторических событий: 1952 г. - создание Северного Со­вета; 1972 г. - Дания вступила в ЕЭС; 1975 г. - Совещание по безо­пасности и сотрудничеству в Европе (Финляндия, Хельсинки); 1995 г. - Финляндия и Швеция стали членами ЕС.

Средства обучения: учебное пособие, карта «Страны Северной Европы после Второй мировой войны» (с. 11 атласа), учебные на­стенные карты «Европа после Второй мировой войны», «Политиче­ская карта мира».

Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Проверить усвоенный материал можно, используя вопросы учебного пособия, заслушивание сообщений, исторических справок.

Изучение нового материала.

План

1. Место в современном мире.

2. Экономическое развитие после Второй мировой войны.

3. Социально-политическое развитие.

4. Внешняя политика.

5. Страны Северной Европы в конце XX — начале XXI в.

Изучение нового материала начинаем с актуализации знаний, предлагая учащимся ответить на вопросы рубрики «Вспомните» на с. 63 учебного пособия.

Работа с материалом п. 1 § 9. Выполните задания.

Задание 1. Работа с исторической картой. Покажите на полити­ческой карте североевропейские государства: Швецию, Норвегию, Данию, Финляндию, Исландию. Назовите столицы этих государств. Дайте краткую характеристику их географического положения.

Задание 2. Определите форму государственного правления стран Северной Европы. Используя материал атласа на с. 11, расскажите о системе территориального деления североевропейских государств.

Задание 3. Что является символами успеха североевропейских стран? Приведите примеры.

Работа с материалом п. 2-3 § 9. Выделите на основании текста учебного пособия общие и особенные черты социально-экономи­ческого и политического развития североевропейских стран.

Примерный ответ:

В 1948 г. все североевропейские страны, кроме Финляндии, по­лучили помошь от США по плану Маршалла, благодаря чему была осуществлена перестройка структуры производства в пользу новых отраслей, транспорта, судоходства и сферы услуг. Развитие нацио­нальной экономики и промышленности с опорой на собственныересурсы и экономическую интеграцию содействовало тому, что Норвегия, Финляндия, Дания и Норвегия стали высокоразвитыми индустриальными странами с эффективным сельскохоз. производством; их экономика социально ориентирована (вы­сокий уровень жизни и социальной защищенности населения); смешанный характер экономики, сочетающей рыночные отноше­ния и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребле­ния («шведская модель социализма»); большая роль социал-демо­кратических партий и местного самоуправления в политической жизни.

Задание 1. Работа с исторической картой. Назовите и покажите: а) крупнейшие промышленные центры североевропейских госу­дарств; б) основные центры переработки рыбы; в) города, где распо­лагаются штаб-квартиры крупнейших мировых концернов «Воль­во», «Нокиа», «Электролюкс».

Задание 2. Используя материал атласа (с. 11) и учебного посо­бия, расскажите о роли Северного Совета в налаживании регио­нального сотрудничества между северными странами Западной Ев­ропы по плану:

Дата основания — 1952г.

Страны-члены — Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия (член Северного Совета с 1956г.), Исландия.

Автономные территории — Аландские острова (Финляндия); Гренландия (Дания); Фарерские острова (Дания).

Состав организации —депутаты национальных парламентов стран-членов.

Итоги деятельности организации — сформирован общий для се­верных стран рынок рабочей силы, разработано общее трудовое зако­нодательство.

Работа с материалом п. 4 § 9. Дайте характеристику внешней по­литики североевропейских государств. Определите ее основные особенности.

Примерный ответ:

Внешняя политика североевропейских государств имеет больше различий, чем внутренняя. Швеция после войны сохранила свой нейтралитет. Финляндия подписала с СССР Договор о дружбе, со­трудничестве и взаимной помощи. Дания, Норвегия и Исландия вступили в НАТО. В 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки про­шло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, на ко­тором были выработаны основы межгосударственных отношений.

Задание 1. Работа с историческими документами.

а) Прочитайте документ, ответьте на вопросы.

Письмо господину Паасикиви22 февраля 1948 года

Господин Президент!

Как Вам должно быть известно, из трех стран, граничащих с СССР и во­евавших против СССР на стороне Германии, две страны — Венгрия и Румы­ния — уже подписали договор с СССР о взаимопомощи против возможной германской агрессии.

Известно также, что обе наши страны жестоко пострадали от этой агрес­сии, причем мы с Вами вместе будем ответственны перед своими народами, если мы допустим повторение такой агрессии. Полагаю, что Финляндия за­интересована в пакте взаимопомощи с СССР против возможной немецкой агрессии не менее, чем Румыния и Венгрия. Учитывая эти соображения и же­лая создать условия для коренного улучшения отношений между нашими странами в целях укрепления мира и безопасности, Советское правительство предлагает заключить советско-финляндский пакт о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, аналогичный венгеро-советскому и румыно-советскому пактам. Если нет возражений со стороны Финляндии, то я предложил бы на­править финляндскую делегацию в СССР для заключения такого пакта. Если Вы считаете более удобным осуществить переговоры и заключение пакта в Финляндии, то Советское правительство будет готово направить свою деле­гацию в Хельсинки.

 

С глубоким уважением,

Председатель Совета Министров СССР И. Сталин

Известия. 29 февраля 1948 года

 

Вопросы к документу: 1. О чем идет речь в документе? 2. Какие страны, кроме Финляндии, подписали Договор о дружбе, сотрудни­честве и взаимной помощи с СССР? Как вы считаете, почему? 3. Где предусматривалось заключить советско-финляндский пакт о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи? 4. Объясните, почему сотруд­ничество Финляндии с СССР и послевоенный период получило в ис­тории название политической «линии Паасикиви — Кекконена».

б) Проанализируйте документ на с. 68 учебного пособия. Как вы считаете, почему правительства североевропейских стран подписа­ли данный договор? Свой ответ аргументируйте.

Задание 2. Работа с историческим портретом. По фактам био­графии определите политического лидера: «Шведский политик, получил известность своими выступлениями против войны США во Вьетнаме, возглавлял комиссию по изучению возможнос­тей создания в Европе зон, свободных от ядерного оружия, высту­пал в роли посредника ООН во время войны в Персидском зали­ве». (У- Пальме)

«Продолжил послевоенный внешнеполитический курс Финлян­дии, направленный на развитие дружественных отношений с СССР, выступил с инициативой превращения Северной Европы в беза­томную зону мира». (У. Кекконен)

Работа с материалом п. 5 § 9. Определите особенности развития Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. С какими проблемами столкнулись эти государства в конце XX в.? Как решаются эти про­блемы?

Проблемы:

мировой энергетический кризис середины 1970-х гг.;

снижение объемов производства;

сокращение социальных программ (падение уровня жизни населения в Дании, Швеции; безработица).

Выход из сложившейся ситуации был найден благодаря откры­тию больших запасов нефти в Северном море (Норвегия), актив­ным торговым связям с СССР (Финляндия).

Затем учитель на примере Швеции рассказывает об экономиче­ской политике североевропейских государств.

Задание 1. Используя карту на с. 11 атласа и материал учебного пособия на с. 67, назовите североевропейские страны: а) члены ЕЭС; б) члены ЕС и годы их вступления в эти организации.

Закрепление изученного материала: вопросы № 2,3,5,6 на с. 68 учебного пособия.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 9, выполнить задания № 1,4.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: