В течение всего учебного года родители школьников периодически приобретают одежду, обувь, учебную литературу и прочие необходимые ребенку товары. Как быть уверенным, что эти покупки безопасны для Вашего ребенка? О стандартах качества и безопасности детских, в том числе школьных товаров, рассказывают специалисты отделения гигиены детей и подростков.
Обязательные требования безопасности к продукции, предназначенной для детей и подростков, в целях защиты их жизни и здоровья, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции, установлены Техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011, а в части, не урегулированный нормативно-правовыми актами Таможенного союза - санитарным законодательством Российской Федерации. Указанный технический регламент вступил в силу с 1 июля 2012 года в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 и распространяется на продукцию, предназначенную для детей и подростков, ранее не находившуюся в эксплуатации (новую), выпускаемую в обращение на территории государств - членов Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
Рассмотрим требования безопасности, предъявляемые к товарам для школьников.
Одежда в соответствии с функциональным назначением подразделяется на одежду:
1-го слоя (имеет непосредственный контакт с кожей): нательное и постельное белье, корсетные и купальные изделия, головные уборы (летние), чулочно-носочные изделия, платки носовые и головные изделия.
2-го слоя (имеющие ограниченный контакт с кожей): платья, блузки, верхние сорочки, брюки, юбки, костюмы без подкладки, свитеры, джемперы, головные уборы (кроме летних), рукавицы, перчатки, чулочно-носочные изделия осенне-зимнего ассортимента (носки, получулки),
|
3-го слоя (относятся пальто, полупальто, куртки, плащи, костюмы на подкладке).
Одежда каждого оценивается по показателям: гигроскопичность, воздухопроницаемость, содержание свободного формальдегида, устойчивость окраски к стирке, поту и трению сухому, индекс токсичности. Кроме того, в изделиях 1-го и 2-го слоя, изготовленных из чистошерстяных, шерстяных, полушерстяных, синтетических и смешанных материалов определяется напряженность электростатического поля на поверхности изделия. Текстильные материалы для одежды и изделий должны соответствовать требованиям химической безопасности, а также требованиям, предъявляемым к устойчивости окраски.
Перечень контролируемых химических веществ определяется в зависимости от химического состава материала и вида изделия. Текстильные материалы в одежде и изделиях из меха должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности.
Помните, что ребенку в выбранной одежде, в первую очередь должно быть комфортно: она не должна стеснять движений.
Обувь оценивают устойчивостью окраски применяемых материалов к сухому и мокрому трению и воздействию пота, а также концентрацией выделяющихся вредных веществ и комплексом физико-механических свойств (масса, гибкость, прочность крепления деталей низа, деформация подноска и задника обуви и разрывная нагрузка узлов крепления ручек кожгалантерейных изделий).
|
Не допускается изготавливать подкладку закрытой обуви из искусственных и (или) синтетических материалов в закрытой обуви всех половозрастных групп;
Обувь должна соответствовать требованиям биологической и механической безопасности. Как и при оценке одежды, измеряется напряженность электростатического поля на поверхности обуви (не должна превышать 15 кВ/м).
Обувь нужно выбирать строго по размеру. Существует международный стандарт определения размера обуви (цифрами ISO 3355-77), он используется и в России. Номер обуви по нему - это размер стопы в миллиметрах, причем длина ее измеряется от края пятки до кончика большого пальца.
Портфели и ранцы ученические должны
иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане,
изготовляться из материалов контрастных цветов.
Ранцы ученические для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой.
Содержание вредных веществ в материалах для ранцев, сумок, ученических рюкзаков, портфелей не должно превышать нормативов в соответствии с требованиями химической безопасности.
Издательская (книжная и журнальная) продукция, школьно-письменные принадлежности также должны соответствовать требованиям биологической, химической безопасности.
Биологически безопасное издание - издание, в процессе чтения которого обеспечиваются оптимальные условия для зрительной работы, не развивается зрительное утомление, связанное со зрительным восприятием текста, напряжением остроты зрения, аккомодацией и движением глаз;
|
Биологическая безопасность издательской продукции определяется параметрами шрифтового оформления и приемами оформления текстов в зависимости от вида издания, объема текста единовременного прочтения, возраста пользователя и в соответствии с физиологическими особенностями органов зрения детей и подростков.
Для изготовления издательской продукции не допускается применение газетной бумаги, кроме издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (экзаменационные билеты, карточки с заданиями, тестовые задания, кроссворды и другие); в издательской продукции не допускается применение узкого начертания шрифта;
В изданиях литературно-художественных, развивающего обучения, для дополнительного образования и научно-популярных для текста не рекомендуется применять цветные краски и выворотку шрифта (белые буквы на черном фоне).
Издательская продукция должна соответствовать требованиям химической безопасности и не должна выделять вредные вещества
Для изготовления тетрадей школьных и общих, для записи слов, для подготовки дошкольников к письму, для нот, дневников школьных используется бумага писчая, а также другие виды полиграфической бумаги. Применение глянцевой бумаги не допускается.
Для производства альбомов, папок и тетрадей для рисования используется бумага рисовальная, а также другие виды полиграфической бумаги с определенной массой бумаги; альбомов и папок для черчения - бумага чертежная.
Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Ее наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции и она должна содержать следующую информацию:
наименование страны, где изготовлена продукция;
наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;
наименование и вид (назначение) изделия;
дата изготовления;
единый знак обращения на рынке;
срок службы продукции (при необходимости);
гарантийный срок службы (при необходимости);
товарный знак (при наличии).
Информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.
Не допускается использования указаний "экологически чистая", "ортопедическая" и других аналогичных указаний без соответствующего подтверждения.
Маркировка одежды должна иметь информацию с указанием:
вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия, а также вида меха и вида его обработки (крашеный или некрашеный);
размера изделия,
символов по уходу за изделием и инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации.
Маркировка обуви должна иметь информацию о размере, модели и (или) артикуле изделия, материале верха, подкладки и подошвы, условиях эксплуатации и ухода за обувью.
Маркировка кожгалантерейных изделий должна содержать наименование материала, из которого изготовлено изделие, инструкцию по эксплуатации и уходу.
Маркировка ранцев ученических, сумок, портфелей и рюкзаков должна содержать информацию о возрасте пользователя.
Советуем родителям обратить внимание на вышеперечисленные рекомендации и руководствоваться ими при выборе детских товаров. Помните, что от вашего выбора зависит то, насколько комфортно будет чувствовать себя ваш ребенок в новом учебном году и каким будет состояние его здоровье в дальнейшем.