Структура методических рекомендаций по изучению дисциплины




Методические рекомендации

Методические рекомендации - это разновидность учебно-методического издания, в котором отсутствует описательный материал, а даются конкретные советы по организации учебно-воспитательного процесса учебного занятия, воспитательного мероприятия или к решению той или иной проблемы.

Методические рекомендации могут быть составлены по разнообразным аспектам образовательной и научной деятельности преподавателей:
• методические рекомендации по изучению дисциплины;
• методические рекомендации для подготовки к семинарским (практическим) занятиям;
• методические рекомендации по выполнению контрольных работ;
• методические рекомендации по выполнению бакалаврских, магистерских, курсовых работ, выпускных квалификационных (дипломных) работ;
• методические рекомендации по практике;
• методические рекомендации по изучению отдельных разделов (тем) учебной дисциплины;
• методические рекомендации (методические материалы) по организации какой-либо конкретной деятельности студентов и т.п.

Методические рекомендации составляются как для преподавателей, так и для студентов.

Целью методических рекомендаций по изучению учебной дисциплины является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе рациональной организации ее изучения.

Задачи методических рекомендаций по изучению учебной дисциплины:

· активизация самостоятельной работы студентов;

· содействие развитию творческого отношения к учебной деятельности;

· выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;

· управление познавательной деятельностью студентов.

Функции методических рекомендаций по изучению курса:

· определение содержания работы студентов по самостоятельному овладению программным материалом курса;

· описание технологии самостоятельной работы;

· установление требований к результатам изучения курса.

Требования к изложению материала в методических рекомендациях по изучению дисциплины: смысловая точность, объективность, краткость, конкретность, доступность.

Методические рекомендации должны разрабатываться с учетом совместного их использования с другими конкретными учебными изданиями по курсу (учебником, учебным пособием, курсом лекций).

Объем методических рекомендаций, включая иллюстрации должен быть не менее 2,0 п.л., что составляет примерно 48 страниц формата А4, набранных через полуторный интервал кеглем 13-14.

Ниже представлены требования к структуре, оформлению и содержанию методических рекомендаций по изучению учебной дисциплины.

 

Структура методических рекомендаций по изучению дисциплины

Методические рекомендации по изучению дисциплины включают следующие элементы: титульный лист; оборотную сторону титульного листа; содержание; введение; общие методические рекомендации по изучению курса; методические рекомендации по изучению теоретического материала курса; методических рекомендации по самостоятельному выполнению практических заданий; список рекомендуемой литературы; перечень ключевых слов; вопросы для подготовки к экзамену (зачету).

Титульный лист методических рекомендаций по изучению курса должен содержать следующие элементы:

· полное наименование вуза, кафедры;

· наименование учебной дисциплины;

· наименование вида учебного издания;

· сведения о специальности (код и наименование);

· место и год издания.

Оборотная сторона титульного листа включает следующие элементы:

· сведения об утверждении методических рекомендаций по изучению курса кафедрой с указанием даты утверждения и номера протокола;

· сведения о рекомендации методических рекомендаций по изучению курса к изданию методическим советом академии (методической комиссии факультета) с указанием даты;

· библиографическое описание;

· сведения о составителе (лях): инициалы, фамилия, ученая степень, ученое звание, должность.

Содержание методических рекомендаций по изучению дисциплины включает упорядоченный перечень наименований всех структурных элементов (кроме титульного листа и оборотной стороны титульного листа) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в издании. Содержание размещается, как правило, после титульного листа.

Введение к методическим рекомендациям по изучению курса должно содержать следующие сведения:

· обоснование актуальности и социальной значимости дисциплины в подготовке кадров по данной специальности (специализации);

· роль и место дисциплины в структуре учебного плана;

· цель и задачи учебной дисциплины;

· структура учебной дисциплины;

· особенности изучения учебной дисциплины;

· формы организации учебного процесса;

· роль самостоятельной работы студентов в изучении дисциплины;

· взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса;

· требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника конкретной специальности и специализации;

· объем и сроки изучения курса;

· виды контроля студентов и их отчетности.

Общие методические рекомендации по изучению курса должны характеризовать:

· состав и содержание самостоятельной работы по изучению курса;

· этапы и порядок самостоятельной работы;

· методы работы с литературой;

· основные трудности самостоятельной работы студента и пути их преодоления;

· форму отчетности о результатах самостоятельной работы по курсу;

· содержание и особенности подготовки и проведения экзамена (зачета) по курсу.

Методические рекомендации по изучению теоретического материала курса должны составляться дифференцировано по каждой теме курса и строиться по типовой схеме, включающей следующие элементы:

· порядковый номер и название темы;

· основные вопросы темы;

· цель и задачи изучения темы;

· требования к уровню подготовленности студента;

· характеристику основного понятийно-терминологического аппарата темы;

· обзор – путеводитель по рекомендуемой литературе;

· краткие выводы по итогам изучения темы;

· контрольные вопросы для самопроверки знаний студента.

Порядковый номер и название темы приводятся в строгом соответствии с тематическим планом и программой курса.

Основные вопросы темы должны отражать наиболее значимые аспекты темы, усвоение которых определяет качество подготовки студентов. Количество основных вопросов темы устанавливается в пределах трех – пяти, исходя из особенностей содержания конкретной темы.

Содержание требований к уровню подготовленности студента определяют исходя из наполнения темы, с учетом содержания предшествующих учебных дисциплин.

С целью обеспечения требуемого уровня подготовленности студента должны быть указаны учебные издания, позволяющие ему самостоятельно устранять выявленные пробелы в системе знаний.

Характеристика понятийно-терминологического аппарата темы призвана:

· давать представление об уровне разработанности терминологической базы учебной дисциплины;

· ориентировать студента на совокупность ведущих понятий, которые следует освоить в процессе работы над темой;

· раскрывать логические связи между понятиями изучаемой темы;

· указывать на источники определения рассматриваемых понятий, среди которых, в первую очередь, должны быть названы нормативно-технические документы (терминологические стандарты);

· содержать сопоставительную оценку существующих подходов к определению понятий темы в различных источниках.

Обзор-путеводитель по рекомендуемой литературе – это методический материал, обеспечивающий рациональную организацию самостоятельной работы студентов на основе систематизированной информации по вопросам темы.

Обзор-путеводитель по литературе, рекомендуемой для изучения темы должен:

· давать характеристику состояния разработанности вопросов темы и их освещенности в литературе;

· ориентировать студента на целесообразную последовательность работы с источниками информации;

· акцентировать внимание студента на наиболее ценных с позиции содержания и методики изложения учебного материала документах;

· нацеливать студента на конкретные наиболее важные фрагменты текстов рекомендуемых документов, в том числе таблицы, рисунки, схемы и т.п.;

· содержать краткую характеристику важнейших теоретических положений, ведущих тенденций и перспектив развития науки, техники, производства по рассматриваемым вопросам;

· включать сведения, иллюстрирующие связь теоретического материала с практикой;

· обеспечивать формирование представлений о связях вопросов данной темы с другими темами курса и другими учебными дисциплинами.

При подготовке обзора–путеводителя следует руководствоваться следующими основными положениями:

· особое внимание должно уделяться связи рассматриваемых вопросов с объектами профессиональной деятельности выпускника и требованиями к его образованности;

· противоречивые сведения, содержащиеся в различных источниках информации, должны выделяться и специально оговариваться;

· в обзоре должны отражаться различные взгляды на рассматриваемые вопросы, независимо от личной позиции преподавателя;

· не допускается использование в обзоре устаревших или вызывающих сомнение сведений;

· в характеристике разработанности вопросов темы должна содержаться сопоставительная оценка отечественных и зарубежных достижений;

· особое внимание должно уделено рассмотрению новых сведений (концепций и фактов).

Краткие выводы по теме должны ориентировать студента на определенную совокупность сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить. Контрольные вопросы для самопроверки знаний дают студенту возможность оперативной оценки своей подготовленности по данной теме и определения готовности к изучению следующей темы.Методические рекомендации по самостоятельному выполнению практических заданий определяют виды заданий, их содержание, порядок выполнения, требования к оформлению.

Методические рекомендации по другим аспектам образовательного процесса вуза в основном строятся по логике, представленной выше.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: