Абстрагирование и конкретизация




Прикладные исследования

Главная цель деятельности учёных – использовать научные достижения для блага человека. Но нужно помнить, что не все вновь открытые научные законы сразу используются в практике. Научное открытие проходит длинный путь, прежде чем оно сможет быть подготовлено к внедрению. И на этом пути основное место отводится прикладным исследованиям.

Смысл прикладных исследований заключается в том, чтобы найти практическое применение открытых (познанных) законов природы. В процессе прикладных исследований находят (открывают) способы использования законов природы для создания новых технологических процессов, машин, новых веществ, т.е. технических объектов.

Т.о. прикладная наука ставит задачу решения определённой технической проблемы в интересах общества. Результаты внедрения прикладных исследований в производство не менее важны, чем фундаментальные исследования.

1. Поисковые исследования.

Разработка технического объекта начинается с поисковых исследований.

Цель поисковых исследований - отыскание принципиально новых путей создания объектов техники. К таким исследованиям относится нахождение нового применения известного закона, новых сырьевых материалов, изучение свойств новых материалов, изучение структуры материалов и др.

(привести примеры применительно к проблемам отрасли)

Промежуточными звеньями между поисковыми прикладными исследованиями и производственной деятельностью являются научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки (т.е. техническое внедрение).

 

2. Научно-исследовательские разработки.

Научно-исследовательские разработки необходимы для тщательной проработки отобранной на стадии поисковых исследований технической идеи для создания конкретных веществ, новых устройств, процессов и т.д.

Смысл научно-исследовательских работ заключается, таким образом, в подробном изучении влияния различных факторов на исследуемый объект.

(привести примеры применительно к проблемам отрасли в продолжение предыдущего примера)

 

Итогом научно-исследовательской разработки является продукт, который предлагается для промышленных испытаний и внедрения в практику.

 

3. Опытно-конструкторские разработки или техническое внедрение.

Цель – создать объект определённой структуры, такой структуры, которая бы обеспечила его функционирование при ряде субъективных ограничений (в конкретных условиях). Такими ограничениями могут служить:

· вид потребляемой энергии,

· мощность,

· габаритные размеры,

· себестоимость,

· долговечность.

Решение задачи может иметь варианты, т.к. одну и ту же цель можно достичь с помощью разных технических объектов.

В этих условиях возникает необходимость оценить найденную структуру, т.е. проанализировать, соответствует ли она предъявляемым требованиям. Такой анализ – тоже научное исследование.

 

Основные методы исследования

Метод (от греческого слова «методос») – путь к чему-либо.

Научные исследования не должно осуществляться беспорядочно. Исследователь должен владеть комплексом методов, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Различают общефилософские, общенаучные и конкретно-научные методы изучения действительности.

I. Общефилософские методы имеют всеобщий характер – это диалектический и метафизический методы, последний всё больше вытесняется из естествознания.

II. Общенаучные методы используются в самых различных областях науки, т.е. имеют широкий междисциплинарный спектр применения.

III. Конкретно-научные или частно-научные методы используются в конкретной области науки (химия, физика и др.) и имеют свои специфические особенности.

Мы будем более подробно изучать общенаучные методы исследования.

Они подразделяются на:

1) методы, используемые и на теоретическом, и на эмпирическом уровне;

2) методы, применяемые на теоретическом уровне;

3) методы, используемые на эмпирическом уровне.

 

Методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровнях.

К ним относятся:

- анализ и синтез;

- индукция и дедукция;

- аналогия и моделирование;

- абстрагирование и конкретизация.

 

Анализ и синтез

Вначале у исследователя складывается общая картина изучаемого объекта (можно сказать внешняя) с весьма малым представлением о его внутренней структуре, составляющих его элементах и связях между ними. Но для того, чтобы раскрыть сущность объекта как раз и нужно знать все внутренние взаимосвязи.

(привести примеры применительно к отрасли)

 

(необходимо исследовать существенные признаки объекта, узнать из чего он состоит, а для этого исследуемый объект (целостный предмет) разделить (мысленно или практически) на составляющие части. Затем изучить их, выделяя свойства и признаки, прослеживая связи и взаимодействия, выявляя их роль в составе целого.

После того, как познавательная задача решена, части вновь можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно-общее представление, опираясь на глубокое знание внутренней природы предмета это достигается с помощью таких операций как анализ и синтез

Анализ – метод исследования, заключающийся в том, что предмет изучения мысленно или практически расчленяется на составные элементы. Каждая из выделенных частей исследуется в отдельности, как части целого.

Синтез – метод исследования, позволяющий соединить части предмета, разделённого в процессе анализа, установить их связь и познать предмет, как единое целое.

(привести примеры)

Анализ и Синтез - взаимосвязаны. (привести примеры по использованию методов «анализ и синтез».

 

Анализ и синтез является наиболее элементарными и простыми приемами познания, и вместе с тем они являются и наиболее универсальными (и на эмпирическом и на теоретическом уровнях).

На теоретическом уровне выявляются внутренние характеристики и связи. Операции анализа и синтеза находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать отдельно.

Индукция и дедукция

В процессе исследования часто приходится делать заключение о неизвестном, опираясь на уже имеющие знания. И на этом пути играют роль такие методы познания как индукция и дедукция.

Индукция (от лат. inductio – наведение, побуждение) - этоумозаключение, котороеприводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами – это движение нашего мышления от частного к общему.

(привести примеры)

Основой индукции является опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. Затем, изучая, анализируя факты, исследователь находит общие, повторяющиеся черты у объектов определенного класса. На этой основе он строит индуктивное умозаключение, в котором признак, выявленный у совокупности единичных объектов, приписывается всему классу.

Различают полную и неполную индукцию.

Полная индукция – применима в тех случаях, когда все объекты одного класса могут быть изучены и перечислены, и найдены общие характеристики.

Например, можно перечислить все химические элементы, входящие в класс металлов.

Неполная индукция применяется тогда, когда нет необходимости изучать все объекты класса. Иногда в силу необозримости класса изучаемых явлений или в силу ограниченности человеческой практики.

Итак, неполной индукцией является такой прием рассуждений, в котором общий вывод делается на основе изучения ограниченного числа объектов класса.

Достоинства неполной индукции – позволяет сократить научный поиск, так как возможно прийти к общим положениям, раскрыть закономерности, не дожидаясь, пока будут исследованы все явления данного класса, но в этом и ее ограниченность. Так как вывод неполной индукции может привести и к недостоверному знанию.

Индуктивный вывод требует тщательной проверки опытного материала. Наиболее часто возникающие ошибки – это поспешность обобщения, обобщение без достаточного основания, по второстепенным или случайным признакам

Дедукция – это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера

Дедукция отличается от индукции прямо противоположным ходом мысли.

В дедукции, опираясь на общее знание, делают вывод частного характера.

(привести примеры)

 

Началом дедукции являются аксиомы, гипотезы, имеющие характер общих заключений.

Индукция и дедукция тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Процесс научного познания движется от индуктивного обобщения к дедуктивному выводу, проверке вывода и более глубокому обобщению и так бесконечно.

Абстрагирование и конкретизация

Абстракция –(от лат. abstratio) – отвлечение.

Абстрагирование – метод научного познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих исследователя признаков предмета или явления и их мысленном отвлечении от всех других.

В процессе абстрагирования происходит отбрасывание несущественных, побочных признаков, затрудняющих проведение исследования. Любое эмпирическое высказывание – абстракция.

Абстрагирование тесно связано с конкретизацией.

Любой конкретный объект (явление) являются совокупностью множества свойств, сторон, внутренних и внешних связей и познать их во всём многообразии с помощью органов чувств практически невозможно. Поэтому возникает потребность в теоретическом осмыслении конкретного, т.е. к переходу к абстрактному. (Это происходит в мышлении – получаем абстрактное представление о конкретном).

Конечной же целью является более глубокое познание конкретного.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий.

В научном Познани широко применяются, например, абстракции отождествления.

(привести примеры)

В исследованиях используют также изолирующие абстракции, когда некоторые свойства или признаки выделяются в самостоятельные сущности (электропроводность, растворимость и т.д.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: