Миф о Пигмалионе. Дополнение




Какие жизненные события, на ваш взгляд, являются ключевыми для формирования Б. Шоу как драматурга?

Дайте определение «драмы идей» Б. Шоу.

С какими произведениями Б. Шоу вы знакомы (читали, видели спектакль на сцене театра или экранизацию)?

Назвать одну из ведущих проблем пьесы «Пигмалион».

5. назовите одну из характерных стилевых черт драматургии Б. Шоу.

Помощь в работе.

Особое внимание исследователь уделяет среднему периоду, когда были созданы «многословные и головоломные», «необычайно увлекательные», «замысловатые», «крайне новаторские» пьесы, названные Шоу дискуссиями или дебатами, представляющими различные точки зрения персонажей.

Понятия «новая драма», «интеллектуальная драма», «драма идей» и «драма-дискуссия» рассматриваются как синонимичные, поскольку основу действия пьес драматургов нового движения (Б. Шоу) составляет дискуссия. Напряженные дискуссии помогают автору уточнить позиции представителей разных социальных групп, психологические настроения эпохи, создать «полифоническую образную систему».

«Новая драма» - условное обозначение тех новаций, которое ознаме­новало собой начало драматургии века XX.

Интеллектуальная драма – в которой напряженная борьба идей, конфликт мировоззренческих точек зрения представлены действующими лицами такой драмы.

Драма идей - столкновение различных представлений о жизни составляет сущность конфликта в пьесе.

Драма-дискуссия - это самостоятельный жанр «новой драмы» сформировавшийся в драматургии Шоу среднего периода творчества, трансформировавшийся затем в жанр «драма интеллектуальной фантазии» в поздний период его творчества.

• «... В пьесе Шоу «Пигмалион» тема женской дискриминации - одна из ведущих. Мы знаем, в какой среде росла Элиза и как родители занимались ее воспитанием. Что произошло бы с ней, если бы она не встретила Хиггинса?.. Если женщина в Англии принадлежит к низшему классу, она лишена элементарных прав, она обречена на нищету, грязь, болезни, моральное опустошение, пьянство. Элизе повезло: Хиггинс захотел сотворить чудо и превратить цветочницу на герцогиню... В «Пигмалионе» автор показал, что без помощи мужа женщина ничего не добьется в обществе, но на самом деле никакая независимость ей не нужна, а ее борьба за свои права - это лишь способ привлечь к себе внимание мужчины... » (по Г. Понимаш).

• «В этой пьесе весьма важными и актуальными являются идеи фабианства, «создание нового человека» благодаря изменению условий его жизни, привитию культуры и обогащения внутреннего мира личности. Главная проблема пьесы «Пигмалион» - это проблема одухотворения человека и жизни средствами искусства. Однако в произведении поднимаются и другие важные вопросы. Например функционирования языка в Англии... проблемы жизненной позиции человека, личной ответственности за свои поступки, настоящих и фальшивых отношений и т.д. » (по А. Николенко).

Информационная карта 2. Авторский замысел

Задания.

- Исследуйте, как автор объясняет замысел и конфликт произведения в предисловии к комедии: «Англичане не уважают родной язык и упорно не желают учить детей говорить на нем... английский недоступен даже англичанам. Энергичный энтузиаст-фонетист - вот в ком нуждается сейчас Англия, поэтому я и выбрал такого главным действующим лицом моей сейчас чрезвычайно популярной пьесы... Пьеса подтверждает мою убежденность в том, что настоящее высокое искусство быть другим просто не имеет права... И в заключение... Изменения, которые произошли с цветочницей благодаря Хиггинс, не являются чем-то невозможным или необычным... » (Б. Шоу).

Вывод.

«Используя жанр комедии, Б. Шоу вместе с тем показывает трагизм человеческой жизни. Элиза-цветочница была лишена условий для нормального существования, культуры. Но получение образования, изменение и духовное совершенство героини не решила всех ее проблем. В финале пьесы... она не знает, когда была счастливее - в прошлом или в настоящем, - и что ждет ее в будущем » (по А. Николенко).

Слово преподавателя.

Одной из характерных стилевых черт драматургии Б. Шоу является парадоксальность.

Мифологическая основа пьесы "Пигмалион".

Миф о Пигмалионе. Дополнение

История создания:

Произведение создано в 1912 году. (1913) XX в. – эпоха модернизма. В этот период Великобритания утратила свое положение самой могущественной державы в мире. Но общество стало более справедливым, средний уровень жизни резко возрос. Была Первая мировая война, которая лишила Англию почти миллиона жителей и оставила огромные долги. Ухудшал положение Англии экономический кризис. В XX в. социальное, экономическое и политическое положение страны ухудшилось.

В этой пьесе Шоу использовал миф о Пигмалионе, перенеся его в обстановку современного Лондона. Б. Шоу создает полемически заостренную пьесу, в основе сюжета которой - парадоксальное, ироническое переосмысление древнегреческой истории о Пигмалионе и Галатее и о великой силе их любви.

«Пигмалион» - пьеса о природном равенстве людей и их классовом неравенстве, о талантливости людей из народа, показывающая, как бережно и осторожно нужно подходить к живому человеку, как страшен и недопустим холодный эксперимент над ним.

Обратимся к заглавию пьесы.

Почему Бернард Шоу назвал ее «Пигмалион»? Ведь место действия в пьесе - современный драматургу Лондон. Имена Пигмалиона и Галатеи в тексте пьесы не встречаются. Любая пьеса - это товар, предложение которого должно сопровождаться рекламной «приманкой». Заглавие пьесы и должно было стать такой приманкой. Но вот начинается действие, а: где же Пигмалион? Где же Галатея? Зритель начинает искать Пигмалиона среди персонажей, думать над этой загадкой Шоу.

Анализируя функцию заглавия, мы выходим на один из ведущих принципов поэтики пьесы - эффект обманутого ожидания, который органично сочетается парадоксом.

Дайте определение понятия «парадокс».

Парадокс - изречение или суждение, что противоречит общепринятому мнению (на первый взгляд) здравому смыслу, отличается оригинальностью, остроумием, дерзостью.

1.Эффект обманутого ожидания и парадокс: у них одна общая цель - разрушать штампы, стереотипность мышления.

2.Эффект обманутого ожидания и парадокс проявляют себя и в подзаголовке пьесы: «роман-фантазия в пяти действиях». Такой подзаголовок также должен рождать некоторое ожидание. Элиза должна выйти замуж за Хиггинса, что бы там ни случилось». Но Шоу обманул ожидание и зрителей, отвергая ожидаемый happy-end и, сообщив, что Элиза вышла замуж за Фредди.

Основная тема: тема социального неравенства

Тематика: тема любви, тема дружбы, проблемы классического английского языка, тема подлости

Тема пьесы - процесс восстановления человеческой души, духовного пробуждения личности, развития ее нравственного и интеллектуального потенциала под влиянием творчества.

Жанр пьесы – социальная комедия, в центре которой поставлены проблемы большого общественного значения.

Проблематика пьесы.

Социальная: критика сословных предрассудков и условностей буржуазного общества; утверждение творческих сил, потенциальных возможностей людей из народа и ограниченность их реализации даже наиболее яркими представителями; проблема разрушительного влияния бедности на личность; трезвый взгляд на положение простых людей, осуждение люмпенской психологии как потребительского подхода к жизни.

Нравственная проблема ответственности ученого за последствия эксперимента, недопустимости эксперимента над человеком; насмешки над буржуазной моралью и ценностями.

Проблемы науки: значение языка как важнейшего фактора в умственном и духовном развитии личности.

Конфликт пьесы:

Основной (между героями века «нынешнего» и века «минувшего») идейное столкновение двух разных жизненных позиций, выразителями которых является профессор Генри Хиггинс и бывшая цветочница Элиза Дулиттл.

Побочный (между Элизой Дулиттл и Генри Хиггинс; между Миссис Хиггинс и Генри Хиггинс; между Альфредом Дулиттл и Элизой Дулиттл; между Элизой Дулиттл и Фредди)

Особенности композиции.

Комедия "Пигмалион" имеет композиционную структуру драмы-дискуссии.

Дискуссия и открытый финал.

В сути дискуссии есть идейный конфликт между Элизой и Хиггинсом. Став в результате воспитания и развития природных задатков гордой и сильной женщиной, Элиза жаждет от Хиггинса признании за ней этих качеств. Хиггинс, который одинаково безразлично относится и к леди, и к цветочнице, предлагает девушке свой идеал - активное и свободное от страстей жизни. Эти позиции несовместимы, характеры героев одинаково сильны и вряд ли один из них уступит другому. Вот почему невозможна "счастливая развязка" в отношениях Хиггинса - Пигмалиона и Элизы-Галатее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: