Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Утверждаю зав. кафедрой
госпитальной терапии
А.В. Ягода
«___» _____________ 2013
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию для студентов
6 курса специальности «лечебное дело»
по учебной дисциплине «внутренние болезни»
ТЕМА №1. Дифференциальная диагностика и лечение анемий
Занятие 2. Дифференциальная диагностика и лечение гемолитических и апластических анемий.
Обсуждена на заседании
кафедры госпитальной терапии
«___» _____________ 2013
Протокол №___
Методическая разработка составлена
Алёхиной И.Ю.
г. Ставрополь, 2013
Тема 1. Дифференциальная диагностика и лечение анемий
Занятие 2. Клиника, диагностика и лечение гемолитических анемий
· Дифференциально-диагностические признаки гемолитических анемий.
· Принципы дифференцированной терапии гемолитических анемий.
· Показания и методика гемотрансфузий.
· Неотложная терапия гемолитических кризов.
Вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) студентов:
· Диспансеризация при наследственных гемолитических анемиях.
· Диспансеризация при аутоиммуных гемолитических анемиях.
Вопросы для самостоятельного изучения студентами:
· Маршевая гемоглобинурия
· Механические гемолитические анемии при протезировании сосудов или клапанов сердца
· Наследственная гемолитическая анемия, обусловленная дефицитом активности пируваткиназы эритроцитов
· Наследственный стоматоцитоз, эллиптоцитоз и пиропойкилоцитоз
|
Перечень изучаемых заболеваний и состояний:
· Наследственный сфероцитоз
· Наследственная гемолитическая анемия, обусловленная дефицитом активности глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы эритроцитов
· Серповидноклеточная анемия
· Пароксизмальная ночная гемогобинурия
· Талассемии
· Аутоиммунные гемолитические анемии
Место проведения занятия: клиническая база кафедры внутренних болезней №1 с курсом поликлинической терапии – гематологическое отделение СККОД
Материально-лабораторное обеспечение:
· учебные таблицы;
· примеры общих анализов крови, характерных для гемолитических анемий с патологическим внутриклеточным типом гемолиза;
· примеры общих анализов крови, характерных для гемолитических анемий с патологическим внутрисосудистым типом гемолиза;
· примеры миелограмм, характерных для гемолитических анемий;
· наборы ситуационных задач.
Учебные и воспитательные цели:
А) общая цель – студенту необходимо овладеть алгоритмом дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся патологическим гемолизом (внутрисосудистым и внутриклеточным), изучить дифференциально-диагностические признаки нозологических единиц, проявляющихся данным феноменом, и научиться применять полученные знания в своей будущей профессии.
Б) частные цели – в результате изучения учебных вопросов занятия студент должен
ЗНАТЬ:
· Общую клинико-гематологическую характеристику анемического синдрома.
· Основные клинические и лабораторные критерии гемолитического синдрома. Другие синдромы, характерные для гемолитических анемий: тромбозы, аномалии развития, гемолитические кризы.
|
· Классификацию гемолитических анемий. Клинико-гематологические и лабораторные особенности некоторых нозологических форм гемолитических анемий: талассемии, анемии, связанной с дефицитом глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, наследственного микросфероцитоза, иммунных анемий.
· Неотложную терапию гемолитических кризов в зависимости от нозологического варианта анемии.
УМЕТЬ:
· Выявить основные клинические и лабораторные проявления анемического и гемолитического синдромов.
· Грамотно оценить показатели лабораторно-инструментальных методов исследования.
· Сформулировать развернутый клинический диагноз гемолитических анемий с учетом причин и развившихся осложнений.
ВЛАДЕТЬ:
· способностями, грамотно опросить и осмотреть больного с анемиями;
· навыками правильно перкутировать и пальпировать селезенку;
· выявлением объективных признаков дифференцируемых заболеваний;
· интерпретацией лабораторных данных общего анализа крови и миелограммы изучаемых анемий;
· навыками формулировать развернутый клинический диагноз.
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
· способностью и готовностью к осуществлению первичной и вторичной профилактики гемолитических анемий;
· способностью и готовностью устанавливать отклонения в здоровье больного с анемиями с учетом законов течения патологии по системам, областям и организму в целом; используя знания фундаментальных и клинических дисциплин;
· способностью соблюдать требования врачебной этики и деонтологии при общении с пациентами, а также их родственниками и близкими;
|
· способностью и готовностью проводить квалифицированный диагностический поиск для выявления анемий на ранних стадиях, типичных, а также малосимптомных и атипичных проявлений болезни, используя клинические, лабораторные и инструментальные методы в адекватном объеме;
· способностью и готовностью правильно формулировать установленный диагноз с учетом МКБ-10, с проведением дополнительного обследования и назначения адекватного лечения;
· способностью и готовностью оценить необходимость выбора амбулаторного или стационарного режима лечения, решать вопросы экспертизы трудоспособности; оформлять первичную и текущую документацию, оценить эффективность диспансерного наблюдения.
· способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения и профилактики анемий; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств; возможных токсических эффектах лекарственных средств;
· способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов;
· способностью и готовностью выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия, а также осуществлять оптимальный выбор лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, осложняющих течение анемий;
· способностью и готовностью к анализу показателей деятельности ЛПУ различных типов с целью оптимизации их функционирования, к использованию современных организационных технологий диагностики, лечения, реабилитации, профилактики при оказании медицинских услуг в основных типах лечебно-профилактических учреждений;
· способностью и готовностью к ведению учетно-отчетной медицинской документации;
· способностью к самостоятельной аналитической работе с различными источниками информации, готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
· О механизмах формирования нормальных и патологических иммунных реакций.
· О многообразии гемолитических анемий, связанных с дефицитом «дыхательных» ферментов.
Интегративные связи (элементы единой программы непрерывного обучения):
· нормальная анатомия: анатомия печени, селезёнки.
· Гистология: морфология клеток эритроидного ряда.
· Патологическая физиология: кроветворение в норме, синтез гемоглобина, показатели гемо- и миелограммы в норме.
· Пропедевтика внутренних болезней: методы обследования больных с патологией печени.
· Биохимия: системы антиоксидантной защиты и перекисного окисления липидов.
- Фарамакология: фармакодинамика глюкокортикоидов, анаболических гормонов.
Рекомендуемая литература:
основная:
1. Внутренние болезни: учебник / Под ред. С.И. Рябова, В.А. Алмазова, Е.В. Шляхтова. – СПб., 2001. [110 экз]
2. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2004. [99 экз]
3. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2006. [64 экз]
4. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. А.И. Мартынова, Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева. – 1-е изд. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2001. [54 экз]
5. Внутренние болезни: учебник: в 2 т / Под ред. Н.Л. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2005. [34 экз]
6. Внутренние болезни: учебник / Под ред. В.И. Маколкина, С.И. Овчаренко. – 5-е изд. – М: Медицина, 2005. [30 экз]
дополнительная:
1. Кузник, Б.И. Общая гематология: гематология детского возраста: учеб. пособие / Б.И. Кузник, О.Г. Максимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. [100 экз]
2. 2000 болезней от А до Я / Под ред. И.Н. Денисова, Ю.Л. Шевченко. – М., 2003. [79 экз]
3. Померанцев, В.П. Руководство по диагностике и лечению внутренних болезней / В. П. Померанцев. – М., 2001. [27 экз]
4. Мухин, Н.А. Избранные лекции по внутренним болезням / Н.А. Мухин. – М., 2006. [20 экз]
Методические рекомендации по выполнению программы занятия:
· ознакомьтесь с учебными (общей и частными) целями и учебными вопросами занятия;
· восстановите приобретенные знания базовых дисциплин в рамках интегративных связей по изучаемой теме занятия;
· проработайте рекомендуемую литературу по теме занятия и при необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1);
· проанализируйте проделанную работу, ответив на вопросы для самостоятельной работы (самоподготовки) и самостоятельного изучения;
· выполните тестовые задания (приложение 2) и решите ситуационные задачи (приложение 3).
Приложение 1. Аннотация (современное состояние вопроса):
Гемолитические анемии
Основным патогенетическим механизмом развития гемолитической анемии (ГАН) является укорочение продолжительности жизни эритроцитов (в норме 100–120 дней) и их преждевременный распад под воздействием различных причин.