Методы экологического нормирования.




Нормирование качества окружающей среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Разработанные и утвержденные в установленном порядке нормативы выступают в качестве стандартов. В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» в целях государственного регулирования воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности осуществляется ее нормирование, гарантирующее сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении следующих нормативов:

  • нормативов качества окружающей среды;
  • нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
  • лимитов на природопользование;
  • иных нормативов в области охраны окружающей среды. Нормативы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. К нормативам качества окружающей среды относятся:
  • нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ;
  • нормативы предельно допустимых физических воздействий;
  • нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
  • иные нормативы качества окружающей среды.

 

 

14. математическое моделирование экологических нагрузок. экологии поэтому широкое распространение получил метод математического моделирования как средство изучения и прогнозирования природных процессов. Суть метода заключается в том, что с помощью математических символов строится абстрактное упрощенное подобие изучаемой системы. Затем, меняя значение отдельных параметров, исследуют, как поведет себя данная искусственная система, т. е. как изменится конечный результат. Модели строят на основании сведений, накопленных в полевых наблюдениях и экспериментах. Чтобы построить математическую модель, которая была бы адекватной, т. е. правильно отражала реальные процессы, требуются существенные эмпирические знания. Отразить все бесконечное множество связей популяции или биоценоза в единой математической схеме нереально. Однако, руководствуясь пониманием, что в надорганизменных системах имеется внутренняя структура и, следовательно, действует принцип «не все связи существенны», можно выделить главные связи и получить более или менее верное приближение к действительности. В экологии сначала преобладали математические модели, основанные на предположениях о существовании в природе четких причинно‑следственных зависимостей между популяциями в сообществах (так называемый детерминистский подход). В настоящее время меняется сам подход к математическому моделированию в экологии. Разработаны так называемые имитационные модели, основное внимание в которых уделяется именно разнообразию внутренней структуры популяций и сообществ. Вместо отбрасывания «несущественных» связей математики пытаются определить роль внутреннего разнообразия в поддержании существования надорганизменных систем.

Математическое моделирование широко применяется при решении экологических проблем, связанных с антропогенными воздействиями на природную среду. В современных математических моделях выделяют тактические и стратегические модели. Тактические модели экосистем и популяций служат для экологического прогнозирования их состояния, в том числе при разного рода экзогенных воздействиях. Стратегические модели строят в основном с исследовательскими целями, для вскрытия общих законов функционирования биологических систем, таких, как стабильность, разнообразие, устойчивость к воздействиям, способность возвращаться в исходное состояние. В задачи стратегических моделей входит изучение с помощью ЭВМ последствий разных стратегий управления экосистемами, чтобы иметь возможность выбрать оптимальную.

 

 

15. Оценка рисков. Информационной основой для оценки экологических рисков являются: информация о различных процессах и явлениях; результаты мониторинга складывающейся в тех или иных регионах экологической обстановки; данные оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологической экспертизы и аудита. Экологический риск связан с экологическим ущербом, под которым понимают оцененный экологический вред. Экономические оценки экологического вреда предполагают некую проекцию действительного экологического ущерба на хозяйственные и социальные условия и отношения. Для его оценки используют укрупненные оценки результатов воздействия различных загрязняющих веществ (с учетом их свойств) на окружающую среду. Полный (прямой и косвенный) экологический ущерб определяется изменением всей совокупности элементов природы в результате техногенных воздействий как в процессе этого воздействия, так и с учетом долговременных, отдаленных последствий. Изменение траектории развития экосистемы обычно не рассматривают. Количественные оценки экологических рисков для здоровья человека необходимы для ранжирования проблем, связанных с состоянием среды обитания. Такое ранжирование способствует выделению приоритетов при распределении средств, предназначенных на экологические мероприятия. Эколого-экономические риски можно рассматривать с точки зрения вреда интересам различных субъектов: физических и юридических лиц, юридических лиц — владельцев экологически опасных объектов (оцениваются, в частности, через выплаты предприятием по искам пострадавших и штрафы за загрязнение окружающей среды), государства как владельца природно-промышленной системы. Основой оценки эколого-экономических рисков для юридических и физических лиц является оценка экологического ущерба — вреда окружающей среде, приводящего к ущербу имущественным интересам природопользователя (собственника, владельца, пользователя, арендатора природных ресурсов) в виде, например, недополучения предполагаемых доходов. Стоимостная оценка экологического вреда человеку как живому существу включает оценку экологического вреда здоровью, а также расходов и убытков, связанных непосредственно с фактом состоявшегося экологически вредного воздействия на человека, т.е. фактом нарушения условий его экологической безопасности. Эти расходы и убытки связаны с дополнительными мерами по контролю, наблюдению, предупредительными мерами по снижению риска заболевания в будущем и т.д. При восстановлении в прежнем объеме жизнедеятельности популяции животных (и в других подобных случаях) судьбой отдельной особи не интересуются; экономически более рациональным может оказаться замена больных и старых животных молодыми и здоровыми. К человеку это неприменимо. Его надо лечить независимо от того, молодой он или старый и обремененный болезнями. Экологические риски для государства (относятся к стратегическим рискам) оцениваются макроэкономическим ущербом, учитывающим ухудшение природной среды, гибель наземных и водных животных и растений, потерю народнохозяйственной ценности территорий, т.е. потери в продуктивности природных систем и производительности физического капитала, потерю качества и комфортности окружающей среды (прозрачный воздух, чистое озеро и т.д.). Макроэкономический ущерб вычисляют с учетом первых двух составляющих вреда, так как потери, связанные с ухудшением здоровья населения, сокращением длительности трудового периода и жизни людей влияют на макроэкономические показатели развития социальноэкономической системы через потери человеческого капитала, связанные со здоровьем (повышение заболеваемости, преждевременная смерть и т.п.).

 

 

16. Основные нормативные требования к воздушной среде. Состояние воздушной среды оценивают концентрациями загрязняющих веществ, т.е. содержание их в единице объема или массы. Концентрации не являются постоянными во времени. Они меняются в зависимости от метеорологических условий, характера выброса в атмосферу, вида и плотности застройки и др.

Различают разовую концентрацию, среднесуточную или среднюю за более длительный промежуток времени: среднемесячную и среднегодовую. Под разовой концентрацией понимают содержание загрязняющих примесей в воздухе при относительно кратковременном отборе проб воздуха (10-20 мин.). Наивысшее значение концентрации, полученное при анализе многократно отобранных проб, называют максимально разовой концентрацией.

По эффекту действия загрязняющих примесей на человека устанавливают следующие виды концентраций: предельно допустимая, опасная для жизни и смертельная. При нормировании состояния воздушной среды принято использовать предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в воздухе (ПДКм.р.), (ПДКс.с.), (ПДКр.з). Предельно допустимая максимально разовая концентрация (ПДКм.р.) - основная характеристика опасности вредного вещества. Это такая максимальная концентрация концентрация вредного вещества, которая не вызывает у человека рефлекторных реакций. ПДКс.с. – это максимальная концентрация примеси в атмосферном воздухе, воздействие которой на организм человека периодически или в течение всей жизни не оказывает на него вредного влияния, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом. Предельно допустимая среднесуточная концентрация (ПДКс.с.) установлена для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния вещества на организм человека. ПДКр.з. – это максимальная концентрация примеси в воздухе производственных помещений, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 41ч в неделю и за все время рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Под рабочей зоной понимается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих. Для веществ, у которых не определены ПДК, устанавливаются ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), временно допустимые концентрации (ВДК). Предельно допустимые концентрации вредных веществ являются основными показателями, используемыми для контроля качества воздуха в нашей стране. С позиции экологии предельно допустимые концентрации конкретного вещества представляют собой верхние пределы лимитирующих факторов среды, при которых их содержание не выходит за допустимые границы экологической ниши человека. Основным критерием, определяющим чистоту воздушного бассейна, является отношение фактической концентрации загрязняющего вещества и предельно допустимой концентрации, которое должно быть меньше или равно 1. Сфак/ПДК = 1 Но чаще всего речь идет о воздействии на организм не одного какого-либо вещества, а нескольких примесей или других неблагоприятных факторов окружающей среды (например, шум, вибрация, различного рода излучения, температура, влажность и т. п.). Комплекс неблагоприятных факторов усложняет проблему воздействия веществ на биологический объект.

 

17. Основные нормативные требования к водной среде. В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Под качеством воды понимается характеристика ее состава и свойств, определяющая ее пригодность для конкретных видов водопользования; По санитарному признаку устанавливаются микробиологические и паразитологические показатели воды (число микроорганизмов и число бактерий группы кишечных палочек в единице объема). Токсикологические показатели воды, характеризующие безвредность ее химического состава, определяются содержанием химических веществ, которое не должно превышать установленных нормативов. Учитываются органолептические (воспринимаемые органами чувств) свойства: температура, прозрачность, цвет, запах, вкус, жесткость. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения определены Санитарными правилами и нормами СанПиН, причем нормируются запах, вкус, цветность, мутность, коли-индекс, а также указывается, что содержание химических веществ не должно превышать значений соответствующих предельно допустимых концентраций (ПДК). Предельно допустимая концентрация в воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) — это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования. Предельно допустимая концентрация в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКвр) — это концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых

При интерпретации результатов мониторинга состояния водной среды важно знать, к какому типу водных объектов отнесены река, озеро, водохранилище, и использовать для оценки ситуации соответствующие нормативы. В гидрохимической практике используется метод интегральной оценки качества воды (совокупность находящихся в ней загрязняющих веществ и частоты их обнаружения). Также оценка качества воды проводятся на основании индекса загрязнения воды по гидрохимическим показателям (ИЗВ). Обязательны для учета следующие показатели: концентрация растворенного кислорода, водородный показатель рН и биологическое потребление кислорода БПК5.

 

18. Основные нормативные требования к почвам. В СССР был установлен лишь один норматив, определяющий допустимый уровень загрязнения почвы вредными химическими веществами — ПДК для пахотного слоя почвы. Принцип нормирования содержания химических соединений в почве основан на том, что поступление их в организм происходит преимущественно через контактирующие с почвой среды. Основные понятия, касающиеся химического загрязнения почв, определены ГОСТом 17.4.1.03-84. Охрана природы. Почвы. Термины и определения химического загрязнения. Предельно допустимая концентрация в пахотном слое почвы (ПДКп) — это концентрация вредного вещества в верхнем, пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на соприкасающиеся с почвой среды и на здоровье человека, а также на самоочищающуюся способность почвы. Нормативы ПДКп разработаны для веществ, которые могут мигрировать в атмосферный воздух или грунтовые воды, снижать урожайность или ухудшать качество сельскохозяйственной продукции. В настоящее время в Институте экологии человека проводятся исследования, направленные на обоснование индивидуальных нормативов ПДКп для различных типов почв. Оценка уровня химического загрязнения почв населенных пунктов проводится по показателям, разработанным при сопряженных геохимических и гигиенических исследованиях окружающей среды городов. Такими показателями являются коэффициент концентрации химического элемента Кс и суммарный показатель загрязнения Zc. Поскольку часто почвы загрязнены сразу несколькими элементами, то для них рассчитывают суммарный показатель загрязнения, отражающий эффект воздействия группы элементов.Суммарный показатель загрязнения может быть определен как для всех элементов в одной пробе, так и для участка территории по геохимической выборке. Оценка опасности загрязнения почв комплексом элементов по показателю Zc проводится по оценочной шкале, градации которой разработаны на основе изучения состояния здоровья населения, проживающего на территориях с различным уровнем загрязнения почв.

 

19. понятие экологического мониторинга. цель и задачи. Программа мониторинга. Мониторинг окружающей среды – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить изменения их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности. Основная цель-создание системы М-га контроля качества окружающей среды Задача-определение степени загрязнения окружающей среды на региональном, местном, мировом уровнях. Целью современного экологического мониторинга является создание основы для защиты окружающей среды и содействие формированию высоко продуктивной системы "человек-природа". Основными задачами системы мониторинга являются: 1) наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую природную среду, и за состоянием среды; 2) оценку фактического состояния природной среды; 3) прогноз состояния окружающей природной среды и оценку этого состояния. Выполнение этих задач позволяет исполнительным органам получать информацию, необходимую для: - планирования мероприятий по снижению загрязнения, выделения приоритетных сфер деятельности, контроля и оценки эффективности осуществления природоохранных мер; -

разработки временных мер по сокращению загрязнения в тех районах, где оно достигло опасного уровня; - проверки соблюдения норм и стандартов качества природного объекта; - получения данных для проведения научных исследований, в частности, изучения влияния загрязняющих веществ на здоровье человека; - введения соответствующих законодательных актов.

20. принипы ведения мониторинга. Объекты мониторинга. Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во- вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются. В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает несколько основных процедур выделение (определение) объекта наблюдения; обследование выделенного объекта наблюдения; составление информационной модели для объекта наблюдения; планирование измерений; оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели; прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения; представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя. сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источнико необходимой для принятия экологически значимых решений информации. в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия. Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики.

 

21. Классификация мониторинга. Существуют различные классификации: по характеру решаемых задач по природным средам, за которыми ведутся наблюденияи т.д. ЭМ включает как геофизические, так и биологические аспекты. Выделяют: - мониторинг поверхностных вод; - подземных источников водоснабжения; - земли; - лесов; - растительного мира; - животного мира; - озонового слоя; - атмосферного воздуха; - геофизический; - радиологический; - локальный. По уровню накопления и обработки полученной информации выделяют следующие виды мониторинга: · глобальный (биосферный), на основе международного сотрудничества позволяющий оценить современное состояние всей природной системы Земли. Наблюдение ведут базовые станции в различных регионах планеты (30-40 сухопутных и более 10 океанических). Нередко они располагаются в биосферных заповедниках; · национальный, проводимый в пределах государства специально созданными органами; · региональный, объединяющий информацию, полученную в пределах крупных районов, интенсивно осваиваемых народным хозяйством и, следовательно, подверженных антропогенному воздействию, специальными станциями; · локальный (импактный), включающий наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных и сельскохозяйственных районов и отдельных предприятий, осуществляемые с помощью стационарных, передвижных или подфакельных постов. По объектам наблюдения различают геофизический и биологический экологический мониторинг. По целям мониторинга выделяют научно-исследователь­ский, диагностический, фоновый, контрольный, прогнозный и другие виды мониторинга, а по методам ведения - биоиндикационный (с помощью биоиндикаторов), контактный приборный (опробование), неконтактный дистанционный (авиа - и космическая съемка). Различают также мониторинг состояния природных ресурсов и мониторинг источников и факторов антропогенного воздействия.

 

22. Назначение национальной системы мониторинга окружающей среды (НС МОС). В 1993 было принято постановлением РБ «О создании единой национальной системе мониторинга окружающей среды». Основной целью создания НС МОС является обеспечение всех уровней управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования, принятия оперативных управленческих решений направленных для создания для населения страны благоприятных условий проживания, кроме того нац система ориентирована на выполнение природоохранных обязательств РБ по международным договорам, конвенциям, соглашениям. Общая ответственность за организацию и координацию работы НС МОС возложены на минприроды и ОС (Закон РБ «Об охране ОС»). В 1995 была одобрена программа нац системы монит ОС (НС МОС), при разработке программы использовались документы Минэкологии РФ, ЮНЭП, а также док всемирного банка развития и реконструкции. Впервые понятие мониторинг было использовано в Стоггольме в 1972 на конференции ООН по проблемам ООС. В 1913 было 129 постов для наблюдения, в предвоенный период 300, в настоящее время более 3500. НСМОС включает в себя совокупность систем наблюдений, оценок и прогноза состояния окружающей среды и природных явлений, биологических отзывов на изменение окружающей среды под воздействием естественных и техногенных факторов. Под эгидой НСМОС проходит организация сбора, обработка и представление информации органам управления и хозяйствования для выполнения общегосударственных задач рационального природопользования. НСМОС обеспечивает информацией хозяйственные субъектов и население страны о состоянии окружающей среды, городских и сельских территорий, выбросах и сбросах в окружающую среду, климатических и погодных изменениях. Сейчас в системе Минприроды существует эффективная аналитическая служба, которая решает задачи в области экологического лабораторного контроля.

23. Этапы становления и развития НС МОС. Впервые принципы международного экологического сотрудничества были обобщены и объединены в декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды 1972 г., но наиболее полно они были изложены в декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН, состоявшейся в июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия). В 1993 было принято постановлением РБ «О создании единой национальной системе мониторинга окружающей среды». В 1995 была одобрена программа нац системы монит ОС (НС МОС), при разработке программы использовались документы Минэкологии РФ, ЮНЭП, а также док всемирного банка развития и реконструкции. Впервые понятие мониторинг было использовано в Стоггольме в 1972 на конференции ООН по проблемам ООС. В 1913 было 129 постов для наблюдения, в предвоенный период 300, в настоящее время более 3500. НСМОС - сложная, развивающаяся во времени и меняющихся условиях система. С целью обеспечения нормативной правовой основы функционирования и развития НСМОС на 2011 – 2015 годы Главой государства принят Указ от 13 июня 2011 г. № 244 «Об утверждении Государственной программы обеспечения функционирования и развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы».

 

24. Организационная структура НС МОС. Это системасамостоятельных но функционирующих на общих принципах и взаимоотношениях между собой мониторингах. НС МОС взаимодействует с системой социально-гигиенического и ЧАЭС природного и антропогенного х-ра.Включает: - мониторинг поверхностных вод; - подземных источников водоснабжения; - земли; - лесов; - растительного мира; - животного мира; - озонового слоя; - атмосферного воздуха; - геофизический; - радиологический; - локальный. Проведение видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляется на основе следующих общих принципов: согласованности нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения видов мониторинга окружающей среды; совместимости технического и программного обеспечения; достоверности и сопоставимости данных мониторинга окружающей среды; согласован-ности размещения пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды для получения комплексной информации о состоянии экологических систем; оперативности предоставления и обмена информацией о состоянии окружающей среды и воздействии на нее природных и антропогенных факторов. Организацию и координацию осуществляет Минприроды.

 

25.Мониторинг атмосферного воздуха. Мониторинг атмосферного воздуха представляет собой систему наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, а также оценку и прогноз основных тенденций изменения качества атмосферного воздуха в целях своевременного выявления негативных воздействий природных и антропогенных факторов, угрожающих здоровью людей и окружающей среде. Объектами наблюдений при проведении мониторинга атмосферного воздуха являются атмосферный воздух, атмосферные осадки, снежный покров и иные объекты, определяемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.Мониторинг атмосферного воздуха является самостоятельным видом мониторинга окружающей среды в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в РБ. Его основными задачами являются:1)наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источниками его загрязнения;2)оценка и прогноз основных тенденций изменения качества атмосферного воздуха;3)выработка рекомендаций для принятия решений в области управления качеством атмосферного воздуха.Порядок проведения мониторинга атмосферного воздуха устанавливается Советом Министров РБ. Контроль за охраной атмосферного воздуха состоит из государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля.Проведение мониторинга атмосферного воздуха и использование его данных осуществляются в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.Сбор (получение) информации о состоянии атмосферного воздуха осуществляется на пунктах наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды РБ (НСМОС), включенных в Государственный реестр пунктов наблюдений РБ. Координацию работ в области мониторинга атмосферного воздуха осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.Во всех городах определяются концентрации твердых частиц (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль), оксида углерода, диоксида азота, формальдегида, свинца и кадмия.Технология мониторинга на станциях с дискретным отбором проб включает: отбор проб воздуха наблюдателем, доставку их в лабораторию и последующее проведение испытаний. Пробы воздуха отбираются в поглотительные приборы или на аэрозольные фильтры в течение 20 минут. Наблюдения за концентрациями загрязняющих веществ, проводят ежедневно 3 раза в сутки

.

26.Мониторинг поверхностных вод. Мониторинг поверхностных вод представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием поверхностных вод по гидрологическим, гидрохимическим, гидробиологическим и иным показателям, оценки и прогноза его изменения в целях своевременного выявления негативных процессов, предотвращения их вредных последствий и определения эффективности мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану поверхностных вод. Объектами наблюдений при проведении мониторинга поверхностных вод являются поверхностные воды и другие компоненты водных экологических систем. Наблюдения для целей мониторинга поверхностных вод проводятся в пунктах наблюдений государственной сети наблюдений за состоянием поверхностных вод.Количество и местонахождение пунктов наблюдений государственной сети наблюдений за состоянием поверхностных вод, технология работ по организации и проведению мониторинга поверхностных вод, перечень параметров и периодичность наблюдений, а также перечень организаций, осуществляющих проведение мониторинга поверхностных вод, устанавливаются Минприроды и должны обеспечивать получение информации, достаточной для объективной оценки состояния водных объектов и их загрязнения.Пункты наблюдений государственной сети наблюдений за состоянием поверхностных вод включаются в государственный реестр пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в РБ. Экологическая информация, полученная в результате проведения мониторинга поверхностных вод, должна включать:1)данные о состоянии поверхностных вод и их загрязнении по гидрологическим, гидрохимическим, гидробиологическим и иным показателям;2)обобщенную экологическую информацию о состоянии поверхностных вод и их загрязнении, включая их количественные и качественные характеристики;3)оценку и прогноз изменения состояния поверхностных вод и их загрязнения. Сбор, хранение, обработку и анализ данных мониторинга поверхностных вод, предоставление экологической информации, получаемой в результате проведения мониторинга поверхностных вод, обеспечивает Минприроды. Экологическая информация, полученная в результате проведения мониторинга поверхностных вод, должна учитываться при подготовке проектов государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, прогнозов социально-экономического развития, составления водохозяйственных балансов, оценки влияния хозяйственной и иной деятельности на режим водных объектов и водные ресурсы, а также использоваться для информирования граждан о состоянии водных объектов и мерах по их охране, других целей.

 

27. Мониторинг подземных вод Беларуси представляет собой комплексную систему сбора, накопления, хранения, обработки и выдачи органам управления и хозяйствования информации о состоянии подземной гидросферы под влиянием естественных и техногенных факторов для решения общегосударственных задач охраны окружающей среды и рационального недропользования. Объектами наблюдения при проведении мониторинга подземных вод в Беларуси являются грунтовые и артезианские подземные воды Физико-химический состав подземных вод определяется по двадцати показателям: рН, жесткость общая, жесткость карбонатная, сухой остаток, общая минерализация, окисляемость перманганатная, Cl-, SO42-, CO32-, HCO3-, NO3-, NO2-, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, NH4+, CO2, Fe общ., SiO2.
Изучение режима подземных вод выполняется в пределах 5-ти речных бассейнов: р.р. Западная Двина, Неман, Днепр, Западный Буг и р. Припять. Полученные к настоящему времени материалы позволяют дать общую характеристику экологического состояния подземных вод на всей территории Республики Беларусь. Основными факторами, формирующими годовые колебания уровня подземных вод на территории Беларуси, являются атмосферные осадки и температура воздуха. Качество подземных вод, по результатам наблюдений, в основном, соответствует требованиям СанПиН 10-124 РБ 99. Однако отмечается превышение ПДК содержания в воде железа и марганца практически на всех пунктах наблюдений, что характерно для гумидной области Восточно-Европейской платформы. Кроме этого изменение качества подземных вод проявляется в увеличении на некоторых постах содержания хлоридов, сульфатов, нитратов, азота аммонийного, общей жесткости и рН в основном в грунтовых водах. Это связано с тем, что химический состав первых от поверхности водоносных горизонтов быстро изменяется под влиянием коммунально-бытового и сельхоззагрязнения. Коммунально-бытовое загрязнение формируется за счет утечек из канализационных систем, в районах свалок бытовых отходов и полей фильтрации. В городах на коммунально-бытовое загрязнение накладывается промышленное, основными компонентами которого являются органические вещества и продукты их распада, азотистые соединения, хлориды, сульфаты. В пределах населённых пунктов сельхоззагрязнению, как правило, сопутствуют приусадебные участки, скотные дворы, фермы.

 

28.Мониторинг земель — это система наблюдений за использо­ванием почв и состоянием земельного фонда, в том числе земель, расположенных в зонах радиоактивного и других видов загряз­нений, для своевременного выявления изменения почв, опреде­ления их состояния, а также для выработки мер по предупрежде­нию и устранению последствий негативных воздействий. Основные виды антропогенного воздействия (агрохимичес­кое, гидромелиоративное, техногенное и др.) носят региональ­ный характер, что предполагает организацию наблюдений за их проявлением на всей территории республики. Разнообразие антропогенного воздействия на земельные угодья республики определяет построение системы мониторинга земель, которая включает следующие разделы:

1. Мониторинг земельного фонда.

2. Агропочвенный мониторинг.

3. Мониторинг техногенного загрязнения земель.

Они различаются спецификой параметров и методов наблю­дения, а также способом обобщения (оценки данных). Главная задача мониторинга земель состоит в получении объективной и полной информации об изменении их состояния в региональном и локальном масштабах как единственной ос­новы для принятия решений по защите земельных угодий от нежелательных воздействии. Основной территориальной еди­ницей мониторинга является тип (класс) земель. В рамках тер­риториальной единицы и всей системы мониторинга земель осуществляются обобщение первичной информации, оценка их состояния, разрабатываются нормативы и рекомендации по их использованию и охране. Мониторинг земель также дает возможность обеспечить за­конодательную и исполнительную власти, их органы на местах, заинтересованные предприятия, учреждения и граждан сведе­ниями о состоянии земель для организации рационального их использования, регулирования земельных отношений, обосно­вания размеров платы за землю, оценки хозяйственной дея­тельности и осуществления других мероприятий, связанных с землепользованием. Мониторинг земель ведется по единой для страны методике и является основной частью мониторинга природных ресурсов Рес­публики Беларусь. Он обеспечивает проведение аэрофотогеодезических, топографических, почвенных, геоботанических, агрохи­мических съемок с использованием комплекса наземных, ста­ционарных и дистанционных наблюдений за процессами эрозии. Наблюдения выявляют: потери гумуса, засоления, загрязнения биологически опасными (в том числе радиоактивными) вещества­ми; переуплотнения и другие негативные изменения качествен­ного состояния земельных участков; динамику степени окультуренности используемых в сельском хозяйстве земель по комп­лексу показателей, характеризующих их плодородие.

 

29. Мониторинг озонового слоя Мос явл. видом мониторинга окр. среды и осущ. в целях своеврем. выявления вредного воздействия прир. и антропоген. факторов на состояние озон. слоя, определен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: