Блок 9. Внешнее окружение семьи




Знать:

9.1. У вашей семьи есть общие друзья, у каждого из супругов есть его личные друзья, каждый проводит время со своими друзьями отдельно, и эмоционально это не напрягает ни одну из сторон.

9.2. Друзья друзьями, но главное время уделяется своей семье, супругу и детям.

9.3. В отношениях с родственниками, друзьями, коллегами по работе и обществом вы действуете по принципу «давать, ничего не ожидая взамен».

9.4. Вы знаете, и контролируете соблюдение всех основных законодательных и нормативных прав и обязанностей в части государственной поддержки семьи и детства.

Уметь:

9.5. Ваша семья – образец патриотического воспитания и гражданского служения государству и обществу.

Владеть:

9.6. Отношения с родителями и родственниками супругов поддерживаются на уважительном и достойном уровне, но без навязчивого участия в делах друг друга.

9.7. Член семьи самостоятельно определяет личную позицию: «Труд во имя других, включая своих близких, – главная ценность человека».

9.8. Каждый из супругов и детей получает поддержку всех членов семьи в развитии и совершенствовании своих способностей и талантов для служения другим людям, обществу, культуре и государству, в целом.

9.9. Вы сотрудничаете со всеми образовательными организациями для творческого развития, эффективного образования и патриотического воспитания своих детей.

9.10. Деятельность вашей семьи оставляет культурное или материальное наследие для общества и государства.

Блок 10. Философия развития семьи

Знать:

10.1. Вы изучили и опираетесь в семейной жизни на российские традиции и лучший опыт семейных отношений, в том числе своих родителей.

10.2. Ваша семья может служить примером для других семей и общественности, и вы готовы делиться своим опытом и знаниями.

10.3. У вашей семьи есть последователи, в том числе ваши дети, которые говорят, что вы являетесь для них базовой моделью счастливой семьи.

Уметь:

10.4. Вы трезво оцениваете проблемную ситуацию, возникшую в семье, и находите оптимальное решение: простое, понятное и мало затратное.

10.5. Любое принятое решение оценивается через призму полезности и важности для семьи, в целом, и заинтересованного в нем ее члена.

10.6. Вы можете решать семейные проблемы разной сложности даже в условиях ограничений по времени, ресурсам и личным возможностям.

Владеть:

10.7. Вы уверены, что достижение стабильности существования и развития вашей семьи зависит от точного выполнения всеми эффективных решений семейного лидера.

10.8. В обсуждении наиболее важных семейных вопросов участвуют все члены семьи, стремясь достичь единого, общего решения.

10.9. Никакие проблемы не смогут нарушить крепкого семейного союза, верность принципам которого одолеет все временные трудности.

10.10. С годами количественное развитие и совершенствование качества ваших семейных отношений отражает вашу философию жизни.

Шаг второй. «Семейная жизнь – вот единственная партия, которую стоит выигрывать» –так правильно считаетамериканский писатель Джон Ирвинг. А чтобы выиграть в какой-либо игре, надо знать ее правила и желать участвовать в этой игре. Узнать их можно, только начав обучение, со временем все больше вовлекаясь в процесс самообразования, чтобы в итоге подойти к формированию философии развития собственной семьи.

Поняв необходимость получить необходимые знания и начать освоение всех основных компетенций супруга и родителя, потенциальному молодожену нужно принять позицию ученика. Она заключается в его готовности внимательно изучить минимум необходимой теории семейных отношений, неукоснительно и точно выполнять практические задания, чтобы личностно освоить самые жизненные законы, правила, технологии и методики построения и развития счастливой семьи.

В по-настоящему счастливой семье каждый супруг-родитель обязательно последовательно проходит основные этапы семейных отношений, которые следует назвать проектами становления счастливой семьи:

 

1. НАЙТИ СВОЮ ПАРУ

2. ЗАБОТЛИВЫЙ МОЛОДОЖЕН

3. ОТВЕТСТВЕННЫЙ СУПРУГ

4. УМНЫЙ РОДИТЕЛЬ

МУДРЫЙ ГЛАВА СЕМЬИ

 

Практически это выражается в заполнении исходной матрицы личностной программы распределения компетенций по пяти основным строкам таблицы, представляющим собой главные этапы – проекты становления семьи: «Найти свою пару» (НСП), «Заботливый молодожен» (ЗМ), «Ответственный супруг» (ОС), «Умный родитель» (УР) и «Мудрый глава семьи» (МГС). 10 столбцов в этой таблице – 10 блоков по 10 необходимых компетенций супруга и родителя.

Таким образом, каждый разработчик собственной программы, исходя из личного образного видения своей семьи, самостоятельно определяет приоритеты очередности изучения и освоении всех 100 необходимых компетенций. Сначала вы распределяете по пяти проектам 10 компетенций первого блока «Любовь и качества, которые проявляют любящие супруги» (примерно, по две компетенции в каждый проект). Далее, по такому же принципу, распределяете среди пяти проектов 10 компетенций блока «Качества хорошего отца», затем «Качества хорошей матери», и, так далее. В последнюю очередь по пяти проектам распределяются компетенции из блока «Философия развития семьи», см. пример №1.

Пример №1 заполнения исходной матрицы личностной программы распределения компетенций по первому блоку.

Проект Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4 Блок 5 Блок 6 Блок 7 Блок 8 Блок 9 Блок 10
I. НСП 1.1. 1.4.                  
II. ЗМ 1.3. 1.10.                  
III. ОС 1.8. 1.2. 1.9.                  
IV.УР 1.5.                  
V.МГС 1.6. 1.7.                  

 

Желательно чтобы компетенции по проектам были распределены примерно равномерно – 20 +/- 4 компетенции. При этом, важно, чтобы одна и та же компетенция не может записываться дважды и более в разные этапы-проекты программы. Логика этого в том, что если один раз компетенция уже сформирована, то нет смысла и необходимости осваивать ее повторно. Так же, что ни одна из компетенций не может быть пропущена и не записана в каком-либо из пяти этапов-проектов программы. Отсутствие одной или нескольких компетенций в программе образно означает, что в цельной картинке – фундаменте, рассчитанном на 100 пазлов (10 х 10), будет «дыра» или несколько «дыр», через которые и будет уходить счастье, как песок из дома своей семьи, который вы строите для себя. Вот в этом образе и заключается авторское понимание аксиомы про счастливую и несчастные семьи, сформулированную в романе «Анна Каренина» великим русским писателем Львом Толстым.

Процессу распределения всех компетенций по пяти этапам, как их ранжированию для личностного понимания очередности их освоения, следует уделить достаточно времени и внимания. Можно и нужно снова и снова обращаться к своей матрице компетенций, с тем, чтобы как можно точнее и максимально равномернее, с вашей точки зрения, распределить 100 компетенций по этапам-проектам.

«Семья – не ячейка государства. Семья – это государство и есть» - Сергей Довлатов, русский писатель. Трудно не согласиться с такой глубокой, философской позицией. А значит, воспитание на правильных семейных традициях и умение руководить семьей в нестабильных условиях экономики есть важнейшая государственная задача, которую следует решать системно и поэтапно.

Образовательная программа «Менеджмент счастливой семьи» – это не привычный учебный курс в вузе, по типу обязательных предметов, состоящий из набора академических лекций с семинарами и лабораторными занятиями, для формально обязательной сдачи зачета или экзамена. Таких, например, как высшая математика, отечественная история и физическая культура. Это ваша личная образовательная программа длиною в жизнь, у которой есть начало, но нет конца. При этом, в первую очередь, это самообразование на основе практического освоения и преобразования лучшего опыта семейных отношений для реалий своей семьи. Полученные знания будут востребованы ежедневно, и от того насколько правильно вы их усвоили и качественно применяете, настолько поистине счастливой будет ваша семья.

Шаг третий. Основной шаг в написании собственной программы заключается в разработке пяти частей проектов – этапов практического освоения формирования отобранных компетенций. При этом срок изучения и теоретического освоения всех 100 компетенций – 21 день. Таким образом, на изучение компетенций каждого из пяти этапов дается только 4 (четыре) дня. Структура таблицы освоения компетенций по проекту состоит из следующих позиций, см. Пример №2.

В колонку матрицы «Компетенции» вписываются все компетенции, выбранные для данного проекта путем заполнения исходной матрицы №1. При этом необходимо руководствоваться общим привычным правилом обучения: «от простого – к сложному». Например, для реализации первого проекта «Найти свою пару» вам предстоит решить комплексную задачу по освоению 21 компетенции. Поэтому заполнять матрицу необходимо по следующему принципу: сначала, первыми в таблицу вы записываете уже максимально освоенные вами компетенции, как самые небольшие и несложные задачи, достижение которых не вызовет для вас больших затруднений. А далее, в раздел «Компетенции» вы вписываете более сложные компетенции проекта, требующие для их формирования и освоения большего внимания и усилий.

Такой подход, с точки зрения психологии, более правильный, потому что обеспечивает нам уверенность в своих силах для эффективного выполнения своего проекта. Каждая маленькая победа в решении задач проекта становится отличным мотиватором для постепенного решения всех поставленных вами задач.

 

Пример №2. Матрица 2.1 освоения компетенций по проекту «Найти свою пару»

№ комп. Компетенции Срок Результат
1.1 Постоянная забота, желание помочь и доставить удовольствие друг другу 01.11-02.11 ПРИМЕР! Я знаю, что утром супруг любит выпить чашечку кофе. Мне очень приятно сделать приятное любимому. Но утренний прием пищи должен быть полноценным, поэтому каждое утро я готовлю полезный и питательный завтрак – овсяную кашу, яичницу или омлет, гренки и стакан свежего сока.
1.2      
...      
10.2      
10.7      

При оформлении и заполнении ячеек всех пяти таблиц по этапам проектов собственной программы вы исходите из осознания, что счастливо живете в своей семье уже 25 лет с любимым супругом(ой) и талантливыми детьми. И поэтому текст предложений во всех ячейках столбца «Результаты» оформляется не в форме будущего («буду стараться», «научимся» и т.д.), а в форме настоящего и даже прошедшего времени, убедительно демонстрируя, как вы уверенно пользуетесь данной компетенцией. Таким образом, в ячейку «Результаты» по каждой компетенции вы включаете описание конкретного или придуманного, но желаемого примера личной практики и опыта умелого и эффективного владения уже сформированной у вас соответствующей компетенции для позитивного решения конкретной семейной проблемы-ситуации или родительской помощи детям в процессе их воспитания и развития. Психологически важно, чтобы каждый приведенный пример был представлен в позитивном образе и имел яркую эмоционально личностную окраску.

Для методического понимания можете использовать следующий оборот:
"Раньше, (пять, семь, десять или пятнадцать) лет назад, когда жена (муж, ребенок или родные-друзья) что-то (указать конкретное) делали не так, я нервничал (расстраивался или еще что-то подобное), то в последние годы (время, сейчас) поступаю следующим образом (показать конкретику исходя из данной компетенции) для решения проблем в нашей семейной жизни.

Шаг четвертый. Практическую реализацию собственной программы следует начать с освоения принципа непрерывности действий и в сохранении такта (скорости) формирования необходимых компетенций в точном соответствии с собственным планом. То есть, при движении к поставленной цели нельзя останавливаться. Для понимания значимости такого подхода можно воспользоваться спортивной аналогией. Так, если вам предстоит бежать длинную дистанцию, например, марафон, каждый спортсмен уже в своей голове представил весь долгий бег на 42 км 195 м. Он уже четко распределил свои силы, сформировал необходимый темп бега. Неизвестно, что кому-то из спортсменов удалось успешно преодолеть марафон, выстроив свой бег, как спринт на 211 пробежек по 200 м с остановками на восстановление сил на новые 200 м.

Надо для себя самого определить, что реализация программы своей семейной жизни – это по аналогии, такой же бег на марафонскую дистанцию. Поэтому, начав движение по освоению 100 необходимых компетенций, нельзя останавливаться после изучения и освоения первых нескольких компетенций. Многочисленные исследования эффективности реализации людьми методик, рассчитанных на длительное (многомесячное) освоение совершенно новых программ и непривычных проектов, взамен ваших подсознательных привычек, показывают, что главное в такой практике – последовательно, настойчиво и точно в одно и то же время суток выполнять соответствующие методики, в среднем, в течение первых 21 дней. Ровно три недели требуется нашему мозгу, чтобы разрушить старые и создать новые нейронные связи для формирования другой деятельности, взамен привычной старой, которую следует считать неправильной.

Разработанная вами целевая программа – это документ долгосрочной стратегии создания, становления и развития всей вашей жизни в семье. Но и вашу программу, как и любую стратегию, следует время от времени корректировать в соответствие с происходящими внешними изменениями и различными форс-мажорными обстоятельствами. Что под этим следует понимать? А то, что задачи по практическому освоению вами некоторых компетенций могут измениться, в основном, в части отнесения к времени освоения, взаимосвязи с другими компетенциями проекта и силе их звучания.

Участие в разработке и реализации личной программы счастливой семьи помогает человеку осознанно занять свою проактивную жизненную позицию. Тем самым мы показываем, в первую очередь, для себя, что готовы выстраивать жизнь по своему желанию, активно влияя на события и внешние обстоятельства. Но даже хорошо разработанная и правильно оформленная собственная программа «Менеджмент моей счастливой семьи» («Семья в моей жизни») может остаться лишь благим пожеланием, если ее не реализовать.

Приучите себя ежедневно уделять лучшее время дня, рано утром, пока вы еще не погрузились в повседневные бытовые заботы и проблемы, связанные с вашей работой, мыслям по постоянному развитию себя для счастья вашей семьи через совершенствование всех 100 необходимых и достаточных компетенций-качеств ответственного супруга и родителя. Так, чтобы применение их в повседневной семейной жизни было для вас естественным, не требовало эмоциональных усилий и приносило радость от осознания силы вашей любви в искреннем служении самым близким для вас людям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: