Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 имени Г.С. Титова
Щёлковского муниципального района Московской области
Образовательный долгосрочный проект
«ТИТОВЕЦ - Виртуальный музей МБОУ СОШ №11 им Г.С. Титова»
Автор проекта:
Татаринцева Ирина Викторовна,
заместитель директора по ВР, учитель истории
Виртуальный школьный музей
(Текст): Проект / автор Татаринцева И.В.
Щёлково: МБОУСОШ №11 им. Г.С. Титова ЩМРМО, 2019. –9с.
Проект «Виртуальный школьный музей» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей и педагогов по сохранению и изучению истории школы, организацию содержательного досуга детей, воспитание гражданственности и патриотизма.
2019г
Паспорт проекта
Проект «Виртуальный школьный музей» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности обучающихся, родителей и педагогов, воспитание гражданственности, патриотизма, на формирование ценностных духовно-нравственных установок через изучение локальной истории школы, биографии и деятельности лётчика-космонавта Г.С. Титова, чьё имя носит школа, истории родного края.
Наименование проекта | Образовательный проект «ТИТОВЕЦ - Виртуальный музей МБОУ СОШ №11 им Г.С. Титова» |
Автор проекта | Татаринцева Ирина Викторовна заместитель директора по ВР, учитель истории |
Основание для разработки проекта | На основании исследовательской работы по изучению специфики виртуальных школьных музеев и методических рекомендаций по созданию музеев такого вида, через внедрение социальных инноваций, замысла внедрения в школьную жизнь активных воспитательных идей гражданско- патриотического воспитания и вовлечение молодого поколения в социально значимые виды практики, создать на базе сайта школы историко- краеведческий музей под девизом «Чтим прошлое, живём настоящим, стремимся в будущее!» |
Пользователи проекта | Обучающиеся, родители, педагоги МБОУ СОШ №11 им. Г.С. Титова, общественность |
Цель и задачи проекта | Цель: создать на базе сайта школы виртуальный музей ТИТОВЕЦ для изучения, систематизации и наглядного представления имеющихся материалов, ресурс призван стать средством обучения, воспитания и развития, обучающихся школы, а также открыть доступ к материалам всем участникам образовательного процесса и широкой общественности. Задачи: 1. Сформировать рабочую группу по созданию виртуального музея истории школы и распределить обязанности. 2. Проведение активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися, населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями 3. Разработать дизайн и архитектуру виртуального музея и составить оптимальные шаблоны разделов музея; 4. Обеспечить внедрение современных информационных технологий в работу музея. 5. Систематизировать исторический и другой материал по разделам музея и осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мульмедийными материалами. 6. Через социальные сети информировать население о работе виртуального музея на базе сайта школы |
Постановка проблемы /обоснование значимости проекта | За годы функционирования образовательного учреждения собрано много интересных материалов, которые не систематизированы, не оформлены, хранятся в различных местах, большая их часть нуждается в восстановлении, самым простым решением становится создание музейной комнаты. Однако создание музейной комнаты предполагает свободное помещение в школе (двухсменная школа, вместимость 250 человек, обучается 760, нет свободного помещения, рекреации и холл второго этажа не предусмотрены для хранения музейных экспозиций), материально-технические ресурсы. Возникает идея создания виртуального цифрового школьного музея, который одновременно решит вышеуказанную проблему и станет средством обучения и воспитания обучающихся школы, будет общедоступным всем участникам образовательного процесса и широкой общественности. |
Описание деятельности по проекту /механизмы его реализации/ | Виртуальный музей представляет собой совокупность тематических страниц школы. Информацией являются текстовые материалы, фотографии из школьной жизни. Информация располагается системно, постоянно накапливается. |
Сроки реализации проекта | сентябрь 2018 - июнь 2019 |
Этапы реализации проекта | 1 этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2018) 2 этап. Поисково-исследовательский (октябрь 2018 – апрель 2019) 3 этап. Подготовка контента сайта (январь-май 2019) 4 этап. Заключительный (май - июнь) |
Ожидаемые результаты реализации проекта | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Актуальность проекта
Что может представлять собой школьный Музей? Комната достижений, которыми гордится учебное заведение? Или место хранения интересных, профильных фондов?
Школьный Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Музеи - это хранители социальной памяти, они дают нам возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школы. Музей позволяет не только восстановить связь между мудрым прошлым, мимолетным настоящим и неизвестным будущим, но и является мощным генератором человеческих связей между учениками, учениками и учителями, школой и родителями, школой и местным сообществом, школой и миром в целом.
К сожалению, из-за отсутствия помещения в школе Музея у нас нет, поэтому мы решили создать виртуальный школьный Музей на школьном сайте. Посвящён Музей будет школе: её истории, её традициям, учителям и ученикам. Историю своей школы, своего города, память о прошлом – эти человеческие ценности важно сохранить и помнить. Виртуализация школьного музея подразумевает организацию в сети Интернет общедоступного ресурса, зайдя на который пользователь получает возможность ознакомления с виртуальными копиями реальных музейных экспонатов. Создание подобных виртуальных музеев является достаточно эффективным решением проблемы отсутствия экспозиционного помещения, места для фондохранилища.
Цель проекта: создать на базе сайта школы виртуальный музей ТИТОВЕЦ для изучения, систематизации и наглядного представления имеющихся материалов, ресурс призван стать средством обучения, воспитания и развития, обучающихся школы, а также открыть доступ к материалам всем участникам образовательного процесса и широкой общественности.
Задачи:
1. Сформировать рабочую группу по созданию виртуального музея истории школы и распределить обязанности.
2. Проведение активной экскурсионно-массовой работы с обучающимися, населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями
3. Разработать дизайн и архитектуру виртуального музея и составить оптимальные шаблоны разделов музея;
4. Обеспечить внедрение современных информационных технологий в работу музея.
5. Систематизировать исторический и другой материал по разделам музея и осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мульмедийными материалами.
6. Через социальные сети информировать население о работе виртуального музея на базе сайта школы
Целевая аудитория: обучающиеся 1-11 классов, родители, педагоги МБОУ СОШ №11 им. Г.С. Титова, общественность
Сроки реализации: Проект долгосрочный
Новизна проекта
Новизну этого проекта можно определить следующими позициями:
1. В настоящее время виртуальные музеи помогут решить актуальную управленческую и педагогическую проблему «сохранение традиции школьного музея» в новых условиях развития общества.
2. Виртуальный музей поможет решить проблему отсутствия экспозиционного помещения.
3. Виртуальный музей решает проблему расширения доступа детей, их родителей, педагогов к материалам, имеющим высокий образовательный потенциал в силу их культурной ценности.
4. Активно развиваются современные технологии, повышается компетентность участников проекта посредством использования информационных технологий.
5. Виртуальная версия школьного музея ускоряет процесс интеграции школы, и социума для осуществления целей воспитания подрастающего поколения, развивает партнерские отношения между педагогами, родителями и детьми
6. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации учащихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Работа с архивом школы, выявление материалов, необходимых для подготовки будущих экспозиций
Знакомство с аналогичными сайтами, виртуальными музеями школы
Опубликование виртуального музея на сайте школы
2 этап. Подготовка и создание музейной базы (работа с материалом)
Определение тематики первых экскурсий (веб-страниц)
Оцифровка документальных и вещественных источников.
Подготовка материалов для интерактивных экскурсий.
3 этап. Заключительный – презентация Музея и виртуальных экскурсий
Презентация Виртуального музея школы учителям, родителям и общественности
Проведение первых виртуальных экскурсий
Методы проектирования: изучение и анализ документации и справочной литературы по технологии создания Виртуального музея, компьютерному моделированию и программированию, поисково-исследовательская деятельность.
Содержание проекта.
Уже сейчас собранный нами материал позволит создать тематические виртуальные залы:
ЗАЛ №1 «По волнам школьной памяти»
В этом зале представлены следующие экспозиции:
Школьная летопись – история и развитие школы
Детские организации – экспозиция содержит информацию о детских школьных организациях, которые существовали в школе с 1951г по сегодняшний день
«Уча других, мы учимся сами…» - экспозиция содержит информацию о педагогах нашей школы
ЗАЛ №2 «Голубая моя планета»
В этом зале представлены экспозиции посвящённые жизни и деятельности лётчика-космонавта Германа Степановича Титова, чьё имя носит наша школа:
Ветка сибирского кедра, детство Германа Степановича Титова
Жизнь как песня, как полет - экспозиция содержит информацию о деятельности космонавта
Раздумья над свершённым - экспозиция рассказывает о Титове, как о писателе
ЗАЛ №3 «Наследие»
"Край мой – гордость моя!" - экспозиция содержит информацию об истории городского округа Щёлково, о почетных гражданахгорода Щёлково, героях спорта и России, проживающих на территории округа.
«Дороги войны моих земляков» - экспозиция содержит информацию о ветеранах ВОВ земли щёлковской, тружениках тыла, детей войны
«Титовец – патриот на всю жизнь» - экспозиция содержит информацию о развитии патриотического воспитания в сегодняшней школе, о реализации деятельности Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения ЮНАРМИЯ
В рамках данного проекта предполагается поэтапное усвоение общечеловеческих ценностей – от привития школьникам любви к семье, ближнему, своей малой Родине до формирования чувства ответственности за будущее страны и человечества.
Если объединить усилия всех поколений, то можно создать микросоциум, способствующий культурно-нравственному формированию человека. Это оптимальный вариант передачи жизненного опыта, мудрости, знаний, всех духовных и материальных ценностей молодому поколению.
Изучение общественного мнения
С целью изучения общественного мнения по созданию школьного виртуального музея было проведено анкетирование среди обучающихся основной и старшей школы, педагогов школы (420человек). Опрос показал следующее.
Степень важности создания школьного музея?
Анализируя ответы можно сделать вывод: музей - промежуточное звено между прошлым и будущим, между родителями и их детьми, это инструмент, позволяющий наделить смыслом и предназначением предметы, вещи, документы, факты прошлого. Ученики считают, что в школе нужно создать музей 62%.
Методы реализации проекта:
анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме проекта;
изучение современных интерактивных и ИКТ образовательных технологий;
проектирование;
проблемно-поисковый;
исследовательско – поисковый;
стимулирование и мотивация интереса к проекту;
социологические опросы, анкетирование, тестирование.
индивидуальные и групповые консультации;
обобщение и анализ опыта работы
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Создание Виртуального музея МБОУ СОШ №11 им. Г.С. Титова» на базе сайта школы
Развитие поисково-исследовательской деятельности обучающихся школы
Освоение обучающимися специфических приемов музейной деятельности
Совершенствование формы проектной, внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе виртуального музея
Сохранение памяти об истории школы, городского округа Щёлково и его выдающихся земляках
Повышение ИКТ компетентности участников проекта
Литература:
1. Биктагиров Р.Р., Биктагирова Г.Ф. Виртуальный музей как средство приобщения к культурному наследию в информационно-образовательном пространстве // С.39-40.
2. Вяткина Ю.Д. Виртуальный музей как PR-средство. // Человек в мире культуры. №4 2012. С.55-58.
3. Куклинова И.А. Современные тенденции в изучении истории музейного дела. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры искусств. Выпуск №3 (16)/2013. С.90-94.
4. Словарь актуальных музейных терминов под ред. Каулен М.Е. Сундилова А.А. Москва, №5 2009. 68 с.
5. Смирнова Т.Н. Виртуальный музей в современном культурно-информационном пространстве https://www.gosbook.ru/node/28102
6. Туманова Е.В, Виртуальный музей как средство распространения культурной и
образовательной информации в рамках воспитательного пространства –
http//rudock.exdit.com/doc/index-332099 html. (Дата обращения 04.01 2015)
7. Успек Э.Р. Виртуальное пространство для реальной социально-культурной
деятельности / Мир науки, культуры, образования / выпуск №6, 2013. С.280-281.
8. Хакимова А.С., Скобелдьцина А.С. Стратегическое продвижение музея средствами
связей с общественностью. // Музейная эпистема. СПб.: СПбГУ, 2009. 410 с.