Роль телевидения в жизни человека.
На формирование мировоззрения молодёжи большое влияние оказывают средства массовой информации. Причём телевидение является самым массовым и доступным средством.
Настораживает то, что очень много орфографических, орфоэпических, грамматических ошибок допускается в СМИ.
Реклама. Одно из самых надоевших и частотных в СМИ составляющих передач и объявлений, но тем не менее популярных средств воздействия на зрителей. Никак не обойтись нам без рекламы. Рекламу смотрят все. А дети просто замирают, когда идёт рекламный ролик. Опрос показал, что 70% человекне подозревает, что в рекламе допускается много орфографических, орфоэпических, грамматических ошибок. И потом попробуй переубедить школьника, что шампунь «Гареньер», который рекламировала известная фигуристка Т.Навка, не может быть с тремя маслами и ведущий передачи «Среда обитания» в творог не может добавить растительные масла, т.к. русское слово «масло» имеет форму только единственного числа. Представьте, как угрожающе будут выглядеть стены комнаты, которую дизайнеры украсят белыми, голубыми, коричневыми маслами (по словам С. Колесникова, ведущего передачу «Фазенда»). В бегущей строке объявления по Бузулукскому телевидению с ошибкой написано слово «водонагреватели» (водо-нагреватели), в российской рекламе «Комет-антижир» почему-то поставили два дефиса (Комет-анти-жир). Сложные слова, состоящие из разных частей речи, пишутся слитно. А приставка «анти» всегда пишется слитно. Известный диктор советского телевидения Анна Шатилова в интервью сообщила, что все дикторы центрального телевидения рисковали поплатиться местом работы, если ими допускались ошибки в речи. Почему же сейчас диктор в новостях может сказать: «Аппарат может опускаться до четыреста метров»? Хотя по правилу склонения числительных надо говорить «до четырёхсот метров». Скорее всего, за дело берутся совсем не профессионалы. Удивляет вот что: ведь над той же рекламой работают режиссёры, редакторы и т.п. Неужели они все безграмотные?
Грамотных людей также шокируют ошибки в объявлениях в магазинах, мастерских и инструкциях: «Ремонт обуви производится в течени и 2-х дней». «Заказ выполняется в течени и месяца».
Люди, которые читают газеты, слушают радио, смотрят телевизор, начинают считать это нормой речи.
Наплыв иностранной вульгарной лексики.
Одна из наиболее ярких негативных тенденций проявляется в том, что русский язык в настоящее время переживает массовое и агрессивное вторжение иностранных слов. Вот что на этот счет говорят современные ученые-филологи: ежедневно в русский язык вливается по шесть- семь иностранных слов. Казалось бы, ну и что? А то! Если активно заимствующаяся лексика в языке превышает 2—3 %, лингвисты
уверенно прогнозируют очень скорое исчезновение языка. А у нас количество заимствованной лексики перевалило уже за 10 %! Есть повод задуматься, не так ли?!
В самих заимствованных словах, безусловно, нет ничего плохого, без них невозможно представить речь современного человека. В молодёжных кругах становится модным говорить и писать по-английски. Однако молодежная лексика является индикатором болезни русского языка.
Если в XX веке была мода на жаргонные словечки английского происхождения, то сейчас — на арготизмы американского происхождения и вульгаризмы из воровской лексики. При опросе выявлено, что 60% учащихся нашей школы употребляют (и считают это нормальным) в своей обыденной речи слова, услышанные в зарубежных мультфильмах, фильмах, виртуальных играх, сериалах и шоу. Приведём примеры ограниченной лексики из зарубежных фильмов: придурок, тупица, кретин, подонок, урод, фигня, круто, козёл, стерва, отстой, тусовка, прикольно. Вот как звучит призыв посмотреть фильм «Реальные пацаны» на ТНТ: «Клевая суббота! Фильм про чуваков!» Так и хочется крикнуть: «Прекратите!». А это примеры жаргонной и вульгарной лексики, употребляемой ребятами российской школы: олень, ящик, зацени, крутой.
В создании молодежных жаргонизмов активное участие принимает и женская половина. Вот примеры женских жаргонизмов: мачо, перец, клубень, потный пупс.
В настоящее время известны во многих российских школах слова: опущенный, чмо, обиженник, отстой. Впрочем, слова опущенный и опустить в настоящее время активно используют и политики. Страшным оскорблением для молодого человека в настоящее время является слово лох. А ведь лох когда-то было у торговцев безобидным словом и обозначало крестьянина, а слово лоша —крестьянку. Потом оно перешло в арго шулеров, где стало обозначать жертву карточной игры. К сожалению, в нашей школе оно пользуется огромной популярностью. Появилось много новых жаргонов хип-хоперов, они проникли в тексты эстрадных песен: клевый, зажигают, крутой. Так создается эффект подстраивания под аудиторию с низким уровнем общей и речевой культуры. (С лушаем музыку)
Халатное отношение к слову, засорение русской речи просторечными словами и жаргонизмами, ошибочные синтаксические конструкции в СМИ приводят к тому, что основным критерием правильности/неправильности для рядовых носителей языка становится не норма, а понятие: «Все так говорят!»
Государство начинает осознавать, что сокращение нашего языкового присутствия в остальном мире грозит утратой позиций России.
Одной из форм защиты русского языка от подобной угрозы должно стать выполнение принятого в 2005 г. Закона «О государственном языке Российской Федерации», в котором имеется статья, запрещающая в официальных сферах использовать иноязычные слова, если имеются их русские эквиваленты. Напомним
функции русского языка:
1)является языком русской нации;
2)является государственным языком Российской Федерации;
3)является языком межнационального общения.
Указанные функции русского языка определяют его значимость для сохранения русской нации, требуют заботливого и бережного отношения к языку как к важнейшей национально-культурной ценности. В настоящее время русский язык особенно нуждается в поддержке и заботе, так как современный этап его развития характеризуется целым рядом негативных тенденций.
Заключение
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык...» Мог ли предположить Иван Сергеевич Тургенев, что в начале 21 века наш «великий и могучий» язык окажется в таком катастрофическом положении? И что бы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин»?