Требования к оформлению письменного сообщения




Основные требования к написанию и оформлению сообщения соответствуют требованиям к оформлению реферата. В отличие от реферата, сообщение может быть меньшего объема и касаться более узкой, локальной проблемы.

Сообщение должно содержать:

- Титульный лист;

- Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов сообщения, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);

- Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи сообщения, дается характеристика используемой литературы);

- Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)

- Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада);

- Список литературы.

 

Требования к выступлению с сообщением

Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.

1. Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке сообщения из текста работы отбирается самое главное.

2. В сообщении должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

3. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в сообщении.

4. Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.

5. Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.

6. Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию и преподавателей.

7. Делайте паузы так часто, как считаете нужным.

8. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.

9. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.

10. Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.

Критерии оценки сообщения

После выступления с сообщением проводится его оценка, которая в общих чертах совпадает с оценкой презентации.

Оценивание производится по шкале:

- 1 балл – не отвечает критерию;

- 2 балла – частично отвечает критерию;

- 3 балла - в основном отвечает критерию;

- 4 балла – полностью отвечает критерию или превосходит его.

 

Оценка «5» - 29 – 32 баллов; оценка «4» - 20 – 28 баллов; оценка «3» - 9 – 19 баллов; оценка «2» - 8 и менее баллов;

- Примерные критерии оценок проектной деятельности:

- 1) самостоятельность работы над сообщением;

- 2) актуальность и значимость темы;

- 3) полнота раскрытия темы;

- 4) оригинальность решения проблемы;

- 5) артистизм и выразительность выступления;

- 6) как раскрыто содержание сообщения в выступлении;

- 7) использование средств наглядности, технических средств;

- 8) ответы на вопросы.

Выполнение заданий из учебника, работа с текстом

 

Перед выполнением задания из учебного пособия студентам необходимо изучить теоретический материал по каждому разделу, используя учебную литературу по биологии. Весь теоретический материал с формулами, определениями и т. д. по каждому разделу.

Работа с текстом может выполняться в различных формах:

- заметки;

- план;

- тезисы;

- конспект.

Заметки

Это то, что называется «взять на карандаш, на заметку ». Беглые заметки на скорую руку по ходу чтения.

Какие сведения могут содержать такие заметки: незнакомые термины или слова, адрес, имя, название книги и тд. Возможно, это будет записанная мысль, пришедшая в ходе чтения.

Если сразу что-то не удалось выяснить, то лучше записать и чуть позже выяснить смысл. Выяснили, запомнили — выкинули листок. Но часто эти заметки могут послужить как отправные точки для будущих статей, конспектов, планов и тд.

План

Лучше всего план составлять после прочтения статьи, книги, когда уже понятна ее структура и весомость выводов, фактов.

Слишком детализировать не стоит, план лишь напоминает — в какой последовательности идет содержание.

План состоит из пунктов и подпунктов. Названия краткие и отражают основную мысль раздела, главы, так чтобы по плану можно было восстановить содержание книги. Примером плана может служить обычное оглавление книги.

План – это путеводитель по содержанию книги или другого материала. Это и инструмент самоконтроля.

Это и способ стимулирования внимания. Составляя план вы уже не отвлекаетесь, а вникаете в смысл читаемого. Даже при потере внимания можно легко вернуться к пунктам уже составленного плана, чтобы восстановить потерянную связь.

С помощью плана читатель контролирует степень усвоения текста. Черновой план, составленный в процесс чтения, ускоряет овладение материалом.

Составление плана тренирует краткость и сжатость речи. Это концентрация мысли читателя.

Вот сколько положительного несет в себе план.

Благодаря плану, на его основе можно легко составить тезисы и конспекты. Конспекты и тезисы как правило готовятся после полного ознакомления с материалом. План может составляться во время первоначального чтения.

План может быть простым и сложным. Сложный в отличии от простого содержит подпункты, которые детализируют содержание. Полезно рядом с пунктами вашего плана проставлять номера страниц источника. Поскольку не всегда ваши пункты совпадают с порядком изложения в книге.

Как составлять

Вариант 1. Составляется подробный простой план (без подпунктов). Затем он преобразуется в сложный путем группировки части пунктов под общий заголовок.

Вариант 2. Составляется короткий простой план, при последующем чтении он разворачивается в сложный с детализацией подпунктов.

Целесообразно составлять подробный план при первом чтении. Затем уже объединяя, обобщая или удаляя ненужные пункты – составляется окончательный вариант плана.

План – это индивидуальная форма фиксации мыслей. Поэтому ваш план может показаться совершенно непонятным другому человеку, не знакомому с текстом.

Тезисы

Тезис – это доказываемое или опровергаемое положение. Пишутся более подробно, чем план. В плане – лишь названия, в тезисах – лаконичное отражение их сути. Если план – это путь следования автора, то тезисы помогают разобраться в содержании.

Но даже опытные читатели не приступают к написанию тезисов без предварительной проработки текста, и составления развернутого плана. План помогает структурировать материал на отдельные фрагменты, суть которых и излагается в тезисах.

Но тезисы не дают представления о промежуточных выводах, о логике доказательств тех или иных утверждений. Более полно это помогает конспектирование. Оно позволяет сохранить связь между отдельными мыслями, которые сформулированы в тезисах.

Различают 3 типа тезисов:

1. Основные тезисы.

2. Простые тезисы.

3. Сложные тезисы.

Основные — главные положения, главные выводы. Составляются, как правило, к законченным разделам или целиком ко всему произведению. Составляются после уяснения сути всей книги. Простые тезисы – могут соответствовать подпунктам плана, раскрывая их суть. В отличии от основных, которые раскрывают суть главных пунктов плана.

Сложные — за основными следуют простые, раскрывая и поясняя суть.

Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Но основные тезисы чаще всего формулируются самостоятельно. Грамотно составленные тезисы вытекают один из другого. Полезно связывать тезисы и текст источника ссылкой на его страницы.

Конспект

Конспект может быть составлен уже после составления плана. Он содержит основные положения и их доказательства, рисунки, таблицы, диаграммы.

Типы конспектов:

1. Текстуальный.

2. Плановый.

3. Свободный.

4. Тематический.

5. Обзорный.

6. Хронологический.

Текстуальный состоит из отдельных фраз автора, цитат, несущих основной смысл. Фразы связаны между собой логическими переходами. По сути это дословные высказывания автора. Недостаток, в том, что конспект содержит только выписки, но не глубокую проработку с включением записей собственных мыслей.

Плановый – конспект фрагментов текста, соответствующих названиям пунктов плана. Каждый пункт плана – часть конспекта. Это может быть одна-две фразы или более полное содержание. Краткий по форме план-конспект – позволяет быстро подготовить доклад, выступление.

Свободный – индивидуальное изложение, видение мыслей автора через собственное восприятие читателя. По структуре может не соответствовать оригиналу. Свидетельство более глубокой проработки материала.

Тематический конспект – это записи, относящиеся к одной теме. Дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему. Используются разные источников, но лишь те фрагменты, которые отвечают заданной теме.

Обзорные конспекты – обзоры на определенную тему с использованием нескольких источников. Позволяют анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Хронологические – содержащие обзор хронологической последовательности событий. В отличии от обзорного более краткий.

Конспект подразумевает объединение выписок, плана, тезисов или по крайней мере двух любых этих форм. Содержит не только положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. А также ваше собственное отношение к материалу, выделив это как вашу читательскую трактовку.

Главное требование – запись должна быть систематической, логически связанной, чтобы ею мог пользоваться не только тот, кто составил конспект, но и другие люди. Конспект не позволяет заблудиться в чужим мыслях, в отличии от плана, тезисов, выписок.

Хороший пример из строительства, отражающий рассмотренное выше: человек строит жилище, подсобное помещение – это выписки, строительство дома – это план, укрепляет фундамент и строит второй этаж – тезисы. Каждое из этих действий улучшает сооружение. Конспект же – это проект по которому строится целое здание.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: