Основные требования к написанию и оформлению сообщения соответствуют требованиям к оформлению реферата. В отличие от реферата, сообщение может быть меньшего объема и касаться более узкой, локальной проблемы.
Сообщение должно содержать:
- Титульный лист;
- Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов сообщения, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи сообщения, дается характеристика используемой литературы);
- Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
- Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада);
- Список литературы.
Требования к выступлению с сообщением
Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.
1. Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке сообщения из текста работы отбирается самое главное.
2. В сообщении должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
3. Заучите значение всех терминов, которые употребляются в сообщении.
4. Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.
5. Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
6. Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию и преподавателей.
7. Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
8. Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
9. Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
|
10. Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д. поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
Критерии оценки сообщения
После выступления с сообщением проводится его оценка, которая в общих чертах совпадает с оценкой презентации.
Оценивание производится по шкале:
- 1 балл – не отвечает критерию;
- 2 балла – частично отвечает критерию;
- 3 балла - в основном отвечает критерию;
- 4 балла – полностью отвечает критерию или превосходит его.
Оценка «5» - 29 – 32 баллов; оценка «4» - 20 – 28 баллов; оценка «3» - 9 – 19 баллов; оценка «2» - 8 и менее баллов;
- Примерные критерии оценок проектной деятельности:
- 1) самостоятельность работы над сообщением;
- 2) актуальность и значимость темы;
- 3) полнота раскрытия темы;
- 4) оригинальность решения проблемы;
- 5) артистизм и выразительность выступления;
- 6) как раскрыто содержание сообщения в выступлении;
- 7) использование средств наглядности, технических средств;
- 8) ответы на вопросы.
Выполнение заданий из учебника, работа с текстом
Перед выполнением задания из учебного пособия студентам необходимо изучить теоретический материал по каждому разделу, используя учебную литературу по биологии. Весь теоретический материал с формулами, определениями и т. д. по каждому разделу.
Работа с текстом может выполняться в различных формах:
- заметки;
- план;
- тезисы;
- конспект.
Заметки
Это то, что называется «взять на карандаш, на заметку ». Беглые заметки на скорую руку по ходу чтения.
|
Какие сведения могут содержать такие заметки: незнакомые термины или слова, адрес, имя, название книги и тд. Возможно, это будет записанная мысль, пришедшая в ходе чтения.
Если сразу что-то не удалось выяснить, то лучше записать и чуть позже выяснить смысл. Выяснили, запомнили — выкинули листок. Но часто эти заметки могут послужить как отправные точки для будущих статей, конспектов, планов и тд.
План
Лучше всего план составлять после прочтения статьи, книги, когда уже понятна ее структура и весомость выводов, фактов.
Слишком детализировать не стоит, план лишь напоминает — в какой последовательности идет содержание.
План состоит из пунктов и подпунктов. Названия краткие и отражают основную мысль раздела, главы, так чтобы по плану можно было восстановить содержание книги. Примером плана может служить обычное оглавление книги.
План – это путеводитель по содержанию книги или другого материала. Это и инструмент самоконтроля.
Это и способ стимулирования внимания. Составляя план вы уже не отвлекаетесь, а вникаете в смысл читаемого. Даже при потере внимания можно легко вернуться к пунктам уже составленного плана, чтобы восстановить потерянную связь.
С помощью плана читатель контролирует степень усвоения текста. Черновой план, составленный в процесс чтения, ускоряет овладение материалом.
Составление плана тренирует краткость и сжатость речи. Это концентрация мысли читателя.
Вот сколько положительного несет в себе план.
Благодаря плану, на его основе можно легко составить тезисы и конспекты. Конспекты и тезисы как правило готовятся после полного ознакомления с материалом. План может составляться во время первоначального чтения.
|
План может быть простым и сложным. Сложный в отличии от простого содержит подпункты, которые детализируют содержание. Полезно рядом с пунктами вашего плана проставлять номера страниц источника. Поскольку не всегда ваши пункты совпадают с порядком изложения в книге.
Как составлять
Вариант 1. Составляется подробный простой план (без подпунктов). Затем он преобразуется в сложный путем группировки части пунктов под общий заголовок.
Вариант 2. Составляется короткий простой план, при последующем чтении он разворачивается в сложный с детализацией подпунктов.
Целесообразно составлять подробный план при первом чтении. Затем уже объединяя, обобщая или удаляя ненужные пункты – составляется окончательный вариант плана.
План – это индивидуальная форма фиксации мыслей. Поэтому ваш план может показаться совершенно непонятным другому человеку, не знакомому с текстом.
Тезисы
Тезис – это доказываемое или опровергаемое положение. Пишутся более подробно, чем план. В плане – лишь названия, в тезисах – лаконичное отражение их сути. Если план – это путь следования автора, то тезисы помогают разобраться в содержании.
Но даже опытные читатели не приступают к написанию тезисов без предварительной проработки текста, и составления развернутого плана. План помогает структурировать материал на отдельные фрагменты, суть которых и излагается в тезисах.
Но тезисы не дают представления о промежуточных выводах, о логике доказательств тех или иных утверждений. Более полно это помогает конспектирование. Оно позволяет сохранить связь между отдельными мыслями, которые сформулированы в тезисах.
Различают 3 типа тезисов:
1. Основные тезисы.
2. Простые тезисы.
3. Сложные тезисы.
Основные — главные положения, главные выводы. Составляются, как правило, к законченным разделам или целиком ко всему произведению. Составляются после уяснения сути всей книги. Простые тезисы – могут соответствовать подпунктам плана, раскрывая их суть. В отличии от основных, которые раскрывают суть главных пунктов плана.
Сложные — за основными следуют простые, раскрывая и поясняя суть.
Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Но основные тезисы чаще всего формулируются самостоятельно. Грамотно составленные тезисы вытекают один из другого. Полезно связывать тезисы и текст источника ссылкой на его страницы.
Конспект
Конспект может быть составлен уже после составления плана. Он содержит основные положения и их доказательства, рисунки, таблицы, диаграммы.
Типы конспектов:
1. Текстуальный.
2. Плановый.
3. Свободный.
4. Тематический.
5. Обзорный.
6. Хронологический.
Текстуальный состоит из отдельных фраз автора, цитат, несущих основной смысл. Фразы связаны между собой логическими переходами. По сути это дословные высказывания автора. Недостаток, в том, что конспект содержит только выписки, но не глубокую проработку с включением записей собственных мыслей.
Плановый – конспект фрагментов текста, соответствующих названиям пунктов плана. Каждый пункт плана – часть конспекта. Это может быть одна-две фразы или более полное содержание. Краткий по форме план-конспект – позволяет быстро подготовить доклад, выступление.
Свободный – индивидуальное изложение, видение мыслей автора через собственное восприятие читателя. По структуре может не соответствовать оригиналу. Свидетельство более глубокой проработки материала.
Тематический конспект – это записи, относящиеся к одной теме. Дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему. Используются разные источников, но лишь те фрагменты, которые отвечают заданной теме.
Обзорные конспекты – обзоры на определенную тему с использованием нескольких источников. Позволяют анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Хронологические – содержащие обзор хронологической последовательности событий. В отличии от обзорного более краткий.
Конспект подразумевает объединение выписок, плана, тезисов или по крайней мере двух любых этих форм. Содержит не только положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. А также ваше собственное отношение к материалу, выделив это как вашу читательскую трактовку.
Главное требование – запись должна быть систематической, логически связанной, чтобы ею мог пользоваться не только тот, кто составил конспект, но и другие люди. Конспект не позволяет заблудиться в чужим мыслях, в отличии от плана, тезисов, выписок.
Хороший пример из строительства, отражающий рассмотренное выше: человек строит жилище, подсобное помещение – это выписки, строительство дома – это план, укрепляет фундамент и строит второй этаж – тезисы. Каждое из этих действий улучшает сооружение. Конспект же – это проект по которому строится целое здание.