АНГЛИЯ
XVI в. в Англии называют эпохой Тюдоров. В это время происходит политический подъем Англии на мировой арене, проводятся экономическая и религиозная реформы, расцвет духовной культуры. Англия начинает осваивать земли Америки и одерживает на море победу над Испанией.
В одежде знать Англии стремилась показать свой уровень достатка и богатства.
Особенностью английского костюма можно назвать его добротность, широкий покрой. Шелк, парчу, атлас, а также бархат завозили в Англию с континента. Сословные различия в одежде наиболее ярко проявлялись в Англии. Простые люди и буржуа в основном носили однотонные, преимущественно темные, платья и костюмы. Аристократы щеголяли в ярких одеждах с богатым декором.
Большой популярностью, в это время, пользовались меха и тяжелые плотные ткани. Это было связано с изменением климата и понижение температуры во всей Европе и особенно в северной ее части.
Статус придворной женщины стал несколько выше, чем во времена средневековья.
Красивой считалась женщина с тонкой талией, небольшой грудью, светлыми волосами и белой кожей, яркими губами и выразительными глазами. Важную роль в формировании такого эталона красоты и стиля сыграла королева Елизавета, которая была одной из самых ярких и влиятельных фигур английской политической жизни. |
Основой мужского костюма, как и раньше, являлась рубашка. Она имела высокий вышитый или кружевной воротник. Поверх нижней рубашки одевалась куртка. Она украшалась разрезами, вышивкой, пришитыми самоцветами. Рукава были съемными, с помощью шнуровки они крепились к плечам. По цвету, рукава могли отличаться от куртки.
На смену узким штанам-чулкам сначала пришли буфчатые штаны (напоминающие подушки, за счет набивки их паклей и волосом), а затем короткие прямые штаны ниже колен. Изобретение вязальной машины и распространение вязаных чулок, привело к увеличению длины штанов.
|
Женская английская одежда XVI в. подражала французской. Женщины носили по два платья сразу. Платья всегда шились из разных тканей. Рукава платья были очень узкие до локтя. Женщины стали носить корсеты под платьем. У юбки появился каркас. Лиф сильно стягивает женскую фигуру. | ||
Благодаря всем этим новшествомженская фигура приобретает неестественные очертания.
Головные уборы мужчин в первой половине XVI в. сильно напоминали французские береты, но с утверждением испанской моды их стали вытеснять шляпы с полями.
Женщины носили в основном чепцы. Обувь шилась из мягкой кожи. Мужчины носили туфли с широкими и квадратными носками, женщины начали носить туфли на каблуке. Мужские прически англичан, как и во всей Европе стали укорачиваться. |
Вся одежда этого времени украшалась ювелирными изделиями. Новшествами этого времени были часы на цепочке овальной формы,пуговицы, изготовленные из драгоценных камней. Особенно модным типом украшения стал портрет, выгравированный на драгоценном камне. Большой любовью у аристократии стали пользоваться всевозможные коробочки, в которых хранили конфеты.
ФРАНЦИЯ
С XVI в. Франция становится самым крупным абсолютистским государством в Западной Европе. Центром культуры становится двор Франциска I, король был знатоком искусства и покровителем Леонардо да Винчи, его двор стал едва ли не самым пышным во всей Европе.
|
Одежда французского Ренессанса, вторая половина XVI в. |
Костюм французской знати этой эпохи носит отпечаток влияния итальянской моды, позднее немецкой и испанской. Тем не менее, французы всегда умели творчески подходить к искусству одеваться, и их костюмы всегда были оригинальны и элегантны.
Мужской идеал этого времени - человек, обладающий статной и крепкой фигурой. В женщине ценили мягкость, нежность, женственность.
Портрет Франциска I. Жан Клуэ |
Во Франции были модны те же виды текстиля, что и в Италии, но наиболее популярными и дорогими тканями здесь были бархат, парча, шелк, сукно. Цвета в одежде предпочитали яркие. Одежду расшивали жемчугом и вышивками из золотых и серебряных нитей.
Ассортимент французской одежды был практически тот же, что и в других европейских странах. Количество одежды дворянина росло пропорционально количеству его доходов. Этикет предписывал аристократии не появляться, в одном и том же костюме, дважды. Нижняя мужская одежда состояла из вышитой белой рубашки с открытым воротом и широкими рукавами с рюшами, чулков и широких штанов.
Появляется новый тип одежды вроде жилета. Излюбленными головными уборами мужчин были береты.
Генрих III Валуа, король Франции. Франсуа Клуэ |
В середине XVI в. во французской одежде происходит заметное влияние испанской моды. Изнеженный, обладающий слабым здоровьем, король Генрих III Валуа любил наряжаться. При его дворе распространились самые невероятные костюмы. Штаны превратились в широкие буфчатые шаровары с разрезами. Костюм довершал короткий плащ. Для придания объема, рукава имели ивовый каркас, а штаны набивались ватой или конским волосом.
|
Бал при дворе короля Генриха III. Неизвестный художник. 1582 г. | Елизавета Австрийская, королева Франции. КЛУЭ ФРАНСУА |
Женская одежда меньше подверглась влиянию испанской моды, чем мужская. Появилось нижнее белье, оно состояло из рубашки с длинными рукавами, чулок и панталон. Платье украшали пряжки, кружева и высокий воротник.
Под влиянием испанского женского костюма, женщины Франции стали носить колоколообразную нижнюю юбку. Лиф платья стягивал талию и грудь. Рукава подобно мужским стали шить с буфами.
Женский костюм дополнялся масками и полумасками, перчатками, носовыми платками и веерами. На поясе подвешивали кошельки, сумочки, ключи, зеркальце, часы. Флакон духов носили на шейной цепочке. Шапочка была популярна и у женщин, но после появления высоких причесок, они стали носить маленькие шапочки с треугольным мысом, спускающимся на лоб. Обувь шилась в это время из мягкой кожи, округлой формы с широкими носками. Француженки с удовольствием пользовались косметикой и парфюмерией. |
Французские протестанты — гугеноты, в отличие от католиков, демонстративно отказывались от показной роскоши, предпочитая простые шерстяные и полотняные ткани в одежде. Любимым цветом был - черный.
Женщины носили чепцы и платья, наглухо закрывающие все части тела, кроме кистей рук.