Европейский костюм XVII века




АНГЛИЯ

 

В Англии стиль барокко не нашел яркого воплощения. Это связанно с тем, что основным «заказчиком» произведений этого стиля была католическая церковь, а в Англии главенствующую роль играла англиканская церковь.

XVII век в Англии прошел под флагом борьбы дворянства и буржуазии. В стране росло влияние двух направлений: религиозного и конституционного. Пуританизм вступил в конфликт с англиканской церковью, и угрожая политической структуре, в конечном итоге, развязал Гражданскую войну (1642-1646 гг.).

Все эти процессы нашли свое отражения и в одежде англичан. Если во времена короля Якова I (1566­1625 гг.) еще придерживались испанской моды, то во времена Английской республики преобладала пуританская мода. В период «Славной революции», король Карл II (1630-1685 гг.) и двор преимущественно одевался по французской моде.

В английском аристократическом костюме этой эпохи преобладали яркие цвета. Популярными цветами при дворе был - пурпурный и золотой, которые в сочетании с ярким цветовым фоном, олицетворяли власть и мощь. Популярной тканью у аристократии становится атлас, буржуазия предпочитает сукно.

В XVII в. мужская одежда постепенно приобретает формы понятного нам костюма. Куртка и штаны, теперь составляют единый ансамбль. Французский стиль проникает в мужской английский костюм, но приобретает местный колорит.

Пуританский костюм представлял яркий контраст дворянскому. Социальное противостояние нашло свое отражение в противопоставлении способов предъявлять себя. То есть мода в данном случае также является прежде всего социальным феноменом.

Такой наряд, в самой лаконичной его форме состоял из дублета, штанов и плаща из черного сукна, серые шерстяные чулки, черные кожаные башмаки или сапоги, черная шляпа, иногда белый отложной воротник.

Женский английский костюм XVII века находился под большим влиянием пуританского стиля.

Наряд англичанок, также как и мужской, изменялся на протяжении века. Он перешел от пышной чопорности испанского стиля к мягкому и простому английскому силуэту. И эти особенности стали еще более отчетливыми. Верхнее платье было глухим, в отличие от французского распашного. Основным средством для придания формы лифу был корсет или подкладка с китовым усом. К лифу пришивались пышные рукава.

Верхняя юбка, раньше открытая и демонстрирующая богатство и декоративность нижней, превратилась в глухую и длинную, присборенную сзади. Скромный наряд украшали только кружевом на воротнике и манжетах. Женская фигура в таком костюме казалась легкой и грациозной благодаря идеально найденным пропорциям.

Как мужской, так и женский костюм дополняли аксессуары. Пояса, украшенные драгоценными камнями, пуговицы, табакерки, веера, а также зонтики, трости, перчатки и муфты добавляли своеобразия английской одежде эпохи барокко.

 

ФРАНЦИЯ

 

XVII в. называют временем научных открытий, растущей свободы мысли, расширения колонизации, развития внешней торговли. Тридцатилетняя война изматывает европейские страны, готовится почва для буржуазных революций.

В изобразительном искусстве, архитектуре и музыке господствует стиль «Барокко». Он продолжает Ренессансную традицию движения от средневековой аскетичности и отказа от проявления земных чувств и страстей к возможности чувствовать и быть вполне земным светским сознанием. Мода также не остается в стороне от этого взрыва страстей.

Богатству, блеску и экстравагантности Версальского двора стремились подражать, в той или иной мере, все дворы Европы.

Французская мода, во второй половине XVII в. господствовала во всех сферах быта европейцев. Для распространения парижской моды кукол-манекенов, одетых по последнему писку рассылали во все уголки Европы. В конце XVII в. Во Франции стал выходить модный журнал «Меркур галант», содержащий иллюстрации модной одежды. Ярким примером искусства и архитектуры французского барокко стал дворцовый комплекс Версаль, возведенный по воле короля, в 1668-1689 гг.

Идеалом мужской красоты этого времени считается мужественный и галантный, во тоже время воинственный придворный. Галантному кавалеру пристало умело танцевать, быть прекрасным наездником и стрелком. Таким идеалом был, конечно же, сам король Людовик XIV.

Женщина должна быть величественна, грациозна и кокетлива. Она обладала изящными манерами и стройной фигурой.

    Костюмы французской аристократии XVII века

В первую половину XVII в. значительное влияние на моду оказывает Тридцатилетняя война, во вторую — личность и возраст Короля-Солнца. Вся жизнь французского двора подчинялась строго регламентированному порядку и этикету.

Многообразие вещей женского и мужского гардероба в эпоху барокко продолжает расти. Наиболее популярными тканями у знати и придворных в этот период были атлас, шелк, а также тонкая шерстяная ткань. Барокко возвело кружево в культ.

В моду вернулась вышивка, под влиянием «версальских мод» широко распространился гобелен, который стали активно использоваться в интерьере, декоре мебели и костюмов.

  Мужской костюм Франция XVII в.

Мужская мода, в течении XVII в. несколько раз менялась. Нижней одеждой по-прежнему являлась сорочка. На ноги одевали длинные панталоны, украшенные лентами и разрезами и шелковые чулки. К лифу пришивалась баска из трапециевидных клиньев.

Верхней одеждой служил плащ с квадратным воротником, который набрасывали на одно плечо, и завязывался на шнурок. Плащи были в форме полукруга различной длины.

В среде военных наиболее популярной одеждой стала куртка - казак. Это своеобразный гибрид плаща и кутки, снабженный большим количеством пуговиц. Дополняли костюм перчатки с раструбами.

Неотъемлемой частью одежды дворян была шпага, которая крепилась перевязью. В середине XVII в. в период так называемой «детской моды» -период малолетства Людовика XIV - появляются новшества в мужском костюме.

    Костюмы французской аристократии конца XVII века

Теперь костюм состоял из короткой и свободной курточки, сшитой по типу распашонки. Поверх штанов одевалась короткая юбка, которую носили низко спущенной, так что виднелась полоска рубашки.

Претерпела изменение и обувь, если в первой половине мужчины носили повсеместно сапоги, то во второй половине - их сменили туфли с высокими каблуками.

Женская одежда, как и прежде, в начале XVII в. состояла из двух платьев. Нижнее, длинное, легкое, светлое, с декольте, на корсете и каркасе и с узкими длинными рукавами. Лиф платья был узким и застегивался на пуговицы. Декольте имело форму прямоугольника или овала. Костюм дополнял отложной воротник, украшенные кружевами.

Рукава платья, зауженные и перехваченные лентой в нескольких местах, также украшались кружевами и высокими отложными манжетами. В общем, для всей женской одежды этого времени были характерны большие объемы.

С середины века, женская одежда начинает меняться. Большое влияние на женскую моду во Франции, во второй половине XVII в. оказывают фаворитки короля.

Например, Луиза де Лавальер была скромна, что нашло свое отражение в ее туалетах. Она тяготела к семейной жизни, и большое внимание уделяла домашней одежде, в это время появились домашние платья со слабой шнуровкой, халаты, домашние туфли без задника. С другой стороны она увлекалась охотой, и в женской одежде впервые появился костюм для верховой езды - амазонка.
Другая метресса короля — маркиза де Монтеспан, любила роскошные наряды из парчи и шелка с золотыми кружевами и тяжелой отделкой. Она вернула в моду шлейфы. Сменившая ее фаворитка герцогиня де Фонтонаж обажала кружева, лены и банты. Она ввела в моду прическу, украшенную кружевной повязкой. В моду вернулись тонкие и светлые шелковые ткани.
Последняя метресса короля мадам де Ментенон, предпочитала скромные простые наряды показной роскоши. Она ввела в моду ткани в полоску, клетку и горошек. При ней утвердилась сезонность в костюмах. Несмотря на частые изменения в женской моде, в целом в костюме оставались три неизменные вещи двойная юбка, состоящая из модеста и фрипона, нижняя юбка - и шлейф.
     

Платье приобретает квадратное декольте и узкие рукава с кружевными оборкам. Воротник исчезает. Перчатки, палантины и муфты дополняют наряд.

Обувь, как и одежда в этот период очень разнообразна. Преимущественно на каблуках, с пряжками и бантами. Носки туфель могли быть как квадратными, так и заостренными.

Прически мужчин и женщин были многообразны, основным же новшеством этого века были парики. В целом, можно сказать, что все прически состояли из затейливо уложенных локонов.

    Обувь XVII век Франция

 

Основным головным убором и мужчин и женщин была шляпа с большими полями, чепцы, и кружевные наколки периодически входили в моду.

Все придворные активно пользовались косметикой -румянились, подкрашивали волосы и брови, пользовались пудрой.

Ювелирные украшения являлись неотъемлемым атрибутом костюма дворянина.


Заключение

 

Прослеживая историю костюма XVI - XVII веков в Европе, мы видим, что именно в это время возникает новое явление, которое начинает определять и определяет до сих пор выбор одежды человеком. Это явление - мода.

Восприятие обществом моды стало свидетельством его готовности к изменениям и преобразованиям. Следование моде становится правом и привилегией высших слоев общества. Мода представляет собой социальное явление, которое подчеркивает социальное расслоение в обществе, когда низшие слои общества продолжают хранить национальные традиции, а высшие имеют средства и возможности реагировать гибко на изменения в политической, экономической, религиозной сферах жизни Европы.

В высших слоях общества изменилось отношение к одежде. Она становится средством демонстрации высокого статуса или стремления к нему. Костюм говорит об уровне социальных притязаний человека.

В модном выборе аристократии отражаются наиболее важные моменты политической истории Европы, изменение границ европейских государств, их соперничество за политическое влияние.

Костюм становится для представителей высших слоев общества важнейшим средством декларации политических и религиозных взглядов. Мода таким образом играет важную социальную роль - выбор типа одежды, ее фасона, ткани, фактуры и множества более мелких деталей позволяет указать на взгляды человека и принадлежность к определенному социальному кругу, помогает найти «своих» и распознать «чужих».

Мода, чутко ориентируясь на изменения в общественно-политической жизни, начинает влиять на экономическое развитие общества. Новые технологии, предприятия, способы производства и материалы и - все это возникает в ответ на модный спрос. Так мода постепенно становится одним из мощных стимулов экономического развития общества.


Литература

 

1. Киреева Е.В. История костюма, М., 1976

2. Блэйз А. История в костюмах от фараона до денди, М., 2002.

3. Конева А.В. Мода в социальном бытии: от включенности к исключительности, в Сб. Фундаментальные проблемы культурологии, М., 2009

4. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов, том 2 М., 1993

5. Интернет- ресурсы: https://fashionstime.ru, https://www.ms77.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: