Периодизация профессионального развития личности




Программные требования по дисциплине

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФДЕФОРМАЦИЙ

Сост. к.пс.н., доцент Е.В. Неумоева-Колчеданцева

Цель дисциплины – повышение уровня аутопсихологической компетентности будущего учителя; создание оптимальных условий для получения студентами знаний и формирования адекватных представлений о влиянии педагогической деятельности на субъект труда, для формирования необходимых умений и навыков профилактики и коррекции профессионально-личностных деструкций, повышения стрессоустойчивости личности будущего учителя.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: факторы формирования профессиональных деструкций педагога, виды профессионально-личностных деструкций (профессионально-личностная деформация, кризисы профессионального развития, профессиональный маргинализм, профессиональная стагнация и др.), основные направления профилактики и коррекции профессионально-личностных деформаций.

Уметь: диагностировать, формулировать и интерпретировать проблемы личностно-профессионального развития учителя, разные профессионально-личностные деструкции (кризисы, деформации, «синдром эмоционального выгорания»).

Владеть: основными способами, техниками и приемами профилактики и коррекции профессионально-личностных деформаций, повышения стрессоустойчивости личности.

 

Таблица 1

Планирование самостоятельной работы

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды СРС Объем часов  
Аудиторная Внеаудиторная  
Модуль 1  
1.1. Профессиональные кризисы и профессионально-личностные деформации педагогов в системе профессиональных деструкций Описание стадий и идентификация кризисов профессионального развития (на основе методики Э.Э. Сыманюк «Психобиографическая анкета»), обработка и интерпретация результатов Анализ и конспектирование научных статей по проблеме профессионально-личностных деструкций педагога    
1.2. Деформации педагогического общения. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессионально-личностной деформации Диагностика уровня сформированности «синдрома эмоционального выгорания» (В.В. Бойко)      
Всего по модулю:     2.Анализ и конспектирование научных статей
Модуль 2  
2.1. Понятие о личностной компетентности педагога Знакомство с моделью повышения личностной компетентности Самодиагностика личностных особенностей (с использованием предлагаемого диагностического инструментария). Их оценка как ресурсов / препятствий в плане формирования профессионально-личностных деформаций.    
Всего по модулю:    
Модуль 3  
3.1. Основные направления и общие способы профилактики и коррекции профессиональных деструкций Презентация авторской программы повышения стрессоустойчивости личности учителя Разработка программы повышения стрессоустойчивости личности учителя    
3.2. Приемы и техники преодоления профессионально-личностных деструкций Апробирование приемов и техник повышения стрессоустойчивости личности (преодоления профессионально-личностных деструкций)      
Всего по модулю:    
Итого:    
               

 

Форма отчетности: все работы оформляются в печатной и электронной форме (листы формата А4), шрифт 14, межстрочный интервал – 1,5, текст редактируется в соответствии с традиционными требованиями (выделяются абзацы, ключевые слова и названия выделяются жирным шрифтом, страницы нумеруются). Обязательно указывается название работы. Все задания оформляются в виде ПОРТФОЛИО и подшиваются в одну папку в последовательности, соответствующей порядку изучения тем дисциплины. Портфолио представляет собой систематизированный вариант самостоятельных работ, выполнявшихся в течение семестра. Титульный лист отчета включает в себя: название дисциплины, ФИО студента, № группы, ФИО, ученую степень, должность или звание преподавателя. Контрольная работа является основанием для промежуточной аттестации студента (зачета по дисциплине).

Периодизация профессионального развития личности

№ п/п Стадия профессионального развития Психологические особенности профессионального развития Противоречие, лежащее в основе кризиса Кризис профессионального развития Психологические новообразования
1. Оптация (личностное и профессиональное самоопределение и выбор)   Складывается избирательное отношение к одной или нескольким профессиям; происходит переоценка учебной деятельности (меняется ее мотивация в зависимости от профессиональных намерений); учебно-познавательная деятельность сменяется учебно - профилированной; выбирается вариант продолжения учебы (ссуз, вуз) Между профессиональными намерениями, способностями личности и объективными возможностями их реализации Кризис самоопределения Потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, формирование жизненного плана
2. Профессиональное образование (обучение в ссузе, вузе) Разочарование в получаемой профессии, недовольство отдельными учебными предметами, сомнения в правильности сделанного выбора. Между представлениями и ожиданиями относительно учебного процесса и его реальным содержанием и организацией Кризис ревизии и коррекции профессионального выбора Формирование социально-профессиональной направленности, способности и готовности к профессиональной деятельности
3. Профессиональная адаптация Кардинальное изменение социальной ситуации развития: молодой специалист приступает к работе и должен адаптироваться к новому коллективу, освоить новые роли и профессиональные функции в объеме, необходимом для деятельности Между представлениями и ожиданиями относительно профессиональной деятельности и реальной профессиональной действительностью Кризис профессиональных экспектаций «Вхождение» в профессию и освоение профессиональной роли
4. Первичная профессионализация Специалист освоил и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. При этом динамика прошлого опыта, инерция профессионального развития вызывают протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью. Между потребность в профессионально-личностном росте и отсутствием объективных возможностей для ее удовлетворения Кризис профессионального роста Обретение статуса «профессионала» и формирование профессиональной позиции
5. Вторичная профессионализация Высококачественное выполнение профдеятельности; способы ее выполнения имеют выраженный индивидуальный характер; есть социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Личность «перерастает» свою профессию, усиливается неудовлетворенность собой и своим профессиональным положением. Между потребностью в карьерном росте (должностном продвижении) и отсутствием объективных возможностей для ее удовлетворения Кризис профессиональной карьеры Обретение внешних подтверждений своего профессионального статуса (должность, зарплата и др. поощрения)
6. Мастерство Творческий и инновационный уровень выполнения профессиональной деятельности, потребность в «обогащении» профессии, желание делиться своим опытом, передать его молодым специалистам. Между потребностью в профессиональной самоактуализации и объективными возможностями ее удовлетворения Кризис социально-профессиональной самоактуализации Формирование профессиональной репутации, авторитета и доверия
7. «Завершение профессиональной деятельности» Необходимость усвоения новой социальной роли и норм поведения, сужение контактов, снижение финансовых возможностей Между потребностью в дальнейшей самореализации и ограничением возможностей в самореализации Кризис утраты профессии Нахождение возможностей самореализации в непрофессиональной сфере (семья, общественная деятельность, досуг). Позитивная оценка жизни и профессиональной деятельности. Жизненная мудрость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: