Программные требования по дисциплине
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФДЕФОРМАЦИЙ
Сост. к.пс.н., доцент Е.В. Неумоева-Колчеданцева
Цель дисциплины – повышение уровня аутопсихологической компетентности будущего учителя; создание оптимальных условий для получения студентами знаний и формирования адекватных представлений о влиянии педагогической деятельности на субъект труда, для формирования необходимых умений и навыков профилактики и коррекции профессионально-личностных деструкций, повышения стрессоустойчивости личности будущего учителя.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: факторы формирования профессиональных деструкций педагога, виды профессионально-личностных деструкций (профессионально-личностная деформация, кризисы профессионального развития, профессиональный маргинализм, профессиональная стагнация и др.), основные направления профилактики и коррекции профессионально-личностных деформаций.
Уметь: диагностировать, формулировать и интерпретировать проблемы личностно-профессионального развития учителя, разные профессионально-личностные деструкции (кризисы, деформации, «синдром эмоционального выгорания»).
Владеть: основными способами, техниками и приемами профилактики и коррекции профессионально-личностных деформаций, повышения стрессоустойчивости личности.
Таблица 1
Планирование самостоятельной работы
Планирование самостоятельной работы студентов
№ | Модули и темы | Виды СРС | Объем часов | ||||
Аудиторная | Внеаудиторная | ||||||
Модуль 1 | |||||||
1.1. | Профессиональные кризисы и профессионально-личностные деформации педагогов в системе профессиональных деструкций | Описание стадий и идентификация кризисов профессионального развития (на основе методики Э.Э. Сыманюк «Психобиографическая анкета»), обработка и интерпретация результатов | Анализ и конспектирование научных статей по проблеме профессионально-личностных деструкций педагога | ||||
1.2. | Деформации педагогического общения. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессионально-личностной деформации | Диагностика уровня сформированности «синдрома эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) | |||||
Всего по модулю: | 2.Анализ и конспектирование научных статей | ||||||
Модуль 2 | |||||||
2.1. | Понятие о личностной компетентности педагога | Знакомство с моделью повышения личностной компетентности | Самодиагностика личностных особенностей (с использованием предлагаемого диагностического инструментария). Их оценка как ресурсов / препятствий в плане формирования профессионально-личностных деформаций. | ||||
Всего по модулю: | |||||||
Модуль 3 | |||||||
3.1. | Основные направления и общие способы профилактики и коррекции профессиональных деструкций | Презентация авторской программы повышения стрессоустойчивости личности учителя | Разработка программы повышения стрессоустойчивости личности учителя | ||||
3.2. | Приемы и техники преодоления профессионально-личностных деструкций | Апробирование приемов и техник повышения стрессоустойчивости личности (преодоления профессионально-личностных деструкций) | |||||
Всего по модулю: | |||||||
Итого: | |||||||
Форма отчетности: все работы оформляются в печатной и электронной форме (листы формата А4), шрифт 14, межстрочный интервал – 1,5, текст редактируется в соответствии с традиционными требованиями (выделяются абзацы, ключевые слова и названия выделяются жирным шрифтом, страницы нумеруются). Обязательно указывается название работы. Все задания оформляются в виде ПОРТФОЛИО и подшиваются в одну папку в последовательности, соответствующей порядку изучения тем дисциплины. Портфолио представляет собой систематизированный вариант самостоятельных работ, выполнявшихся в течение семестра. Титульный лист отчета включает в себя: название дисциплины, ФИО студента, № группы, ФИО, ученую степень, должность или звание преподавателя. Контрольная работа является основанием для промежуточной аттестации студента (зачета по дисциплине).
Периодизация профессионального развития личности
№ п/п | Стадия профессионального развития | Психологические особенности профессионального развития | Противоречие, лежащее в основе кризиса | Кризис профессионального развития | Психологические новообразования |
1. | Оптация (личностное и профессиональное самоопределение и выбор) | Складывается избирательное отношение к одной или нескольким профессиям; происходит переоценка учебной деятельности (меняется ее мотивация в зависимости от профессиональных намерений); учебно-познавательная деятельность сменяется учебно - профилированной; выбирается вариант продолжения учебы (ссуз, вуз) | Между профессиональными намерениями, способностями личности и объективными возможностями их реализации | Кризис самоопределения | Потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, формирование жизненного плана |
2. | Профессиональное образование (обучение в ссузе, вузе) | Разочарование в получаемой профессии, недовольство отдельными учебными предметами, сомнения в правильности сделанного выбора. | Между представлениями и ожиданиями относительно учебного процесса и его реальным содержанием и организацией | Кризис ревизии и коррекции профессионального выбора | Формирование социально-профессиональной направленности, способности и готовности к профессиональной деятельности |
3. | Профессиональная адаптация | Кардинальное изменение социальной ситуации развития: молодой специалист приступает к работе и должен адаптироваться к новому коллективу, освоить новые роли и профессиональные функции в объеме, необходимом для деятельности | Между представлениями и ожиданиями относительно профессиональной деятельности и реальной профессиональной действительностью | Кризис профессиональных экспектаций | «Вхождение» в профессию и освоение профессиональной роли |
4. | Первичная профессионализация | Специалист освоил и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. При этом динамика прошлого опыта, инерция профессионального развития вызывают протест, неудовлетворенность профессиональной жизнью. | Между потребность в профессионально-личностном росте и отсутствием объективных возможностей для ее удовлетворения | Кризис профессионального роста | Обретение статуса «профессионала» и формирование профессиональной позиции |
5. | Вторичная профессионализация | Высококачественное выполнение профдеятельности; способы ее выполнения имеют выраженный индивидуальный характер; есть социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка. Личность «перерастает» свою профессию, усиливается неудовлетворенность собой и своим профессиональным положением. | Между потребностью в карьерном росте (должностном продвижении) и отсутствием объективных возможностей для ее удовлетворения | Кризис профессиональной карьеры | Обретение внешних подтверждений своего профессионального статуса (должность, зарплата и др. поощрения) |
6. | Мастерство | Творческий и инновационный уровень выполнения профессиональной деятельности, потребность в «обогащении» профессии, желание делиться своим опытом, передать его молодым специалистам. | Между потребностью в профессиональной самоактуализации и объективными возможностями ее удовлетворения | Кризис социально-профессиональной самоактуализации | Формирование профессиональной репутации, авторитета и доверия |
7. | «Завершение профессиональной деятельности» | Необходимость усвоения новой социальной роли и норм поведения, сужение контактов, снижение финансовых возможностей | Между потребностью в дальнейшей самореализации и ограничением возможностей в самореализации | Кризис утраты профессии | Нахождение возможностей самореализации в непрофессиональной сфере (семья, общественная деятельность, досуг). Позитивная оценка жизни и профессиональной деятельности. Жизненная мудрость. |