Самостоятельная работа по теме 1.1. «Описание стадий и идентификация кризисов профессионального развития»




Методические рекомендации: на основе периодизации профессионального развития:

1) Отметить актуальную стадию профессионального развития.

2) Описать содержание, особенности, факторы профессионального развития на предшествующих стадиях.

3) Выявить противоречия и кризисы профессионального развития.

4) Указать, как повлияла данная стадия и кризис на личность? (новообразования).

5) Описать стратегии и способы выхода из кризиса (копинг-стратегии).

Сделать вывод о динамике профессионального развития.


Самостоятельная работа по теме 2.1. Самодиагностика личностных особенностей (с использованием диагностического инструментария). Их оценка как ресурсов / препятствий в плане формирования профессионально-личностных деформаций.

Диагностический инструментарий:

- методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс);

- методика диагностики уровня субъективного контроля личности;

- методика диагностики волевого самоконтроля (А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдман);

- методика диагностики уровня невротизации личности (Л.И. Вассерман),

- методика диагностики уровня социально-психологической адаптации учителя (Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева);

- методика диагностики уровня самоактуализации личности в педагогической деятельности (А. Шостром);

- и др.

Примечание: на основе обработки и интерпретации результатов самодиагностики по каждой методике формулируются выводы. Все результаты и выводы оформляются в виде отчета о самостоятельной работе студента (самодиагностика), который, кроме представления результатов и выводов включает в себя Заключение (как обобщение всех результатов), построение перспектив профессионального будущего.

 

Самостоятельная работа по теме 3.1 Основные направления и общие способы профилактики и коррекции профессиональных деструкций

Задание: Презентация авторской программы повышения стрессоустойчивости личности учителя.

Цель: становление осознанного, активного отношения к проблемам профессионального развития педагога; накопление методического инструментария, необходимого для формирования готовности будущего учителя к работе в хронически напряженных условиях, для формирования (повышения) стрессоустойчивости личности.

Самостоятельная работа по теме 3.1 Основные направления и общие способы профилактики и коррекции профессиональных деструкций

Задание: Разработка программы повышения стрессоустойчивости личности учителя.

Разработка программы осуществляется по следующему ориентировочному плану:

Пояснительная записка

- Актуальность программы.

- Целевая группа (возраст, пол, количественный состав, психологические и др. особенности).

- Цель программы(формулируется конкретно и позитивно, в терминах развития, формирования определенных качеств личности и способностей).

- Задачи (диагностические, методические, воспитательные, развивающие, коррекционно-оценочные и др).

- Ожидаемые результаты (они же – критерии достижения цели).

- Необходимые ресурсы.

- Продолжительность программы.

2. Теоретические положения (приводятся определения основных понятий).

3. Тематический план занятий

№ п/п Наименование раздела, модуля, темы Количество часов

Содержание программы по разделам, модулям, темам

Тема занятия:

Цель:

Основное содержание:

Формы и методы работы:

Реквизит:

1. Методические материалы и список используемой литературы

2. Приложения

 

Методические рекомендации для презентации программы:

1. Представить в устной и электронной форме (электронная презентация) разработанную авторскую программу (см. задания для самостоятельной работы).

2. Обосновать ее актуальность, раскрыть основные идеи, лежащие в основе программы, цель, задачи, ожидаемые результаты. Обосновать логику и структуру программы, кратко охарактеризовать основное содержание.

3. Обсудить достоинства и недостатки данной программы в группе.

4. (Возможна демонстрация отдельных элементов программы в группе).

Вопросы для промежуточной аттестации (зачет)

1. Характеристика объективных условий труда педагога и понятие о профессиональных деструкциях.

2. Феноменология профессиональных деструкций.

3. Понятие о профессиональном развитии. Кризисы профессионального развития.

4. Способы выхода из кризисов профессионального развития и стратегия преодолевающего поведения.

5. Профессионально-личностные деформации. Уровни их проявления.

6. Деформации педагогического общения в структуре общения.

7. Эмоциональное выгорание как показатель профессионально-личностной деформации.

8. Понятие об аутопсихологической компетентности личности.

9. Основные направления профилактики и коррекции профессиональных деструкций: создание оптимальных условий труда.

10. Основные направления профилактики и коррекции профессиональных деструкций: психологическое сопровождение деятельности учителя.

11. Основные направления профилактики и коррекции профессиональных деструкций: повышение стрессоустойчивости личности учителя.

12. Приемы и техники преодоления профессионально-личностных деструкций.

 

ЛИТЕРАТУРА

9.1. Основная литература:

1. Доценко Е. Л. Психология личности: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / Е. Л. Доценко; Тюм. гос. ун-т, Ин-т психологии, педагогики, соц. управления. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. – 512 с.

2. Малярчук Н.Н. Профилактика профдеформаций: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013.

9.2. Дополнительная литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с. – С. 132 – 153.

2. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк. -2-е изд., доп. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 261 с.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»). – С. 423 – 438.

4. Кузина В.М. К вопросу о профессиональной деформации личности учителя // Журнал прикладной психологии. – 1999. - № 2. – С. 67 – 81.

5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. – 182 с.

6. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога: моногр./ Н. Н. Малярчук; науч. ред. В. И. Загвязинский. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008.-190 с.

7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. вузов/ Л. М. Митина. -Москва: Академия, 2004. – 320 с.

Неумоева-Колчеданцева Е.В. Тренинг профессионально-личностного роста. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 050 708.65 «Педагогика и методика начального образования». – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – 284 с.

9. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 156 с.

10. Сыманюк Э.Э. Профессионально обусловленные кризисы педагогов: Практико-ориентированная монография / Урал. гос. пед. ун-т; Урал. отд.-ние Российской академии образования. – Екатеринбург, 2002. – 254 с.

11. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994. - № 6. – С. 57 – 64.

12. Шевцова Т.С. Психотехнологии преодоления деформаций педагогического общения. Практ. руководство для педагогов и психологов / Научн. Ред. Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 78 с.



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: