Методические рекомендации: на основе периодизации профессионального развития:
1) Отметить актуальную стадию профессионального развития.
2) Описать содержание, особенности, факторы профессионального развития на предшествующих стадиях.
3) Выявить противоречия и кризисы профессионального развития.
4) Указать, как повлияла данная стадия и кризис на личность? (новообразования).
5) Описать стратегии и способы выхода из кризиса (копинг-стратегии).
Сделать вывод о динамике профессионального развития.
Самостоятельная работа по теме 2.1. Самодиагностика личностных особенностей (с использованием диагностического инструментария). Их оценка как ресурсов / препятствий в плане формирования профессионально-личностных деформаций.
Диагностический инструментарий:
- методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач (Т. Элерс);
- методика диагностики уровня субъективного контроля личности;
- методика диагностики волевого самоконтроля (А.Г. Зверьков, Е.В. Эйдман);
- методика диагностики уровня невротизации личности (Л.И. Вассерман),
- методика диагностики уровня социально-психологической адаптации учителя (Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева);
- методика диагностики уровня самоактуализации личности в педагогической деятельности (А. Шостром);
- и др.
Примечание: на основе обработки и интерпретации результатов самодиагностики по каждой методике формулируются выводы. Все результаты и выводы оформляются в виде отчета о самостоятельной работе студента (самодиагностика), который, кроме представления результатов и выводов включает в себя Заключение (как обобщение всех результатов), построение перспектив профессионального будущего.
Самостоятельная работа по теме 3.1 Основные направления и общие способы профилактики и коррекции профессиональных деструкций
Задание: Презентация авторской программы повышения стрессоустойчивости личности учителя.
Цель: становление осознанного, активного отношения к проблемам профессионального развития педагога; накопление методического инструментария, необходимого для формирования готовности будущего учителя к работе в хронически напряженных условиях, для формирования (повышения) стрессоустойчивости личности.
Самостоятельная работа по теме 3.1 Основные направления и общие способы профилактики и коррекции профессиональных деструкций
Задание: Разработка программы повышения стрессоустойчивости личности учителя.
Разработка программы осуществляется по следующему ориентировочному плану:
Пояснительная записка
- Актуальность программы.
- Целевая группа (возраст, пол, количественный состав, психологические и др. особенности).
- Цель программы(формулируется конкретно и позитивно, в терминах развития, формирования определенных качеств личности и способностей).
- Задачи (диагностические, методические, воспитательные, развивающие, коррекционно-оценочные и др).
- Ожидаемые результаты (они же – критерии достижения цели).
- Необходимые ресурсы.
- Продолжительность программы.
2. Теоретические положения (приводятся определения основных понятий).
3. Тематический план занятий
№ п/п | Наименование раздела, модуля, темы | Количество часов |
Содержание программы по разделам, модулям, темам
Тема занятия:
Цель:
Основное содержание:
Формы и методы работы:
Реквизит:
1. Методические материалы и список используемой литературы
2. Приложения
Методические рекомендации для презентации программы:
1. Представить в устной и электронной форме (электронная презентация) разработанную авторскую программу (см. задания для самостоятельной работы).
2. Обосновать ее актуальность, раскрыть основные идеи, лежащие в основе программы, цель, задачи, ожидаемые результаты. Обосновать логику и структуру программы, кратко охарактеризовать основное содержание.
3. Обсудить достоинства и недостатки данной программы в группе.
4. (Возможна демонстрация отдельных элементов программы в группе).
Вопросы для промежуточной аттестации (зачет)
1. Характеристика объективных условий труда педагога и понятие о профессиональных деструкциях.
2. Феноменология профессиональных деструкций.
3. Понятие о профессиональном развитии. Кризисы профессионального развития.
4. Способы выхода из кризисов профессионального развития и стратегия преодолевающего поведения.
5. Профессионально-личностные деформации. Уровни их проявления.
6. Деформации педагогического общения в структуре общения.
7. Эмоциональное выгорание как показатель профессионально-личностной деформации.
8. Понятие об аутопсихологической компетентности личности.
9. Основные направления профилактики и коррекции профессиональных деструкций: создание оптимальных условий труда.
10. Основные направления профилактики и коррекции профессиональных деструкций: психологическое сопровождение деятельности учителя.
11. Основные направления профилактики и коррекции профессиональных деструкций: повышение стрессоустойчивости личности учителя.
12. Приемы и техники преодоления профессионально-личностных деструкций.
ЛИТЕРАТУРА
9.1. Основная литература:
1. Доценко Е. Л. Психология личности: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / Е. Л. Доценко; Тюм. гос. ун-т, Ин-т психологии, педагогики, соц. управления. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009. – 512 с.
2. Малярчук Н.Н. Профилактика профдеформаций: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013.
9.2. Дополнительная литература:
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с. – С. 132 – 153.
2. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк. -2-е изд., доп. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 261 с.
3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. И общая редакция Л.В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»). – С. 423 – 438.
4. Кузина В.М. К вопросу о профессиональной деформации личности учителя // Журнал прикладной психологии. – 1999. - № 2. – С. 67 – 81.
5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. – 182 с.
6. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога: моногр./ Н. Н. Малярчук; науч. ред. В. И. Загвязинский. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008.-190 с.
7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. вузов/ Л. М. Митина. -Москва: Академия, 2004. – 320 с.
Неумоева-Колчеданцева Е.В. Тренинг профессионально-личностного роста. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 050 708.65 «Педагогика и методика начального образования». – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – 284 с.
9. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Педагогическое взаимодействие с тренингом социально-психологической компетентности: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 156 с.
10. Сыманюк Э.Э. Профессионально обусловленные кризисы педагогов: Практико-ориентированная монография / Урал. гос. пед. ун-т; Урал. отд.-ние Российской академии образования. – Екатеринбург, 2002. – 254 с.
11. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994. - № 6. – С. 57 – 64.
12. Шевцова Т.С. Психотехнологии преодоления деформаций педагогического общения. Практ. руководство для педагогов и психологов / Научн. Ред. Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 78 с.