Управление услугами triple play




А. ПОЛУНИН, компания «Открытые Технологии»

Телекоммуникационный рынок стремительно меняется - новые сети, новые технологии, новые игроки. Как следствие повышается конкуренция, которая в свою очередь ведет к снижению тарифов. Особо отчетливо эти тенденции можно наблюдать в бизнесе сотовых операторов. Однако доходность снижается и у операторов проводной связи - как телефонных компаний, так и интернет-провайдеров. Это не только российская тенденция. Снижением ARPU обеспокоены операторы во всем мире. Именно данное обстоятельство стало главным фактором, подвигнувшим операторов связи на внедрение услуг triple play.

Надо сказать, что процесс идет далеко не гладко, но опыт первопроходцев говорит, что при известной настойчивости и последовательности можно добиться неплохих результатов. В феврале нынешнего года итальянский оператор FastWeb, пионер в деле внедрения triple play, впервые объявил о получении чистой прибыли за IV квартал 2004 г., а его ARPU на услугу составил 77 евро в месяц (прирост в 2004 г. — 31 евро). К этому успеху компания шла с 2000 г. Однако I квартал нынешнего года FastWeb вновь закончил с убытками. Внедрение новых услуг - дело непростое.

Что сделать, чтобы услуги triple play стали путеводной звездой операторского бизнеса? На рисунке представлена обобщенная классификация услуг и решений NGN, включая услуги triple play, внедрение которых подразумевает создание решений для их предоставления, управление услугами и обеспечение их высокого качества (см. также «ИКС» № 10'2004, с. 68. - Ред.). Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов управления услугами triple play, затронем тему технического обеспечения заданного QoS. В первую очередь это реализация необходимой полосы пропускания сети абонентского доступа. Произведем оценочный расчет этого показателя. Безусловно, наибольшую лепту в загрузку полосы пропускания внесет видеотрафик. С известной долей приближения можно считать, что сегодня один канал телевизионной трансляции или VoD требует скорости передачи порядка 4 Мбит/с. Ситуация заметно улучшится, когда перейдем на стандарт MPEG-4, но в любом случае для получения качественного изображения для видеотрафика нужно будет резервировать порядка 2 Мбит/с.

Другим ресурсоемким приложением с точки зрения пропускной способности абонентского канала является игровой сервис. Для полноценного погружения в сетевые игры, особенно в ролевые, также необходима полоса 2 Мбит/с. Остальные приложения не столь «прожорливы»: для телефонной связи хватит 64 кбит/с, качественное радиовещание обеспечивается 128 кбит/с, даже для «серфинга» в Интернете вполне достаточно тех же 128 кбит/с (хотя все же лучше иметь полосу па порядок больше).

Услуги и решения NGN

Triple play
Классы услуг Видео Голос Данные
Виды услуг ТВ VoD BDR Телефония Мелодия Игры Интернет
Решения IP-TV IPT Content on Demand Hosting/Access
Access ETTH/VDSL/ADSL PON Wireless
Backbone
Ядро MetroEthernet/MPLS Softswitch MetroEthernet/MPLS
Магистраль CWDM/DWDM/SDH
               

Путем несложных арифметических вычислении получаем, что минимальная полоса пропускания должна быть порядка 4 Мбит/с, а еще лучше, если она будет превышать 6 Мбит/с. Для массового клиента такую скорость по привлекательным ценам могут обеспечить только технологии ADSL и Ethernet. В прошлом году аналитическое агентство Heavy Reading проводило опрос более 300 крупнейших операторов связи по всему миру с целью выяснить перспективы внедрения услуг triple play. Помимо положительного заключения о целесообразности такого новшества, аналитики пришли к выводу, что для качественного предоставления triple play минимальная пропускная способность абонентского канала должна быть не ниже 20 Мбит/с. Такая скорость по силам только технологиям ADSL2+ и Ethernet. Вопрос надлежащего построения сетей доступа для подключения к услугам triple play вовсе не праздный. Это самый затратный участок операторской сети при ее создании и эксплуатации. Ошибка в выборе базовой технологии трудно исправляется, а ее последствия очень дорого обходятся.

Ужесточение требований к абонентскому каналу вполне вписывается в концепцию NGN, которая предполагает перенос всей логики предоставления услуг на периферию сети. Еще в 2001 г. были утверждены «Концептуальные положения по построению мультисервисных сетей на ВСС России». Согласно этому документу NGN определяется как «концепция построения сетей связи, которые должны обеспечивать предоставление неограниченного набора услуг с гибкими возможностями по их управлению, персонализации и созданию новых услуг за счет унификации сетевых решений, предполагающая реализацию универсальной транспортной сети с распределенной коммутацией, вынесение функций предоставления услуг в оконечные сетевые узлы и интеграцию с традиционными сетями связи».

На мой взгляд, несмотря на некоторую тяжеловесность формулировки, это очень точное определение, в котором на первое место ставится не технологический аспект построения сетей следующего поколения, а то, ради чего эти сети создаются, - услуги связи. И не просто услуги как таковые, а единство их создания, управления и предоставления.

Очень важно, что согласно данному определению NGN должна обеспечивать поддержку неограниченного набора услуг. Это означает, что магистральные сетевые узлы должны быть простыми и выполнять только функции транспорта. Например, при наличии достаточного количества сетей кабельного ТВ (по данным АКТР, общая емкость сетей КТВ - 6 млн абонентов, в компаниях «Связьинвеста» - 587 тыс. абонентов КТВ. - Ред.) операторы связи будут вынуждены создавать решения для использования их в интересах triple play. Но вполне очевидно, что эти решения обойдутся дороже, чем ADSL и тем более Ethernet. Согласно данным опроса, проведенного J'son & Partners, среди способов подключения абонентов к Интернету нашлось место и для сетей кабельного ТВ. Их главной работой становится быстрая передача мегаобъемов информации. Недаром в последнее время столь популярной стала технология MPLS.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: