ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | ||||||||
Курс: | Первый | Группа: | 1В-2 | Номер урока (пара) | № 82 | |||
Специальность-квалификация: | 1513000 Ветеринария | |||||||
Наименование модуля: | Русский язык и литература | |||||||
Тема урока: | Виды сложного предложения. | |||||||
Дата: | «05» мая 2020 г. | Продолжительность: | 2 часа (90 мин) | |||||
Место проведения: | Кабинет № 414 | |||||||
Цель урока: | Познакомить обучающихся с видами сложного предложения. | |||||||
Задачи урока: | Образовательная: Научить определять грамматические признаки сложных предложений; различать виды сложных предложений. Развивающая: Развивать навыки синтаксического разбора сложного предложения.. Воспитательная: Способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, работоспособности. | |||||||
Ожидаемые результаты: | Обучающиеся умеют распознавать виды сложных предложений. Определяют грамматические признаки сложных предложений. | |||||||
Тип урока: | комбинированный | |||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | ||||||||
исследовательский, объяснительно - иллюстративный, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. | ||||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. Бегалиева – Алматы: Мектеп, 2015г., компьютер, сеть интернет. | |||||||
Дополнительные источники (литература) | И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку 10 класс»: -Москва: Издательство «ВАКО», 2005г, https://multiurok.ru/files/11-klass, https://videouroki.net/razrabotki,https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/57-narechie.html, https://vjanetta.narod.ru/text.html, https://znanija.com/task/8703316 | |||||||
Контактная информация преподавателя: | ||||||||
Ф.И.О.: Гофман Лариса Юрьевна | Тел.: 8 777 218 06 88 E-mai | |||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1. Организационный этап | 3 мин | Приветствие студентов. Отметить отсутствующих. | Приготовиться к уроку. Отчёт дежурного. | журнал |
2. Проверка выполнения домашнего задания | 20 мин | Заслушивает подготовленные сообщения по теме: Осложнённое предложение. | Проверяют домашнее задание. | Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. Бегалиева – Алматы: Мектеп, 2015г., тетради. |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | 5мин. | Обеспечить мотивацию, раскрыть цель учебного занятия, поставить задачи, проверка. Вступительное слово преподавателя по теме урока. | Принятие цели новой темы. Кратко знакомятся с темой урока. Отвечают на наводящие вопросы по теме. | тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | 30 мин | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминания изучаемого материала, содействовать обучающимся в освоении новых способов деятельности. Виды сложных предложений. | Восприятие и усвоение нового материала. Отвечают на наводящие вопросы. Читают и конспектируют материал по теме. Выполняют письменные задания. | Тетради, Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | 10 мин | Установить правильность понимания изученного материала, выявить недочёты первичного осмысления, неверные представления. | Слушают, записывают, участвуют в беседе. Выполняют упражнения.. | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | 15 мин | Обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний, повышения уровня осмысления изученного материала. Целевые обходы рабочих мест. | Работают по карточкам, анализируют тексты, выполняют упражнения. | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
7. Применение знаний и способов деятельности | В течение урока. | Обеспечить усвоение обучающимися знаний на уровне стандартных и нестандартных ситуациях. | Решение проблемных ситуаций. Выполнение письменных заданий. | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
8. Обобщение и систематизация знаний | 10 мин | Сформировать целостную систему знаний, обобщение. Выполнение письменных заданий. | Слушают. Отвечают на наводящие вопросы. Записывают в тетради.. | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
9. Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности | 5 мин | Выявить качество и уровень усвоения, недостатки в знаниях, обеспечить развитие у обучающихся способности к оцениванию. | Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. | Готовые работы. |
10. Коррекция знаний и способов деятельности | 5 мин | Скорректировать выявленные недостатки в знаниях и способах деятельности обучающихся. | Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. | Готовят дополнительные сведения по теме. |
11. Информирование о домашнем задании | 3 мин. | Инструктаж д/з, обеспечить возможность выполнения д/з я учётом индивидуальных способностей студентов. | Записывают домашнее задание. доклады, сообщения. | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
12. Подведение итогов занятия и рефлексия | 2 мин | Дать качественную оценку работы группы или отдельных студентов, организовать рефлексию. | Рефлексия | Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г.. |
Сабақ барысы
Ход урока.
1.Ұйымдастыру кезеңі
Организационный момент
2. Оқүшылар білімдерінің өзеқтігі
Ак туализация знаний учащихся. Лингвистическая разминка.
Прочитайт, расставьте ударения в словах. Определите значение слов.
Корни – коренья, проводы – провода, пропуски – пропуска, сыны – сыновья, цветы – цвета.
3. Жаңа материалды зердеу.
Изучение нового материала Виды сложного предложения.
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
![]() |
Изучите схему «Виды сложных предложений». Назовите виды сложных предложений в русском языке. По какому признаку выделяют союзное и бессоюзное предложение? На какие типы делятся союзные сложные предложения? Назовите основные средства связи в союзных и бессоюзных предложениях.
Теория.
Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.
Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.
В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов — относительных местоимений и наречий).
Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.
В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.
В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).
Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.
В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.
Например:
1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.
[ ], [ ]. – бессоюзное сложное предложение (БСП).
2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.
[ ], и [ ]. – сложносочиненное предложение (ССП).
3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.
[ ], (что...). – сложноподчиненное предложение (СПП).
Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.
Например: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.
Схема данного предложения: [ ], (которую...), а [ ], (которую...).
Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.
4.Өткен материалды бекіту
Закрепление пройденного метериала: Упражнение 1.
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений.
Назовите пунктуационные правила, которые нашли применение в записанных вами предложениях.
Составьте схемы предложений, выделенных для синтаксического разбора, чтобы объяснить расстановку знаков препинания.
Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
(К. Паустовский)
Упражнение №120. Перепишите. Укажите предикативные части сложных предложений и средства их связи. Определите, какие типы предложений составляют части сложного предложения. Подчеркните грамматическую основу сложных предложений.
1.Снегами с севера дохнуло, и тихое моё село лихим бураном захлестнуло. 2. Уже сильно похолодало, а река ещё не замёрзла. 3. Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло. 4. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. 5. Не спеши языком – торопись делом.6. То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть. 7. Смотри, как облаком живым фонтан сияющий клубится. 8. Жди меня и я вернусь, только очень жди. 9. Домик над рекою, в окнах огонёк, светлой полосою на воду он лёг. 10. Зимним холодом пахнуло на леса и поля, ярким пурпуром зажглись перед закатом небеса. 11. Печь была жарко натоплена, и в ней варился обед довольно роскошный для бедняков.