Тема: Виды сложного предложения.




ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Курс: Первый Группа: 1В-2 Номер урока (пара) № 82
Специальность-квалификация: 1513000 Ветеринария
Наименование модуля: Русский язык и литература
Тема урока: Виды сложного предложения.  
Дата: «05» мая 2020 г. Продолжительность: 2 часа (90 мин)
Место проведения: Кабинет № 414
Цель урока: Познакомить обучающихся с видами сложного предложения.
Задачи урока: Образовательная: Научить определять грамматические признаки сложных предложений; различать виды сложных предложений. Развивающая: Развивать навыки синтаксического разбора сложного предложения.. Воспитательная: Способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, работоспособности.
Ожидаемые результаты: Обучающиеся умеют распознавать виды сложных предложений. Определяют грамматические признаки сложных предложений.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии:
исследовательский, объяснительно - иллюстративный, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Необходимое оборудование и приборы: Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. Бегалиева – Алматы: Мектеп, 2015г., компьютер, сеть интернет.
Дополнительные источники (литература) И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку 10 класс»: -Москва: Издательство «ВАКО», 2005г, https://multiurok.ru/files/11-klass, https://videouroki.net/razrabotki,https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/57-narechie.html, https://vjanetta.narod.ru/text.html, https://znanija.com/task/8703316
Контактная информация преподавателя:
Ф.И.О.: Гофман Лариса Юрьевна   Тел.: 8 777 218 06 88 E-mai
                 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Ход урока Время (минуты) Действия преподавателя Действия слушателей Учебные ресурсы и материалы
         
1. Организационный этап 3 мин Приветствие студентов. Отметить отсутствующих. Приготовиться к уроку. Отчёт дежурного. журнал
2. Проверка выполнения домашнего задания 20 мин Заслушивает подготовленные сообщения по теме: Осложнённое предложение. Проверяют домашнее задание. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. Бегалиева – Алматы: Мектеп, 2015г., тетради.
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе 5мин. Обеспечить мотивацию, раскрыть цель учебного занятия, поставить задачи, проверка. Вступительное слово преподавателя по теме урока. Принятие цели новой темы. Кратко знакомятся с темой урока. Отвечают на наводящие вопросы по теме. тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
4. Формирование новых знаний и способов деятельности 30 мин Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминания изучаемого материала, содействовать обучающимся в освоении новых способов деятельности. Виды сложных предложений. Восприятие и усвоение нового материала. Отвечают на наводящие вопросы. Читают и конспектируют материал по теме. Выполняют письменные задания. Тетради, Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
5. Первичная проверка понимания изученного материала 10 мин Установить правильность понимания изученного материала, выявить недочёты первичного осмысления, неверные представления. Слушают, записывают, участвуют в беседе. Выполняют упражнения.. Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности 15 мин Обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний, повышения уровня осмысления изученного материала. Целевые обходы рабочих мест. Работают по карточкам, анализируют тексты, выполняют упражнения. Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
7. Применение знаний и способов деятельности В течение урока. Обеспечить усвоение обучающимися знаний на уровне стандартных и нестандартных ситуациях. Решение проблемных ситуаций. Выполнение письменных заданий. Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
8. Обобщение и систематизация знаний 10 мин Сформировать целостную систему знаний, обобщение. Выполнение письменных заданий. Слушают. Отвечают на наводящие вопросы. Записывают в тетради.. Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
9. Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности 5 мин Выявить качество и уровень усвоения, недостатки в знаниях, обеспечить развитие у обучающихся способности к оцениванию. Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. Готовые работы.
10. Коррекция знаний и способов деятельности 5 мин Скорректировать выявленные недостатки в знаниях и способах деятельности обучающихся. Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. Готовят дополнительные сведения по теме.
11. Информирование о домашнем задании 3 мин. Инструктаж д/з, обеспечить возможность выполнения д/з я учётом индивидуальных способностей студентов. Записывают домашнее задание. доклады, сообщения.   Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..
12. Подведение итогов занятия и рефлексия 2 мин Дать качественную оценку работы группы или отдельных студентов, организовать рефлексию. Рефлексия   Тетради. Учебник «Русский язык» Ф.Г.Брулёва, С.Б. с, 11 класс – Алматы: Мектеп, 2015г..

 

Сабақ барысы

Ход урока.

1.Ұйымдастыру кезеңі

Организационный момент

2. Оқүшылар білімдерінің өзеқтігі

Ак туализация знаний учащихся. Лингвистическая разминка.

Прочитайт, расставьте ударения в словах. Определите значение слов.

Корни – коренья, проводы – провода, пропуски – пропуска, сыны – сыновья, цветы – цвета.

3. Жаңа материалды зердеу.

Изучение нового материала Виды сложного предложения.

               
   
 
 
 
   
 
   


Изучите схему «Виды сложных предложений». Назовите виды сложных предложений в русском языке. По какому признаку выделяют союзное и бессоюзное предложение? На какие типы делятся союзные сложные предложения? Назовите основные средства связи в союзных и бессоюзных предложениях.

Теория.

Сложное предложение — это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно. Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.

В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов — относительных местоимений и наречий).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).

Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.

Например:

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.

[ ], [ ]. – бессоюзное сложное предложение (БСП).

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

[ ], и [ ]. – сложносочиненное предложение (ССП).

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.

[ ], (что...). – сложноподчиненное предложение (СПП).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.

Например: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.

Схема данного предложения: [ ], (которую...), а [ ], (которую...).

Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.

 

4.Өткен материалды бекіту

Закрепление пройденного метериала: Упражнение 1.

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений.
Назовите пунктуационные правила, которые нашли применение в записанных вами предложениях.
Составьте схемы предложений, выделенных для синтаксического разбора, чтобы объяснить расстановку знаков препинания.

Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
(К. Паустовский)

Упражнение №120. Перепишите. Укажите предикативные части сложных предложений и средства их связи. Определите, какие типы предложений составляют части сложного предложения. Подчеркните грамматическую основу сложных предложений.

1.Снегами с севера дохнуло, и тихое моё село лихим бураном захлестнуло. 2. Уже сильно похолодало, а река ещё не замёрзла. 3. Где не погибло слово, там и дело ещё не погибло. 4. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. 5. Не спеши языком – торопись делом.6. То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть. 7. Смотри, как облаком живым фонтан сияющий клубится. 8. Жди меня и я вернусь, только очень жди. 9. Домик над рекою, в окнах огонёк, светлой полосою на воду он лёг. 10. Зимним холодом пахнуло на леса и поля, ярким пурпуром зажглись перед закатом небеса. 11. Печь была жарко натоплена, и в ней варился обед довольно роскошный для бедняков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: