ПРИЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОДМЕНОЙ ТЕМЫ




На качественное "заглушение" темы нет времени, а силовое ее "переламывание" невозможно по бедности контраргументов? В таком случае журналисты качественной прессы частенько идут на откровенно шулерский прием: они подменивают тему. Рассматриваемый метод тоже предусматривает, что нежелательная тема честно заявляется в начале статьи (таково требование современной "информационной" журналистики). Как правило, нежелательная тема обозначается в заголовке, и первом абзаце. А вот далее начинаются фокусы. При помощи ловких технических приемов эту тему можно подменить незаметно для читателя, а стало быть, похоронить.

Прием 1: «Фальшивый заголовок». Корни в "жесткой" пропаганде. Сегодня требования качественной информационной журналистики - "Заголовок должен заявлять тему и привлекать внимание". Тема должна быть открыто и честно заявлена. Всегда. Даже если данная тема нежелательна и журналист планирует ее похоронить. Однако это не значит, что заголовок должен отражать содержание всей статьи. Вполне достаточно, если тема, заявленная в заголовочном комплексе, получит развитие в первых двух-трех абзацах. А дальше... дальше можно забыть про заголовок и отклоняться от темы хоть на 180 градусов!

Пример. Газета "Фигаро" "Жюппе предупреждает". В заголовке заявлена тема, "нежелательная" для штаба Эдуара Балладюра (которого поддерживает газета). Эта тема - резкое выступление Жюппе против команды бухгалтеров Балладюра, Помимо заголовка, инвективам Жюппе посвящены только два абзаца из нескольких десятков. Первый и последний. Остальные - рассказ о новых инициативах Балладюра...

 

Прием 2: «Переключение стрелок». В условиях информационного шума каждый кусочек информации должен быть правильно и адекватно озаглавлен. Законы современной информационной журналистики предписывают: заголовок жестко соответствует информационному содержанию первого абзаца. А еще лучше, выдержать хотя бы первые три-четыре абзаца в соответствии с заявленной темой. Если в заголовке обещали поведать, что "Депутат N призвал запретить аборты", то поначалу журналист честно повествует о его позиции, воздерживаясь от критических комментариев. Но вот - колонка газетного текста пресекается какой-нибудь фотографией, таблицей или просто внутренним подзаголовком. Внимание! Это стрелка. В таких местах, как правило, таится "склейка" разноплановых кусков журналистского текста, происходит разворот темы. По вине коварного "стрелочника" материал, начинавшийся с изложения позиции N, вполне может перерасти в еще более подробное изложение контраргументов какого-нибудь X.X., известного защитника абортов.

МИКРОУРОВНЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАСКИРОВКИ ПРОПАГАНДЫ.

Обшие замечания

До сих пор мы рассматривали приемы, связанные с различными модусами менеджмента темы, - "раздувание", "заглушение" и др. Однако приемы обращения с темами - это как бы "макроуровень" пропаганды, уровень создания публикаций в целом. А ведь существует еще и "микроуровень" - уровень создания конкретных фраз в рамках отдельно взятой статьи! Спиннеры очень часто сталкиваются с необходимостью имплантировать в информационное "тело" публикации цитату "дружественного" штабиста так, чтобы читатель не уделил этому особенного внимания...

Прием 1: «Капля дегтя». Читатель ХХI века не терпит безоговорочного восхваления кандидатов. Чтобы продать публике цистерну рекламного меда, приходится добавлять капельку дегтя. Делается это крайне осторожно: т.к. "ложечка дегтя" должна быть не жестким логическим доводом, а каким-нибудь мимолетным наблюдением эмоционального плана. Пусть это будет легкий смешок, небольшая шпилька...

Прием 2: «Пизанская башня». Канон западной информационной журналистики гласит: статью надо строить по принципу "перевернутой пирамиды". "Здание" публикации возводится на узком фундаменте трех-четырех фактов (кто? где? когда? как?). С этого начинается текст, а ближе к концу надлежит сообщать менее значимые подробности, исторические справки и т.п. У читателей во многих странах уже выработался условный рефлекс: чем ближе к концу текста, тем скучнее и, одновременно, объективнее сообщаемая информация. Журналисты осознали это и теперь стараются загонять вымысел в конец текста, маскируя его под "объективную предысторию вопроса". В результате громада перевернутой пирамиды нависает над читателем на манер некой падающей башни и всей своей массой давит на восприятие.

Прием 30: «Нарезка цитаты». В условиях информационного шума избалованный и пресыщенный информацией читатель требует от автора статьи краткой выжимки. Поэтому крупная цитата сразу отпугивает, отвращает от темы. Это наносит удар и по репутации "неангажированного" издания. Цитировать выступления политика крупными блоками не рекомендуется. Что делать? Один из вариантов: "нарезка цитаты". Чтобы замаскировать, длинная цитата дробится на тончайшие "срезы" - причем идеологическая мякоть цитаты постоянно перемежается жирными прослойками косвенного цитирования, оформленного как авторский журналистский текст.

Пример. Цитата выступления Н. Саркози в поддержку Балладюра: "Саркози имеет все основания с легкостью заверить французов, что многочисленные "общеизвестные факты подтверждают позицию" Эдуара Балладюра, "единственного" политика во Франции, который не самоудовлетворяется "туманными обещаниями на будущее" и, в отличие от других кандидатов, "опирается на факты, которые подтверждают его программу", поскольку только его обещания "гарантированы фактами". Балладюр эффективно "добивается результатов, которые вызывают удовлетворение у наблюдателей".

В какой-то момент читатель почти забывает, чье это мнение - Саркози или газеты "Фигаро"? Журналист "обыгрывает" цитату, ловко избегая эффекта "поддакивания".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: