Валерий Демин - Тайны русского народа: В поисках истоков Руси 9 глава




Если ж скакали они по хребтам беспредельного моря, Выше воды, сверх валов рассыпавшихся, быстро летали.

 

Точно так же описывается полет волшебных коней в русском и славянском фольклоре, где прозываются они Сивками-бурками, Бурушками-косматушками, что в конечном счете значит - Бурьки-Борейки. Не случайно и мифический летучий конь алтайских сказаний также зовется Буура. Между прочим: до сих пор имеет распространение славянская фамилия Борейко (вспомним героя-поручика из романа А.Н.Степанова "Порт-Артур").

 

У ираноязычных осетин в их знаменитых нартских сказаниях также действует могучий богатырь по имени Бора. Повествуется о его встрече со счастливым в духе "золотого века" морским народом - донбеттырами ("дон", как уже былопродемонстрировано, - общеиндоевропейское понятие дляобозначения любых водных объектов). Бора пришел в их страну,минуя царство ночи. Там он нашел огненное озеро (читай - море)с загадочным хрустальным образованием на самом дне (в фольклорехрусталь - коррелят льда). Вот как описывает древний сказительтектоническую битву огня и льда: Вертящийся хрусталь на самом дне Кремень огромный точит в глубине И высекает пламенные искры Движением молниеносно-быстрым.

А озера бушующего дно Как будто светом дня озарено...

 

Воистину картина вселенской катастрофы. Как явствует из фольклора, первоначально нарты жили не в горах, а в пределах морских просторов - они часто упоминаются в осетинскихсказаниях. По преданию, нарты вообще были потомками Морскогоцаря - Донбеттыра.

 

Нельзя не вспомнить и древнегреческое название Днепра - Борисфен. А европейские мореплаватели, добравшиеся в XVII векедо устья Печоры, столкнулись на побережье Северного Ледовитогоокеана с туземцами-борандийцами. Да и в названиисеверо-восточной страны скандинавских саг, именовавших регионот Беломорья до приполярного Урала Бьярмой (Biarmia),улавливается искаженное имя Борея. Крылатый чернобородый Бог Борей считался эллинами сыном Астрея (Звездного неба) и Эос (Утренней зари) (рис. 49). По Диодору Сицилийскому, потомки Борея - Бореады (их не следует смешивать с его сыновьями Калаидом и Зетом - участниками похода аргонавтов) были владыками (царями) главного города Гипербореи и хранителямисферического (!) храма - святилища Аполлона, куда Солнцебог прилетал каждые 19 лет.

 

В русском фольклоре есть сказочный Буря-богатырь - чем не Борей? В афанасьевском сборнике сказок Буря-богатырь - не просто могучий исполин - он еще и Коровий сын: корова слизала остатки (помои) от златокрылой щуки, которую приготовили наобед бездетной царице. Буря-богатырь сражается на знаменитом Калиновом мосту поочередно - с шестиглавым, девятиглавым и двенадцатиглавым змеями - сыновьями Бабы-яги (они же чуда-юда- мосальские губы). Здесь же и волшебная яблоня, и Сивка-бурка, и утка, что кличет беду, и свинья-оборотень (да исам Буря-богатырь оборачивается тотемным соколом), и Морской царь с золотой головой, которую отрывают и используют для распутывания злых козней (вспомним титана Форкия - Морскогостарца, обитавшего близ Гипербореи). Все это гиперборейская закодированная символика - она еще ждет своей расшифровки.

 

В индоевропейское лексическое гнездо с корневой основой "бу(р)" входят слова со смыслом "буйный", означающий: 1) "яростный", "бурный"; ср.: буйная удаль, буйные ветры, Буй-Тур Всеволод в "Слове о полку Игореве", буйвол = дикий (буйный) бык (вол); 2) "плодоносный", "обильный" (ср.: буйная -растительность, лес, травы, хлеба, пшеница, рожь, овес). В этомряду и знаменитый символический образ русского фольклора - Остров Буян, присутствующий как в сказках (присказках),так и в магических заговорах: что свидетельствует о глубочайшейдревности самого образа. Но чтобы произвести его полнуюсмысловую реконструкцию, необходимо подняться на высотуптичьего полета.

 

В современном обыденном понимании буян - это человек, склонный к буйству, попросту - скандалист. Не так в прошлом, когда слово "буян" означало совсем другое. В "Слове (Молении) Даниила Заточника" (ХII в.) буян - это гора (холм), а за буяном кони пасутся: "Дивиа за буяном кони паствити".

 

Исторический анализ дает целый букет значений слова "буй" и производного от него "буян": 1. высокое место: гора, холм, бугор; глубокое место в море, реке, озере - стремнина, пучина,быстрое течение; множество рыбы, косяк, стая; 2. открытое место: 2.1. для построения кумирни, то есть языческого (позже- православного) храма; 2.2. для княжеского суда или менового торга (позже его вытеснил "базар" - тюркское слово, заимствованное во время татаро-монгольского нашествия); 3.кладбище, погост56. Те же значения (среди прочих) находим и в народных говорах. Так, в Ярославской, Тульской и Тобольской губерниях под "буяном" еще совсем недавно подразумевали "открытое возвышенное пустое место, не защищенное от ветра".

 

Древнейшая корневая основа "бур" подтверждает свое первоначальное значение и в ныне употребляемой лексике. Каждому, например, известно, что название города Петербурга образовано от имени апостола Петра (а не царя, как полагают некоторые) и германоязычного слова burg - "город". Ноне каждый знает, что современное "бург" восходит киндоевропейскому праязыку, где "бур" нередко превращалось в "пур", также означавшее "крепость" (один из эпитетов грозного Бога Индры в Ригведе - "разрушитель пуров"). Между прочим, древнеегипетская идеограмма, обозначавшая "дом", тоже читаласькак pr (гласные звуки в египетской письменности не употреблялись). Археологи считают, что типичным образцомархаичных "буров-пуров" могут служить недавно открытые в Челябинской области кольцеобразные крепостные постройки Аркаима.

 

Около десяти лет тому назад научная общественность была потрясена открытиями на южноуральской реке Синташте, где были обнаружены остатки мощных древних поселений с развитой добычей руды и выплавкой металла. Как и водится, все произошло совершенно случайно. Десятилетиями никто не обращал никакого внимания на близлежащие холмы. Но когда задумали возвести плотину, что влекло за собой затопление обширных площадей, -пригласили археологов и... Мир вздрогнул от нечаянной сенсации!

 

Настоящая уральская Троя! Кольцевидные (можно даже сказать - раковинообразные) крепостные валы (рис.50), образующиесооружение, похожее на недостроенную Вавилонскую башню, шахты, плавильные печи, фундаменты рухнувших жилых и хозяйственных построек, поделки и утварь - все это позволило связать находкис продвижением на Юг во 2-м тысячелетии до н.э. еще не полностью расчлененных индоевропейских племен.

 

По имени расположенной поблизости горы новонайденное археологическое чудо получило звучное название - Аркаим. С техпор здесь полным ходом идут комплексные исследования. Есть ливероятность, что в спиралевидной форме Аркаима заложенкакой-либо космический смысл? Есть! И потому, что многиеаналогичные постройки Древности имели астрономическоепредназначение (шумерские и вавилонские зиккураты, храмовыекомплексы ацтеков и майя). И потому, что алгоритм спирали лежитв самом фундаменте Мироздания (торсионные поля, генетическийкод, спиральные галактики и т.п.).

 

По всей видимости, к праязычному "пур" восходит название пурпурного цвета, образованного от финикийского названияпурпуроносной морской улитки, из которой добывалась самаяпопулярная в Древнем мире краска. Так что русская тяга ккрасному (синониму "прекрасного") имеет глубочайшиеисторические корни, откуда, собственно, и пошли червонные щиты,плащи и красные стяги, реявшие и на Куликовом поле, и надповерженным рейхстагом. Применительно же к нашей темепервоначальное значение слова "бур" ("город", "крепость")вполне соответствует искомому смыслу названия Острова Буян.

 

Выявление архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл мифологемы Остров Буян. Это - не просто гора на острове,а, скорее всего, гористая земля посреди пучины (стремнины) Моря Окияна, где близ города-крепости раскинулось разгульное торжище и откуда торговые гости - соловьи будимировичи - развозят по всему свету товары - рукотворные и нерукотворные (последние известия и новости). И здесь снова и неизбежно напрашивается аналогия с Гипербореей - Северной территорией в акватории Ледовитого океана.

 

В сказочном обличии остров Буян - прежде всего средоточие тех самых волшебных сил, общение с которыми способно повернуть течение жизни в какую угодно сторону, изменить судьбу и победить враждебные происки. Отсюда остров Буян - непременный символ магических актов: он присутствует в качестве обязательной формулы в заговорах и заклятиях - без обращения к Буяну колдовские акты не имеют никакой силы. И тут сквозь поэтическую сказочную пелену до нас доносится дыхание древней прародины, исчезнувших языческих обрядов, жреческой и шаманской магии, позволяющей напрямую общаться с высшими космическими силами - вплоть до временного слияния с космическим началом.

 

Самый выдающийся собиратель, систематизатор иисследователь русского фольклора Александр Николаевич Афанасьев (1826 - 1871), которому Отечество обязано поклониться до самой земли, разъяснял: на острове Буянесосредоточены все могучие грозовые силы, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; тут обретаются: и змея всем змеям старшая, и вещий ворон, всем воронам старший брат, который клюет огненного змея, и птица-буря, всем птицам старшая и большая, с железным носом и медными когтями (напоминающая собой чудесную Стратим-птицу, всем птицам мать, что живет в Океане-море и творит своими крыльями буйные ветры), пчелиная матка, всем маткам старшая. От них, по мнению народа, как от небесных матерей, произошли и все земные гады, птицы и насекомые. По свидетельству заговоров, на этом же острове восседают и дева Заря, и само Солнце57. Остров Буян -средоточие всех творческих сил природы, их вечно полный и неисчерпаемый источник. Он - часть той первородной Земли,которую породил Океан - мать и отец всех морей.

 

Не надо думать, что народная память об острове Буяне была локализована в пространстве и времени. Еще в начале нынешнего века провинциальный священник Алексей Соболев записал во Владимирской губернии множество заговоров с такими закодированными подробностями о легендарном острове, которые неизвестны по другим, в том числе и классическим, источникам. Вот лишь два фрагмента из опубликованных записей: "На море, на Кияне, на острове на Буяне стоит дуб честной, на том дубу 70 гильев, на тех гильях 70 гнездов, натех гнездах 70 орлов; Киян-море разливалось, орлы крыламиотбивались, когтями отгребались, носами отплевывались отврага-супостата...". (В другом заговоре поминаются одни изсамых древних тотемных образов - утка да селезень.) "На море, на Кияне, на острове на Буяне упыри оживали волос-волосатик на хрестьян пущали. Вышел волос в колос, начал суставы ломати, жилы прожигати, кости просверляти, раба Божьего такого-то иссушати. А я тебя, волос-волосатик, заклинаю, словом крепким-накрепким наставляю: иди ты, волос-волосатик, к острову Буяну, к Латырю камню, где хрещенные человеки не ходят, живые не бродят; сядь на свое место - к упырям лихим в кресло. Покорись моему приказу, крепкому-накрепкому заговору-наказу..." 58

Где же расположен этот "чудный остров" русских заговоров сказок и былин? Есть ли в русском фольклоре намеки на его месторасположение? Отчасти ответ на поставленный вопрос уже дан. Догадаться не так уж и трудно. Откроем самый знаменитый первопечатный сборник русских былин и песен, собранных Киршой Даниловым. Первой здесь помещена былина о Соловье Будимировиче, плывущем в Киев на Соколе-корабле из заморских неведомых стран,- шедевр устного народного творчества.

 

Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота акиян-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омоты днепровския.

Из-за моря, моря синева, Из глухоморья зеленова, От славного города Леденца, От того-де царя ведь заморскаго Выбегали-выгребали тридцать кораблей, Тридцать кораблей един корабль Славнова гостя богатова Молода Соловья сына Будимировича.

 

Искомые ключевые слова здесь: название заморского (заокеанского) города - Леденец и имя главного героя - Соловей. Былина из Сборника Кирши Данилова вдохновила в свое время Пушкина - он заимствовал название города Леденца для "Сказки о царе Салтане". Ритмика "Сказки" продиктовала Пушкину ударение на последнем слоге, и в этом варианте почти сто процентов читателей воспринимали название города как образованное от названия конфетки-сосучки.

 

Ритмика былины о Соловье Будимировиче иная: она требует ударения на первом слоге. При этом самим собой обнаруживается и действительный смысл названия города, образованного от слова "лед". Леденец - значит Ледяной. Город с таким названием (темболее имеющим обобщенно-символический смысл) не можетнаходиться на юге, хотя по традиции или инерции постоянноделаются попытки переместить Леденец далеко на юг и дажеотождествить его с Венецией, исходя из имеющегося в одной извариантов былины иного звучания и написания - Веденец (впоследнем случае логика диктует иную интерпретацию названия:образование его от слов "ведать" ("знать"), "Веды"; в этомслучае Веденец - "город знания, ведовства"). Южная версиясюжета былины о Соловье Будимировиче рассыпается в прах, еслиобратиться к поморскому варианту старины, приводимому Борисом Шергиным, где прямо поется: "Из-за моря, моря Студеного" (то есть имеется в виду Северный Ледовитый океан).

 

Это же подтверждает и общеславянская фольклорная традиция. В древних сказаниях сербов и болгар фигурирует Ледяной град, соответствующий русскому Ледяному городу - Леденцу.

 

Первоначально же эти города отождествлялись с Ледяным островом или Ледяной землей59. В какой-то мере смутные воспоминания о Прародине, скованной льдом, присутствуют и в магических повторах архаичного заклинания: "...Стоит в подсеверной стороне ледяной остров; на ледяном острове ледяная камора; в ледяной каморе ледяные стены, ледяной пол, ледяной потолок, ледяные двери, ледяные окна, ледяные стекла, ледяная печка, ледяной стол, ледяная лавка, ледяная кровать, ледяная постеля, и сам сидит царь ледяной"60.

 

Считается, что былины так называемого Киевского цикла о знаменитых русских богатырях - были созданы близ Киева же, азатем распространены на Север, где и сохранились чуть ли не донаших дней. А на родине своего рождения былины эти были якобыутрачены. Это маловероятно. Если самые древние, наполовинуязыческие песни и сказки на территории бывшей Киевской и Галицкой Руси живы до сих пор, то почему исчезли былины?61 А может, так: былины (старины) - за малым исключением, возникликак песенные рассказы северян о том, что происходит на юге России? Свидетели тех событий приходили на Русский Север и напевно рассказывали о виденном и слышанном.

 

С другой стороны, северные былины, а точнее - старины, содержат множество намеков на незапамятные времена. Многие изэтих намеков перекочевали из древнейших устных преданий,передававшихся из уст в уста и постепенно переиначившихся нановый лад. Так, несомненно древнейшего происхождения в былине о Соловье Будимировиче повторяющийся во многих других текстах известный закодированный рефрен космического содержания: Чудо в тереме показалося: На небе солнце - в тереме солнце, На небе месяц - в тереме месяц, На небе звезды - в тереме звезды, На небе заря - в тереме заря И вся красота поднебесная.

Говоря современным языком, описанное больше напоминает обсерваторию или планетарий, чем русский терем. Известен и прозаический вариант описания "чуда в тереме". Самая ранняя, "доафанасьевская" публикация популярной русской сказки "Семь Симеонов" в сборнике, изданном в 1841 г. И.П.Сахаровым, содержит драгоценные подробности, отсутствующие в других записях. В воображении читателя воспроизводится все тот же необыкновенный терем в тридевятом царстве, куда попадают братья, переплыв Окиян море глубокое: "Как и тот ли терем изукрашенный был красоты несказанныя: внутри его, терема изукрашенного, ходит красно солнышко, словно на небе. Красно солнышко зайдет, молодой месяц по терему похаживает, золоты рога на все стороны покладывает. Часты звезды изнасеены по стенам, словно маков цвет. А построен тот терем изукрашенный на семи верстах в половиною; а высота того терема несказанная. Кругом того терема реки текут, молоком изнаполненные, сытой медовой подслащенные. По всеим по теим по рекам мостички хрустальные, словно жар горят. Кругом терема стоят зелены сады, а в зеленыих садах поют птицы райские песни царские. [Ни дать ни взять, еще одна картина "золотого века" на Крайнем Севере, но только теперь в передаче русского сказителя! - В.Д.]

Во том ли тереме все окошечки белостекольчаты, все дверцы чиста серебра. Как и на тереме - то крышечка чиста серебра со маковкой золотной, а во той ли маковке золотной, лежит дорог рыбий зуб. От красна крылечка белостекольчата лежат ковры самотканные, а по тем коврам самотканным ходит молода княжна, Елена Прекрасная".

 

О Елене Прекрасной вообще разговор особый. Она - героиня не одних только древнегреческих легенд, но и русских сказок,куда, надо полагать, попала не потому, что русские сказителислышали о Гомере, а потому, что и у "Илиады", и у русскогофольклора в данном плане был один общий источник, восходящий кгиперборейским временам. Дочь Леды и Зевса, явившегося к ней вобразе Лебедя (рис.51) - носителя древнего доиндоевропейскогототема, виновница Троянской войны, вылупилась из яйца,снесенного матерью. Уже одно это свидетельствует о доэллинскомпроисхождении образа Леды и ее детей: как уже говорилось, подревнейшим космогоническим представлениям считалось, что всеживое появилось из яйца (отсюда в конечном счете и популярнаялатинская поговорка ab ovo - "от яйца", то есть "ссамого начала"). В имени Леды, тайной возлюбленной Зевса-Лебедя, закодировано северное происхождение и самой легенды и ее образов. В основе имени Леды лежит корень "лед". Леда дословно означает "Ледяная" - далекий прообраз Снегурочки. Имя самой Елены, как и этноним "эллины", восходит к названию тотемного животного евразийских народов "олень": первоначально оно звучало как "елень" и произошло от другого всем хорошо знакомого слова - "ель", "елка" (в древнерусскихтекстах и вплоть до XIХ века греки-эллины именовались "елины"). В прошлом, когда племенная принадлежность, родственныесвязи и брачные союзы обозначались по тотемам, лебединаяипостась Зевса, в соответствии с реконструкцией первоначальногосмысла, не могла означать ничего другого, кроме принадлежностик тотему лебедя. Сказание о Леде появилось во времена, когдагреки и славяне представляли этническую целостность, а их языкибыли нерасчлененными. Предание о Леде - Ледяной царевне моглородиться лишь в тех климатических зонах и, соответственно,географических территориях, где льды играют не последнюю роль.

 

Понятно, что это не могла быть территория древней (или современной) Греции. Следовательно, образ Леды возник в северных широтах, задолго до переселения прапредков эллинов на Балканы.

 

По происхождению образ древнегреческой Леды более всего близок любимой героине русского фольклора Снегурочке и Белоснежке германоязычных народов, хотя за тысячелетия функции и роли их значительно изменились. Любопытно, что в одном из вариантов сказки о Снегурочке (рис.52), записанном Иваном Александровичем Худяковым (1842 - 1876) в Нижегородской губернии (некоторые мотивы из этой записи использовал и А.Н.Островский при создании своей знаменитой литературно-драматической версии), Снегурочка попадает в заточение к Бабе-яге и ее спасает бык, несмотря на преследования ведьмы62. Здесь прослеживается еще один известный сюжет: похищение Европы Быком-Зевсом и сокрытие финикийской царевны от ревнивой супруги Геры. Древнейший индоевропейский сказочный мотив (который можно проследить и за пределами индоевропейской традиции) в дальнейшем настолько изменился, что древнегреческие мифологические персонажи Европа - Зевс - Герапревратились в русском фольклоре в Снегурочку - Быка - Бабу Ягу.

 

Интересно, однако, внимательней присмотреться к параллели Снегурочка - Европа. Образ Европы гораздо глубже расхожейистории о похищении наивной царевны похотливым Зевсом в образезлатошерстного быка со светящейся звездой во лбу. По мнениюглавного российского авторитета в области античной мифологии А.Ф.Лосева, Европа - древнее хтоническое божество, "образ ее объединяет весь Космос (включая небо, землю и подземный мир)".

 

Так, в Сидоне (Малая Азия) Европа отождествлялась с Селеной (Луна) и Астартой (планета Венера). После брака с Зевсом на Крите, супругом Европы-Луны стал царь Астерий (Звездный). Но еще Павсаний раскрывал подлинный смысл образа Европы. Как космическое Божество она выступает под именем Деметры - однойиз самых почитаемых Олимпийских Богинь. Великая Мать Земля, "всех богов и людей Матерь" - вот кто такая в конечном счете Европа. И при том - Сумеречная, Темная, Ледяная, то есть северного происхождения. Ледниковая Исида - удачно назвал ее Д.С.Мережковский63. И вновь последовательность в рассуждении привела нас к северной ("ледяной") теме и образам.

 

Что касается дочери Леды и Лебедя, то здесь уместно привести некоторые подробности. Елене Прекрасной покровительствовал Гермес, он унес ее в Египет и спрятал там до окончания Троянской войны у Протея - вещего Бога-оборотня (отего имени произошло слово "фараон"). А в Трою вместо новой жены Парис якобы привез призрак из эфира - такова была изощренная месть Геры. Злокозненная супруга Зевса не могла проститьтроянскому царевичу Парису его выбор Афродиты как наикрасивейшей Богини. Данная версия подробно изложена в трагедии Еврипида "Елена". Но и Геродот авторитетно утверждает: когда ахейцы штурмом взяли Трою, Елены там не оказалось. Эту загадочную проблему Отец истории самолично обсуждал с египетскими жрецами, подтвердившими на основании собственных сведений, что жена Менелая на протяжении всей Троянской войны скрывалась в Египте. По-разному освещают различные источники и последующую судьбу Елены Прекрасной. У античных авторов можно узнать, что после смерти Елена соединилась с Ахиллом, и произошло это где-то в Скифских пределах, куда переселились душа сына Пелея и Фетиды, бывшего по происхождению скифом. Место посмертной жизни главных героев "Илиады" - остров Левка,что означает "Белый"64. Это, по разъяснению комментаторов, - один из островов Блаженных, где, как известно, обитали титаны ицарил "золотой век".

 

В конце прошлого века получила достаточное распространение гипотеза о северном происхождении сказаний Троянского цикла. Ее популяризаторы - немецкий ученый Э.Краус и польский писатель А.Немоевский - считали, что в основу Гомеровых поэм положено некоторое первичное мифологическое ядро, относящееся к доэллинской истории. Кстати, имя самого Гомера также допустимо истолковать как прозвище, подразумевающее этническую принадлежность. Этноним "гомер" упоминается в Библии и, по единодушному признанию историков, обозначает киммерийцев- соперников скифов на просторах европейских степей и лесостепей. Мог ли быть Гомер киммерийцем или их потомком?

 

Вполне - подобно тому, как Пушкин, например, был потомком абиссинцев (эфиопов), оставаясь при этом величайшим русскимпоэтом. В Гомеровой "Одиссее" (ХI, 12 - 19) содержится чрезвычайно важный рассказ о стране киммерийцев, расположеннойна берегу океана. Одиссей приплыл туда и посетил один из киммерийских городов в разгар полярной ночи, описанной Гомером вполне профессионально: "Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами - ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными" (подстрочный перевод В.В.Латышева).

 

Даже из небольшого приведенного отрывка следуют по меньшей мере два бесспорных вывода: во-первых, Гомер прекрасно представлял, что такое полярная ночь; во-вторых, маршрут плаванья Одиссея был далеко не таким простым, как обычно рисуется в распространенных комментариях. Не касаясь всех перипетий десятилетних странствий Одиссея, напомним только, что, помимо киммерийцев, он посетил также расположенные на Севере владения Бога ветров Эола и семь лет провел на острове Огигия на краю Океана (или в его центре), принадлежащем нимфе Калипсо, дочери титана Атланта (по другим версиям, Океана или же Солнцебога Гелиоса), прижив с ней четверых детей. Каким образом очутился Одиссей после сожжения Трои на самом краю Ойкумены, с точки зрения здравого смысла объяснить нелегко. Скорее всего, в текст Гомеровой "Одиссеи" были вмонтированы более ранние сказания и вписаны в общую сюжетную линию.

 

История самой Трои, разрушенной ахейцами, также оставляет многие вопросы без ответа. Этимологически название знаменитого города-крепости происходит от общего для многих индоевропейских языков наименования цифры "три" и по смыслу могло означать что угодно: "третья", "тройная", "тройственная" и т.п. Название Трои могло происходить от прозвища трехглавого или трехликого Божества, у разных индоевропейских народов именуемого по-разному: у индийцев - Тримурти, у славян и балтов - Триглав-Троян, которого помнит еще "Слово о полку Игореве". Наконец, есть еще одна версия. Дело в том, что Трояны -собирательное имя трех братьев в славянском фольклоре. Так, Троянами были упоминаемые в "Повести временных лет" три брата- основатели Киева: Кий, Щек и Хорив. По общему имени братьев- Трояны - в украинских легендах зафиксировано и древнее название Киева: он прозывался точно так же, как и малоазийский Илион - Троя. От имени Киева-Трои и братьев Трояновобразовались и другие общезначимые понятия русской духовнойжизни: Троянова земля - Русская земля, Трояновы века -русская старина, Троянова тропа - исторический путь русскойжизни, то есть древняя русская история. Названия Троя и близкие к нему по звучанию чрезвычайно распространены в русской и украинской топонимике. Собственно Троя есть на Полтавщине, но уже Трояновка встречается и под Полтавой, и на Волыни, и в Калужской области, а Трояново - в Орловской и Херсонскойобластях, Троян - в Крыму и Бессарабии и т.д.

 

Но вернемся, однако, к Соловью Будимировичу. Само имя Соловей, как и название одноименной птицы, также тотемно-космического происхождения: в нем закодировано наименование дневного светила - Солнца, и у всех слов общийкорень - "сол". Русский былинный эпос знает двух Соловьев:один - загадочный Соловей Будимирович из таинственнойзаморской страны - герой положительный; другой - не менеетаинственный Соловей-Разбойник - герой с отрицательным знаком.

 

Нас здесь, однако, интересует не оценочный аспект (который, кстати, может меняться под воздействием изменяющихся исторических условий), а генетически-смысловой. Совершенно очевидно, что Соловей-Разбойник с его нечеловеческим свистом, преклоняющим "темны лесушки к земле", - носитель буревого,буйного начала, что логически соотносит его с островом Буяном, источником всех буйных сил.

 

Имя Соловей наводит также на гипотетическое предположение о возможном местонахождении города Леденца и острова Буян. Есть в Белом море известный архипелаг, знаменитый своими культурно-историческими и духовно-символическими традициями. Это - Соловецкие острова. Название Соловки - исконно русское,оно содержит в себе все ту же основу "сол", уходящую своимикорнями в гиперборейскую старину, когда границы междуиндоевропейскими и неиндоевропейскими языками были более чемразмыты. Если топоним "Соловецкие острова" подвергнуть анализус точки зрения археологии смысла, то этимология наименованиясамих островов особых сомнений не вызывает: оно образовано отслов "соловей", "солнце". Первоначально, быть может, так извучало - Соловейские острова и означало: "Солнцем овеянные"или "Солнцевеющие", если судить по аналогии сосмыслообразованием таких слов, как "суховей" или "вьюговей". Вдревности солнечный смысл распространялся на обширные северныетерритории. В одной из рукописных Космографий XVII векаприводится второе название Мурманского студеного моря (Северного Ледовитого океана) - Соловецкая пучина. Неприходится сомневаться, что и земли посреди и по берегам этой Пучины также именовались Соловецкими (Соловейскими). Вот и найдено исконное (автохтонно-негреческое) имя Гипербореи, называвшейся так в честь дневного светила - Солнца - исохраненной в коллективной памяти русского народа в виде фольклорного образа Подсолнечного царства - синонимаполунощных стран, где полгода - ночь, а полгода - день (царство же Подсолнечное потому, что оно к Солнцу ближе всех).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: