Валерий Демин - Тайны русского народа: В поисках истоков Руси 10 глава




 

Известны и другие попытки найти автохтонное название древней Гипербореи. Рене Генон, например, допускает два возможных варианта: либо Сирия - от имени арийского Солнцебога Сурьи [отсюда же русские птицедевы сирины. - В.Д.], либо просто - Борейская земля, исходя из архаичного содержания эллинского и доэллинского имени Бор,которое выводилось из названий тотемов: кельтского "вепря" и германского "медведя" [немецкое слово "медведь" звучит как "беер", откуда, кстати, и русское слово "берлога". - В.Д.]. Таким образом, по второму варианту, предложенному Геноном, автохтонное название Гипербореи должно было быть или Земля вепря, или Медвежья земля.

 

О культурной древности русских Соловков свидетельствуют имеющиеся там каменные лабиринты (диаметром до 5 м), наподобие тех, что разбросаны по всему Северу Европы с перекочевкой в крито-микенскую (знаменитый лабиринт с Минотавром), древнегреческую и другие мировые культуры. Предлагалось немало объяснений, касающихся предназначения соловецких каменных спиралей: могильники, жертвенники, макеты рыболовных ловушек. Последнее по времени: лабиринты - модели антенн для связи свнеземными или параллельными цивилизациями (см.: Никитин А.Л. Древние лабиринты - радары иных миров // Наука и религия. 1996. No7).

 

Не лишено вероятности, что Соловецкий монастырь - краса и гордость современных Соловков - построен на месте древних дохристианских святилищ. Известный искусствовед и исследовательдревнерусской культуры проф. Вера Григорьевна Брюсоваподелилась с автором личными впечатлениями о своихмногочисленных поездках на Север: у нее сложилось твердоеубеждение, что многие православные культовые постройкивозведены на месте древних языческих капищ. Данные наблюденияподкрепляются и другими свидетельствами. В Швейцарии в одной издеревень есть католическая церковь, построенная в XII веке наместе, где с незапамятных времен находился каменный столб -менгир. Строители церкви не уничтожили древний священныйкамень, наоборот - включили его в комплекс христианскогохрама. Теперь этот сравнительно невысокий (около 1 м надземлей) менгир из песчаника возвышается внутри церкви рядом салтарем.

 

У Соловья-Разбойника, помимо прозвища, было, как известно, и отчество - Рахманович. Оно приводит к еще одной любопытной аналогии. Рахманы - загадочные персонажи древнерусских сказаний. Они - обитатели Островов Блаженных на краю Океана - последнего прибежища титанов, хорошо известного из древнегреческой мифологии. Конечно, в специфических русских условиях сказания эти за многие тысячелетия существенно трансформировались. Древнерусская литература знает по меньшей мере два сюжета, связанных с рахманами. Первый - "Слово о рахманах и предивном их житии", где описывается жизнь долгожителей-рахманов, полная изобилия и радости. Их остров на краю Океана якобы посетил Александр Македонский во время похода на Индию. В данной связи принято считать, что рахманы - это индийские жрецы брахманы. Но имеется и второй источник, гораздо более распространенный среди древнерусских книжников, где никакая Индия не упоминается. Те же Острова Блаженных и царящая там райская жизнь подробно описаны в апокрифе, известном под названием "Хождение Зосимы к Рахманам" (в обиходе - просто "Зосима"). Здесь рассказано, как к пустыннику Зосиме после 40-дневного поста явился ангел и указал путь к далекой земле Блаженных, отделенной от грешного мира глубокой, как бездна, рекой, недосягаемой ни для птиц, ни для ветра, ни для Солнца, ни для дьявола. По волшебному дереву, склонившемуся перед отшельником, Зосима переправился через реку и очутился в стране Блаженных, в русском апокрифе она описывается в духе классического "золотого века" с поправками на христианские представления о праведности65.

 

Обитатели той блаженной страны - рахманы - живут в своей неприступной земле без греха, верные завету праотца Рехома, не испытывая ни в чем никакой нужды. Безмятежно течет их праведная жизнь: нет у них числа лет, "но вси дние аки един день ес". В данном пассаже налицо несомненные полярные реминисценции: скрытые в иносказательную форму представления о долгом полярном дне, объединяющем много обычных дней. Далее Зосима повествует о том, как рахманы встречают день своей смерти. Описание это живо напоминает рассказы античных авторов о кончине гиперборейцев.

 

О таинственных северных морских святилищах естественного или искусственного происхождения сохранились свидетельства и в других древнерусских источниках. Так, в известном памятнике XIV века - "Послании Василия Новгородского ко владыке Тверскому Феодору о земном рае" рассказывается о том, как две лодки из Новгорода долго носило ветром по Студеному морю, пока не прибило к высокой горе. "И видеша на горе той... свет бысть в месте том самосиянен, яко не мощи человеку исповедати; и пребыша долго на месте том, а солнца не видеша, но свет бысть многочастный, светлуяся паче солнца, а на горах тех ликования много слышахут, и веселия гласы вещающа"66. Кормчий велел одному из спутников взобраться по мачте на скалу (высокий берег?), что тот проделал, и, увидев нечто необыкновенное наверху, с радостным возгласом исчез за каменным гребнем. То же произошло и со вторым посыльным. Тогда привязали третьего веревкой за ногу и стащили вниз после того, как он обозрел сияние за береговым кряжем. К несчастью, третий моряк оказался мертвым, и новгородцы в страхе и панике спешно покинули загадочный остров.

 

Наконец еще одно, сравнительно недавнее и неожиданное свидетельство о Гиперборее обнаружилось в переписке Николая Клюева. За год до расстрела он сообщает о невесть какими судьбами попавшей к нему берестяной книге, где упоминаются древнерусские сведения о Гиперборее: "...Я сейчас читаю удивительную книгу. Она писана на распаренном бересте [от слова "бересто". - В.Д.] китайскими чернилами. Называетсякнига Перстень Иафета. Это ни что другое, как Русь 12-го векадо монголов. Великая идея Святой Руси как отображение церквинебесной на земле. Ведь это то самое, что в чистейших своихснах провидел Гоголь, и в особенности он - единственный измирских людей. Любопытно, что 12-м веке сорок учили говорить идержали в клетках в теремах, как нынешних попугаев, чтотеперешние черемисы вывезены из Гипербореев, т.е. из Исландиицарем Олафом Норвежским, зятем Владимира Мономаха. Им быложарко в Киевской земле, и они отпущены были в Колывань -теперешние Вятские края, а сначала содержались при киевскомдворе, как экзотика. И еще много прекрасного и неожиданногосодержится в этом Перстне. А сколько таких чудесных свитковпогибло по скитам и потайным часовням в безбрежной сибирскойтайге?!"67

Здесь каждая фраза - клад. Пусть даже утраченная рукопись XII века переписана в более поздние сроки, - но какие удивительные подробности: и о дрессировке сорок, и о привозесеверных инородцев ко двору Владимира Мономаха (как позжеиспанцы привозили из Нового Света индейцев для показа своимкоролям). Но главное - сохранившаяся память о Гиперборее (неважно, как она на самом деле именовалась и как соотносилась спомянутой Исландией - историческая Арктида-Гипербореяохватывала и Исландию). Знаменательно и сопряжение Гипербореи с Яфетом-Япетом, что тоже совсем не случайно.

 

К Гиперборее и Арктиде имеет также несомненное отношение знаменитый миф о Дедале и Икаре. Нельзя не обратить внимания на то, что в имени Дедал - общеиндоевропейская корневая основа "дед", непосредственно составляющая русское слово "дед",родственное и всем другим славянским языкам. Искусный строительи мастер Дедал построил критскому царю Миносу легендарныйлабиринт, где был в конечном счете и заточен (после многихперипетий, связанных с царицей Пасифаей - дочерью Солнца-Гелиоса). Дедал сделал крылья себе и своему сыну Икару и они оба бежали из темницы, "путь небывалый держа к студеным звездам Медведиц", так обозначает их маршрут Вергилий в "Энеиде"; в другом переводе: "Необычайным путем он к Арктам выплыл холодным" (VI, 16). Иными словами, Дедал с Икаром направлялись на Север, к Гиперборее - родине лабиринтов,откуда, вероятнее всего, и были прапредки эгейцев (а затем и эллинов): двигаясь с Севера на Юг, они повсюду оставляли знаки лабиринтов и спиралей, в том числе - в украшениях и орнаменте (так называемый спирально-меандровый стиль - символ целой культуры). Но полет отца и сына оказался неудачным. Икар погиб,а Дедал приземлился на острове Эвбея, посвятив свои крылья Аполлону. Остается еще раз напомнить об умении гиперборейцев летать: через них Дедал мог овладеть техникой полета. И ведь именно на территории древней Гипербореи до сих пор сохранились каменные лабиринты - прообразы критского лабиринта.

 

Кстати, в легендах о Дедале присутствует и спираль как пароль узнавания и символ лабиринта. Скрываясь от Миноса, Дедал оказался на Сицилии, в те времена она именовалась Сиканией, а ее жители - сиканами. Между тем Минос в погоне за Дедаломповсюду возил с собой закрученную спираль в виде морскойраковины, обещая большую награду тому, кто проденет в нее нить.

 

Царь сиканов Кокал, спрятавший Дедала, сумел предложить решение, естественно, подсказанное ему хитроумным беглецом. В глухом конце раковины было просверлено отверстие и смазано медом. С другой стороны к приманке пустили муравья, обвязанного паутиной, который насквозь прошел через спираль раковины. Задача Миноса была решена. Но владыка Средиземноморья тотчас же догадался, что Дедал находится где-то рядом: только он знал искомый ответ. И все же Дедал не вернулся назад в темницу, так как царя Миноса сварили в кипятке во время купания. Этот мотив в сильно видоизмененной форме сохранился и в русском фольклоре, откуда его заимствовал П.П.Ершов, использовав в сказке "Конек-горбунок", где царь также сваривается в кипятке.

 

Теперь вновь обратимся к Соловецким спиралевидным лабиринтам. Можно ли понять и расшифровать их подлинный смысл и назначение? Начнем с того, что каменные спирали (рис.53) -лишь часть общих мегалитических комплексов, находящихся на Соловецких островах. Аналогичные спиралевидные изображения встречаются и в других частях Северной Европы68, включая Россию (рис.54, 54-а). Лабиринты и спирали или их изображения зафиксированы на всех континентах: в Африке (где в Египте их описал еще Геродот, но встречаются они и в Сахаре, и в Заире, и далее - до самого Юга), в Азии (рис. 55, 56), в Америке (рис. 57, 57-а) и в Австралии (рис. 58), вплоть до Новой Зеландии, где спиралевидный орнамент обнаруживается в татуировках маори- коренного населения этой далекой южной страны (рис.59), (впрочем, оно появилось там сравнительно недавно - в начале нынешнего тысячелетия, мигрировав из Океании). В ином обличиипредстает спиральный символ Древней Прародины в Южной Америке: помимо традиционного орнамента, он зафиксирован также в виде гигантского изображения обезьяны со свернутым в спираль хвостом (рис.60) - один из многочисленных и неразгаданных древнейшихрисунков в пустыне Наска. Рядом с этими хорошо известными, но до сих пор не объясненными наукой, рисунками имеется множество собственно спиралей - огромных и находящихся несколько встороне от песчаной картинной галереи.

 

В Андах обнаружен огромный обтесанный 20 000-тонный каменный блок (размером с 4-этажный дом), сплошь покрытый спиралями, - его происхождение и назначение также никто не всостоянии объяснить. В Северной и Центральной Америкеаналогичная ситуация: спиралевидный мотив фигурирует в самыхразнообразных формах. Его своеобразным символом могут служитьспиральные завитки в виде "бараньих рогов" на громадныхголовных изваяниях главного Бога многих доколумбовыхцивилизаций - Кецалькоатля (Пернатого Змея), известные познаменитому храму-пирамиде в мертвом городе Теотиуакане (Мексика). Спиралевидные мотивы в искусстве индейцев Южной Америки зафиксированы также в культурах майя, Тайрона (Колумбия) и Чавин (Перу) (см., напр., рис. в кн.: Исчезнувшие народы. М., 1987. С. 126 - 127, 138).

 

Для полноты картины можно дать еще одну иллюстрацию - золотую статуэтку индейского Птицебога-спираленосца, играющегона флейте: в качестве жертвы она была брошена когда-то всвященный колодец Чичен-Ица (Мексика, п-ов Юкатан) и извлеченаоттуда археологами (рис.61). Как нетрудно убедиться,американский спиралевидный узор мало чем отличается отаналогичных орнаментов Старого Света.

 

Все это само по себе является лучшим свидетельством в пользу общего происхождения культур Древнего мира. Меандрово-спиралевидные изображения восходят ко временам палеолита: одна из древнейших спиралей, выбитых на бивне мамонта и имеющих космическое содержание, найдена на территории Западной Сибири (рис.62). Аналогичные спиралевидные (меандровые) мотивы запечатлены на стилизованных статуэтках, обнаруженных при раскопках Мезинской стоянки на берегу реки Десны (рис. 63). Известны и более поздние каменные памятники с мотивом лабиринта, обнаруженные в Псковском и Тверском краях (рис.64).

 

В дальнейшем меандрово-спиралевидная тематика, в которой закодирован глубочайший и древнейший вселенско-космический смысл, трансформировалась в самых неожиданных формах. Имеются во множестве рельефные изображения Горгоны Медусы со спиралевидными завитками волос. Известны позднеантичные скульптуры Юпитера-спираленосца (рис.65). Тот же мотив и даже поза повторяются в чудом уцелевшей бронзовой средневековой статуэтке литовского языческого Бога Перкунаса (коррелят и синоним русского Перуна) - он точно так же держит в руке пучокспиралей. Спирали запечатлены на капителях античных колонн (ионический ордер) (рис.66), в прическе древнего кельтского Божества (рис.67) и т.д. и т.п. В древнерусских украшениях спирали постоянно встречаются в виде височных колец и подвесок (рис.68). Точно такая же спиральная конфигурация у некоторых древнегреческих фибул (застежек) и в орнаменте древнескандинавских диадем (полукорон). Некоторые из золотых украшений, найденных Шлиманом в Трое (браслет, брошь, заколки), сплошь испещрены мельчайшими спиралями высокохудожественного исполнения.

 

В коллекциях Русского музея (Санкт-Петербург) и Музея народного искусства (Москва) экспонируются изумительные по технике исполнения кованые сечки XVII - ХVIII веков смножеством выкованных больших и малых спиралей - числом до 20 (рис. 69). Спиральный орнамент был широко распространен врусских традиционных вышивках - на полотенцах, передниках,подолах рубах и т.д. (см. фото: Маслова Г.С. Орнаментрусской народной вышивки как этнографический источник. М., 1978. С.95, 103, 131). Приверженность народных мастеров к мировой художественной традиции позволила уверенно говорить о "русских меандрах" (см.: Виолле-ле-Дюк. Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. М., 1879. Здесь же приводятся образцы русских меандров).

 

Спиралевидная символика, почерпнутая пра-предками русского народа в общекультурном источнике далекой Прародины, практически нетронутой дожила до нынешних времен (см., напр., фото в кн: Русакова Л.М. Традиционное изобразительноеискусство русских крестьян Сибири. Новосибирск, 1989. Рис. 48, 51, 63, 64, 67 и др.). Новгородский головной убор с многовитковыми спиралями (с лицевой стороны их 8) представлен на редкой фотографии в альбоме "Русский народный орнамент", изданном фотографом-эмигрантом Юрием Новоселовым в Ригев 1928 г. В целом же спиралевидные мотивы в древнерусской и сопряженных с ней культурах разносторонне представлены на рисунках, фотографиях и прорисовках в известных монографиях Б.А.Рыбакова "Язычество древних славян (М., 1981. С.90-91, 155, 159, 165, 167, 253, 345, 499, 509, 517) и "Язычество древней Руси" (М., 1987. С.199, 715). В данных книгах большинство солярных и астральных прорисовок заимствовано из фундаментального и не имеющего других аналогов фотографического свода А.А.Бобринского "Народные русскиедеревянные изделия" (Вып. 1-12. М., 1910-1914). Здесь содержится множество и других иллюстраций с космической и праотеческой символикой, украшавшей русскую утварь и предметы домашнего обихода: прялки, ковши, спинки скамей, кроватей, тележные борта, дуги, киоты, клиросы и др.

 

И это - лишь малая часть из поистине неисчерпаемого культурного наследия наших предков и прапредков. Спиралевидныезнаки и символы, запечатленные только на предметах древнегославяно-русского быта, исчисляются многими десятками и сотнями (см., напр.: Седов В.В. Восточные славяне в VI - XIIIв.в. М., 1982. С.72 - 73, 210-211, 229, 233, 249, 281, 283,цветные вклейки между С. 96 и 97, 112 и 113). Особеннопривлекает насыщенностью двустворчатых спиралей (8 двойных и 2одинарных) металлическая фибула из Мартыновского клада,найденного на реке Рось (см. фото в кн.: Очерки истории СССР (III - IX в.). М., 1958. С. 754). Правда, вопрос опринадлежности данной фибулы именно славяно-русским (антским)мастерам остается открытым, так как аналогичные застежкиизвестны и в античной традиции: они находились, к примеру, прираскопках в Керчи (Пантикапее) (см. фото в кн.: Известиягосударственной академии материальной культуры. Вып 100. //

Сборник статей к 45-летию науч-ной деятельности Н.Я. Марра. Вклейка между С. 592 и 593).

 

Имеются достаточные основания считать отголоском древних меандрово-спиралевидных традиций переплетенный орнамент, чрезвычайно популярный в древнерусской резьбе (по дереву и камню), в буквицах и миниатюрах рукописных книг (см.: История русского орнамента с Х по ХVI столетие по древним рукописям. М., 1870). В свою очередь, орнамент подобного типа сопрягается с обычным бытовым плетением (например, корзин), и плетением, имеющим магический или ритуальный смысл.

 

И так продолжалось на протяжении многих веков и тысячелетий. Спиралевидные коды передавались от поколения к поколению, от народа к народу, от мировоззрения к мировоззрению, от религии к религии. Так, в Констанце (Румыния) существует старинный православный храм, где фреска Страшного суда обрамлена все тем же меандрово-спиралевидным орнаментом. Мозаичные лабиринты выкладывались также на полу некоторых готических соборов (рис.70). Не может не удивить и бронзовая фигурка древнего Божества со спиралью на груди, сидящего верхом на волке; она найдена на территории России, в Прикамье, и хранится в Историческом музее в Москве (рис.71). Нет сомнения в тотемическом содержании данной композиции. Фантазировать насчет ее первоначального смысла затруднительно. Зато нет сомнения: перед нами первообраз известного сказочного сюжета об Иване-царевиче и Сером Волке.

 

Исключительный интерес представляет хранящаяся в Мюнхенском музее урна в виде модели древнего храма, фасад которого украшен спиралями (рис.72). Макеты святилищ были чрезвычайно распространены в Древнем мире: по свидетельству Павсания, одна из моделей Дельфийского храма, сделанная из пчелиного воска и перьев, была в свое время послана Аполлоном в качестве дара на его историческую Прародину - Гиперборею (Павсаний, X 5, 5). Представляется, что в случае спиралевиднойсимволики на фасаде вышеупомянутого индоевропейского (авозможно - и доиндоевропейского) храма ее смысловая нагрузкасродни той, которую несут кресты на церквях и полумесяцы намечетях. Космическая кодировка спиралевидных символов илабиринтов не вызывает сомнений. Впрочем, крест и полумесяц вдохристианскую и домусульманскую эпоху также выступали вкачестве космических символов: Солнца и огня (крест), Луны (серп).

 

Наиболее близкое к истине объяснение смысла и назначения Соловецких лабиринтов (как, впрочем, и всех остальных, разбросанных по Северу Европы) дал известный в прошлом отечественный историк и популяризатор науки, в течение многих лет возглавлявший русский астрономический и природоведческий журнал "Мироведение", Даниил Осипович Святский (1879 - 1940). По его мнению, ходы лабиринта, заставляющие путника долго и тщетно искать выход и, наконец, все-таки выводившие его наружу, являются не чем иным, как символизацией блуждания Солнца в течение Полярной полугодичной ночи и полугодичного дня по кругам или, вернее, по большой спирали, проецируемой на небесный свод. В культовых лабиринтах, вероятно, устраивались процессии, чтобы символически изобразить блуждание Солнца, подобно тому, как и в позднейших культурах совершаются торжественные процессии, вокруг храма или алтаря. Соловецкие и прочие лабиринты не только служили для хождения внутри них, но также выступали и в качестве схемы-напоминания для ведения магических хороводов. Подковообразные лабиринты, тип которых часто встречается на Соловках, вполне могли кодировать движение Солнца в высоких широтах по большей части круга, остающейся над или под горизонтом в период летнего или зимнего солнцестояния. Гипотеза о связи лабиринтов с астральным культом была выдвинута в Германии в 1891 г. Эрнестом Краусом, считавшимспиралевидные мегалиты остатками храмов в честь Солнечного Божества, но с полярными представлениями о нем, перенесенными на юг в глубокой древности с далекого Севера69.

 

В свете сказанного особый интерес представляют русские спиралевидные (навивающие) хороводы, исполняемые исключительно женщинами во время семикских гуляний. Танцевальный ритуал так и называется - "Навивать". Сначала девушки ходят по кругу, затемкруг разрывается и один его конец останавливается, а другойпродолжает ходить и постепенно завиваться вокруг неподвижностоящей девушки. При этом поется песня (в этнографическихзаписях прошлого века она не сохранилась). Когда пениезаканчивается, хоровод полностью завивается в спираль. Взавершение всего кто-то из стоящих с краю шутя толкаетсгрудившихся девушек, и они со смехом падают на траву70. Можнопредположить, что последний акт символизирует окончаниекакого-либо цикла (возможно, природно-небесного или жизненного)и начало следующего. Тем самым в спиралевидных семикскиххороводах сохранились сакральные рудименты древнейших ритуалов.

 

В научной литературе менандры и спирали считаются разновидностью одного и того же древнего символа, глубинный космический смысл которого неоднократно подчеркивался как отечественными, так и зарубежными авторами71. Древнейшие верования, восходящие к гиперборейским и доиндоарийским временам и запечатленные в каменных спиралях-символах, впоследствии получили отголоски и в христианской традиции. Так, мозаичные лабиринты воспроизводились на полу средневековых католических храмов (наиболее известный из них - собор вофранцузском городе Аррасе), и от верующих требовалосьпреодолеть замысловатый путь на коленях. Точно так же и спорстарообрядцев с никонианцами, как следует совершать обход вхраме - по Солнцу (посолонь) или навстречу Солнцу, - уходятсвоими корнями в языческую древность.

 

В целом вся мировая культура (в Европе - вплоть до раннего средневековья, пока здесь окончательно невосторжествовал крест) пронизана спиралевидным символом Полярной Прародины - Знаком Вселенной (так как в нем отражено в обобщенно-схематической форме движение светил на Северномнебосклоне). Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой из альбомов, посвященных искусству Древности. Так, в антологическом томе "Искусство Древнего Востока" (М., 1968), входящем в многотомное издание "Памятники мирового искусства", на цветной суперобложке и черно-белой фотографии (табл.192) головы статуи Гудеа, правителя шумерийского Лагаша (22 в. до н.э.), хранящейся в Лувре, видно, что его диадема плотно покрыта пятью рядами спиралей. В ассирийском и древнеиранском искусстве спиральные завитки перемещаются на бороды и прически: статуя царя Ашшурнацирапала из Британского музея в Лондоне (табл. 232), изваяния и рельефы царя Дария I и его гостей (табл. 281, 294, 295, 297), крылатые быки (шеду), стоявшие у входа во дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (табл. 243) и персидских царей в Персеполе (табл. 305).

 

Многочисленные иллюстрации, связанные со спиралевидным орнаментом, нетрудно отыскать в других изданиях, посвященных истории древнего искусства. Для русского читателя вполне доступен, например, 1-й том "Всеобщей истории искусств" (М., 1956) (см. табл. 22, 253, 254, 255-а, 278, 315. 324-б, 360, 380-а, 381). Последние две иллюстрации относятся к древнекитайскому искусству, где спиралевидный орнамент был также чрезвычайно популярен и распространен. К сожалению, иллюстрации разбросаны по различным малодоступным для российского читателя изданиям (на китайском и других иностранных языках). Достаточно показательным примером может послужить сосуд времен иньской династии в виде слона, все тело которого испещрено спиралями (см. фото в кн.: Массон В.М. Первые цивилизации. Л., 1989. С.222). А характернейшим примером древнеиндийских спираленосных рельефов могут служить оконечности знаменитых буддийских врат в Санчи, на которых помещены 6 - 8-витковые спирали - по шесть на каждой арке (торане) (см., напр.: Сидорова В.С. Скульптура древней Индии. М., 1971. Табл. 52, 53, а также цветное фото на суперобложке). Археологи и этнографы, выявившие спиралевидную орнаментикувплоть до Австралийского и Южноамериканского материков,пытались увязать ее происхождение исключительно с эпохойбронзового века. Действительно, если открыть только один томнаиболее полного свода памятников данной эпохи на территориинашей страны, то спиралевидный орнамент или поделки с егоизображением обнаруживаются повсюду - от северных рубежей России до берегов Амура72. Трудно, однако, согласиться с жесткими временными рамками появления и распространения спиралевидной символики. Кроме того, она имеет значительно более глубокий, чем это принято считать, вселенский смысл, обусловленный как древним космическим мировоззрением (первобытным космизмом), так и неизвестными пока законами распространения и материализации космической информации. Так, неповторимые в каждом отдельном случае дактилоскопические рисунки на подушечках пальцев человеческой руки имеют спиралевидную форму. То, что по этим узорам можно определить судьбу человека, увидеть его прошлое и будущее, известно было еще астрологам, магам, хиромантам и гадателям Древности. Весь вопрос в том, как сделать репрезентативными интуитивные догадки и утверждения, как установить коррелятивную или функциональную зависимость между информацией, пронизывающей Вселенную, и ее генетически обусловленными следами на пальцах человека, как расшифровать содержащийся в дактилоскопических спиралях код.

 

Спираль - один из глубочайших символов Вселенной. И Космос сам испещрен и пронизан спиралями - спиральными галактиками и вакуумными квантовыми вихрями. Спираль - единый код единого мира, заложенный Матерью-природой в фундамент всегоживого и неживого. Вспомним знаменитую двойную спираль Уотсона-Крика - молекулярную модель генетического кода: без него невозможна преемственность поколений, передачанаследственных признаков от родителей к детям. Но если спуститься глубже, почти на самое "дно" материи, то и там обнаруживаются аналогичные закономерности. По новейшим данным российских ученых (Г.И.Шипов, А.Е.Акимов и др.), "последней" природной стихией, лежащей в основе мироздания и уже используемой на практике, выступают так называемые торсионные ("скрученные") поля, допускающие мгновенное распространение любой информации. Эти поля кручения связывают воедино все уровни природной иерархии и позволяют естественным образом объяснить многие доселе непостижимые чудеса. Согласно торсионной теории, Вселенная как "Супер-ЭВМ" образует с человеческим мозгом своеобразный биокомпьютер, работающий в соответствии с торсионными законами, то есть, говоря без затей, по принципам все той же скрученной спирали. Неспроста, видно, философы-диалектики всех времен в один голос утверждали: природа, история, род людской и отдельные индивидуумы развиваются по спирали. Вот почему нет сомнения, что между спиральными закономерностями Космоса и спиралевидным узором на человеческих пальцах существует прямая или опосредованная связь. Дактилоскопические отпечатки воочию символизируют единство Макрокосма (Вселенной) и Микрокосма (Человека). Весь вопрос, как наперед прочесть свою судьбу, неотделимую от судьбы Мироздания. На пальцах каждого из нас - зашифрованный кодбесценной и неисчерпаемой информации о прошлом и будущем. Всеобщая спиральная запрограммированность неизбежнопроявляется и в духовной жизни людей, в их быте, обрядах,традициях, обычаях и верованиях. По древнейшим представленияминдоевропейцев, человеческое существование - не что иное, какнить жизни, что прядет Богиня Судьбы (у многих народов их три:мойры - у эллинов, парки - у римлян, норны - у скандинавов;такие же три Богини Судьбы известны и у древних славян). Но чтотакое нить, как не вытянутые в спираль льняное волокно илишерстяной волос, скрученные при прядении! Спираль - толькобеспорядочную - образуют и нити в клубке (недаром он несетстоль значимую магическую нагрузку в русском фольклоре,особенно в волшебных сказках, помогая герою в преодолении самыхнепреодолимых препятствий).

 

По народным представлениям, смерть - обрыв нити жизни. Потому-то столь трепетным было во все века у всех народовотношение к Богине Судьбы, прядущей нити человеческих жизней,- Вечной Пряхе, по словам Александра Блока. Ее предначертания "кажут Солнцу путь", ей подвластны сами Боги, бессильныеизменить уготовленное Судьбой. От древнего языческого мировоззрения по сей день сохранились в русском обиходе выражения: "нить жизни", "нить судьбы", "узловой момент", "завязка", "развязка". Сюда же примыкает "повитуха", "повивальная бабка" (от слова "вить"), которая перевязывала повитью (скрученной нитью) пуповину новорожденного,соединяя его тем самым с космической нитью жизни. Прялку и веретено как приспособления для скручивания спираленитей можно смело назвать первой моделью Космоса. Многие русские прялки изукрашены резьбой и рисунками Вселенной, Солнца, Луны, звезд, их символического движения по небосклону. Это - космизмнародный, породивший впоследствии и серьезные философские обобщения. Так, в "Государстве" - великом произведениивеликого Платона - подробно описывается модель Мироздания в виде светового веретена Ананки (Необходимости).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: