Психология младшего школьника. Ведущая деятельность и основные психические новообразования. (ОПК-2)




Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует тому моменту, когда ребенок учится в начальных классах школы.

Поступление в школу вносит серьезные изменения в жизнь ребёнка: резко изменяетсявесь уклад его жизни, положение в коллективе, семье.

Основной, ведущей его деятельностью становится обучение – приобретение и усовершенствование новых знаний, умений и навыков. У ребенка появляются постоянные обязанности – он должен учиться, приобретать знания. Для ребенка это серьезный труд, который требует организованности, дисциплинированности, волевых усилий.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к обучению, они пока не понимают, зачем это нужно и почему это важно.

К тому же, оказывается, что учение – труд, требующий внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.

Если раньше ребёнок имел только отдаленное представление о режиме и правилах, не привык к системности, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к обучению. Для того чтобы этого не случилось, родителям стоит заранее рассказывать ребенку о том, что в его жизни грядут изменения, что учеба – это, конечно, не праздник, не игра, а серьёзная, но очень интересная работа, благодаря которой он сможет узнать много нового, занимательного, важного, нужного.

Если учебный процесс будет организован правильно, у ребенка возникает интерес к новой деятельности без осознания ее значения, ему просто нравится познавать что-то новое, особенно, если у него это получается и его хвалят родители, учитель.

Младшие школьники чрезвычайно горды собой и рады своим успехам, когда их хвалит учитель, который с самого начала пребывания ребенка в школе становится непререкаемым авторитетом.

Учеба в младших классах помогает в развитии таких психических процессов познания окружающего мира как ощущение и восприятие. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, ребенок с живым любопытством воспринимает окружающий мир, который с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Характерные особенности учащихся младших классов:

ярко выраженная эмоциональность восприятия;

слабость произвольного внимания (ребенку сложно сосредоточиться самостоятельно, особенно если ему не интересно то, что рассказывают или непонятно задание, которое нужно выполнить);

развито непроизвольное внимание (всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание ребенка, без всяких усилий с его стороны).

В ходе обучения у ребенка развивается память, улучшается запоминание, развивается возможность ее регуляции.

У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Также дети в возрасте 7-11 лет склонны к механическому запоминанию, они не осознают смысловые связи внутри запоминаемого материала.

Воображение младшего школьника чаще всего развивается в направлении воссоздания, то есть ребенок способен воспринимать и создавать образы в соответствии с уже имеющейся информацией: описанием, рисунком. Творческое воображение также развивается, но немного медленнее.

Характер младших школьников также отличается некоторыми особенностями:

импульсивность (дети в возрасте 7-11 лет склонны действовать незамедлительно, под влиянием импульса, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств);

общая недостаточность воли (младшему школьнику сложно преодолевать трудности и препятствия, он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности);

капризность, упрямство (своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо);

эмоциональность (младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они непосредственны и откровенны, у них часто меняется настроение).

25.Психологическое содержание подросткового возраста. Ведущая деятельность и основные психические новообразования. (ОПК-2)

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания.

Основная потребность ребенка 10-11 лет – стремление быть взрослым и занимать свое место во взрослой жизни.

Стремление быть взрослым обычно находит сопротивление со стороны действительности. Ребенок не может еще занять определенного места в системе отношений со взрослыми людьми, и он находит свое место в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Складывается новая социальная ситуация развития: ребенок – ребенок (детское сообщество).

Интимно-личностное общение со сверстником – ведущий тип деятельности. Именно в ней осваиваются нормы социального поведения, морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток не может найти удовлетворения в общении в школе, он «уходит в компанию».

Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности (учебной, производственной, творческой).

Подростковый возраст – пубертантный период развития. Это период созревания, в котором человек становится половозрелым. Пубертантость бывает сексуальной и психической.

Возникновение подростковой сексуальности. Первое переживание сексуальности связано с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым. Сюда же примешивается чувство стыда, связанное с переживанием запрещенных вещей. Дискомфорт и чувство неполноценности, вызванные этими переживаниями, могут проявляться не только в страхе перед миром, но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям.

Психическая пубертантость связана с биологической потребностью – потребностью в дополнении. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола.

Подростковый возраст может иметь негативное и позитивное протекание.

Негативное протекание подросткового возраста проявляется в повышенной чувствительности и раздражительности, беспокойстве и возбудимом состоянии. Может возникать физическое и психическое недомогание, которое находит свое выражение в отклоняющемся поведении.

Подростки переносят свой негативизм на окружающий мир. Для них характерны ненависть к себе и враждебность к окружающему миру одновременно. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает притягательной силой.

Позитивное протекание: происходит постепенное развитие. Перед подростком открываются новые источники радости, возникает сознательное переживание как чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости становятся искусство и наука.

Центральное новообразование подросткового возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

· в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию; в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка; в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы); во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

· проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности; желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых; наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников

В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, - это и есть личность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: