Специальность: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По подготовке, выполнению, оформлению и защите выпускных квалификационных (дипломных) работ

Для специальности

Специальность: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

 

 

 

г.Новокузнецк


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ  
1.1 Выбор темы выпускной квалификационной (дипломной) работы  
1.2 Разработка научного аппарата выпускной квалификационной (диплом-ной) работы  
1.3 Организация и содержание консультаций  
1.4 Составление плана-графика выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы  
1.5 Анализ и обработка полученного материала  
1.6 Порядок защиты и оценки выпускной квалификационной (дипломной) работы  
2 ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ  
2.1 Структура дипломной работы  
2.2 Требования к оформлению дипломной работы (проекта)  
2.2.1 Введение  
2.2.2 Основной текст работы  
2.2.3 Заключение  
2.2.4 Список использованных источников  
2.2.5 Приложения  
2.2.6 Общие требования к оформлению текста  
Приложение А Титульный лист выпускной квалификационной (дипломной) работы  
Приложение Б Пример оформления содержания дипломной работы  
Приложение В Пример оформления задания  
Приложение С Отзыв на выполненную выпускную квалификационную (дипломную) работу  
Приложение Д Рецензия на выполненную выпускную квалификационную (дипломную) работу  

 

 


ВВЕДЕНИЕ

В качестве итоговой аттестации по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) обучающиеся должны подтвердить факт усвоения общих и профессиональных компетенций путем выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы направлено на подтверждение обучающимися усвоенных общих и профессиональных компетенций по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

ПК 1.1. Участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции.

ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.

ПК 1.3. Принимать товары по количеству и качеству.

ПК 1.4. Идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли.

ПК 1.5. Оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли.

ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

ПК 1.9. Применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков.

ПК 1.10. Эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.

ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.

ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.

ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.

ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.

ПК 3.2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.

ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.

ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.

ПК 3.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.

ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.

ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.

ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.

ПК 4.1. Изучать спрос покупателей, участвовать в формировании ассортимента, определять номенклатуру показателей качества товаров.

ПК 4.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК 4.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.

ПК 4.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.

ПК 4.5. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.

ПК 4.6. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

ПК 4.7. Соблюдать правила эксплуатации контрольно- кассовой техники (ККТ) и выполнять расчётные операции с покупателем.

ПК 4.8. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

 

Итоговая квалификационная работа относится к научно-исследовательским работам, и является одной из важнейших форм самостоятельной работы, что включает в себя изучение обучающимися научной литературы, нормативного материала, анализ, синтез и формулирование выводов и предложений.

Методические рекомендации помогут обучающимся организовать самостоятельную работу и качественно подготовиться к итоговой государственной аттестации.

В данной методической разработке приводятся требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе, ее содержанию, тематике и оформлению.

 

 


1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

 

Весь процесс написания выпускной квалификационной (дипломной) работы можно разделить на следующие этапы:

1. выбор темы, консультация и составление плана-графика выполнения выпускной квалификационной работы;

2. сбор информации, относящейся к теме исследования, изучение литературы;

3. анализ составных частей проблемы, изложение темы;

4. обработка материала в целом;

5. оформление выпускной квалификационной работы, представление ее преподавателю для проверки, оценки и составления отзыва, написания рецензии;

6. защита выпускной квалификационной работы.

1.1 Выбор темы выпускной квалификационной (дипломной) работы

Темы работ должны соответствовать профессиональным модулям, входящим в Федеральный Государственный образовательный стандарт по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям). Тематика выпускных квалификационных(дипломных) работ ежегодно рассматривается цикловыми методическими комиссиями и утверждается зам. директора по производственной работе.

Обучающимся предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной (дипломной) работы из предложенного перечня, также они имеют возможность предлагать собственную тему исследования, предварительно согласовав ее с научным руководителем.

После выбора темы обучающимся выдается задание на выпускную квалификационную (дипломную) работу на бланке установленного образца.


 

1.2 Разработка научного аппарата выпускной квалификационной (дипломной) работы

 

Для проведения исследования по выбранной теме, необходимо обосновать ее актуальность, т.е. провести анализ и объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

При обосновании актуальности темы необходимо придерживаться следующей схемы: обосновать актуальность темы, т.е. показать значимость выбранной темы.

Следующим этапом разработки научного аппарата выпускной квалификационной (дипломной) работы является формулирование проблемы и цели исследования.

Проблема исследования характеризует, что именно хочет автор разре­шить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: Каковы особенности назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф?

Цель исследования: это желаемый конечный результат исследования. Наиболее типичны следующие цели:

· определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;

· выявление взаимосвязи явлений;

· изучение динамики явлений;

· описание нового эффекта, явления;

· изучение природы явлений;

· обобщение, выявление закономерностей;

· создание классификаций, типологий.

Далее необходимо определить объект и предмет исследования.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и его свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым.

Следующим этапом является формулирование гипотезы и задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод об условиях существования объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать, вполне доказанным.

Задача исследования - это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

Затем обучающимся необходимо выбрать методы, с помощью которых будет проводиться исследование.

Методы исследования - перечисляются методы, с помощью которых проводилось исследование.

Заключительным моментом разработки научного аппарата выпускной квалификационной работы является отражение этапов исследования и раскрытие структуры данной работы.

Этапы исследования - указываются основные периоды работы исследователя.

Структура исследования - исследователь указывает количество глав, таблиц, исследуемых источников, приложений.

При написании выпускной квалификационной (дипломной) работы исследовательского характера научный аппарат рекомендуется формулировать полностью.

 

1.3 Организация и содержание консультаций

Консультации проводятся руководителем выпускной квалификационной (дипломной) работы согласно расписанию консультаций. Перед началом работы над исследованием проводится вводное занятие, на котором обучающимся:

- разъясняются задачи выпускной квалификационной (дипломной) работы и ее значение для подготовки специалиста;

- объясняется алгоритм формулирования научного аппарата или его части;

- предоставляется информация об основных разделах выпускной квалификационной (дипломной) работы;

- объясняются требования, предъявляемые к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы;

- сообщается план-график контрольных точек выполнения и сдачи отдельных разделов выпускной квалификационной (дипломной) работы.

 

1.4 Составление плана-графика выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы

 

План-график выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы составляется обучающимися под руководством руководителя. Он содержит перечень этапов выпускной квалификационной работы, сроков ее выполнения, вид отчетности и отметку о выполнении.

План-график позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся и проконтролировать ее выполнение на различных этапах. Для унификации оформления данного бланка разработан план-график выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Обучающиеся обязаны выполнить выпускную квалификационную (дипломную) работу согласно плану-графику, с которым они ознакомлены. Контроль выполнения плана-графика осуществляется еженедельно преподавателем-руководителем выпускной квалификационной работы.

1.5 Анализ и обработка полученного материала

Для того чтобы получить цельное представление об изучаемой проблеме, начинать подготовку следует с прочтения записи соответствующей лекции или главы в учебнике. Затем следует подобрать и изучить литературу, нормативный материал, журнальные статьи, интернет-ресурсы и т.д. Полученная информация должна отражать имеющиеся взгляды на поставленную проблему.

Обработка материала в целом представляет собой процесс написания выпускной квалификационной (дипломной) работы (черновик), то есть систематизацию и сопоставление различных частей собранного материала.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа должна быть оформлена грамотно, без помарок и исправлений.

1.6 Порядок защиты и оценки выпускной квалификационной (дипломной) работы

Выполненная обучающимися выпускная квалификационная (дипломная) работа проверяется руководителем работы. Руководитель дает письменное заключение по работе – отзыв. При оценке работы учитывается ее содержание, актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, а также уровень грамотности. Также преподаватель отмечает положительные стороны и недостатки выпускной квалификационной работы, а при необходимости вопросы, которые необходимо доработать.

Письменный отзыв должен включать:

- заключение о соответствии выпускной квалификационной работы заявленной теме;

- оценку качества выполнения выпускной квалификационной работы;

- оценку полноты разработки поставленных вопросов теоретической и практической значимости выпускной квалификационной работы;

- оценку выпускной квалификационной работы.

Процедура защиты устанавливается председателем государственной аттестационной комиссии по согласованию комиссии и, как правило, включает доклад студента (не более 10 минут), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов комиссии, ответы студента.

При определении окончательной оценки по защите выпускной квалификационной работы;

- доклад выпускника по каждому разделу выпускной работы;

- ответы на вопросы;

- оценка рецензента;

- отзыв руководителя;

В основе оценки выпускной квалификационной работы лежит пятибалльная система.

«Отлично» выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

• работа носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, глубокий анализ проблемы, критический разбор деятельности предприятия (организации), характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

• имеет положительные отзывы руководителя и рецензента;

• при защите работы студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по улучшению положения предприятия (организации), эффективному использованию ресурсов, а во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т. п.) или раздаточный материал, легко отвечает на поставленные вопросы.

«Хорошо» выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

• работа носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, достаточно подробный анализ проблемы и критический разбор деятельности предприятия (организации), характеризуется последовательным изложением материала с соответствующими выводами, однако с не вполне обоснованными предложениями;

• имеет положительный отзыв руководителя и рецензента;

• при защите студент показывает знания вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по улучшению деятельности предприятия (организации), эффективному использованию ресурсов, во время доклада использует наглядные пособия (таблицы, схемы, графики и т. п.) или раздаточный материал, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

• носит исследовательский характер, содержит теоретическую главу, базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором деятельности предприятия (организации), в ней просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные предложения;

• в отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методике анализа;

• при защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» выставляется за следующую дипломную работу:

• не носит исследовательского характера, не содержит анализа и практического разбора деятельности предприятия (организации), не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях;

• не имеет выводов либо они носят декларативный характер;

• в отзывах руководителя и рецензента имеются существенные критические замечания;

• при защите студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки, к защите не подготовлены наглядные пособия или раздаточный материал.

 


2 ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

2.1 Структура дипломной работы

По структуре дипломная работасостоит из следующих элементов:

введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи работы;

основной части, которая обычно состоит из двух разделов:

а) в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

б) вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;

заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

список использованных источников;

приложения.

 

2.2 Требования к оформлению дипломной работы (проекта)

2.2.1 Введение

Во введении ВКР (2-3 стр.) кратко обосновывается выбор темы работы: актуальность темы (проблемы) исследования; объект и предмет исследования; цели, задачи и методы исследования; степень разработанности в специальной литературе, указываются источники информации. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, далее следует показать практическую значимость работы.

Примечание:

Актуальность темы это определение существа важности исследуемой проблемы. Оно включает в себя следующее: аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории и практики; раскрывается степень изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе; обосновывается тема и раскрывается потребность в специальном исследовании.

Можно использовать следующие маркеры:

1. Одной из актуальных проблем… является в настоящее время…

2. Огромную важность приобретают вопросы…

3. Особое значение приобретают вопросы…

4. Социальная значимость темы определяется…

5. Среди проблем, связанных с…, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о…

6. В связи с…, важное значение приобрела проблема…

7. Интерес к проблеме… обусловлен…

8. Обоснуем необходимость (актуальность)…

9. В настоящее время актуальность приобретает…

10. К числу наиболее актуальных проблем относится…

11. Необходимость рассмотрения темы… обусловлена…

12. Изучение данной темы тесно связано с такими актуальными проблемами, как…

13. Одной из характерных особенностей современного общества является.… Такое положение определяется необходимостью нового подхода к. … В связи с этим…

14. В теории и практике наиболее полно освещены вопросы,… однако, наименее изучены вопросы…, что и определило тему исследования.

15. С проблемой… связан ряд острых вопросов, по которым до последнего времени ведутся дискуссии, и решение которых имеет существенное значение для практической деятельности.

16. Быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали…

Объект исследования - это научное пространство, в рамках которого ведется исследование. Он представляет собой процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Объект может находиться в области гостиничного обеспечения, гостиничного обслуживания и пр.

Предмет исследования - это часть объекта исследования, которая подлежит особенно тщательному изучению и преобразованию. Иначе говоря, предмет исследования - это та сторона, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.

Отношения между объектом и предметом исследования принято определять как отношения целого к частному. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений.

Цель - это мысленное предвидение результата.

Для постановки цели дипломной работы можно использовать следующие маркеры: разработать, обосновать, охарактеризовать, выявить, определить, экспериментально проверить, проанализировать, раскрыть, изучить и пр.

Задачи исследования - это подцели, последовательное выполнение которых ведет к достижению цели.

Формулировки задач имеют важное значение. Они определяют со­держание дипломной работы. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех.

Задачи формулируются в виде перечисления:

- изучить...,

- описать...,

- уточнить и дополнить понимание...,

- выявить...,

- систематизировать...,

- разработать... и т.д.

 

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

- теоретические

- эмпирические (научные).

Группа теоретических методов включает в себя: абстрагирование; аналогия; классификацию; обобщение; сравнительный анализ; синтез (объединение); изучение и анализ литературы; изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя: эксперименты; наблюдение; расчеты, измерения; моделирование; беседа или интервью; опрос; описание и т. д.

 

Пример 1.

Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.

Методы исследования:

1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;

2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

 

Пример 3.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

 

Пример 4.

Методы исследования:

- библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;

- системный анализ;

- выделение и синтез главных компонентов.

 

Пример 5.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы;

- опрос сотрудников;

- анализ полученных данных.

 

 

Изложенное представим в виде логической схемы последовательности разработки и изложения основного научного аппарата дипломной работы:

 

А О П Ц З М

 

А - актуальность, О – объект, П - предмет, Ц - цель, 3 - задачи, М - методы

 

2.2.2 Основной текст работы

 

Основной текст работы, раскрывающий содержание темы (30-50 стр.) делится на 2 раздела, а разделы на подразделы (в разделе не менее 2-х и не более 3-4-х подразделов), посвященные более узким вопросам темы в соответствии с планом. Первый раздел носит теоретический, второй - практический характер. Разделы дипломной работы должны быть соразмерны друг другу.

В конце каждого раздела должны содержаться выводы по изложенному материалу.

Изложение материала по исследуемой проблеме должно быть конкретным и основываться не только на анализе научной литературы по данному вопросу, но и материалах практической деятельности организаций (предприятий). Кроме этого, работа должна содержать анализ деятельности или расчеты эффективности деятельности организации (фирмы), предложения (рекомендации) по совершенствованию их деятельности.

Студент обязан делать ссылки на используемые им источники и нормативно-правовой материал. Ссылки на текстовые документы (книги) следует указывать порядковым номером по списку использованных источников, выделенным квадратными скобками, например: «Гегель в «Феноменологии духа» представил духовную культуру человечества как… [5].»

В ссылках на определённый фрагмент документа должны быть указаны номера страниц цитируемого документа, например: [1, с.3], [33, с.201-202].При необходимости после номера источника указываются уточняющие данные (страница, рисунок, приложение и т.п.). Например: [5, с.112, рисунок 6], [17, с.34, таблица 3].

2.2.3 Заключение

Заключение (2-3 стр.), в котором излагаются:

- заключение о выполнении цели и задач, поставленных в работе;

- наиболее важные выводы (сумма выводов из глав), полученные в результате исследования;

- возможные перспективы дальнейшего изучения проблемы;

- научная новизна и практическая значимость проблемы.

2.2.4 Список использованных источников

Успешное выполнение выпускной квалификационной работы предполагает обстоятельное и творческое изучение специальной литературы по проблеме исследования. Список источников - это подлинный источниковедческий отчет автора о проделанной работе, по которому можно судить об уровне проведенного исследования.

Подбор и изучение литературы для выполнения выпускной квалификационной (дипломной) работы является одним из важных этапов работы обучающегося. Любая письменная работа не может считаться научной, если она не снабжена справочно-библиографическим аппаратом: списком источников по теме исследования и ссылками на цитируемые и упоминаемые в тексте документы.

При подборе источников необходимо изучить все виды изданий по исследуемой проблеме: монографии, сборники научных трудов и материалы научных конференций, учебники, учебные пособия, диссертации, периодические издания, законодательные и нормативные акты и т.д. Следует также обращать внимание на ссылки в тексте (авторитетные источники), имеющиеся в монографиях и статьях. Необходимо изучить профессиональные издания последних лет, так как в них наиболее полно освещена теория и практика исследуемой темы.

Не менее важным является анализ существующих нормативно-правовых актов: международных договоров, соглашений, конвенций, документов, принятых в рамках межправительственных организаций и на международных конференциях, национального законодательства государств.

Поиск необходимого материала можно осуществлять и с помощью поисковых систем Интернет, а также в справочно-правовых информационных системах «Консультант» и «Гарант» и др.

Список источников должен охватывать не менее 15-20 различных материалов по изученной теме.

Основное требование к составлению списка источников – единообразное оформление и соблюдение ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок: общие требования и правила составления», ГОСТ и ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке: Общие требования и правила». По стандарту в списке использованных источников должны быть максимально сокращены все слова, кроме основного заглавия (названия документа).

Все источники, приведенные в списке, располагаются в едином алфавитном порядке.

Образцы оформления различных источников приведены ниже:

Законодательные и нормативные материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: [принят Гос. Думой Федер. собр. РФ с изм. и доп. 18 мая 2005 г.]. – М.: ОМЕГА-Л, 2012. – 550 с.

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Текст]: Федер. закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998г.: одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.]. – [4-е изд.]. – М.: Ось-89, [2001г.]. – 46, [1] с.; 21 см. – (Актуальный закон). – ISBN 5-86894-528-Х.

Законодательные материалы. Запись под заголовком

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39, [1] с.; 20 см. – 10000 экз. – ISBN 5-94462-025-0.

Стандарты. Запись под заголовком

ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]. – Введ. 2002–01–01. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с.: ил.; 29 см.

Сборник стандартов

Система стандартов безопасности труда: [сборник] [Текст]. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – 102, [1] с.: ил.; 29 см. – (Межгосударственные стандарты). – Содерж.: 16 док. – 1231 экз.

Книга под фамилией автора

Балабанов, И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта [Текст] / И. Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 112 с.

Если у книги два или три автора описание начинается с фамилии первого автора, а за косой чертой перечисляются все авторы

Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова; под. общ. ред. А. Г. Калпина; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 542 с.; 22 см. – (Institutiones; т. 221). – Библиогр.: с. 530–540. – 50000 экз. – ISBN 5-7975-0223-2 (в пер.).

Электронные ресурсы

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – Режим доступа: https://zhurnal.mipt.rssi.ru. - 14.09.2016.

Булгаков, Н. А. Основные законы и формулы по физике [Электронный ресурс]: справочник / Н. А. Булгаков, И. А. Осипова. – Режим доступа: https://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=56797&p_rubr=2.1.23. - 14.09.2016.

Статья из журнала или газеты

Брызгалин, А. В. Планирование, организация и управление кредитным процессом [Текст] / А. Брызгалин // Деньги и кредит. – 2001. - № 3. – С. 17 – 23.

Журнал

Актуальные проблемы современной науки[Текст]: информ.-аналит. журн. / учредитель ООО «Компания «Спутник +». – 2001, июнь. – М.: Спутник +, 2001. – Двухмес. – ISSN 1680-2721.2001, № 1–3. – 2000 экз.

 

2.2.5 Приложения

Приложения к дипломной работе могут включать: анкеты, статистические данные, диаграммы, графики, формы договоров, копии конкретных соглашений, исполнительных документов, расчеты, таблицы, и другие вспомогательные материалы, на которые есть ссылки в тексте работы. Приложения подлежат нумерации в той последовательности, в которой их данные используются в работе.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность. На каждом листе по центру пишут «Приложение А», «Приложение Б» и т.д. Нумерация листов приложений должна быть сквозная и является продолжением общей нумерации работы.

Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой по центру страницы.

2.2.6 Общие требования к оформлению текста

Необходимо соблюдать требования и к оформлению ВКР.

Формат страницы - А 4; шрифт – Times New Roman; кегль – 14; межстрочный интервал – 1,5. Выравнивание по ширине, отступ слева (абзац) - 1,25. Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: