Основание Святогорского монастыря.




Особое значение в борьбе против татар имел Святогорский монастырь.

Ø По церковным преданиям первыми поселенцами Святых Гор были монахи Киево-Печерской Лавры, разрушенной ордами Батыя в 1240 г., ушедшие на берега Северского Донца и основавшие там новый монастырь.

Ø По другой версии обитель основали греческие монахи Святой Афонской Горы.

Ø Третьи историки утверждают, что Святогорск возник как оборонительный пункт и служил надежной защитой от кочующих племен. С этой целью в меловых горах были вырыты тайные подземные ходы и пещеры.

С XVI в. (1526 год) Святые Горы упоминаются просто как дозорный пункт на границе Московии с Диким полем, а как о монастыре о Святых горах первое свидетельство относится к 1624 году. Тогда же монастырю была пожалована царская грамота на право владения этой землёй.

Монахи взимали плату за паромную переправу через Северский Донец, а также занимались бортничествоми рыболовством, следили за намерениями и продвижением татар, передавая эти сведения русским воеводам, предоставляли убежище беглецам из татарской неволи и чумакам, приезжающим на Торские озера за солью.

Чумаки - занимались торговлей и перевозкой различных товаров.

Святогорский монастырь неоднократно был захвачен и разграблен крымскими татарами, в 1739 г. он почти вымер от чумы, а в 1787 году по указу императрицы Екатерины II закрыт. Принадлежавшие же монастырю деревни, земли и угодья были отобраны в государственную казну.

Хозяйственная деятельность населения

Во время возведения городов для горожан отводилась пашенная земля и сенокосы. Однако местное население отдавало предпочтение скотоводству. Это объясняется не только меньшей трудоемкостью скотоводства по сравнению с земледелием, но и быстрой его отдачей, а также использованием его продукции в качестве сырья сельскими и городскими ремесленниками. Отрицательно влияли на занятие земледелием и набеги татар. Не получило еще широкого распространения земледелие и среди казачества. Освоивший землю в дикой степи казак не хотел с ней расставаться и его трудно было мобилизовать в далекие походы, которые угрожали его хозяйству. Поэтому земледелием занимались лишь те казаки, которые не принимали участия в походах по старости или увечьям.

Как и прежде, важное место среди занятий принадлежало промыслам. Больше всего источники упоминают о вылове рыбы в местных реках и морях. Целое лето, если казаки не отправлялись в поход, они заготавливали рыбу, которая была наиболее распространенным продуктом питания и охотно обменивалась приезжими чумаками на другие товары.

Рыбный промысел требовал достаточного количества соли. Это способствовало расширению соледобычи на Торе и в других близких к нему местах. Летом на Тор для выварки соли приезжало до 10 тыс. человек из Левобережной Украины и порубежных русских городов. Они варили соль 2-3 недели, кому сколько надобно, и уезжали обратно. Но, и казенное, и частное солеварение велось с перебоями из-за нехватки рабочих рук и частых набегов татар. Если учесть, что в среднем каждый мог вывезти до 60 пудов соли, то на Торе вываривали за год до 0,5 млн. пудов соли.

Большое внимание как сельские, так и городские жители уделяли пчеловодству. Как возле зимовников, так и вблизи городов упоминаются пасеки. Собранный мед не только удовлетворял потребности самих хозяев, но и предназначался для рынка.

Меньше во второй половине XVII в. уделялось внимания охоте.

Занимались жители края и торговлей. Основными товарами, поступавшими за пределы региона, были рыба и соль. За ними приезжали купцы из разных мест Украины и России.

Таким образом, заселение края способствовало развитию сельского хозяйства и уменьшению роли охоты и других видов мелких промыслов среди занятий населения.

 

СЛОБОЖАНЩИНА

Слободская Украина или Слобожанщина - историко-географическая область (XVII-XVIII вв.), В которую входили территории современных Харьковский, части Сумской, Донецкой, Луганской и российских Воронежской, Курской, Белгородской областей РФ. Граничила на западе с Гетманщиной, на юге с Запорожьем и владениями Крымского ханства, на востоке с Доном, на севере с Московией.

После подавления крестьянско-казацких восстаний в 20-30-е гг. и поражения армии Богдана Хмельницкого в Национально-освободительной войне против Речи Посполитой в 50-е гг. XVII в. началась волна переселения украинских казаков, крестьян и мещан на восток, в пределы Московского государства. Царское правительство благосклонно относилось к переселенцам, которые своими слободами образовывали новую оборонительную полосу на юге страны. Под поселение отводились нетронутые земли. Переселенцам разрешалось сохранять свой казацкий строй и внутреннюю автономию. Так возникли новые города Сумы, Харьков, Ахтырка, Лебедин, Чугуев и большое количество слобод.

От поселений - слобод - край получил название Слободская Украина. Слободами тогда называли поселение, жители которого пользовались льготами (слободами-свободами): не платили налогов с торговых операций, занятий промыслами, ремеслами. Льготы предоставлялись на определенный срок от 10 до 40 лет, но слобожанам удавалось ими пользоваться почти полтора века.

В 1660-1680 гг. десятки тысяч черкес/ черкас (так называли украинцев в Московском государстве) (особенно с Правобережья) осваивали междуречье Северского Донца и Оскола. Именно в эти годы были основаны Богодухов, Балаклея, Двухлетняя, Изюм и другие города.

В связи с освоением украинцами земель южнее Белгородской оборонительной линии, уменьшается ее значение как военного форпоста. Это вызвало необходимость строительства новой укрепленной линии - Изюмской, продолжавшееся в течение 1680-1692 гг. Передовыми форпостами этой полосы стали города Изюм, Маяцк, Райгород.

Основной функцией слободских казаков была охрана южных границ России от нападений татар, но они участвовали и в военных походах вместе с российскими войсками против турок.

Правовое положение жителей Слободской Украины основывалось на казацких обычаях, принесенных сюда с Приднепровья. вся территория Слобожанщины делилась на 5 полков: Острогожский, Харьковский, Сумской, Ахтырский и Изюмский, во главе которых стояли полковники, избираемые на раде казаками. Полковник ведал всеми административными, судебными и военными делами на территории полка, имел имел право раздавать полковые земли старшине, церквям, казакам и т.д.. Полковники подчинялись непосредственно белгородскому воеводе, который считался главным руководителем края и имел неограниченную власть. Считалось, что между полковником и воеводой должна была существовать согласованность действий, но такое двоевластие приводило к спорам. Основанием для них была разница в обычаях и взглядах на жизнь. В отличие от полковников воевод меняли достаточно часто, чтобы с их стороны, как считало правительство, не было злоупотреблений. Имея значительный опыт, полковник был более компетентным в местных делах. Поэтому не удивительно, что в начале XVIII в. (1706) должность воеводы в крае была отменена, а полковник стал полновластным хозяином в своем полку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: