Дисциплина Логопедия. Курс: «Нарушения произносительной стороны речи»
Тема 2.
Понятие о фонеме и звуке речи
Звуки в потоке речи и звук, произнесенный изолированно, отличаются по своему звучанию. На звучание звука оказывают влияние соседние звуки, а также место данного звука в слове.
Так, один и тот же звук "с" по разному звучит в словах "сахар", "сумка", "сор", "косынка", "лес". На звучание звука особенно сильно влияют соседние звуки, входящие с ним в один слог.
Это связано с тем, что произносительной единицей речи является не отдельный изолированный звук, а слог. В процессе произношения серии нервных импульсов поступают не на звук, а на слог. При артикуляции первого звука слога уже закладываются элементы артикуляции второго звука, не противоречащие артикуляции второго звука. Это явление носит название коартикуляции. И в связи с этим можно выделить больше количество звучаний какого-либо звука в речи.
Звук речи обладает определенными акустическими и артикуляторными характеристиками, определяемыми признаками, как значимыми для данного языка, так и незначимыми.
Значимыми являются смыслоразличительные признаки звука, которые служат для передачи значения слов, т.е. при изменении которых меняется и смысл слова /дом - том/. В каждом языке существует определенная совокупность смыслоразличительных признаков. Например, в русском языке такими смыслоразличительными признаками являются твердость-мягкость /был -быль, вил - выл/, звонкость-глухость /дам - там, гора - кора/ и др. Как видно из примеров, изменение лишь одного смыслоразличительного признака звука приводит к изменению смысла слова.
Долгота звука в русском языке не является смыслоразличительным признаком. В эстонском же языке долгота звука может привести к изменению смысла слова, т.е. долгота звука является в эстонском языке смыслоразличительным признаком. Во французском языке смыслоразличительным признаком является открытость или закрытость гласных, в то время как в русском языке этот признак связан с позицией звука в слове и не приводит к изменению смысла слов.
Таким образом, фонема - это единица звуковой системы языка, представляющая определенную совокупность дифференциальных -/смыслоразличительных/ признаков. Каждая фонема характеризуется определенными смыслоразличительными признаками: звонкость-глухость, твердость-мягкость, место и способ образования, ряд, подъем, лабиализация и т.д. Поэтому фонему можно рассматривать как совокупность этих различительных признаков.
Фонема представляет собой обобщенный «образ» звука, нечто устойчивое, постоянное.
Речевой звук является формой существования фонемы. В каждом речевом звуке можно выделить фонему, т.е. смыслоразличительные фонемные признаки, в нем можно выделить и второстепенные признаки, зависящие от фонетической позиции звука. Звуков в речи очень много, но в языке выделяется ограниченное количество фонем. Каждая фонема в речи "приобретает определенный оттенок, определенное звучание. В логопедической литературе термин "звук* используется в значении "фонема", т.е. второстепенные признаки речевого звука не рассматриваются.
Основные акустические источники образования звуков.
1. Голосовой источник. Периодическое колебание голосовых складок создает голос. Голосовой источник имеет место при произнесении гласных звуков, сонорных и звонких согласных.
2. Турбулентный источник. При прохождении воздушного потока через место резкого сужения возникает явление турбулентности, завихрения. Турбулентный источник приводит к образованию фрикативных шумных звуков / с, ш, х.../.
3. Импульсный источник звука имеет место при быстром открывании полной смычки. Этот способ образования звука возникает при произнесении шумных взрывных звуков /п, т, к.../. При образовании смычки создается избыточное воздушное давление. Прохождение сильного воздушного потока при резком открывании смычки и образует специфический шум.
Голосовой источник всегда имеет одно и то же расположение - голосовые складки гортани. Шумовые /турбулентный, импульсный/ источники могут располагаться в различных частях артикуляторного аппарата /губные звуки, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные и др./.
Гласные звуки возникают на основе действия только голосового источника. При произношении согласных звуков может быть либо только шумовой источник /турбулентный - при произношения глухих фрикативных звуков ф, с, ш, х, импульсный - при произношении глухих взрывных: п, т, к/, либо одновременно голосовой и шумный /при произношении звонких согласных/.
Характер шума зависит от геометрической формы /конфигурация/ резонатора и места расположения акустического источника /смычки или сужения/ в ротовой полости. При опускании небной занавески в качестве акустического резонатора начинает играть определенную роль и носовая полость, вследствие чего характер звука меняется /сравнить: "м" и "б"/.
В связи с этим малейшее изменение артикуляции, положения языка, места смычки или сужения, конфигурация резонаторной полости приводит к изменению звучания. Таким образом, акустические и артикуляторные признаки звуков тесно связаны друг с другом. Изменение артикуляции приводит к изменению акустических характеристик звука. Однако на основании этого нельзя считать, что артикуляторно близкие звуки всегда являются и акустически близкими звуками, например, звуки "с" и "ш" близки по артикуляции, но акустически являются далекими.