Дисциплина Логопедия. Курс: «Нарушения произносительной стороны речи»
Тема 2.
Понятие о фонеме и звуке речи
Звуки в потоке речи и звук, произнесенный изолированно, отличаются по своему звучанию. На звучание звука оказывают влияние соседние звуки, а также место данного звука в слове.
Так, один и тот же звук "с" по разному звучит в словах "сахар", "сумка", "сор", "косынка", "лес". На звучание звука особенно сильно влияют соседние звуки, входящие с ним в один слог.
Это связано с тем, что произносительной единицей речи является не отдельный изолированный звук, а слог. В процессе произношения серии нервных импульсов поступают не на звук, а на слог. При артикуляции первого звука слога уже закладываются элементы артикуляции второго звука, не противоречащие артикуляции второго звука. Это явление носит название коартикуляции. И в связи с этим можно выделить больше количество звучаний какого-либо звука в речи.
Звук речи обладает определенными акустическими и артикуляторными характеристиками, определяемыми признаками, как значимыми для данного языка, так и незначимыми.
Значимыми являются смыслоразличительные признаки звука, которые служат для передачи значения слов, т.е. при изменении которых меняется и смысл слова /дом - том/. В каждом языке существует определенная совокупность смыслоразличительных признаков. Например, в русском языке такими смыслоразличительными признаками являются твердость-мягкость /был -быль, вил - выл/, звонкость-глухость /дам - там, гора - кора/ и др. Как видно из примеров, изменение лишь одного смыслоразличительного признака звука приводит к изменению смысла слова.
|
Долгота звука в русском языке не является смыслоразличительным признаком. В эстонском же языке долгота звука может привести к изменению смысла слова, т.е. долгота звука является в эстонском языке смыслоразличительным признаком. Во французском языке смыслоразличительным признаком является открытость или закрытость гласных, в то время как в русском языке этот признак связан с позицией звука в слове и не приводит к изменению смысла слов.
Таким образом, фонема - это единица звуковой системы языка, представляющая определенную совокупность дифференциальных -/смыслоразличительных/ признаков. Каждая фонема характеризуется определенными смыслоразличительными признаками: звонкость-глухость, твердость-мягкость, место и способ образования, ряд, подъем, лабиализация и т.д. Поэтому фонему можно рассматривать как совокупность этих различительных признаков.
Фонема представляет собой обобщенный «образ» звука, нечто устойчивое, постоянное.
Речевой звук является формой существования фонемы. В каждом речевом звуке можно выделить фонему, т.е. смыслоразличительные фонемные признаки, в нем можно выделить и второстепенные признаки, зависящие от фонетической позиции звука. Звуков в речи очень много, но в языке выделяется ограниченное количество фонем. Каждая фонема в речи "приобретает определенный оттенок, определенное звучание. В логопедической литературе термин "звук* используется в значении "фонема", т.е. второстепенные признаки речевого звука не рассматриваются.
Основные акустические источники образования звуков.
|
1. Голосовой источник. Периодическое колебание голосовых складок создает голос. Голосовой источник имеет место при произнесении гласных звуков, сонорных и звонких согласных.
2. Турбулентный источник. При прохождении воздушного потока через место резкого сужения возникает явление турбулентности, завихрения. Турбулентный источник приводит к образованию фрикативных шумных звуков / с, ш, х.../.
3. Импульсный источник звука имеет место при быстром открывании полной смычки. Этот способ образования звука возникает при произнесении шумных взрывных звуков /п, т, к.../. При образовании смычки создается избыточное воздушное давление. Прохождение сильного воздушного потока при резком открывании смычки и образует специфический шум.
Голосовой источник всегда имеет одно и то же расположение - голосовые складки гортани. Шумовые /турбулентный, импульсный/ источники могут располагаться в различных частях артикуляторного аппарата /губные звуки, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные и др./.
Гласные звуки возникают на основе действия только голосового источника. При произношении согласных звуков может быть либо только шумовой источник /турбулентный - при произношения глухих фрикативных звуков ф, с, ш, х, импульсный - при произношении глухих взрывных: п, т, к/, либо одновременно голосовой и шумный /при произношении звонких согласных/.
Характер шума зависит от геометрической формы /конфигурация/ резонатора и места расположения акустического источника /смычки или сужения/ в ротовой полости. При опускании небной занавески в качестве акустического резонатора начинает играть определенную роль и носовая полость, вследствие чего характер звука меняется /сравнить: "м" и "б"/.
В связи с этим малейшее изменение артикуляции, положения языка, места смычки или сужения, конфигурация резонаторной полости приводит к изменению звучания. Таким образом, акустические и артикуляторные признаки звуков тесно связаны друг с другом. Изменение артикуляции приводит к изменению акустических характеристик звука. Однако на основании этого нельзя считать, что артикуляторно близкие звуки всегда являются и акустически близкими звуками, например, звуки "с" и "ш" близки по артикуляции, но акустически являются далекими.