О Казанском храме в селе Козохово




Ранее в «Православном Петровске» уже рассказывалось о Казанских храмах на территории Петровского благочиния. Однако, оказывается, что не о всех храмах, носящих такое имя, мы знали. Волею случая мы с Татьяной оказались в селе Козохово, что находится за Поречьем, и увидели там на окраине села храм, тронутый забвением. Уже дома я выяснил, что это храм Казанской иконы Божией Матери. Рядом с ним находятся ещё два кирпичных полуразрушенных здания, явно не современных. Значит были времена, когда и в этом селе кипела жизнь.

Обратимся в очередной раз к книге Ростовского краеведа А.А.Титова «Ростовский уезд». Согласно его рассказу, церковь в Козохове построена в 1804 году лейб – гвардии поручиком Алексеем Ивановичем Кологривовым. Храм имеет два придела: Казанской иконы Божией Матери и Воздвижения Креста Господня. В церкви находилась икона Казанской Божией Матери «древнего и прекрасного письма, в драгоценном окладе с украшениями; она пожертвована прежними владельцами Козохова, Кологривовыми, которые чтили эту икону как чудотворную и она у них была родовая. В виду особого чествования иконы, Кологривовы и построили каменную церковь, поставив икону Казанской Божией Матери в числе местных».

Само же Козохово довольно древнее село. Согласно исследованиям Артынова в XII веке здесь был терем ростовского воеводы Громилы. В разное время село принадлежало роду Долгоруких, князю Андрею Васильевчу Суздальскому (Аника Воин), князю Ивану Калите, Третьяку Долматову. Иван Грозный приложил село Ростовскому архиерейскому дому, а впоследствии Козохово было отчиной Якова Федоровича Долгорукого, у которого побывал здесь Пётр I.

Полное название села согласно А.А. Титову, Козохово-Богородское. Что касается упомянутых выше полуразрушенных двух зданий, то, согласно рассказам местных жителей, одно из них было домом священника, в котором в советское время был медпункт, а в другом в советское время была школа, а ранее, по всей видимости, находилось земское училище.

М.Попов

Святогорье

Записки паломника
Вот и началась долгожданная поездка на Святой Афон. Позади хлопоты и сборы в дорогу, расставание с супругой (на Афоне разрешается быть только мужчинам) и напутствия.

Взлетели хорошо, погода благоприятствует. Правда, была небольшая неприятность в Шереметьеве: Стаса и Вадима вызвали на таможню. Сомнения возникли с багажом. Они везут для Вани краски и литературу, вот как раз насчёт красок и возникли вопросы при досмотре. Все благополучно разрешилось и вот под нами белое море сплошных облаков, курс на юг. Греческая авиакомпания «Ellinair” очень благожелательная к пассажирам, угощает после взлёта винами и другими вкусными напитками. Объявления на английском и русском языках. В салоне почти поровну русских и греков.

Облачность пропала, совершенно ясная погода, видимость отличная. Полет подходит к завершению, появились первые кварталы Салоник. Снижаемся над заливом. Полный штиль. Медленно пролетаем над старой круглой башней, напротив которой стоит памятник Филиппу Македонскому. Мы в сердце Македонии - Салониках. Мягкая посадка и мы выруливаем к зданию аэровокзала. В здании небольшого аэропорта за стеклом нам уже радостно машет Ваня Мастеропуло. Его самолёт из Афин приземлился на 15 минут раньше нашего. Небольшое ожидание разгрузки багажа, и мы встретились. К самому зданию аэропорта подкатывают одно за другим такси (машины все новенькие и ухоженные). Едем через весь город в его центральную часть к храму Димитрия Солунского. Рядом находится наш отель Orestias Kastorias. Отель небольшой, но трехэтажный, зажат между другими старыми домами. Ваню в нем знают как старого постояльца. Есть комната, в которой всегда можно бесплатно выпить чай или кофе с печеньем. Номера чистые, небольшие и уютные, с высокими потолками. Надо сказать, что Ваня всё время нашей встречи говорил по телефону, назначал встречи, переносил уже назначенные. Он сказал, что за 15 минут до вылета к нам, закончил работу с мозаикой в Афинах и есть несколько необходимых встреч, назначенных на этот вечер.

После размещения в отеле мы посетили храмы в ближайшем окружении. Первым был Димитрия Солунского, почти напротив нашего отеля. Потом Святой Софии, развалины форума, храм св. Георгия. Приложился к мощам, подал записки. Храмы исключительно древние - VI-XI века. Возле храмов удивила молодёжь, которая свободно распивала пиво, тусовалась и никто не прогонял их. Ходили мы по храмам практически одни, т. к. Ваня был все время или на телефоне, или встречался с кем то. Время уже к 9 часам вечера, проголодались и немного устали. Пора и присесть. Ваня ищет таверну, в которой он в прошлый приезд в Салоники хорошо посидел и вкусно (не дорого) поел. Поиски оказались напрасными - таверна закрылась и мы пошли в первую же другую таверну, с рыбным меню. Ваня заказывал, постоянно согласуя меню с нами. Там были: греческий салат, осьминоги на углях, кальмары маринованные, ещё какая-то мелкая рыбка в кляре. И ещё, ещё - уже и не знаю что. Пить принесли анисовый напиток собственного изготовления, лёд и воду. Разговорам не было конца: Ваня расписал по дням график нашего посещения Афона, монастырей и скитов. И говорили о многом и много до 12 часов, потом пошли в отель. Завтра подъем в 6 часов и отъезд на Афон, ложусь спать.

 

Девятое октября

Проснулся по будильнику в 6, выпил кофе с печеньем и сели в такси до аэропорта. Ваня там встретил нашего попутчика - отца Пимена, молодого священника, иеромонаха из Александро-Невской лавры и мы пересели в минивэн. Извилистый серпантин ведёт в горы, на перевал. По сторонам дороги видны виноградники, оливковые рощи, стада овец, маленькие поселения. Проехали Халкидики, впереди видна Святая гора в утренней дымке. Спускаемся ближе к морю. Водитель высадил нас возле пристани. Именно здесь выдают разрешение ступить на землю Афона - Diamonhtrion. Но дальше происходит не предвиденная заминка. На паром мест не хватает и придётся ждать ещё два часа, т.е. до 11:45 свободное время. Идём на ближайший дикий пляж, я, Стас и Вадим. Ваня с отцом Пименом остались в прибрежном кафе. Море абсолютно тихое, лазурная гладь, тишина. Лишь крики чаек нарушают тишину. От души накупавшись, идём к причалу. Вот и катер пришёл с Афона. Катер маленький, человек на 50. При посадке строго поверяют документы. Почти половина пассажиров священнослужители. Билет стоит 10 евро. В пути были часа полтора, плыли без остановок.

Прибыв на пристань Дафни, остановились в ожидании автобуса. На пристани много паломников с рюкзаками и… множество кошек самых разных мастей.

Ожидаем недолго, все рассаживаемся в автобус, некоторым сидячих мест не хватило, они стоят в проходе. По крутой и извилистой дороге автобус медленно серпантином поднимается всё выше и выше, иногда его колёса оказываются в опасной близости от обрыва. Постепенно достигли перевала на высоте метров 600-800 над уровнем моря, где оказались на некотором подобии плато, т.е. достаточно равнинной местности. Вдали виднеется Андреевский скит с красивой колокольней, завершённой изящным золоченым куполом.

Все выходим из автобуса в поселении под названием Карея. Здесь расположены основные офисные и административные организации Афона, как бы деловая часть. Заходим в архондарик, приёмная комната для гостей. Должна быть встреча с афонским старцем Анастасием (Топозиусом), учеником преподобного Паисия Святогорца. Насельник монастыря Кутлумуш, иконописец, художник и писатель, отец Анастасий прожил со святым 20 лет, общаясь и усваивая практическое богословие. Ждём недолго, и в помещение входит солидный мужчина, высокого роста и мощного телосложения в черном монашеском облачении. Вид его сначала кажется нам суровым, он очень сдержанно здоровается с нами и отец Пимен вручает ему большую фотографию, на которой изображены три старца за столом. Один из них – отец Анастасий.

Ваня на некоторое время покидает нас, а отец Анастасий сидит рядом со мной и перелистывает фотографии в смартфоне. Он знает несколько слов по-русски, но для разговора этого явно не достаточно. Показывает мне фотографию молодого мужчины в военной форме. Приглядевшись внимательно, узнаю в нём моего собеседника. Он лукаво прищурился - удивил, дескать. Потом Ваня нам рассказал, что решение принять постриг он принял самостоятельно, не советуясь с родными. Когда он объявил маме о своем решении, и она выразила удивление, он сказал, со свойственным ему юмором: «Мама, я больше так не буду!».

Расстались со старцем и отправились в Андреевский скит. Ваня спросил меня, какие первые впечатления от Афона? Честно сказал, что пока ещё ничего не ощутил. Действительно, нет пока чувства приобщённости к столь значимой святыне, наверное, долго ждал. Проходим здание полиции Афона, кипарисовая аллея приводит к воротам скита.

Сегодня лишь русские купола и архитектура храмов молчаливо свидетельствуют о славном прошлом этой русской святогорской обители, посвященной первопросветителю Руси св. Апостолу Андрею Первозванному.

Печальная история Андреевского скита очень тронула наши сердца. Хотелось быстрее увидеть былое величие и торжество русского православия на Святой горе. Сразу за воротами стояли под навесом несколько огромных колоколов, наверно снятых с колокольни собора.

Возле храма толпились паломники и монахи в ожидании трапезы. Иван спросил, когда откроют храм. Вернулся огорчённым, т.к. мы ни как не успевали попасть в храм. Пришлось скорректировать наш план и отправиться в сторону Кутлумуш.

По дороге встречаются деревья грецкого ореха, на земле попадаются упавшие орехи. Мы воспользовались возможностью полакомиться ими. Первым монастырём, который нам открылся в лощине, был Кутлумуш.

На святых землях основано 20 монастырей, из них третьим по политической значимости, но первым по наличию православных реликвий считается Иверский монастырь, где нам предстоит провести первую ночь на Святой земле Афона. История этих стен насчитывает более 1000 лет, а слава о чудотворных святынях, хранящихся в здешних храмах, распространилась далеко за пределы Греции и Европы.

Были в храме, где и находится самая чтимая икона Иверской Божьей матери, приложились к ней.

Затем прошли в трапезную. Впервые отведали монастырской пищи в трапезной Иверского монастыря. Трапеза состояла из макаронных изделий «бабочки», маринованных оливок, хлеба и красного вина. Макароны греки едят вприкуску с хлебом. Приступать к трапезе можно только после звонка колокольчика, а пригубить вино – после второго звонка. После трапезы осмотрели более внимательно монастырь и окрестности. Инженерное исскуство древних зодчих поразило до глубины души. Мощные стены могли выдержать многодневную осаду.

Ворота, изготовленные из толстых и прочных деревянных брусьев, с двух сторон окованы толстыми железными полосами, прибитыми насквозь гвоздями. Прошли в отведённую нам келью на четверых, отец Пимен был удостоен отдельной кельи, как священник. После размещения умылись и вышли на балкон, выходящий в монастырский сад за пределами монастыря. Высота балкона примерно 25, а может и30 метров над землей. Солнце уже скрылось за горой и скоро должны закрыть монастырские ворота. Надо укладываться спать, вставать рано, по колоколу на службу.

Десятое октября.

Служба утренняя началась ещё задолго до восхода солнца, в кромешной тьме. Мы даже подумали, что в храме ни кого нет, так темно было внутри. Лишь монотонное чтение на греческом языке нарушало тишину. Люди стояли в узких проходах и сидели на стасидиях по периметру храма. Перед алтарем горела единственная на весь храм лампада. Потом чтение несколько изменило ритм: стали поочерёдно нараспев читать двое священников или монахов. Слышал только некоторые известные мне слова agios и незнакомое (если правильно расслышал) elektos. “Святый Боже» тоже узнал по ритму. Так как служба отличается от нашей и по форме и по исполнения, то просто стал молиться за всех, кого вспомнил, кто просил молиться за него и его близких. В конце службы причастился Святых Даров. Из храма отправились на трапезу.

Поклонившись Николе устричному, садимся и едем в Ильинский скит. Узкая и пыльная дорога, с рытвинами и ухабами, приводит нас к воротам Ильинской обители. Войдя в ворота, справа от них стоит стол. Высокий монах радушно обнимает Ивана и о чем-то оживленно беседует с ним, потом спохватывается и предлагает нам традиционное угощение – стакан воды, стопочку анисовой и лукум. После такого приема, добродушно усмехнувшись, достаёт из подрясника огромную связку ключей и подзывает к себе Стаса. Выбрав из связки один ключ, передаёт связку Стасу. Ваня переводит: «Стас, тебя временно назначают исполнить обязанности св. Петра, открывай двери храма.»

На прощание монах преподнёс каждому из нас прекрасно выполненную полиграфическую икону пророка Илии и по-братски обнял. На душе тепло и радостно, приняли нас как братьев и проводили с добрыми напутствиями. Наш путь лежит в сторону Пантократора.

Монастырский двор небольшой и уютный, совершенно не видим ни кого из братии. На галерее собраны различная утварь, механизм старинных башенных часов - видно внутри помещений идёт или готовится ремонт.

Собор закрыт и нам остаётся только ждать. Время поджимает, надо ехать дальше. С сожалением выходим из ворот и усаживаемся в наш транспорт, возвращаемся в Карею, где иеромонах Анастассиос передаёт в подарок нашему отцу Пимену икону и несколько своих книг. Едем через перевал в Ватопед, один из главных монастырей Афона.

Юрий Вахромеев

(Продолжение следует)

 

В Кремлёвском дворце 1 ноября прошло заседание Всемирного русского народного собора ‒ общественной организации, которую возглавляет патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В этом году Собор отмечает 25-летие. Юбилейное заседание открыл президент России Владимир Путин. «Созданный под эгидой Русской православной церкви ваш форум вот уже на протяжении четверти века – 25 лет – играет значимую роль в общественной жизни России, всего русского мира, активно содействует решению социальных, просветительских, гуманитарных проблем, сохранению межнационального и межрелигиозного согласия, воспитанию молодежи на основе ценностей патриотизма и гражданственности», – сказал Путин.

На заседании присутствовали представители власти, члены общественных организаций, религиозные лидеры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, учёные, деятели культуры. Главная тема юбилейного форума ‒ «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подвёл итоги 25-летней работы Всемирного русского народного собора и подчеркнул, что, несмотря на разногласия, которые возникали в процессе дискуссий, по основным вопросам всегда удавалось достичь согласия.

«Многие идеи, впервые прозвучавшие на Соборе, получали дальнейшее развитие за его пределами. К примеру, вопрос о духовно-нравственном возрождении России, вопрос о русских как крупнейшей в мире разделённой нации, о необходимости поддержки соотечественников, оказавшихся за новыми границами Российской Федерации. Все эти темы становились частью общенациональной повестки», ‒ сообщил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Приняла участие в работе Собора и делегация Ярославской области, в которую входили благочинный приходов Петровского округа иерей Алексий Пакин и четыре прихожанина Петропавловского храма Петровска.

На фото часть делегации Ярославской области.

ПОЗДРАВЛЯЕМ

9 ноября - Синицыну Капитолину Павловну с днем Ангела!

20 ноября – Бякина Валерия Анатольевича с днем Ангела!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: