Психическое здоровье школьников.
(материал для педагогов, школьных психологов)
Е.В.Катаева 2009г.
Вопросом сохранения психического здоровья школьников в последнее время все больше интересуются врачи, педагоги и психологи. Дети нервничают, взрослые жалуются на чрезмерные школьные нагрузки. Обращение к школьным психологам перестало быть чем-то эксклюзивным, а перешло в разряд обыденных проблем.
Наиболее широко распространенными психическими расстройствами детей, включенными в классификацию ВОЗ, являются эмоциональные расстройства (ЭР), отклонения в поведении (ОП) и гиперактивность (ГА). Эмоциональные расстройства - это депрессивные состояния, тревожность, страхи, боли и неприятные ощущения, не имеющие органической причины. Их называют также Внутренними проблемами и связывают с чрезмерным контролем поведения. Отклонения в поведении, или Внешние проблемы, связывают с недостаточным самоконтролем. Это нарушение социальных норм и прав других людей - жестокость по отношению к людям и животным, организация драк, в том числе с использованием оружия, воровство, насилие, поджоги, взлом и порча чужого имущества, побеги из дома и прогулы школы. Отклонения в поведении являются и медицинской, и социальной проблемой и одним из основных факторов неблагоприятного развития. В развитых странах они встречаются у 10-20% детей и подростков, статистика по другим странам практически отсутствует.
У школьников одним из наиболее сильных источников стресса являются школьные факторы, такие как экзамены, тесты, оценки. Вклад же стресса в заболеваемость хорошо установлен.
В школе довольно часто приходится сталкиваться с так называемыми пограничными состояниями, главным образом неврозами и невротическими реакциями, некоторыми функциональными отклонениями. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики служит умственная работоспособность.
|
Умственная работоспособность (УР) - определенный объем работы, выполненной без снижения темпа и эффективности, в определенные отрезки времени.
Каждому присущ свой уровень УР (высокий, средний, низкий).
Ведущей задачей психогигиены, сохранение психического здоровья школьников, является поддержание высокого уровня умственной работоспособности.
Психически здоровый человек — тот, кто испытывает состояние душевного равновесия, психологического комфорта, социально адаптирован и не имеет нарушений отдельных психологических функций (восприятия, мышления, памяти, внимания, эмоций).
Критерии психического здоровья
1. Отсутствие заболеваний.
2. Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту).
3. Благоприятное функциональное состояние (ответные реакции адекватны раздражителям).
Существует ряд признаков, которые характеризуют психическое здоровье ребенка. К ним относятся следующие:
- соответствие психических реакций силе внешних воздействий, обстоятельствам и ситуации (т.е. адекватность поведения в стрессовых ситуациях).
- способность управления своим поведением в соответствии с социальными нормами и законами.
- способность к планированию и реализации своей собственной деятельности.
- способность изменять способ своего поведения в зависимости от обстоятельств («гибкость поведения»).
|
- положительное эмоциональное состояние (характер откликов на жизненные факты, а попросту, настроение).
- эмоциональные реакции - непосредственные ответы на воздействие или ситуацию, (сопровождаются комплексом вегетативных, биоэлектрических и двигательных изменений) служат сигналами благоприятных и неблагоприятных воздействий.
Психологическое здоровье человека связано с особенностями личности, объединяющей все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Психологическое здоровье является важной составляющей социального самочувствия человека, с одной стороны, и его жизненных сил, с другой.
Факторы, влияющие на состояние психического здоровья школьников
- генетические,
- гигиенические,
- экономические,
- социальные,
- эмоциональные, психологические. Психологическими факторами, негативно влияющими на психическое здоровье являются:
· обиды,
· одиночество,
· отчужденность,
· утрата родителей, их развод или уход из семьи одного из родителей,
· неразделенная любовь,
· ревность,
· чувство вины, оскорбленного самолюбия,
· страх наказания,
· желание отомстить,
· злоба,
· сексуальные эксцессы,
Педагогическая общественность может программировать, и то не всегда, лишь гигиенические и эмоциональные факторы, но тем не менее психическое здоровье детей очень сильно зависит от деятельности педагогов.