Сохранение в течение длительного времени социальной позиции семьи в любом иерархическом обществе в значительной степени зависит от вертикального соответствия социальных позиций вступающих в брак. В кастовом обществе брачующиеся принадлежат к одной и той же касте; своим браком они утверждают свое социальное равенство и содействуют сохранению социальной позиции своих семей. Система ценностей и санкций кастовой системы принуждает к заключению равных браков.
Несколько иная ситуация складывается в классовом обществе, система ценностей и санкций которого только отчасти содействует заключению равных браков. Одобряется "повышение своего социального статуса" при составлении себе "удачной партии" и осуждается "понижение своего социального статуса" в результате "мезальянса". В классовой системе это противоречие разрешается, и человек после брака сохраняет примерно ту же социальную позицию, что и до него. Несмотря на давление заключать браки среди равных, неравные браки с расположенными выше и ниже на социальной лестнице имеют место. Такое поведение свойственно людям классового общества; его причина заключается в нехватке средств, навязывающих физическую или социальную сегрегацию и тем самым препятствующих неравным бракам.
Лучше всего поддерживает социальную дистанцию в Янки Сити высший класс. Этот класс имеет больше механизмов для выражения социальной дистанции, что часто осуществляется через поддержание географической и пространственной дистанции. Частные школы, большие участки земли, няни для детей, огромные дома и редкое использование общественного транспорта географически отражают социальную дистанцию и содействуют ее поддержанию между членами этой группы и теми, кто стремится сократить эту дистанцию и приблизиться к ним.
|
Для вступающих в брак в классовом обществе стремление сохранить свою социальную позицию осложняется еще и тем, что необходима равноценность позиций не только брачующихся, но и нескольких предшествующих поколений их семей. В классовой системе, в отличие от кастовой, есть три возможности заключить брак: с тем, кто равен тебе по статусу, имеет статус ниже или выше. Таким образом, сохранение социальной позиции намного сложнее, поскольку сменяющие друг друга поколения брачующихся должны повторять цикл равных браков.
Наши респонденты ссылались на ряд "старых семей" как на высшую группу в Янки Сити. Некоторые из этих семей воспринимались выше, чем остальные. Членов семей, занимающих самую вершину социальной пирамиды, мы проинтервьюировали не только для того, чтобы определить, как они жили и о чем думали, но и для того, чтобы определить, кого они относили к старым семьям или высшей-высшей группе, а кого - к новым семьям или низшему-высшему классу. Подобный опрос мы провели и среди имеющих более низкую социальную позицию. Выделенные при помощи интервью группы семей мы разместили в непрерывный вертикальный ряд от самых верхних позиций до самых низов общества Янки Сити, и каждого индивида поместили в один из нескольких классов. Семейные родословные и поведение ныне живущих потомков были изучены для того, чтобы определить, почему они занимали определенные позиции в классовой иерархии...
|
Наше исследование показало, что к высшему-высшему классу принадлежали те семьи, чьи члены на протяжении нескольких поколений вели образ жизни высшего класса. Только через какой-то промежуток времени семья могла перейти из низшего-высшего класса в высший-высший. Когда члены какой-либо семьи на протяжении нескольких поколений принадлежали к двум высшим слоям и, в конечном итоге, к самому высшему, у семьи появлялась родословная. Мы определяем родословную как непрерывную череду предков, (по материнской или по отцовской линии, или же по обеим) принадлежавших к высшему классу.
Один из респондентов четко определил факторы, определяющие поведение класса: "Чтобы чего-то добиться в Янки Сити, необходимо иметь семью и деньги. Денег может быть не слишком много, но их должно хватать на правильный образ жизни". Иначе говоря, деньги имеют значение постольку, поскольку они позволяют вести образ жизни, считающийся неотъемлемой чертой высшего класса; то есть такой образ жизни, который, как полагают, был свойствен и предкам семей высшего класса, и его настоящим членам. Необходимо подчеркнуть, что происхождение ныне живущих семей можно проследить еще со времен, предшествовавших американской революции, а некоторые семьи были заметными уже во времена первого поселения.
Необходимо отметить, что родословная (по тому определению, которое мы ей дали для американского общества) обычно двусторонняя; происхождение необязательно рассматривается только по отцовской линии. Наши респонденты, составляя списки тех, кто, по их мнению, принадлежал к высшему классу, опустили имена некоторых людей, которых мы однозначно отнесли бы к высшему классу. О членах этих семей говорили, что они принадлежали к семье А. или семье В., то есть для подтверждения высоты их социальной позиции родословная прослеживалась скорее по материнской линии, чем по отцовской. Эти люди считались высшими-высшими на основании родословной и имени предка высшего класса. Через одно, два поколения их собственные имена проникнут в группу и станут самостоятельными именами с родословной...
|
Некоторые родословные людей высшего-высшего класса признаются членами как высшей-высшей группы, так и низшей-высшей. Такие семьи относят к одной группе (между членами этой группы существует тесная связь) на основании убеждения в превосходстве членов этой группы относительно других групп сообщества. Вера в их превосходство выражается через общее поведение, способствующее поддержанию социальной дистанции. Одна из респонденток сказала: "Когда я приехала сюда, мой муж объяснил мне, что в Янки Сити может произойти все, что угодно, кроме смешения социальных классов". Другой человек из высшего-высшего класса утверждал, что старые семьи никогда никого не принимали в свой круг. Члены самого высшего слоя обращались друг к другу как к родственнику даже тогда, когда между ними не прослеживалось никакого родства; например, индивид мог называть других членов высшей-высшей группы, не являвшихся его родственниками, "кузеном" или "кузиной". Один из респондентов объяснил это следующим образом: "Она мне кузина не по крови, а потому что мои мать и отец выросли вместе с ней". Наглядные примеры подтвердили, что высший-высший класс в Янки Сити вел себя как группа биологически родственных людей, чтобы выразить чувство взаимной социальной близости по отношению друг к другу и подчеркнуть социальную дистанцию между собой и теми, при разговоре с кем такие обращения не употреблялись.
Некоторые родственные связи в высшем-высшем классе "сочиняются" на основе членства в одной и той же группе, однако родственные связи между всеми его членами существуют. Класс очень эндогамен, и практически каждый имеет какие-то родственные связи с другими членами класса. Один из старейших и наиболее сведущих членов этой группы отметил: "Мой предок приехал сюда [в Янки Сити] после 1650 года. Из всех прибывших все нашли жен в Янки Сити, кроме двоих, женившихся на женщинах из Х. [пригорода Янки Сити]; и вы видите, какое образовалось сообщество. Все браки заключаются внутри него". Часто родственные связи являются очень отдаленными, но каждый член класса стремится найти родственные связи между своей семьей и другими. Один из наиболее надежных респондентов сказал о своей жене следующее: "Я не знал, что она "существовала", пока мне не исполнился 21 год. Затем я выяснил, что ее прадед и моя прабабка были братом и сестрой". Первое, что он и его жена сделали при знакомстве - сравнили родословные.
Этот краткий анализ показывает сложные, часто дальние, родственные связи, объединяющие этих людей. Временами далекий или достаточно близкий родственник, не принадлежащий этой группе, спокойно ею "не признавался". В Янки Сити члены двух семей, имеющих одну и ту же фамилию, находятся в состоянии длительной междоусобной вражды; человек, принадлежащий к низшему классу, настаивает на том, что он проследил свою родословную до общих предков с семьей высшего класса, и для подтверждения своей правоты он назвал своего сына именем первоначального предка, принадлежащего к высшим-высшим кругам. На самом деле, родственная связь между членами этих двух семей существует, хотя и по другой линии. Семья, принадлежащая к высшему классу, чувствовала, что на их законные права покушались и что семья низшего класса стремилась повысить свой социальный престиж, присоединяя себя к родословной высшего класса. Несомненно, именно к этому и стремилась семья низшего класса: в Янки Сити члены каждой семьи рассматривались в их социальном контексте.
В этой полуэндогамной группе часто случаются браки между двоюродными братьями и сестрами, и на это практически не накладывается никакого табу. Микаджа Х. женился на своей двоюродной сестре, после его смерти вдова вышла замуж за своего другого двоюродного брата. Проследить родословную тех, кто принадлежит к высшему-высшему классу очень трудно, так как браки между родственниками случались на протяжении многих поколений; члены этой группы испытывают определенное чувство гордости по поводу близости родственных связей вступающих в брак. Х.У.Z., член этой группы, сказал: "Моя жена в таких же родственных отношениях с семьей Т., как и я; мои дети - потомки "первых переселенцев" Т. через шестнадцать родственных связей: девять с материнской стороны и семь - с отцовской. Вот настолько часты у нас здесь браки между родственниками".
Ввиду того, что класс в значительной степени эндогамен, и у мужчин больше возможностей уехать из города, чем у женщин, последние часто остаются одинокими вследствие необходимости заключать браки с членами своего класса. Многие из наших респондентов говорили о некоторых женщинах, оставшихся незамужними, отмечая, что те никогда не вышли бы замуж за людей, расположенных ниже их на социальной лестнице, так как "их социальные позиции были для этого слишком высокими". S.S. - член высшего-среднего класса, один из наиболее уважаемых капиталистов в сообществе - в молодости был влюблен в женщину из высшего-высшего класса, однако "она, конечно же, никогда бы не согласилась на брак с ним". Такие браки случаются редко; если же они все-таки случаются, то человеку из низшего класса приходится перенимать образ жизни людей высшего класса.
Исследования низших-высших семей показали совсем другое положение вещей, чем в высших-высших семьях. Анализируя жизнь людей, приехавших на постоянное проживание в Янки Сити, мы кое-что выяснили о структуре их семей. Чаще всего вновь прибывшие в Янки Сити семьи были нуклеарными, состоявшими из детей и родителей; так как родители родителей чаще всего оставались в прежнем сообществе. С переездом из своего сообщества в Янки Сити индивиды избавлялись от контроля старшего поколения и одновременно они обычно расставались со своими братьями, сестрами и прочими родственниками, оставаясь изолированными. Они были не только отделены от своих родственников, но также имели очень мало социальных отношений с членами нового сообщества. В течение непродолжительного времени после переезда все непосредственные контакты семьи были связаны в первую очередь с профессией мужа или отца. Обычно вновь прибывшие семьи имели в сообществе семьи-покровители. Те семьи, которым не удавалось заручиться поддержкой таких покровителей, могли навсегда остаться в изоляции; и, как показали интервью, были случаи, когда семьи покидали сообщество, не будучи им принятыми. Если семьям-"переселенцам" оказывалось должное покровительство, и они, кроме того, соответствовали другим необходимым требованиям, через несколько лет они могли стать членами низшего-высшего класса.
Не все члены низшего-высшего класса являются вновь прибывшими в сообщество из-за пределов Янки Сити. Многие из них родились в сообществе, но только недавно поднялись с более низкой ступени на социальной лестнице. Они обычно занимают ту же позицию, что и люди, прибывшие в сообщество недавно, и имеют схожую тенденцию к изоляции - хотя пространственно они и не отделены от своих старших поколений и многочисленной родни. Схожая тенденция к отсутствию связей существует между старшим поколением и повысившим свою социальную позицию младшим.
Одно из наиболее характерных свойств низшего-высшего класса - нестабильная ситуация в семье, возникающая, как уже отмечалось, из-за недостатка контроля со стороны старшего поколения и подчинения нормам поведения, перенятым у класса, членами которого они недавно стали. Посредством социальной мобильности семья поднимается в низший-высший класс, где нормы поведения, которым члены этой семьи обучались в юности, считаются вульгарными и недостойными. У них нет старшего поколения, к которому было бы можно обратиться за помощью. Наиболее сложные аспекты и детали поведения, являющиеся признаками их новой позиции, нельзя впитать самостоятельно, их можно лишь приобрести на примере группы, отчасти настроенной враждебно к своим новым членам. Приобретенное поведение им чуждо, они считают его внешним и странным. Классовая среда, в значительной мере враждебно настроенная по отношению к ним, не позволяет им с легкостью стать частью группы и приобрести необходимый для укрепления своей новой социальной позиции тип поведения. Они постоянно вынуждены обороняться. В отличие от них, член высшей-высшей группы высказывает свое мнение о чем-либо легко и свободно даже тогда, когда оно не совпадает с мнением других членов группы. Он может себе позволить критиковать других и быть критикуемым.
Члены низшего-высшего класса имеют тенденцию достигать совершенства в каком-то одном из аспектов общего поведения, ожидаемого от человека, принадлежащего к высшему классу, и этот аспект поведения часто заменяет им все поведение. Например, А. Н., молодой человек из низшего-высшего класса, владел большим самолетом, который, как он сам говорил, стал центром его существования. Он тратил на этот самолет огромные суммы денег, показывал его всем и посвящал много времени тому, чтобы поддерживать его в исправности. Для него самолет стал символом его социальной позиции, и когда он его продал, "он чувствовал себя так, будто продал свою невесту" или "будто умер член его семьи". В то же время, когда он являлся владельцем этого самолета, он часто подвергался насмешкам со стороны высшего-высшего класса.
Хотя высший класс и подразделяется на эти две группы, дети одного возраста ходят в одни и те же школы и, проводя время друг с другом, в целом занимаются одним и тем же. Это искажает отношения между двумя поколениями и двумя классами. В высшем-высшем классе между детьми и родителями существуют явные отношения субординации, и дети намного больше подчиняются поколению своих родителей, чем дети из семьи низшего класса. Взрослые низшего-высшего класса находятся в отношениях субординации с высшим-высшим классом и, в соответствующем общественном месте, они подчиняются детям высшего-высшего класса. Однако дети из низшего-высшего класса дружат с детьми из высшей-высшей группы, и благодаря этому общению они часто занимают более высокую позицию, чем их родители. Продолжительное общение между растущими детьми из высшего-высшего и низшего-высшего классов помогает последним подняться по социальной лестнице, с другой же стороны, это увеличивает социальную дистанцию между родителями и детьми низшей-высшей группы.