В процессах менеджмента качества наиболее часто применяются простые статистические методы контроля качества. Данная группа инструментов наиболее эффективна для анализа существующей деятельности подразделений ОАО «РЖД» и помогает оценивать результативность и эффективность предлагаемых улучшений. Требования к построению и область применения этой группы инструментов определены в стандартах ОАО «РЖД» СТО 1.05.515-2009. В контрольной работе необходимо построить диаграмму Парето, Z-график и причинно-следственную диаграмму, а также разработать мероприятия по улучшению деятельности на основе метода «5W+1H+1S».
Задание 1.
Необходимо исследовать количество отказов устройств автоматики, телемеханики при помощи диаграммы Парето. Вариант выбирается по последней цифре номера зачетной книжки.
Был разработан контрольный листок для регистрации данных, результаты представлены в таблицах 2-3.
Таблица 2 – Количество отказов устройств автоматики, телемеханики
Причины отказов технических средств | Число отказов технических средств mi | |||||||||||
вариант | ||||||||||||
Аппаратура релейная, бесконтактная | ||||||||||||
Элементы рельсовых цепей | ||||||||||||
Элементы защиты от перенапряжения | ||||||||||||
Кабельные линии, воздушные линии | ||||||||||||
Стативы, релейные шкафы, путевые коробки | ||||||||||||
Светофоры, светоуказатели | ||||||||||||
Стрелочные электроприводы и гарнитура | ||||||||||||
Пульты табло, аппараты управления | ||||||||||||
Панели питания | ||||||||||||
Аккумуляторы | ||||||||||||
Прочие устройства | ||||||||||||
|
Таблица 3 – Продолжительность отказов технических средств, мин.
Причины отказов технических средств | Продолжительность отказов технических средств, мин. | |||||||||
вариант | ||||||||||
Аппаратура релейная, бесконтактная | ||||||||||
Элементы рельсовых цепей | ||||||||||
Элементы защиты от перенапряжения | ||||||||||
Кабельные линии, воздушные линии | ||||||||||
Стативы, релейные шкафы, путевые коробки | ||||||||||
Светофоры, светоуказатели | ||||||||||
Стрелочные электроприводы и гарнитура | ||||||||||
Пульты табло, аппараты управления | ||||||||||
Панели питания | ||||||||||
Аккумуляторы | ||||||||||
Прочие устройства |
Задание 2. «Z-график» – графический инструмент, позволяющий выявить специфическое поведение данных, которое трудно обнаружить при анализе сводных данных. Инструмент предназначен для оценки общей тенденции некоторого показателя, сравнения его с целевым и предыдущими значениями. Является частным случаем анализа временных рядов. Название инструмента обусловлено схожестью внешнего вида графика с латинской буквой Z.
|
«Z- график» целесообразно применять на начальном этапе количественного анализа данных, для выбора последующих методов и инструментов анализа.
Для построения графика необходимо зарегистрировать и рассчитать следующие величины:
− «Данные за предыдущий год» – значения показателя по месяцам с января по декабрь предыдущего по отношению к изучаемому году;
− «Данные за изучаемый год» – значения показателя по месяцам с января по текущий месяц;
− «Сумма нарастающим итогом» – сумма значений показателя с января по текущий месяц включительно (за текущий год).
− «Скользящая сумма» – скользящее суммарное значение показателя за последние 12 месяцев.
Пример – Скользящая сумма в январе – сумма значений показателя начиная с февраля предыдущего года по январь изучаемого года включительно, скользящая сумма в феврале – сумма значений показателя начиная с марта предыдущего года по февраль изучаемого года включительно и т.д. Значение скользящей суммы в декабре изучаемого года совпадает со значением суммы с нарастающим итогом.
− «Текущее целевое значение» – нарастающее (кумулятивное) значение цели на показатель для каждого месяца изучаемого года[11].
|
Рисунок 1 – Z – график
Задание 3. Построить Z – график по данным таблиц 4-5, сделать выводы по полученным данным.
Таблица 4 - Количество случаев нарушений требований безопасности движения в работе дистанции сигнализации, централизации и блокировки за 2015 г.
период | Число отказов технических средств в 2015 г. | |||||||||||
вариант | ||||||||||||
январь | ||||||||||||
февраль | ||||||||||||
март | ||||||||||||
апрель | ||||||||||||
май | ||||||||||||
июнь | ||||||||||||
июль | ||||||||||||
август | ||||||||||||
сентябрь | ||||||||||||
октябрь | ||||||||||||
ноябрь | ||||||||||||
декабрь | ||||||||||||
Таблица 5 - Количество случаев нарушений требований безопасности движения в работе дистанции сигнализации, централизации и блокировки за 2016 г.
период | Число отказов технических средств в 2016 г. | |||||||||||
вариант | ||||||||||||
январь | ||||||||||||
февраль | ||||||||||||
март | ||||||||||||
апрель | ||||||||||||
май | ||||||||||||
июнь | ||||||||||||
июль | ||||||||||||
август | ||||||||||||
сентябрь | ||||||||||||
октябрь | ||||||||||||
ноябрь | ||||||||||||
декабрь | ||||||||||||
Задание 4. Выполните разбор причины неисправности в работе дистанции сигнализации, централизации и блокировки, выявленной при построении диаграммы Парето, используя диаграмму Исикавы. Сделайте выводы.
Предложите корректирующие мероприятия по форме, требуемой стандартом ОАО «РЖД» СТО 1.05.515.7-2009 « Методы и инструменты улучшений Формат корректирующих действий. Метод «5W+1H+1S»».