Дизайн образовательного ресурса




Общие сведения

Язык разрабатываемого ЭОР - русский.

Данный документ является техническим заданием на разработку и публикацию электронного образовательного ресурса по дисциплине «Современные интернет-технологии» Образовательный ресурс будет реализован на основе CMS Drupal 6. Целью проектирования является повышение качества образования и совершенствование системы оценки полученных знаний.

2) Терминология

Браузер – программа для просмотра web-страниц.

Контент - информация, которой заполняются web-страницы ресурса

Администратор системы - лицо, которое имеет неограниченный доступ ко всем элементам системы, и занимается информационной и технической поддержкой web-ресурса.

Пользователь системы - лицо, имеющее права на изменение некоторых частей контента веб-ресурса, но с отсутствием прав на администрирование сайта.

Посетитель сайта - лицо, обладающее возможностью просматривать контент веб-ресурса при помощи средств браузера.

Хостинг - услуга по предоставлению вычислительных мощностей для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет). Хостингом также называется услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера с обеспечением подключения его к каналам связи с высокой пропускной способностью.

Общие требования

2.1.1 Корректное отображение сайта. Сайт, созданный на основе Drupal 6, корректно отображается в следующих браузерах:

­ Microsoft Internet Explorer версии 8.0 и выше;

­ Firefox версии 5.0 и выше;

­ Opera версии 10 и выше;

­ Google Chrome версии 11 и выше.

2.1.2 Требования к способам и средствам связи для информационного обмена. Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между элементами системы и посетителями, пользователями или администраторами следующие:

- Информационный обмен между элементами системы и посетителями, пользователями или администраторами происходит по сети, используя http-протокол.

- Стабильное соединение с сервером на скорости не менее 38400 бит/сек. На компьютерах пользователей и администраторов системы должен быть установлен Microsoft Internet Explorer Версия: 8.0 или более старших версий релизов на момент сдачи проекта.

2.1.3 Требования к программному обеспечению системы. Для работы описываемой системы необходимо наличие следующих программных средств:

На серверной стороне:

- Веб-сервер: Apache (рекомендуется), Nginx, Lighttpd, или Microsoft IIS

- СУБД: MySQL 5.0.15 и выше, PostgreSQL 8.3 и выше, или SQLite 3.x

- Версия PHP: 5.2.4 и выше

- Оперативная память: 32MB (для сайтов с большим числом используемых модулей может потребоваться 64 и более MB памяти.)

На клиентской стороне:

- Операционная система Windows или Linux с поддержкой протоколов семейства TCP/IP;

Требования к техническому обеспечению системы.

Клиент:

- Оперативная память – не менее 128 Mb;

- Процессор – 300 Mhz Intel Pentium II и выше

Сервер:

- Оперативная память – не менее 128 Mb;

- Пространство на жестком диске – 10 Mb для самой системы и дополнительное пространство, ~300 Mb под данные, созданные в системе;

- Процессор – 300 Mhz Intel Pentium II и выше

2.1.5 Администрирование сайта. Для администрирования сайта рекомендуется использовать браузер Mozilla Firefox версии 11.0 и выше.

Требования к публикации изображений. При добавлении или редактировании элемента информационного блока пользователь может подключать изображения крупного формата (размер файла не должен превышать максимального размера 2 Мб) в поле «Изображение для детального просмотра». Размер уменьшенного изображения для анонса по умолчанию 300 на 200 пикселей, выбирается исходя из выбранного дизайна сайта, пропорции изображения сохраняются.

Требования к численности и квалификации персонала системы. Количество посетителей, имеющих доступ к просмотру информации сайта через браузер не ограничено. Количество пользователей сайта и администраторов системы не ограничено. Квалификация персонала должна быть на уровне «пользователь ПК», должны присутствовать навыки работы с Microsoft Internet Explorer и Microsoft Office.

Требования к защите информации от несанкционированного доступа. Администраторы и пользователи образовательного ресурса имеют свои уникальные имена. При входе в систему у пользователя запрашивается имя и пароль. В случае правильного ввода этих данных пользователь получает доступ к системе, а администратор – к системе администрирования ресурса и редактирования содержимого. Администратор распределяет и назначает права доступа по всем группам пользователей.

2.1.9 Требования к организации входных данных. Входные данные представляют собой данные пользователя и заносятся в базу данных через форму и являются незащищёнными.

2.1.10 Требования к организации выходных данных.

Выходные данные формируются в режиме реального времени и выводятся из базы данных.

2.1.11 Требования к временным характеристикам. Обработка ввода информации не должна превышать 1 секунды.

2.2 Требования к надежности

2.2.1 Требования к обеспечению надежного (устойчивого) функционирования программы. Надежное (устойчивое) функционирование образовательного ресурса должно быть обеспечено выполнением совокупности организационно-технических мероприятий, обеспечивающихся стороной-заказчиком:

- организацией бесперебойного питания технических средств;

- выполнением требований ГОСТ 51188-98 "Защита информации. Испытания программных средств наналичие компьютерных вирусов";

- выполнением рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ, изложенных в Постановлении от 23 июля 1998г. "Об утверждении межотраслевых типовых норм времени наработы по сервисному обслуживанию ПЭВМ и оргтехники и сопровождению программных средств";

- необходимым уровнем квалификации сотрудников профильных подразделений.

2.2.2 Время восстановления после отказа. Сбоем считается время восстановления системы в промежутке от 1 до 10 секунд, вызванного сбоем электропитания технических средств или иными внешними факторами, необходимого на перезагрузку операционной системы и запуск программы, при условии соблюдения условий эксплуатации технических и программных средств. Отказом считается время восстановления системы, которое превышает 10 секунд, вызванного неисправностью технических средств, фатальным сбоем операционной системы, не должно превышать времени, требуемого на устранение неисправностей технических средств и переустановки программных средств. Обеспечивается копиями (обеспечивается программой) необходимой информации и хранении дистрибутивов на отдельном компьютере (обеспечивается стороной-заказчиком).

2.2.3 Отказы из-за некорректных действий оператора. Отказы программы возможны вследствие некорректных действий оператора (пользователя) при взаимодействии с операционной системой, поэтому во избежание возникновения отказов программы по указанной выше причине работа конечного пользователя обеспечивается без предоставления ему административных привилегий.

2.3 Условия эксплуатации

2.3.1 Климатические условия эксплуатации. Климатические условия эксплуатации, при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к техническим средствам в части условий их эксплуатации.

2.4 Стадии и этапы разработки

2.4.1. Стадии разработки. Разработка должна быть проведена в три стадии:

- разработка технического задания;

- рабочее проектирование;

- внедрение.

2.4.2. Этапы разработки

На стадии разработки технического задания должен быть выполнен этап разработки, согласования и утверждения настоящего технического задания. На стадии рабочего проектирования должны быть выполнены перечисленные ниже этапы работ:

- разработка программы;

- разработка программной документации;

- испытания программы.

На стадии внедрения должен быть выполнен этап разработки - подготовка и передача программы.

2.4.3. Содержание работ по этапам. На этапе разработки технического задания должны быть выполнены перечисленные ниже работы:

- постановка задачи;

- определение и уточнение требований к параметрам технических средств;

- определение требований к информационной и программной совместимости;

- определение стадий, этапов и содержания разработки программы и документации на нее;

- согласование и утверждение технического задания.

На этапе разработки программы должна быть выполнена работа по разработке программы, программной документаций и испытания программы. На этапе разработки программной документации должна быть выполнена разработка программных документов в соответствии с требованиями ГОСТ 19.101-77 и требованием пунктом "Предварительный состав программной документации" настоящего технического задания. На этапе испытаний программы должны быть выполнены перечисленные ниже виды работ:

- разработка, согласование и утверждение программы и методики испытаний;

- проведение приемо-сдаточных испытаний;

- корректировка программы и программной документации по результатам испытаний.

На этапе подготовки и передачи программы должна быть выполнена работа по подготовке и передаче программы и программной документации в эксплуатацию.

2.5 Технико-экономические показатели

2.5.1. Ориентировочная экономическая эффективность. Ориентировочная экономическая эффективность не рассчитывается.

2.5.2. Предполагаемая годовая потребность. Предполагаемое число использования программы в год – запуск по необходимости. Возможность работы в сети в таком же режиме.

2.6 Требования к программной документации

2.6.1 Предварительный состав программной документации. Программная документация включает в себя техническое задание.

2.6.2 Специальные требования к программной документации. Специальные требования к программной документации не предъявляются.

Дизайн образовательного ресурса

В качестве дизайна образовательного ресурса используется специально разработанная тема оформления.

- Общий фон сайта – светло-голубой цвет. На рисунке 3.2 представлена шапка сайта.

- Рисунок 2.1 – Шапка сайта

- Главное горизонтальное меню.

 

Рисунок 2.2 – Горизонтальное меню

 

- Рабочая область (средняя колонка), на ней располагается содержание выбранной пользователем страницы. Шрифт чёрного цвета на белом фоне.

- Включаемая область (левая колонка) – в ней выводятся ключевые слова, по всей информации представленной на сайте.

- Нижняя область: содержит ссылки на сайт образовательного центра Comtech и на группу Вконтакте

Главное меню содержит следующие подразделы и страницы:

- Главная - раздел предназначен для отображения информации о электронном образовательном ресурсе и новостей;

- Лекционный материал - на этой странице опубликован весь лекционный материал по данной дисциплине;

- Тестирование - на этой странице размещены тесты по уровню прохождения материала;

- Контакты - раздел содержит контакты образовательного центра Comtech.

 

2.2 Цели и задачи функционирования ЭОР

 

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

­ обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений);

­ интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно- деятельностных форм обучения;

­ возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.

Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:

­ интерактив - содержание предметной области представляется учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций.

­ мультимедиа - мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.

­ моделинг - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, дающее адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. Моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

­ коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса

­ производительность пользователя - благодаря автоматизации нетворческих операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

­ уровень интерактивности – уровень активности пользователя при работе с электронным образовательным ресурсом служит одним из важнейших показателей качества ЭОР.

­ с технической точки зрения ЭОР – это совокупность программ и данных, с точки зрения потребителя – это контент, т.е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения. Электронный контент - контент, в котором возможны операции с его элементами: манипуляции с объектами, вмешательство в процессы.

Электронные образовательные ресурсы дают возможность действительно научиться. Учебная работа включает в себя занятия с преподавателем (аудиторные) и самостоятельные (дома).

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия — от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.

С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

2.3 Общие требования к созданию сайтов

 

С течением времени выработались определенные требования к созданию интернет-сайтов, придерживаясь которых, можно создавать наиболее эффективные Интернет-ресурсы. Наиболее важные из них:

- навигация является тем инструментом на сайте, с которым по существу и работает посетитель. При проектировании сайта очень важно, исходя из структуры расположения материалов на сайте, разработать максимально удобную для данной структуры навигацию. При этом есть простые базовые принципы, пренебрежение которыми сильно усложняет ориентирование посетителя на сайте: посетитель должен всегда видеть, где он находится (документ и уровень его вложенности), как он сюда попал, и как ему вернуться туда, откуда он пришел. Причём, самой удобной навигацией является та, которая позволяет минимальным числом переходов попасть с одной страницы на другую, при этом, естественно, навигация должна быть легко воспринимаемой и не перегруженной. Последнее достигается расставлением акцентов путем логического форматирования;

- соответствие информации, представленной на сайте, целевому назначению сайта. Если сайт посвящен определенной тематике, то информация, не имеющая отношения к содержанию сайта не должна использоваться на нем;

- правильное расставление абзацев, оправданное употребление списков, применение правил типографики значительно упрощает восприятие текста;

- оперативность обновления информации интернет-сайтов позволяет делать ее востребованной и актуальной, а, следовательно, побуждает пользователя к повторным посещениям ресурса;

- использование интерактивных элементов на сайте позволяет разнообразить его информационное содержание, дает возможность организовать механизм обратной связи с посетителями сайта. Необходимо использовать именно всплывающие подсказки - они появляются только тогда, когда это необходимо, то есть когда посетитель хочет как-то использовать определенный элемент сайта;

- правильное графическое решение типовой страницы сайта. Разработка дизайна должна соответствовать типу ресурса. Наиболее распространенными являются информационные ресурсы, развлекательные ресурсы, ресурсы, связанные с Интернет-торговлей и т.д.;

- корректная работа сайта, выраженная в правильном отображении во всех распространенных типах браузеров (сохранение правильного форматирования сайта, отображение графики), делает возможным использование сайта пользователями с различным программным обеспечением [16].

 

2.4 Проектирование электронного образовательного ресурса по дисциплине «Современнные интернет-технологии»

 

Разрабатываемый сайт относится к типу образовательных сайтов и в первую очередь будет необходим для решения образовательных задач как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.

Сайт содержит в себе следующие блоки:

1) авторизация пользователя – внесение пользователя в базу данных, регистрация на ресурсе;

2) информационный блок – данный блок содержит в себе структурированный лекционный материал по дисциплине;

3) блок тестирования – данный блок содержит в себе тесты по дисциплине, разделённые по степени прохождения курса.

2.5 Построение UML-диаграмм

 

Unified Modeling Language, сокращённо UML, применяется на различных этапах разработки программного обеспечения (ПО). UML переводится как унифицированный язык моделирования.

В UML программы представляются диаграммами. В UML диаграммах представляется общая архитектура программы или её особенности, в UML-диаграммах создаётся только модель будущей программы. Язык UML является довольно высоким уровнем абстракции, поэтому программы, написанные на UML, впоследствии можно реализовать на любом языке, в котором есть достаточно возможностей объектно-ориентированного программирования.

Unified Modeling Language может использоваться на различных этапах разработки ПО: как во время проектирования ПО, так и во время кодирования на конкретном языке. Так как UML представлен диаграммами, то этот язык используется не только программистами, но и, например, менеджерами в компаниях, разрабатывающих ПО.

Необходимо построить следующие диаграммы UML:

- диаграмма вариантов использования;

- диаграмма компонентов;

- диаграмма состояний.

Диаграмма прецедентов или диаграмма вариантов использования — диаграмма, на которой отражены отношения, существующие между актёрами и прецедентами.

Актёр— множество логически связанных ролей в UML, исполняемых при взаимодействии с прецедентами или сущностями (система, подсистема или класс). Актёром может быть человек или другая система, подсистема или класс, которые представляют нечто вне сущности.

Любые (в том числе и программные) системы проектируются с учетом того, что в процессе своей работы они будут использоваться людьми и/или взаимодействовать с другими системами. Сущности, с которыми взаимодействует система в процессе своей работы, называются актёрами, причем каждый актёр ожидает, что система будет вести себя строго определенным, предсказуемым образом.

Прецедент, также: вариант использования, сценарий использования — это спецификация последовательностей действий (варианты последовательностей и ошибочные последовательности) в Унифицированном языке моделирования (UML), которые может осуществлять система, подсистема или класс, взаимодействуя с внешними актёрами.

Основная задача — представлять собой единое средство, дающее возможность заказчику, конечному пользователю и разработчику совместно обсуждать функциональность и поведение системы.

Цели разработки диаграммы прецедентов:

- обозначить границы и контекст предметной области;

- определить требования к функциям моделируемой системы;

- разработать исходную концептуальную модель системы для отображения в виде физических и логических моделей;

- подготовить документацию для реализации взаимодействия разработчиков системы с ее заказчиком и конечными пользователями.

Рисунок 2.3 – Диаграмма вариантов использования (прецедентов)

 

Диаграмма состояний — ориентированный граф для конечного автомата, в котором вершины обозначают состояния, а дуги показывают переходы между двумя состояниями. Понятие автомата в контексте UML обладает довольно специфической семантикой, основанной на теории автоматов. Вершинами этого графа являются состояния и некоторые другие типы элементов автомата (псевдосостояния), которые изображаются соответствующими графическими символами. Дуги графа служат для обозначения переходов из состояния в состояние. Диаграммы состояний могут быть вложены друг в друга, образуя вложенные диаграммы более детального представления отдельных элементов модели.

Главное предназначение этой диаграммы – описать возможные последовательности состояний и переходов, которые в совокупности характеризуют поведение элемента модели в течение его жизненного цикла. Диаграмма состояний представляет динамическое поведение сущностей, на основе спецификации их реакции на восприятие некоторых конкретных событий. Системы, которые реагируют на внешние действия от других систем или от пользователей, иногда называют реактивными. Если такие действия инициируются в произвольные случайные моменты времени, то говорят об асинхронном поведении модели. Хотя диаграммы состояний чаще всего используются для описания поведения отдельных экземпляров классов (объектов), но они также могут быть применены для спецификации функциональности других компонентов моделей, таких как варианты использования, актеры, подсистемы, операции и методы.

Рисунок 2.4 – Диаграмма состояний

На рисунке 2.5 представлен вариант диаграммы состояний для варианта входа администратора на ресурс.

Рисунок 2.5 – Диаграмма состояний для варинта использования администратором ресурса

 

 

 


4 ОБЗОР И ВЫБОР ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

4.1 Обзор языков программирования

Все языки программирования, используемые при разработке Web-сайтов, можно разделить на две большие группы.

К первой относятся те из них, код которых выполняется на компьютере посетителя сайта — в его браузере. Это всем известные JavaScript, VBScript, Java-апплеты. Программы, написанные на этих языках, встраиваются в код Web-страниц (или выносятся в отдельный файл с вызовом из Web-страницы).

Во вторую группу попадают те языки, программы на которых выполняются на том компьютере, где расположен Web-сервер. Эта группа гораздо обширнее, именно к ней и относится PHP. Создавая программы на этом языке, нет необходимости учитывать все, доставляющие неудобства, особенности языков C++ или Perl: не надо заботиться о правах доступа к файлам сценария или прописывать точные пути к различным модулям и т. д. Для тестирования PHP-программ на локальном компьютере необязательно устанавливать на нем ту же операционную систему, что и у провайдера хостинга сайта, где они будут применяться,— достаточно лишь загрузить соответствующий Web-сервер и подключить к нему модуль PHP и целиком сосредоточиться на решаемой задаче.

Программы, написанные на PHP, выполняются на стороне сервера, т.е. начинают работать до загрузки страницы после подачи вашего запроса (например, ввода адреса). Они обрабатываются программой-сервером и в качестве ответа на ваш запрос выдают динамически (т.е. в зависимости от запроса, интерактивно) генерируемые страницы. Эти страницы могут содержать как стандартные HTML-тэги, так и «скрипты» (маленькие программы WEB-приложения, выполняемые на стороне клиента), написанные на JavaScript или VBScript, которые начнут выполняться после полной загрузки браузером сгенерированной на сервере страницы.

JavaScript и VBScript предназначены, в основном, для придания динамичности (подвижности) вашей страничке — выпадающие меню, мерцающие кнопки, эффектные переходы и т.п. Функции JavaScript, позволяют работать только с ресурсами клиентской машины и только с вашей локальной файловой системой.

Среди локальных наивысшим быстродействием обладает JavaScript, среди серверных рекордсменом по обработке небольших объемов данных и текста является Perl. PHP — на втором месте, но при этом имеет широчайшие возможности доступа практически к любым серверам баз данных.

Скрипты на JavaScript и VBScript встраиваются непосредственно в web-страницу и остаются видны в коде страницы во время ее просмотра. То есть исходный текст любого скрипта, написанного на встроенном языке, мы можем просмотреть, открыв HTML-код страницы.

Программы на Perl пишутся в виде отдельных файлов и подключаются к странице с помощью директив SSI, тэгов IFRAME или IMG. При этом в коде страницы мы получаем результат выполнения скрипта, а не его исходный код. Режим секретности при этом максимальный. Программы на PHP, так же как и на JavaScript, встраиваются в тело страницы и, но как и Perl-программы, возвращают пользователю только результат выполнения. Проанализировав функциональные возможности, остановимся на каждом из языков программирования более подробно[18].

 

4.2 JavaScript

 

JavaServer Page (JSP) – это расширение технологии Java servlet, являющееся удобным методом для отображения веб-страниц с динамическим содержанием. Технология позволяет внедрять Java-код, а также EL (Expression Language) в статичное содержимое страницы. Могут использоваться библиотеки JSP-тегов для внедрения их в JSP-страницы. Страницы компилируются JSP-компилятором в сервлеты, представляющие собой Java-классы, которые выполняются на сервере. Сервлеты могут быть написаны разработчиком, не используя JSP-страницы. Эти технологии дополняют друг друга.

Основным отличием от других подобных технологий, например ASP и PHP, является то, что код, находящийся внутри специальных тэгов не интерпретируется при обращении к странице, а предварительно компилируется в Java Servlet. Технология JSP удачно объединяет шаблонный подход к построению сайтов и все преимущества Java-платформы.

Важным шагом к расширению шаблонного подхода стали библиотеки тэгов. Они предоставляют хорошую возможность интегрировать стандартные, сторонние, или собственные программные компоненты в страницы. Простота создания и использования привели к большой популярности библиотек тэгов.

JSP не привязана к конкретной платформе благодаря использованию Java. Кроссплатформенность является одним из основных преимуществ этой технологии. Также к достоинствам JSP следует отнести простоту разработки, наличие большого количества библиотек и легкость их использования, мощные и разнообразные среды разработки.

В настоящее время реализована трансляция JSP-страницы в сервлет, программный код которого пишется на языке Java. Однако остается возможность реализации JSP и на других языках программирования. Преобразование JSP-страницы в сервлет может выполняться либо в момент, когда JSP страница помещается на сервер, либо когда клиент первый раз обращается к этой странице. Процедура преобразования трудоемка, занимает много времени, поэтому рекомендуется выполнять ее только один раз. Все последующие обращения клиента к JSP-странице сервер автоматически переадресует на сервлет, который был получен в результате ее преобразования.

Сервлет, полученный после преобразования JSP-страницы, функционирует в рамках стандартного контейнера сервлетов и использует строго регламентированный интерфейс. Поэтому эта технология не зависит от каких-либо особенностей той или иной аппаратной платформы. С другой стороны, поскольку JSP-технология строится на базе интерпретируемого объектно-ориентированного языка Java, то это дает гарантию переноса приложений, построенных на технологии JSP, на любую платформу, где можно установить виртуальную Java машину.[1, 2, 7, 8, 15 и др.].

 

4.3 PHP

 

PHP (Hypertext Preprocessor) - это язык программирования, предназначенный для создания сайтов. PHP позволяет автоматизировать работу с сайтом. Это скрипт-язык, встраиваемый в HTML, который интерпретируется и выполняется на сервере. Отличие PHP от JavaScript, состоит в том, что PHP-скрипт выполняется на сервере, а клиенту передается результат работы, тогда как в JavaScript-код полностью передается на клиентскую машину и только там выполняется.

PHP является внедряемым языком сценариев. Цель языка состоит в том, чтобы позволить веб-разработчикам быстро создавать динамически генерируемые страницы. Кроме того, разработчикам Web-приложений нет необходимости говорить, что web-страницы - это не только текст и картинки. Достойный внимания сайт должен поддерживать некоторый уровень интерактивности с пользователем: поиск информации, продажа продуктов, конференции и т.п. PHP работает как часть Web-сервера. В этом языке нет строгой типизации данных и нет необходимости в действиях по выделению/освобождению памяти. Программы, написанные на PHP, достаточно легко читаемы, а написанный PHP код легко зрительно прочитать и понять.

Возможности PHP:

- на PHP можно сделать все: обрабатывать данные из форм, генерировать динамические страницы, получать и посылать сеансы - куки (cookies). Кроме этого в PHP включена поддержка многих баз данных (databases), что делает написание Web-приложений с использованием БД до невозможности простым. Вдобавок ко всему PHP понимает протоколы IMAP, SNMP, NNTP, POP3 и даже HTTP, а также имеет возможность работать с сокетами - программными интерфейсами для обеспечения информационного обмена между процессами и общаться по другим протоколам;

- PHP может серьезно облегчить работу создателя сайта - с помощью команды include() можно автоматически вставлять один и тот же фрагмент HTML-кода во множество страниц, просто поместив в них эту команду с именем файла, содержащего код общей части. В результате для обновления такой общей части будет достаточно отредактировать один файл — тот, который ее, собственно, и содержит, и соответственно изменятся все остальные страницы. Также, при обновлении новостей редактированию придется подвергать лишь сам их текст, а не HTML-код заглавной страницы;

- помощь Web-мастеру и службе поддержки Web-ресурса — это лишь весьма малая часть функций PHP. Этот язык позволяет значительно обогатить сайт огромным количеством новых функций. Так, с помощью функции mail() легко обеспечить отправку почтового сообщения по какому-либо адресу со страниц сайта и т. д.;

- возможность легкой работы с серверами баз данных;

- возможности языка весьма серьезно расширяются с помощью дополнительных модулей, содержащих различные функции. Они при необходимости размещаются там же, где установлен PHP-интерпретатор, а загрузить их можно с портала РНР, там же, в разделе документации, приведено и полное описание работы с ними. Например, модуль Zlib позволяет работать из программы на PHP с архивами в формате Gzip, а Libswf — с Flash-презентациями, создавая их и редактируя прямо на сервере. PHP — развивающийся язык, и новые модули появляются довольно часто. Однако применять их получится только после установки на Web-сервер, чему провайдеры хостинговых услуг могут и воспротивиться. Поэтому при желании использовать функции из какого-либо модуля (да и самого языка PHP) сначала необходимо проверить, поддерживает ли их Web-сервер, на котором администратор собирается размещать сайт.

По свой идеологии PHP изначально был ориентирован на написании небольших скриптов. PHP является интерпретируемым языком, и, вследствие этого, не может сравниться по скорости с компилируемым С. Однако при написании небольших программ, что, в общем-то, присуще проектам на PHP, ему просто нет равных. Программа, написанная на языке РНР, выполняется на сервере. Браузер посылает серверу запрос на страницу с PHP-кодом. Сервер отдает эту страницу на исполнение интерпретатору PHP, интерпретатор генерирует HTML-код, отдает серверу, а сервер посылает клиенту. Никакого РНР кода в браузер не попадает и увидеть исходный PHP-код невозможно. РНР не выполняется в браузере. РНР находится на сервере и ждет новых запросов с данными для обработки. Это программа, которая выполнилась на сервере, отдала пользователю HTML-страницу и завершил работу. Все данные, которые были в нем - пропали. Именно поэтому, если какая-то переменная нужна при последующих вызовах, ее надо передать снова.

Применение PHP можно разделить на три группы. Самое простое (но очень мощное) применение - это использование PHP для создания сайтов из модулей. Записать все неизменяемые части сайта в отдельные файлы (меню, шапку, тело) и вместо того, чтобы писать одно и то же на каждой странице, просто вызывать вложение соответствующего модуля. Это уже значительно облегчит работу с сайтом[4, 10, 18].

 

4.4 AJAX

 

Сейчас WEB-проекты становятся все сложнее и соответственно медленнее происходит их выполнение, что в некоторых случаях значительно раздражает пользователей. Да и разработка занимает длительное время. Решение этой проблемы лежит в двух направлениях:

В настоящее время разработка WEB приложений стремится к разграничению клиентской части и серверной, этим и обуславливается повсеместное использование шаблонов. Переплетать между собой различные технологии становиться слишком дорого для времени разработчика. Так, например, все стили форматирования выносятся в CSS или в XSL файлы, HTML или XML данные хранятся в других разделах, серверные обработчики в третьих, базы данных в четвертых.

AJAX – это радикально новая технология. AJAX (Asynchronous Javascript and XML — «асинхронный JavaScript и XML») — это подход к построению интерактивных пользовательских интерфейсов веб-приложений, заключающийся в «фоновом» обмене данными браузера с веб-сервером. В результате при обновлении данных веб-страница не перезагружается полностью, и веб-приложения становятся более быстрыми и удобными. AJAX - один из компонентов концепции DHTML.

Преимущества:

- экономия трафика - использование AJAX позволяет значительно сократить трафик при работе с веб-приложением благодаря тому, что часто вместо загрузки всей страницы достаточно загрузить только небольшую изменившуюся часть;

- уменьшение нагрузки на сервер - AJAX позволяет несколько снизить нагрузку на сервер;

- ускорение реакции интерфейса - поскольку нужно загрузить только изменившуюся часть, то пользователь видит результат своих действий быстрее.

Недостатки:

- интеграция со стандартными инструментами браузера - динамически создаваемые страницы не регистрируются браузером в истории посещения страниц, поэтому не работает кнопка «Назад», но существуют скрипты, которые могут решить эту проблему;

- невозможность сохранения закладки на желаемый материал. Частично решить эти проблемы можно с помощью динамического изменения идентификатора фрагмента (части URL после #), что позволяют многие браузеры;

- динамически загружаемое содержимое недоступно поисковикам - поисковые машины не могут выполнять JavaScript, поэтому



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: