Крытый вагон для легковых автомобилей модели 11-835 создан с учетом необходимости обеспечения сохранности и товарного вида перевозимых автомобилей двухъярусным. Рама 6 (рис. 21) образует нижний ярус кузова. Кроме того, имеются верхний ярус 4, боковые стены 7, торцевые двери 2, крыша 1 и переездные площадки
3. Торцевые двери и переездные площадки обеспечивают беспрепятственный проезд автомобилей по всему составу. В средней части вдоль боковых стен вагона предусмотрены проемы 5, закрытые металлической сеткой.
Рис.21 Двухъярусная платформа для легковых автомобилей
-41-
Основа рамы кузова (рис. 22) – хребтовая балка 5. Она соединена с двумя боковыми 2, двумя концевыми 1 балками, двумя шкворневыми 4, девятью поперечными 8 и четырьмя продольными 6 балками, а также четырьмя раскосами 3. Хребтовая балка выполнена из двух швеллеров № 30, соединенных между собой диафрагмами. В консольной ее части установлены передние и задние упоры автосцепки, а за шкворневыми балками размещены грузы 7 общей массой 2.7 т для придания устойчивости вагону против опрокидывания от центробежной силы и ветровой нагрузки. Боковые балки рамы изготовлены из швеллера № 20. Концевые балки сварные П-образного сечения и сварены из листов толщиной 12 мм. В месте постановки ударной розетки концевая балка имеет углубление на 100 мм, позволившее уменьшить вылет автосцепки с 610 мм до 510 мм. Для безопасности работы составителей поездов на концевых балках установлены поручни. Шкворневые балки сварные, коробчатого сечения. В зоне пересечения с хребтовой балкой на нижних листах шкворневых балок установлены пятники, усиленные сверху надпятниковыми коробками, а на расстоянии 762 мм от продольной оси вагона снизу приварены скользуны.
|
Рис.22 Рама кузова двухъярусного крытого вагона для легковых автомобилей
-42-
Поперечные промежуточные балки рамы выполнены из швеллеров № 14,продольные – швеллеров № 10, а раскосы – из швеллера №30 Пол настлан из гофрированных листов толщиной 3 мм. Для установки колесных упоров, предназначенных для крепления автомобилей, в полу предусмотрены щелевые пазы.
Верхний ярус (рис. 23) кузова представляет собой раму с металлическим настилом пола из гофрированных
листов толщиной 3 мм со щелевыми пазами для колесных упоров. Рама верхнего яруса состоит из двух боковых продольных 6, двух концевых и набора промежуточных поперечных балок 14. Продольные и концевые балки сварные замкнутого коробчатого сечения из гнутых профилей, а поперечные балки – из гнутых П-образных элементов.
-43-
Рис. 23 Поперечное сечение кузова крытого вагона для легковых автомобилей
Боковые стены кузова цельнометаллические. Они состоят из каркаса, металлической обшивки и двух рядов окон 5 и 7, размещенных по всей длине вагона и закрытых сетками. Один из рядов 7 расположен на уровне крыши автомобилей нижнего яруса, а другой 5 – на уровне колес автомобилей верхнего яруса. Рамы окон изготовлены из гнутых уголков и приварены к стойкам, а также к верхней и средней продольным обвязкам стен. В рамы вделаны
-44-
сетчатые решетки, выполненные из проволоки сечением 6 мм. Ячейки решетки имеют ромбическую форму с размерами большей диагонали 150 мм. Каркас стены включает верхнюю 4 и нижнюю 10 обвязки, среднюю продольную балку 6, являющуюся боковой балкой рамы верхнего яруса, две угловые и тринадцать промежуточных стоек 9, а также двенадцать раскосов. Раскосы поставлены только между нижней обвязкой и средней продольной балкой и направлены в противоположные стороны от середины вагона. Угловые стойки замкнутого коробчатого сечения, а верхняя обвязка – из гнутого уголка, нижняя обвязка – из прокатного швеллера № 20, промежуточные стойки и раскосы – из гнутых швеллеров. Обшивка стен 8 металлическая гофрированная. С нижней обвязкой 10 стена связана накладкой 11 и усилена уголками 12и 13.
|
Крыша кузова металлическая сварная. Каркас крыши обшит гофрированными листами 1. Каркас выполнен из двух продольных обвязок 3 и набора дуг 2 соответственно уголкового и зетобразного профилей. Дуги крыши, стойки
стен и поперечные балки лежат в одной плоскости, образуя замкнутые шпангоуты.
Торцевые стены обеих сторон кузова представляют собой двустворчатые двери. Переездные площадки при закрытии дверей поднимаются в вертикальное положение. При этом нижняя площадка располагается с наружной стороны дверей, а второго яруса - с внутренней стороны кузова. Стопорное устройство нижней площадки может быть заперто навесным замком, без открытия которого нельзя опустить переездную площадку и открыть двери. Для облегчения подъема переездные площадки снабжены пружинными компенсаторами.
Специализированный крытый вагон хоппер для зерна модели 19-756 спроектирован по габариту 1-Т. Вагон цельнометаллический (рис. 24) саморазгружающийся,
|
-45-
бункерного типа. Рама 8, боковые 5 и торцевые 6 стены и крыша 1 образуют кузов вагона. У вагона имеются шесть бункеров 11 по три с каждой стороны с механизмами 12 для открывания и закрывания разгрузочных люков. Для облегчения высыпания груза на бункерах предусмотрены устройства 13 для постановки вибраторов. Вагон загружают через четыре щелевых загрузочных люка 2, расположенных в крыше кузова. Люки закрывают крышками (1690х660 мм) с резиновыми уплотнениями. Каждая крышка запирается упругими закидками 3, которые в закрытом положении заходят за захватные скобы, приваренные к крыше, и прижимают крышку к горловине люка. Для предупреждения самопроизвольного выхода закидок из захватных скоб крышки снабжены механизмом запирания. Он представляет собой вал 4, расположенный вдоль крышек люков по всей длине крыши, с приваренными к нему против каждой захватной скобы секторами. Привод вала 7 расположен на торцевой стене вагона. При повороте вала по часовой стрелке его сектора закрывают открытое
пространство захватных скоб и исключают выход закидок 3 из-под них. При повороте вала против часовой стрелки сектора выходят из-под захватных скоб, выводят закидки из них и позволяют открыть крышки. Для влезания на крышу на торцевой стене кузова и на раме установлены лестницы 9. Переходная площадка вагона снабжена ограждением 10. Все несущие элементы кузова выполнены из низколегированной стали 09Г2Д, а обшивка – из стали 10ХНДП-2.
-46-
Рис. 24 Крытый вагон-хоппер для зерна
Рама (рис. 25) состоит из хребтовой 3, двух боковых 2, двух концевых 5, двух шкворневых 1 и двух средних 4 балок. Хребтовая балка сварена из двух зетобразных профилей № 31,перекрытых в средней части коньком 8 (4 мм) для лучшего ссыпания груза. В консольной части хребтовая балка усилена розеткой 7 и упорами автосцепки. Боковые балки выполнены из уголка 125х80х10 мм. Концевые балки сварены Г-образной формы поперечного сечения из листов толщиной 4 мм. Для безопасной работы составителя на концевой балке установлены поручни 6. Шкворневые балки коробчатого сечения состоят из двух вертикальных 12 (6 мм) и двух горизонтальных 13 листов (10 мм). На нижнем горизонтальном листе балки укреплены скользуны 10 и пятник 11. Для обеспечения прочности опорного узла и повышения жесткости сопряжения шкворневой и хребтовой балок между ними установлена надпятниковая коробка 9. Средние поперечные балки состоят из вертикального 14 (6 мм) и нижнего наклонного 15 (8 мм) листов.
-47-
Рис. 25 Рама крытого вагона-хоппера для зерна
Боковые стены (рис. 26) выполнены из гофрированных металлических листов 6 толщиной 3 мм, подкрепленных для жесткости десятью стойками 5, верхней 4 и нижней 7 обвязками. Стойки изготовлены из двутавра № 10, верхняя обвязка 4 – из гнутого специального профиля толщиной 6 мм, а нижняя –из прокатного уголка 125х80х10.
Для большей жесткости каждая стена связана с рамой двумя наклонными швеллерами № 14.
-48-
Рис. 26 Поперечное сечение кузова вагона-хоппера для зерна
Бункера 9 сварены из листов толщиной 5 мм в форме усеченной пирамиды и имеют разгрузочные крышки 10 люков с резиновыми уплотнениями. Каждые два противоположных бункера снабжены одним рычажным механизмом разгрузки с приводным штурвалом 8. Механизм разгрузки обеспечивает попарное открывание и закрывание крышек люков бункеров, а также позволяет дозировать высыпание зерна или прекращать выгрузку в любой момент времени. Он состоит из винтового привода со штурвалом, укрепленного на кронштейне, и системы
-49-
шарнирно связанных между собой рычагов и тяг с распорками, соединенными попарно с крышками разгрузочных люков. Закрытие крышек обеспечивается переходом осей распорок за «мертвую» точку, что предохраняет крышки от самопроизвольного открывания. Для более полной выгрузки вагона предусмотрена возможность установки на бункерах вибраторов. Наклонные торцевые стены кузова 12 располагаются под углом 55° к плоскости рамы. Они сварены из верхнего и нижнего листов толщиной 4 мм и двух боковых обвязок уголкового профиля сечением 60х60х6 мм. Верхний лист имеет отбортовку, которая выполняет роль верхней обвязки. В нижней части сделана фигурная подштамповка, которая, соединяясь с наклонным листом стены, образует поперечную балку коробчатого сечения. Нижний лист обшивки усилен двумя продольными 15 и одним поперечным 13 поясами и подкосами 11. Для придания консольным частям кузова достаточной прочности и жесткости каждая торцевая стена усилена двумя стойками-раскосами 14и 16 из швеллера № 14.
Крыша кузова сварная и состоит из листовой гофрированной обшивки 1 толщиной 3 мм в середине и 1.8
мм по бокам, подкрепленной двенадцатью дугами 3, выполненными из уголка 75х50х5 мм. На крыше расположены четыре загрузочных люка щелевого типа. С торцевыми стенами крыша связана фрамугами 17, а с боковыми – непосредственно приваркой к верхней обвязке 4 стены. Для доступа на крышу и внутрь вагона имеются лестници, а по всей длине крыши - трап 2.
Безрамные цистерны
Также к вагонам, кузов которых воспринимает все виды нагрузок, можно отнести цистерны безрамной конструкции. В качестве такого вагона может быть
-50-
рассмотрена восьмиосная цистерна модели 15-1500 (рис. 27), где все нагрузки передаются непосредственно через котел цистерны.
Рис. 27 Восьмиосная цистерна для нефтепродуктов
Котел цистерны состоит из сваренных посередине двух цилиндрических обечаек 2. Каждая обечайка выполнена, из продольных листов – нижнего толщиной 12 мм, боковых и верхних – 9 мм и двух днищ 6 толщиной 10 мм. Котел снабжен двумя люками 3 диаметром 570 мм, герметически закрываемыми крышками и оборудованными двумя сегментными планками на разных высотах для контроля предельных уровней заполнения котла, а также приводом затвора сливного прибора. Для повышения жесткости и прочности котел подкреплен десятью омегаобразными кольцевыми шпангоутами 5, которые приваривают снаружи цилиндрической части котла в середине и над опорами. Для обеспечения полного слива груза предусмотрены уклоны к сливным приборам. Эти уклоны создаются выштамповкой нижнего (броневого) листа на глубину 20-30 мм. Котел оборудован двумя универсальными сливными приборами 7, двумя пре-дохранительно-впускными клапанами 4, наружной 1 и
-51-
внутренней лестницами, площадкой в зоне люка для
обслуживающего персонала. На концах котла (рис. 28) размещены опоры, имеющие хребтовую 2 и шкворневую 3 балки с концевыми и боковыми обрамлениями. Опоры приварены снизу к броневому листу и служат для передачи основных нагрузок на котел и соединительные балки тележек. В зоне опоры нижний лист котла усилен опорными накладками 4 толщиной 12 мм. Котел цистерны приварен к опорному листу 6. В свою очередь опорный лист 6 посредством ребер закреплен на шкворневой балке 3. Кроме того, котел приварен к хребтовым балкам 2 при помощи специальных лап 1 и 5.
Рис. 28 Опора котла восьмиосной нефтебензиновой цистерны